Строение растительной, животной, грибной клеток под микроскопом
Лабораторная работа №
Тема: Строение растительной, животной, грибной клеток под микроскопом.
Цель: закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой. Основываясь на знании основных положений клеточной теории, выработать у учащихся умение применять их для доказательства материального единства живой и неживой природы.
Оборудование: таблицы «Строение растительной и животной клетки», «Грибы дрожжи », микроскопы, предметные и покровные стекла, стакан с водой, пипетки, лук репчатый, разведенные дрожжи, водные растворы йода, синих чернил, чайная ложка.
Ход работы.
Учащиеся делятся на группы по 2-3 человека. Группы изготавливают микропрепараты из растительного объекта, грибного, микропрепарат слизистой оболочки ротовой полости. В дальнейшем группы обмениваются микропрепаратами, занося результаты изучения в таблицу.
Задания:
1. Отделите от чешуи луковицы кусочек покрывающей её кожицы и поместите его на предметное стекло. Нанесите капельку слабого водного раствора йода на препарат. Накройте его покровным стеклом.
2. Снимите чайной ложкой немного слизи с внутренней поверхности щеки. Поместите слизь на предметное стекло и подкрасьте разбавленными в воде синими чернилами. Накройте микропрепарат покровным стеклом.
3. Приготовьте микропрепарат дрожжевых грибов.
4. Рассмотрите микропрепараты под микроскопом. Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах. Сравните между собой эти клетки, результаты сравнения занесите в таблицу.
Клетки | Цитоплазма | Ядро | Плотная клеточная стенка | Пластиды |
Растительная | | | | |
Животная | | | | |
Грибная | | | | |
5. Сделайте выводы из наблюдений. Отразите в нем черты сходства и различия растительных, животных, организмов и грибов. (Письменно).
Лабораторная работа №
Тема: изучения морфологического критерия вида.
Цель: обеспечить усвоение учащимися морфологического критерия вида, закрепить на практике знания о критериях вида, продолжить формирование умений составлять описательную характеристику растений на основе способностей сравнивать особи 2-3 видов с целью выявления у них морфологического критерия, характеризующего самостоятельность вида.
Оборудование: живые растения или гербарный материал различных видов растений: клевер луговой, клевер ползучий, облиственные побеги акации белой и акации желтой, побеги с хвоей и шишки различных видов хвойных пород (сосны обыкновенной и сосны сибирской). Линейки, лупы.
Ход работы.
Работа с видами клеверов
1. Рассмотрите растения, относящиеся к различным видам рода клевер.
2. Сравните виды по морфологическим признакам и составьте сравнительную таблицу 2-х видов клевера.
Морфологический критерий.
Признаки | Виды. | |
Клевер луговой. | Клевер ползучий. | |
Стебель по расположению в пространстве. Лист (простой, сложный) Соцветие (рыхлое или плотное) Тип цветка. Окраска цветка. Плод. | | |
3. Составить морфологическую характеристику растений каждого вида (описать внешнее строение), выявить различия между видами по морфологическому критерию.
Работа с видами акаций.
1. Рассмотреть побеги желтой и белой акации.
2. Сравнить виды по морфологическим признакам и составить сравнительную таблицу 2-х видов акации.
Признаки. | Виды. | |
Акация белая. | Акация желтая. | |
Листья по форме. Количество листочков. Соцветие Окраска цветков. | | |
3. Составить морфологическую характеристику растений каждого вида.
Работа с видами хвойных пород.
1. Рассмотреть и сравнить 2 вида сосны по особенностям хвои, шишек и семян.
2. Данные наблюдений занести в таблицу.
Признаки. | Виды. | |
Сосна обыкновенная. | Сосна сибирская. | |
Хвоя. Размещение хвоинок на побеге (одиночно или в пучках) Количество хвоинок в пучке. Длина (в см.). Окраска. Степень жесткости. Шишки и семена. Длина шишки (в см) Форма шишки. Цвет Особенности семян (с крылышками или бескрылое) Размеры семян. | | |
3. Определите, какие признаки составляют морфологический критерий каждого вида.
4. Чем объясняются сходства и (различие) растений?
