NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Строение растительной, животной, грибной клеток под микроскопом


Лабораторная работа №
Тема: Строение растительной, животной, грибной клеток под микроскопом.

Цель: закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой. Основываясь на знании основных положений клеточной теории, выработать у учащихся умение применять их для доказательства материального единства живой и неживой природы.

Оборудование: таблицы «Строение растительной и животной клетки», «Грибы дрожжи », микроскопы, предметные и покровные стекла, стакан с водой, пипетки, лук репчатый, разведенные дрожжи, водные растворы йода, синих чернил, чайная ложка.
Ход работы.

Учащиеся делятся на группы по 2-3 человека. Группы изготавливают микропрепараты из растительного объекта, грибного, микропрепарат слизистой оболочки ротовой полости. В дальнейшем группы обмениваются микропрепаратами, занося результаты изучения в таблицу.

Задания:

1. Отделите от чешуи луковицы кусочек покрывающей её кожицы и поместите его на предметное стекло. Нанесите капельку слабого водного раствора йода на препарат. Накройте его покровным стеклом.

2. Снимите чайной ложкой немного слизи с внутренней поверхности щеки. Поместите слизь на предметное стекло и подкрасьте разбавленными в воде синими чернилами. Накройте микропрепарат покровным стеклом.

3. Приготовьте микропрепарат дрожжевых грибов.

4. Рассмотрите микропрепараты под микроскопом. Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах. Сравните между собой эти клетки, результаты сравнения занесите в таблицу.

Клетки

Цитоплазма

Ядро

Плотная клеточная стенка

Пластиды

Растительная













Животная













Грибная














5. Сделайте выводы из наблюдений. Отразите в нем черты сходства и различия растительных, животных, организмов и грибов. (Письменно).

Лабораторная работа №

Тема: изучения морфологического критерия вида.

Цель: обеспечить усвоение учащимися морфологического критерия вида, закрепить на практике знания о критериях вида, продолжить формирование умений составлять описательную характеристику растений на основе способностей сравнивать особи 2-3 видов с целью выявления у них морфологического критерия, характеризующего самостоятельность вида.

Оборудование: живые растения или гербарный материал различных видов растений: клевер луговой, клевер ползучий, облиственные побеги акации белой и акации желтой, побеги с хвоей и шишки различных видов хвойных пород (сосны обыкновенной и сосны сибирской). Линейки, лупы.
Ход работы.

Работа с видами клеверов

1. Рассмотрите растения, относящиеся к различным видам рода клевер.

2. Сравните виды по морфологическим признакам и составьте сравнительную таблицу 2-х видов клевера.

Морфологический критерий.

Признаки

Виды.

Клевер луговой.

Клевер ползучий.

Стебель по расположению в пространстве.

Лист (простой, сложный)

Соцветие (рыхлое или плотное)

Тип цветка.

Окраска цветка.

Плод.







3. Составить морфологическую характеристику растений каждого вида (описать внешнее строение), выявить различия между видами по морфологическому критерию.

Работа с видами акаций.

1. Рассмотреть побеги желтой и белой акации.

2. Сравнить виды по морфологическим признакам и составить сравнительную таблицу 2-х видов акации.

Признаки.

Виды.

Акация белая.

Акация желтая.

Листья по форме.

Количество листочков.

Соцветие

Окраска цветков.







3. Составить морфологическую характеристику растений каждого вида.

Работа с видами хвойных пород.

1. Рассмотреть и сравнить 2 вида сосны по особенностям хвои, шишек и семян.

2. Данные наблюдений занести в таблицу.

Признаки.

Виды.

Сосна обыкновенная.

Сосна сибирская.

Хвоя.

Размещение хвоинок на побеге (одиночно или в пучках)

Количество хвоинок в пучке.

Длина (в см.).

Окраска.

Степень жесткости.

Шишки и семена.

Длина шишки (в см)

Форма шишки.

Цвет

Особенности семян (с крылышками или бескрылое)

Размеры семян.







3. Определите, какие признаки составляют морфологический критерий каждого вида.

4. Чем объясняются сходства и (различие) растений?

Лабораторная работа №

Тема: выявление изменчивости организмов.

Цель: сформировать понятие изменчивости организмов, продолжить выработку умений наблюдать натуральные объекты, знакомиться с явлением изменчивости на различных объектах, находить признаки изменчивости, определять её причину.

Оборудование: раздаточный материал, иллюстрирующий изменчивость организмов (колосья пшеницы, корнеплоды моркови).
Ход работы.

Инструктивные карточки-задания.

1. Работа с колосьями пшеницы.

Установите черты сходства в строении колосьев, отвечая на следующие вопросы:

1. Наличие остей на колосе.

2. Во сколько рядов расположены колоски в колосе.

3. Зерновка стекловидная или мучнистая.

4. Форма зерновки – бочкообразная или вытянутая.

5. Длина колоса.

Выявите черты различия путем измерения длины колосьев и подсчета количества зерновок в них. Колосья пронумеруйте. Данные наблюдения занесите в таблицу. В первой колонке таблицы (наблюдаемый признак) далее колонки экземпляров (1,2,3 и т.д.).

Обобщите результаты наблюдений и сделайте выводы. Ответьте на вопросы: какие свойства организмов обуславливают сходства между особями одного и того же вида? Как могли возникнуть различия между особями одного вида?

2. Работа с корнеплодами моркови.

Наблюдайте объекты по признакам, данные наблюдений занесите в таблицу.

Изменчивость корнеплодов моркови.

Наблюдаемый признак.

Объекты

Изменчивость

1

2

3

4

5

Наблюдается

Не наблюдается.

1. Какую окраску имеют корнеплоды моркови (желтую, оранжево-красную, интенсивно-фиолетовую.

2. Какова форма корнеплодов (округлая, овальная, усеченно-коническая, цилиндрическая, веретеновидная).

3. Какова поверхность корнеплода (гладкая, бугристая, шероховатая).

4. Основание корнеплодов (тупое, острое).

5. Измерьте длину и наибольший диаметр корнеплодов.

6. Обобщите результаты наблюдений и сделайте выводы.
Лабораторная работа №
Тема: приспособленность организмов к среде обитания.

Цель: сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, закрепить умение выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания. Рассматривать на конкретных примерах приспособленность организмов к среде обитания и объяснять механизм их возникновения.

Оборудование: рисунки или фотографии птиц, млекопитающих, коллекция плодов и семян распространяемых разными способами ( плоды рябины, семена ели, плоды-крылатки клена, березы, плоды репейника, коллекция насекомых (пчела, жук-плавунец, кузнечик).

Ход работы.

Инструктивные карточки-задания.

Работа с плодами и семенами растений.

1. Рассмотрите плоды и семена, определите, каким растениям они принадлежат.

2. Выясните характер приспособленности к распространению плодов и семян.

3. Запишите данные наблюдений в таблицу.
Приспособленность плодов и семян к распространению.

Название растений

Характер приспособлений

Способ распространения плодов и семян.

1. Ель







2. Клен







3. Репейник







4. Береза







5. Рябина








4. Объяснить механизм возникновения черт приспособленности в процессе эволюции.

Работа с коллекцией насекомых.

1. Рассмотрите конечности следующих насекомых: кузнечика, жука-плавунца, пчелы.

2. Укажите их основные отличительные признаки в строении конечностей.

3. Результаты наблюдений оформите в таблице:

Название насекомого

Строение конечности

Характер приспособленности

1. Пчела







2. Жук-плавунец







3. Кузнечик








4. Сделайте вывод из данной работы.

Работа с рисунками или фотографиями птиц (млекопитающих)

1. Рассмотрите на рисунках представителей класса Птиц.

2. Перечислите признаки, являющиеся приспособительными: к питанию, к полету и т.д.

3. Данные наблюдений занесите в таблицу.


Название птиц.

Приспособленность к

полету

пище

в окраске


4. Сделайте выводы из данной работы.

Ответить на вопросы: в чем проявляется относительный характер приспособлений? Какому фактору среды соответствует приспособление? Опир

страница 1


скачать

Другие похожие работы:



Строение растительной клетки

Лабораторная работа: 1 стр.




Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.