Лабораторная работа №
Тема: выявление изменчивости организмов.
Цель: сформировать понятие изменчивости организмов, продолжить выработку умений наблюдать натуральные объекты, знакомиться с явлением изменчивости на различных объектах, находить признаки изменчивости, определять её причину.
Оборудование: раздаточный материал, иллюстрирующий изменчивость организмов (колосья пшеницы, корнеплоды моркови).
Ход работы.
Инструктивные карточки-задания.
1. Работа с колосьями пшеницы.
Установите черты сходства в строении колосьев, отвечая на следующие вопросы:
1. Наличие остей на колосе.
2. Во сколько рядов расположены колоски в колосе.
3. Зерновка стекловидная или мучнистая.
4. Форма зерновки – бочкообразная или вытянутая.
5. Длина колоса.
Выявите черты различия путем измерения длины колосьев и подсчета количества зерновок в них. Колосья пронумеруйте. Данные наблюдения занесите в таблицу. В первой колонке таблицы (наблюдаемый признак) далее колонки экземпляров (1,2,3 и т.д.).
Обобщите результаты наблюдений и сделайте выводы. Ответьте на вопросы: какие свойства организмов обуславливают сходства между особями одного и того же вида? Как могли возникнуть различия между особями одного вида?
2. Работа с корнеплодами моркови.
Наблюдайте объекты по признакам, данные наблюдений занесите в таблицу.
Изменчивость корнеплодов моркови.
Наблюдаемый признак. | Объекты | Изменчивость | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Наблюдается | Не наблюдается. |
1. Какую окраску имеют корнеплоды моркови (желтую, оранжево-красную, интенсивно-фиолетовую.
2. Какова форма корнеплодов (округлая, овальная, усеченно-коническая, цилиндрическая, веретеновидная).
3. Какова поверхность корнеплода (гладкая, бугристая, шероховатая).
4. Основание корнеплодов (тупое, острое).
5. Измерьте длину и наибольший диаметр корнеплодов.
6. Обобщите результаты наблюдений и сделайте выводы.
Лабораторная работа №
Тема: приспособленность организмов к среде обитания.
Цель: сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, закрепить умение выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания. Рассматривать на конкретных примерах приспособленность организмов к среде обитания и объяснять механизм их возникновения.
Оборудование: рисунки или фотографии птиц, млекопитающих, коллекция плодов и семян распространяемых разными способами ( плоды рябины, семена ели, плоды-крылатки клена, березы, плоды репейника, коллекция насекомых (пчела, жук-плавунец, кузнечик).
Ход работы.
Инструктивные карточки-задания.
Работа с плодами и семенами растений.
1. Рассмотрите плоды и семена, определите, каким растениям они принадлежат.
2. Выясните характер приспособленности к распространению плодов и семян.
3. Запишите данные наблюдений в таблицу.
Приспособленность плодов и семян к распространению.
Название растений | Характер приспособлений | Способ распространения плодов и семян. |
1. Ель | | |
2. Клен | | |
3. Репейник | | |
4. Береза | | |
5. Рябина | | |
4. Объяснить механизм возникновения черт приспособленности в процессе эволюции.
Работа с коллекцией насекомых.
1. Рассмотрите конечности следующих насекомых: кузнечика, жука-плавунца, пчелы.
2. Укажите их основные отличительные признаки в строении конечностей.
3. Результаты наблюдений оформите в таблице:
Название насекомого | Строение конечности | Характер приспособленности |
1. Пчела | | |
2. Жук-плавунец | | |
3. Кузнечик | | |
4. Сделайте вывод из данной работы.
Работа с рисунками или фотографиями птиц (млекопитающих)
1. Рассмотрите на рисунках представителей класса Птиц.
2. Перечислите признаки, являющиеся приспособительными: к питанию, к полету и т.д.
3. Данные наблюдений занесите в таблицу.
Название птиц. | Приспособленность к | ||
полету | пище | в окраске |
4. Сделайте выводы из данной работы.
Ответить на вопросы: в чем проявляется относительный характер приспособлений? Какому фактору среды соответствует приспособление? Опир
страница 1
скачать
Другие похожие работы: