NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Сведения о мбук «мибс»


2.4.10. Правовая культура см. папку Правовая культура

2.4.11. Поддержка и популяризация чтения. Областные конкурсы «Самая читающая семья», «Достоинство таланта читателя»

В Городской детской библиотеке 29 марта состоялся, ставший уже традиционным, 7-й городской конкурс среди читателей-подростков «Читатель года 2013». Важная особенность данного конкурса – для участия в нём подростку необходимо заслужить рекомендацию библиотекаря той библиотеки, читателем которой он является, тем самым повышая престиж и авторитет библиотеки. Критериями выдвижения являются систематическое и разностороннее чтение, читательская эрудиция и активное участие в мероприятиях библиотек. В этом году претендентами на победу были лучшие читатели городских библиотек №2,7,8 и Городской детской библиотеки: Буркова Елена (8 класс, гимназия №24), Рахманова Анастасия(8 класс, гимназия №24), Горбунов Дмитрий (7 класс, гимназия №24), Терентьева Дарья и Сенчурова Ксения (7 класс, школа № 26), Гайченко Валерия (7 класс, школа №12).

Чтобы жюри могло выбрать лучшего из лучших, участникам необходимо было представить свою визитную карточку - рассказать о себе, как о читателе; защитить свой читательский формуляр, рассказать о любимых произведениях так, чтобы всем присутствующим сразу захотелось прочесть эти книги. А еще ребята читали стихи. Стихотворения были одного автора - Великого Князя Константина Романова, известного под псевдонимом К.Р. Ведь в 2013 году династии Романовых исполняется 400 лет. Последний конкурс «Я – эрудит!» - интерактивная игра, где каждому участнику нужно было проявить свою эрудицию, начитанность, ответив на 4 вопроса по литературе, истории, природе и краеведению. Именно это конкурсное задание окончательно выявило победителя конкурса – Рахманову Анастасию, учащуюся 8 класса гимназия №24, представителя Городской детской библиотеки. Ей присуждено звание «ЧИТАТЕЛЬ ГОДА – 2013», вручен диплом победителя и сертификат на путевку во Всероссийский детский центр отдыха «Орлёнок». Гайченко Валерия за второе место получила в подарок электронную книгу, а Горбунов Дима за любовь к историческим книгам награждён призом от издательского дома «Контакт».

Подростки с удовольствием участвуют в этом конкурсе, и тем самым привлекают внимание своих сверстников к чтению и библиотеке.

2.4.12. Другие актуальные направления

«Школа радостного чтения» - практически 95% читателей Городской детской библиотеки от 7 до 11 лет посещают занятия «Школы радостного чтения», а это 54 начальных класса из 10 школ города и 1350 учеников.

Что же это такое и чему учат в нашей школе? Во-первых - это четырехлетняя программа работы с детьми с 1 по 4 класс на основе лучшей детской литературы. Для каждого класса программа составляется и заранее обговаривается с учителем, исходя из особенностей учащихся данного конкретного класса. Мы считаем, что главное в работе с детьми этого возраста – не только привить любовь к чтению, но превратить чтение в радость, а также научить работать с книгой. Здесь, в библиотеке, учат любить книгу, радоваться книге и новым открытиям!

О чтении

Читать ужасно интересно:

Вы можете сидеть, лежать

И – не сходя при этом с места –

Глазами книгу – ПРОБЕЖАТЬ!

Да-да! Читать – ХОДИТЬ ГЛАЗАМИ

За ручку с мамой, после – сами.

Ходить – ведь это же пустяк,

Не бойтесь сделать первый шаг!

Споткнулись раз, другой... и вдруг вы

Прочли подряд четыре буквы,

И вы пошли, пошли, пошли –

И слово первое прочли!

От слова к слову – как по кочкам –

Помчитесь весело по строчкам…

И так научитесь читать –

Как бегать,

Прыгать…

Как летать!

Я знаю, скоро по странице

Порхать вы будете, как птицы!

Ведь необъятен и велик, как небо –

Мир волшебных книг!

Это стихотворение Андрея Алексеевича Усачёва можно назвать гимном «Школы радостного чтения», так как оно полностью выражает суть нашей работы с младшими школьниками по привитию любви к чтению.

Каждый год в «Школе радостного чтения» чем-то отличается: вырастают, меняются ученики, но всё же…

Для младшего отдела Городской детской библиотеки характерна преемственность. Читатели–дошколята становятся первоклассниками и переходят в отдел обслуживания младших школьников. Первый класс – это самый трудный класс, но и самый важный. Много усилий прикладывается для того, чтобы научить ребёнка самостоятельно выбрать книгу, не забыть записать у библиотекаря и правильно её сдавать. Дети по разному подготовлены к школе: есть дети уже хорошо читающие (чаще всего это читатели, которые посещали отдел «Дошколёнок»), они знают много стихов, сказок, с ними легко работать. Есть и такие, кто ещё только учит буквы, со слоговым чтением. В 2013 г. первоклассниками стали более 130 детей из отдела «Дошколёнок». Это подготовленные к школе, к работе с книгой, умные, воспитанные дети. Они говорят: «Хочу учиться, учиться хорошо, читать много», эти дети уверены в себе, готовы к получению новых знаний. В День первого посещения библиотеки со своим классом они уверенно рассказывают своим одноклассникам о книгах, о библиотеке, на них опирается библиотекарь в работе с классом.

Первое занятие в библиотеке – День первого посещения – это встреча с новым, узнавание, знакомство. Всё ориентировано на то, чтобы ребенок удивился книгам, увидел необычные книги, много книг, понял, что хорошо учиться ему поможет книга. Каждый ребёнок получает свою первую библиотечную книжку (в большинстве случаев это новая книга) – и начинается сложная, кропотливая работа с каждым ребёнком. Библиотекарь говорит, что для первоклассников нет слов «не хочу и не могу», а есть слова «хочу и могу» - читать и рассказывать о книгах в библиотеке, и этим сразу нацеливает детей на работу.

В первом классе работа начинается со стихов, маленьких сказок, рассказов. Чтение книги – это задание, цель, и маленький читатель учится ставить цель и идти к ней. Привыкая к этой мысли, ребенок учится читать книги. Вчерашний дошкольник не становится настоящим учеником и читателем автоматически, нужна кропотливая, постоянная работа, ведь научиться складывать из букв слова и овладеть техникой чтения, еще не значит, стать читателем. Занятия проходят бурно: в классах по 28-30 человек и всех нужно научить не только рассказывать, но и слушать. Основная форма работы с первоклассниками – утренники, дети обязательно учат стихи, все выступают, как артисты. Инсценировка сказок – любимое занятие, где дети раскрываются, растут и меняются с каждым занятием, влияние книги на их развитие становится заметным. Традиционные утренники по стихам С. Маршака, А. Барто, К. Чуковского, С. Михалкова, Б. Заходера – это как сольное выступление на концерте – ребёнок представляет себя, выразительно рассказывает о своей первой книжке, о стихах, им прочитанных и т.д. Часто это бывают открытые уроки – на занятиях присутствуют родители. После утренника дети выходят из зала раскрасневшиеся, с приподнятым настроением и сходу делятся впечатлениями. Кого похвалили за выученное стихотворение, чей рисунок высоко оценили – весь этот положительный настрой является мотивацией к дальнейшему чтению, а родители начинают осознавать необходимость занятий в библиотеке. С первоклассниками в библиотеке обязательно проводится праздник «Спасибо, Азбука!», где каждому ребёнку вручается «Дипломчик» от Азбуки. Завершается учебный год у первоклассников в «Школе радостного чтения» праздником «Как хорошо уметь читать!».

Второй класс – новая ступенька в учёбе и чтении – дети читают уже заметно лучше, растёт техника чтения, ребята с удовольствием пересказывают прочитанное, учатся составлять вопросы, делать выводы. Расширяется круг чтения детей – они узнают много новых писателей. Начиная со второго класса, дети учатся самостоятельному поиску информации, учатся выделять главное в содержании, обдумывать содержание. Постепенно вводится новое задание: формулировать вопросы по прочитанной книге, это очень важное умение. Во 2-м классе дети начинают вести дневники чтения, которые мы называем в шутку «портретом читателя». Здесь ребёнок не только указывает автора и название прочитанной книги, но и два вопроса к ней, и рисунок или кроссворд. По дневнику можно узнать интересы, предпочтения и круг чтения ученика. Именно во втором классе прививаются навыки систематического чтения, ребёнок становится настоящим читателем.

Третий, четвёртый класс – это этап становления творческого читателя, у детей значительно расширяется круг чтения, они учатся работать с познавательными книгами, энциклопедиями, справочными изданиями. Такие авторы как В. Бианки, Н. Сладков, И. Пивоварова, М. Пляцковский - проверены временем, их книги читаются активно, с интересом, всем классом. Много внимания уделяется детской периодике.

В работе «Школы радостного чтения» используются самые разнообразные формы работы: чтение по ролям, обсуждение книги, различные игры. Основные моменты занятия в ШРЧ – это чтение, чтение, чтение и игра. Через игру дети получают знания, развивают свои способности, расширяют словарный запас, учатся находить оригинальные решения, быть внимательными и сообразительными. Такие формы работы как литературные, научно-познавательные игры, викторины и др. позволяют серьёзное мероприятие сделать увлекательным, но - всё же не превращать его в сплошной праздник. С огромным удовольствием дети составляют кроссворды к прочитанным книгам. Это является своеобразной гимнастикой ума, развивает сообразительность, находчивость. Лаконизм и яркость характеристики, точность языка, конкретность образа – вот основные критерии, которыми пользуются учащиеся при составлении кроссвордов. Кроссворды, как часть урока, используются очень часто.

На занятиях часто используется такой сложный жанр, как «интервью» (3, 4 класс). В начале занятия читатель получает задание – взять интервью у одноклассников по прочитанной книге. Это трудное задание, но дети с ним справляются достаточно легко. Здесь они учатся умению вести диалог.

В работе «Школы…» практически на всех занятиях используются командные формы работы – КВН, викторина, литературная игра, познавательная игра и т.д. За 40 минут мероприятия редко удаётся выслушать каждого, а такая форма позволяет выступить и поучаствовать абсолютно всем.

В «Школе радостного чтения» каждый ученик - читатель, рассказчик, слушатель, собеседник, а также отвечающий и задающий вопросы, читатель рассуждающий, объясняющий и оценивающий.

Каждая прочитанная книга должна затронуть ум и сердце каждого ребёнка. А иначе - зачем вся эта работа нужна? Развитие в детях нравственных чувств – это формирование у них способности радоваться и огорчаться, восхищаться и гордиться или стыдиться, страдать, словом – переживать те или иные чувства, вызванные поступками собственными и чужими, оценивать их исходя из освоенных представлений и понятий о нормах нравственности. Нравственная норма становится достоянием личности, если воспринимается не только умом, но и чувством. Каждое занятие в «Школе радостного чтения» строится на прочтении книги, а это книги лучших детских писателей, классиков.

На заключительном занятии в 4 классе «Девчонки и мальчишки растут от книжки к книжке» - это девиз «Школы…» - подводятся количественные и качественные итоги, и каждому выпускнику вручается свидетельство об окончании «Школы радостного чтения»

Большое внимание в библиотеке уделяется комплектованию этого отдела, так как заказывать литературу для «Школы радостного чтения» необходимо сразу на класс - не менее 30 экз. Красочные, хорошо иллюстрированные новые детские книги вдохновляют на творческую работу с книгой – сколько рисунков, поделок из различных материалов создаётся по прочитанным книгам и любимым героям! В библиотеке организована выставка поделок читателей, и она постоянно меняется и пополняется.

Вся информация о деятельности «Школы радостного чтения» выкладывается на сайт Городской детской библиотеки: списки и фото лучших читателей, победителей летнего чтения, победителей викторин. Это стимулирует к активному чтению, участию в конкурсах библиотеки. И самые внимательные и активные посетители сайта - ученики «Школы радостного чтения», они часто интересуются, почему ещё нет той или иной информации из жизни «Школы…», любят видеть себя и своих одноклассников на сайте, ими гордятся родители.

Мы работаем в тесном сотрудничестве и с учителями, и с родителями наших читателей. Это одна из основных составляющих работы библиотеки, которая начинается с момента записи в библиотеку ребёнка, родителя. На абонементах проводятся индивидуальные беседы, консультации по выбору книг, приобщению ребёнка к чтению. На занятиях «Школы радостного чтения» часто присутствуют родители, они видят, как работают в библиотеке их дети, зачастую открывая для себя много нового о своём ребёнке. Библиотекарь приглашается и на родительские собрания в школе, где знакомит родителей с основными направлениями «Школы радостного чтения», с требованиями не только к читателям-детям, но и к учителям, и родителям, рассказывают о чтении их детей, помогают решить проблемы в приобщении к чтению. Такие встречи дают эффект: родители становятся нашими союзниками, уделяют больше внимания чтению детей и узнают своих детей немного больше. Ведь чтение – это наполнение не только интеллекта, но и души.

По словам учителей, дети, окончившие «Школу радостного чтения», подготовлены к изучению литературы в 5-м классе по любой программе.

В библиотеке №10 «Семейное чтение» по примеру «Школы радостного чтения» в течение года систематически проводился цикл мероприятий «Книга - окно в мир» для учащихся 4-х классов шк.№25 в помощь школьной программе. Цель этих занятий - привлечь учащихся к систематическому чтению, привить любовь к книге, познакомить детей с лучшей детской литературой. Мероприятия проводились в игровой форме: конкурсы, литературные игры, викторины, праздничные соревнования, литературные фанты… В конце учебного года было проведено итоговое занятие - конкурс «Лучший читатель класса». Подвели итоги, определили победители в номинациях: «Лучший читатель года», «Лучший знаток сказок», «Самый толстый формуляр» и т.п.

Наиболее удавшаяся форма работы - игра «Перестрелка».

Участники разделились на 2 команды. Ведущий конкурса задает вопрос. Задача каждого игрока команды, ответить на него без помощи команды и переслать вопрос ведущего игроку другой команды. Дважды задавать вопрос одному и тому же человеку нельзя. Если участник ответил на вопрос, он получает бал для всей команды, если нет, у команды бал забирается и команда теряет право выбора соперника. Эта форма работы интересна тем, что в игре задействован каждый ученик и от его знания и прочтения книги зависит победа команды. Команда заинтересована в своей победе, поэтому они оказывают давление на одноклассника, не прочитавшего книгу. Эффективность этой игры очень заметна, читатели стараются добросовестно подготовиться к мероприятию, прочитать книгу, чтобы не подводить команду.

Эстетическое развитие детей и молодежи

Дню знаний была посвящёна празднично-игровая программа «День воздушного настроения», которая проводилась библиотекарями Центральной городской библиотеки. Ведущими сказочного праздника были Смешарики и царевна Несмеяна. Веселые герои загадывали учащимся загадки, проводили всевозможные конкурсы и эстафеты с воздушными шарами. Ребята принимали самое активное участие в программе, старались с помощью веселых игр, танцев и песен рассмешить Несмеяну, что им в конце праздника удалось сделать. Все, кто принимал активное участие в мероприятии, получили от Смешариков сладкие призы. Дети ушли с праздника с веселым и «воздушным» настроением. Праздник посетили учащиеся 4-х классов школы № 2 в количестве 87 человек.

16 ноября отмечается Международный День Толерантности (терпимости). Библиотека в этот день провела со студентами горно-строительного техникума беседу-диалог - «Воспитание толерантности». В России в последнее время растёт количество проявлений устойчивой неприязни и нетерпимости к «другой» культуре, образу жизни, языку, верованиям. Об этом и о многом другом говорилось в данной беседе. Ребята делились своими наблюдениями: как в обществе относятся друг к другу, к людям другой национальности и т. д. Говорилось о том, как важно почитать и уважать старшее поколение, своих родителей. И действительно, относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе самому.

С октября месяца в Центральной городской библиотеке проходили мероприятия в рамках проекта «Книга собирает друзей» для учащихся школ города. Данные игры были созданы по типу «Своя игра». Учащиеся отвечали на вопросы по определённым темам. Для подготовки к игре ученикам предлагался список литературы, который помог бы им отвечать на вопросы. В частности, для учащихся 5-х классов школы № 22 проводилась литературная интерактивная игра по сказкам - «Этот сказочный мир». В декабре состоялась итоговая заключительная игра, которая определила команду победительницу. Капитану победившей команды был вручён сертификат на приобретение книжной продукции. За время проведения интерактивных игр в Центральной городской библиотеке было охвачено 150 учащихся школ города, прочитано более 200 экземпляров книг по темам: языкознание, мифология, литературоведение, устное народное творчество.

Профориентационная работа с юношеством (Год мастерового – человека труда в Кузбассе).

В течение всего года среди старшеклассников города пользовалось мероприятие - «Выбор профессии – это серьёзно» - калейдоскоп профессий. Работники библиотеки представили учащимся формулу выбора профессии¸ рассказали о редких интересных профессиях, о самых востребованных профессиях Междуреченска. Ребята в беседе-диалоге вместе с библиотекарем рассуждали о том, как, изучив свои способности и наклонности, не ошибиться в правильности выбора. Демонстрировались слайды и видеоролики по профориентации. Также проводилось тестирование среди присутствующих, которое помогло им определиться с направленностью в выборе профессий.
2.5. Индивидуальная работа с читателями-детьми

Индивидуальная работа в библиотеке начинается с личности библиотекаря. В отделе «Дошколёнок» доверительные отношения с библиотекарем устанавливаются с момента записи мамы с ребёнком. Для того, чтобы узнать особенности характера и растущие интересы малыша, без этого не обойтись. Записав в отдел одного малыша, при появлении второго, и даже третьего, приходят всей семьёй в библиотеку. Таким образом библиотекарь становится уже другом семьи. Им доверяют семейные проблемы, и библиотекарь реально помогает в их решении. Многим родителям помогли договориться с нужными специалистами о консультации по вопросам здоровья и развития малышей. И таких примеров немало, всего невозможно перечислить. Одна молодая семья чуть было не разрушилась, мама трёх малышей настолько устала от семейных проблем, что даже, по её словам, перестала испытывать любовь к детям. Не зная никого в городе (приезжие) она нашла дорогу в нашу библиотеку и записала вначале одного ребёнка, а затем и остальных. Начали посещать Школу раннего развития «Аистёнок», познакомились с другими родителями, подружились с детками. Много общаясь с библиотекарем, молодая мама снова поверила в себя, очень изменилась даже внешне, у неё появились друзья, наладились отношения в семье. В настоящее время она стала одним из самых активных помощников библиотеки. Их семья увеличилась: взяли девочку под опеку из детдома.

Родители предпочитают, чтобы библиотекарь даже книгу с выставки рекомендовал при индивидуальной беседе, охотно прислушиваются к советам и рекомендациям.

Когда наши дошколята вырастают, становятся школьниками и начинают посещать «Школу радостного чтения», они также не остаются без внимания. Не смотря на то, что в ней более 1300 учеников, руководитель «Школы…» знает их всех по именам, знает их привычки, способности и особенности характера. Это отражается на успешном становлении ребёнка-читателя.

Пятиклассникам уделяется особое внимание в библиотеке, они почти что первоклассники: в школе переходят к другим учителям, в библиотеке переходят в другой отдел, знакомятся с новыми библиотекарями. Их и здесь встречают приветливо, объясняют где и что взять, куда и к кому обратиться, если возникнет вопрос. Библиотекарь абонемента отдела «Тинейджер» - первый, кто встречает наших подростков, проводит с ними беседы и консультации, выявляет интересы и наклонности, рекомендует прочесть книги, приглашает к участию в мероприятиях, проводит мини-викторины, конкурсы. И подростки откликаются. Например, на весенних каникулах среди пятиклассников был объявлен конкурс рисунков «Моя любимая книга». Ребята не только нарисовали любимых героев из книг Павла Бажова, былинных героев, 101 долматинца, но в устной и яркой форме рассказали о книге.

На абонементе возле кафедры стоят два старых кресла и журнальный столик. Наши читатели, не смотря на то, что находятся на глазах у библиотекаря, очень любят посидеть здесь, поиграть в настольные игры, пообщаться с библиотекарем. Здесь же они могут искать ответы на вопросы викторин, выполнять домашнее задание или рисовать что-то.

Библиотекарь таким образом узнаёт своих читателей поближе. При индивидуальных беседах выясняет какие-то личные проблемы, иногда помогает советом и книгой.

2.6. Работа кружков, клубов по интересам для детей (Название клуба/кружка, направление деятельности, категория читателей, наиболее интересные мероприятия) см. 2.3.1 раздел Проекты.

2.7 Выставочная деятельность см. 6.3.1 Фронтальное (массовое) информирование

3. Основные направления и формы работы с руководителями детского чтения см разделы 2.4.1 Работа родителями дошкольников; 2.4.8 Работа с родителями подростков; 2.4.9 Работа с руководителями детского чтения; 2.4.12 Школа радостного чтения

5. Библиотечные фонды. Формирование. Изучение.

5.1. Укажите сумму средств израсходованных на приобретение документов по детскому отделу МИБС в 2013 году – всего 384332 руб.

Из них:

из местного бюджета – 136425 руб.

из Федерального бюджета – 40703 руб.

из областного бюджета – 84434 руб.

внебюджетных (платные услуги, спонсорство и др.) – 122770 руб.

5.2. Источники комплектования (книжные магазины; книготорговые фирмы; мегапроект; другие источники) городской книжный магазин, «Книжный дом» г.Прокопьевска, книготорговые фирмы «Библионик», «Сибирская Благозвонница», «Экор» города Новосибирска. Московские книготорговые фирмы «Гранд», «Оникс», «Книжная оптовая компания» (бывшая «КноРус»). Периодические издания через новокузнецкий филиал «УралПрессСервис».

5.3. Сведения о количестве названий новых документов поступивших в отчётном году – всего по детскому отделу поступило 1463 названия новых книг.

5.4. Динамика изменения объёма и состава библиотечного фонда по видам документов, заполните, пожалуйста, таблицы: «Состав и использование библиотечного фонда» (см. Приложение 3) и «Состав, движение и использование библиотечного фонда по видам документов» (см. Приложение 4)

5.5. Укажите сведения о выписанных периодических изданиях.

Количество наименований и экземпляров, полученных в 2013 году.

Журналы – 68 наименований, газеты – 6 наименований

Будете получать в 1 полугодии 2014 года.

Журналы – 71 наименование, газеты – 6 наименований

Сведения о выписанных периодических изданиях для юношества:

наименований 2013г. – 22, количество экземпляров – 554

наименований 2014г. – 14

5.6. Перечислите темы и отдельные книги, получившие наибольшее количество отказов.

По числу отказов в ГДБ и филиалах преобладает художественная литература. По-прежнему ощущается дефицит книг, получивших различные литературные премии.



6. Справочно-библиографическое и информационное обслуживание.

6.1. Справочно-библиографический аппарат библиотеки (изменения в СБА). Информационные ресурсы, в т.ч. электронные (БД, ЭК) - название, объем, регулярность пополнения, частота использования.

Справочно-библиографический аппарат Городской детской библиотеки остался без изменений. В библиотеке есть карточные Алфавитный и Систематический каталоги, Систематическая картотека статей, краеведческая картотека. Собственных баз данных библиотека не имеет. Используются базы данных и электронный каталог Центральной городской библиотеки, в котором собрана информация об изданиях всей библиотечной системы. Городская детская библиотека принимает участие в пополнении электронного каталога Междуреченской информационной библиотечной системы.

6.2. Справочно-библиографическое обслуживание, в т.ч. виртуальных пользователей




Виды справок

Выполнено справок.

Количество

Консульта-ций

Темати-

ческие

Уточняющие

адресные

Факто-графи-ческие

Всего


в т.ч. вирту-альных

в т.ч. краевед.




ГДБ

2077

81

103

75

2336

-

389

1222

Ф№6

0

0

0

0

0

0

0

0

Ф№7

39

21

8

16

84

-

8

-

Ф№10

78

10

18

4

110

-

8

3

итого

2194

112

129

95

2530

-

409

1225

Участниками каких проектов виртуально-справочных служб вы являетесь? Есть ли виртуальная справочная служба в вашей библиотеке?

Так как у библиотеки есть свой сайт, у пользователей сайта в рубрике «Задай вопрос» есть возможность воспользоваться виртуальной справочной службой (http://library.m-ten.ru/question.html). К сожалению, в отчетном году читатели не воспользовались данной рубрикой.

6.3. Библиографическое информирование (индивидуальное, групповое, массовое)

Наименование

библ.

Индивидуальное инф-ние

Групповое инф-ние

Всего

абонентов

тем

абонентов

тем

абонентов

тем

ГДБ

15

11

7

46

22

57

Ф№6

0

0

0

0

0

0

Ф№7

4

4

-

-

4

4

Ф№10

5

4

-

-

5

4

Итого

24

19

7

46

31

65


Индивидуальное информирование:

В Городской детской библиотеке на индивидуальном информировании состоят 15 абонентов по 11 темам:

Задержка психического развития дошкольников – 1 абонент

Книги Харуки Мураками -1 абонент

Книги по психологии для подростков-1абонент

Книги по истории древнего мира- 1абонент

Книги психолога Юлии Борисовны Гиппенрейтер – 5 абонентов

Книги по детской психологии для родителей – 1 абонент

Литература о театре - 1 абонент

Литература по рукоделию- 1абонент

Литература о воде - 1 абонент

Православная литература - 1 абонент

Приключения – 1 абонент

В детской библиотеке «Дружная семейка» на индивидуальном информировании состоит 4 абонента по 4 темам:

Фэнтези -1 абонент

Детективы – 1 абонент

Романы для девочек – 1абонент

Новинки детской литературы - 1 абонент

В детской библиотеке «Семейное чтение» количество абонентов индивидуального информирования - 5 по 4 темам:

Вязание- 1 абонент

Модели судов, военной техники – 1 абонент

Романы для девочек – 1 абонент

Фэнтэзи – 2 абонента


Групповое информирование.

В отчетном году группы информирования не изменились, темы информирования остались прежними, все они объединены общей тематикой – "Развитие, воспитание, обучение дошкольников"

ГДБ информирует 7 групп по 46 темам:

  1. Центр планирования семьи, темы:

«Беременность и роды»,

«Раннее развитие ребенка»,

«Имею право» (льготы и пособия)

2. Игровая студия, темы:

«Раннее развитие»,

«Монтессори-педагогика»,

«Развивающая среда ребенка.

3. Родители клуба «Мой Кроха», темы:

«Как подружить малышку с книжкой»,

«Психологическая готовность к школе»

«Развитие творческих способностей»

«Ребенок-левша»

«Диагностика нарушений речи»

«Педагогические принципы Марии Монтессори»

«Я сам! Или как мотивировать ребенка на успех»

«Как построить отношения с ребенком»

«Как говорить с ребенком, чтобы он слушал, или как слушать, чтобы он говорил»

«Почему ребенок говорит неправду»

«Речевые проблемы детей 3-5 лет»

"Речь. Правильное произношение"

«Не хочу! Не буду! Протесты детей, как помочь справиться»

"Безопасный интернет"

"Добрые куклы для малышей" (изготовление кукол своими руками)

"Искусство быть родителем" (Книги по детской психологии для родителей)

4. ОРДИ (организация родителей детей-инвалидов), темы:

«Социальная и бытовая адаптация детей с проблемами развития»;

«Развивающая среда для детей с проблемами развития»,

«Обучение чтению»

5. Центр «Семья» (муниципальное учреждение социальной защиты населения «Центр социальной помощи семье и детям»), темы:

«Диагностика детей с нарушениями развития»,

«Подготовка детей с нарушениями развития к детскому саду»,

«Подготовка детей с нарушениями развития к школе»,

«Методы работы с детьми и подростками с проблемами развития»,

«Бытовая социализация детей и подростков»,

«Как сохранить здоровье маме ребенка-инвалида»,

«Развитие речи дошкольников»

«О положительном опыте и достижениях в жизни детей-инвалидов и взрослых инвалидов»

«Живем в безопасности»

«Летний отдых. Сценарии мероприятий»

«Обучение чтению»

«Современные игровые методы»

«Хочу – не хочу. Дам – не дам»

"Задержка психического развития у детей"

6. Роддом, темы:

«Раннее развитие»,

«Имею право» (льготы и пособия),

«Влияние настроения мамы на развитие ребенка»

  1. Семейные группы МДОУ (домашний детский сад), темы:

«Развивающая среда дошкольников»,

«Развитие речи, внимания»,

«Программы развития»,

«Круг чтения дошкольников»,

«Развивающие занятия»,

«Обустройство детской комнаты»,

«Физическое развитие дошкольников»

«Кризис 3-х лет»

«Братишки и сестренки»

«Здоровье детей»

«Питание ребенка»

6.3.1. Фронтальное (массовое) информирование:

Выставки. Обзоры.

За отчетный год в ГДБ было организована 201 выставка (из них 16 выставок новых поступлений), проведено 420 обзоров.

Для родителей в отделе "Дошколенок", ко Дню семьи (15 мая) была организована книжная выставка "Искусство быть родителем". Эта выставка была логическим продолжением цикла выставок "Человек растет", организованной в предыдущем году. Здесь представлена литература известных психологов и педагогов: Ю.Б.Гиппенрейтер, А.Фабер, О.И. Маховской, Г.И.Тимошенко. С мая по декабрь выставка пополнялась новой литературой. Добавлялись и менялись рубрики выставки: "Искусство быть мамой", "Искусство быть папой", "Быть другом своему ребенку!", "Любить – это баловать?". В рубрике "Шпаргалка для родителей" была представлена библиографическая продукция данной тематики: буклеты, рекомендательные списки. Родителям был предложен новый список литературы по психологии "Искусство быть родителем", в нем была собрана информация о наиболее интересных книгах по психологии и педагогике для родителей.

Выставка пользовалась большим успехом у родителей, так как вопросы, связанные с воспитанием детей - актуальны и понятны каждому родителю.

Книжную выставку "Искусство быть родителем", с обновленной литературой, дважды представляли в клубе для родителей "Мой Кроха". Было проведено 3 обзора и 87 индивидуальных бесед. За семь месяцев с выставки книги выдавались 321 раз. Всего на выставке было представлено 63 книги.

В отделе «Дошколенок» стоит отметить выставку «Добрые куклы для малышей». Многие родители занимаются рукоделием, но изготовлением игрушек занимаются не все. В клубе для родителей «Мой Кроха» собрались родители, которые хотели научиться или уже умеют делать различные игрушки своими руками, ведь изготовленные своими руками игрушки, делают их более добрыми, «теплыми», именно то, что нужно малышам.

Предновогодняя встреча в клубе для родителей была организована с авторами кукол "Настенька" и мастером Вальдорофской куклы. Были проведены мастер-классы по изготовлению нитяных кукол "Сивка-бурка" и "Желанница".

Выставка «Добрые куклы для малышей» собрала в себя не только самодельные игрушки, но и литературу, которая поможет родителям сделать самим рукотворную вещь. На выставке были представлены 20 книг и более 50 журналов: "Уникальные вязаные игрушки для малышей", "Лена - рукоделие", "Вязание: модно и просто", "Мастерилка", "Коллекция идей".

Главным украшением выставки были игрушки, сделанные и опытными мастерами, и читателями, и библиотекарями. Вниманию читателей были представлены пальчиковые, перчаточные куклы, вязанные и шитые игрушки.

Наша выставка показала родителям, как можно своими руками изготовить добрые и безопасные игрушки, ведь все они сделаны из натуральных материалов и с любовью.

2013 год был насыщен важными историческими датами: 1025 лет со дня Крещения Руси, 400 лет Дому Романовых, 1035 лет Ярославу Мудрому, 960 лет Владимиру Мономаху, 400 лет подвигу Ивана Сусанина.

Для читателей среднего и старшего школьного возраста в отделе "Тинейджер" Городской детской библиотеки был организован цикл книжных выставок «Наше Наследие», посвященный культуре России с древнейших времен, «Романовы-Отечества надежда» (посвящена династии Романовых). Эти выставки работали в течение всего года. Цель выставок – раскрыть фонд библиотеки, привлечь внимание к знаменательным датам русской истории.

Возле выставок проводились обзоры, беседы. К выставкам предлагались кроссворды и интерактивные игры: «Путешествие в древнюю Русь», «Крылатые выражения древнерусских летописей».

В течение всего учебного года (с сентября 2012 по май 2013) работала книжная выставка «Аз – свет миру», на которой была представлена литература по истории страны, летописанию, истории религии. С помощью представленных книг библиотекари вместе с детьми совершали путешествия в Древнюю Русь: ходили по улицам Киева, Великого Новгорода, Полоцка…, посещали древнейшие монастыри (Киево-Печерский, Соловецкий, Троицкий …), знакомились с житиями русских святых (Феодосия Печерского, Ефросинии Полоцкой, Прокопия Устюжского, Сергия Радонежского…). Выставку посетило 603 человека. Итогом работы стала игра «Умники и умницы», в которой приняли участие пятиклассники из гимназии №24.

В детских библиотеках-филиалах:

Ф№7: 12 выставок, 12 обзоров. Из них 2 выставки новых поступлений.

Ф№10: 8 выставок, 8 обзоров.

Общее количество выставок для молодежи – 89. Виды выставок: выставка-память, выставки из цикла «Дни воинской славы России», выставка-портрет, выставка-поздравление, электронная выставка, выставка-викторина, экспресс-выставка, выставка-совет, выставка-вернисаж, виртуальная выставка.

«Главное чудо Кузбасса» - экологическая выставка-путешествие была посвящена Году охраны окружающей среды. Выставка состоит из трёх разделов: «Земля Кузнецкая», «Хранить заказано», «В наследство будущим поколениям». Первый раздел «Земля Кузнецкая» посвящен характеристике природных ресурсов Кузбасса. Посетителям были представлены карты растительности и особо охраняемых природных территорий. Второй раздел «Хранить заказано» рассказывает о заповеднике «Кузнецкий Алатау». В данном разделе представлены книги и периодические издания о междуреченском заповеднике, и уникальные фотоматериалы. Завершает выставку раздел «В наследство будущим поколениям», который рассказывает о памятниках природы Кемеровской области. Большой интерес вызвали материалы, опубликованные в периодических изданиях об уникальности заповедных мест Междуреченского района.

  1. Ко Дню героев Отечества была оформлена книжная выставка «По следам великого мужества». Предлагаемая экспозиция состояла из трёх разделов. В разделе «История праздника» были представлены документы, содержащие историю возникновения и празднования Дня Героя Отечества. Содержание раздела «Грани героизма» составляли материалы о Героях нашей страны. Так, Отечественная война 1812 года явила миру беспримерный подвиг русского воинства, отстоявшего Родину в годину тяжелейших испытаний. В этом же разделе представлены книги о кузбассовцах, совершивших трудовой подвиг в годы Великой Отечественной войны. В разделе «Герои-междуреченцы» были размещены биобиблиографические пособия: «Город помнит вас…» (о междуреченцах, погибших в локальных конфликтах), «Из блокадного 41-го» (о междуреченцах, переживших блокаду Ленинграда), подготовленные Центральной городской библиотекой.



6.5. Формирование основ информационной культуры.

Показатели работы по формированию информационной культуры личности



Наименова

ние библиотеки

Уроки по формированию основ ИКЛ

Экскурсии

(познавательные)

Массовые мероприятия по формированию основ ИКЛ

кол-во уроков

кол-во человек

кол-во экскурсий

кол-во человек

Дни библиог-рафии

Информины, конкурсы, игры и др.

кол-во

посети

телей

ГДБ

37

618

59

1105

-

-

-

Ф№7

-

-

1

25

-

-

-

Ф№10

4

103

8

158

-

-

-

Итого


41

721

68

1288

-

-

-

6.5.1. Имеется ли в библиотеке программа занятий по формированию основ информкультуры (если да, то какие новые темы были введены в программу в 2013 году).

В отчетном году темы уроков информационной культуры остались прежними.

В Городской детской библиотеке с читателями 1-4 классов уроки информационной культуры проводятся в рамках занятий Школы радостного чтения. Библиотека сотрудничает с начальными классами 7 школ города. На занятиях по информационной культуре читатели младших классов учатся работать со справочными изданиями, знакомятся с детской периодикой, учатся искать информацию из книг и журналов.

Основные темы занятий для читателей 1-4 классов:

«Книжное царство» (выбор книг в библиотеке)

«Эти книги знают все» (справочные издания)

«Хоровод журналов» (познавательные журналы для детей)

«Знакомьтесь: журнал-энциклопедия» (Серия журналов «Детская энциклопедия» издательства «Аргументы и факты»)

«Выбираем книгу» (Как выбрать книгу в библиотеке. Знакомство со структурой книги, ее элементами)

Большинство уроков для 5-9 классов проводятся группами, в виде практических консультаций. Группы формируются из неорганизованных читателей. В результате занятия носят эпизодический характер и не являются систематическими. Связь со школами в вопросах проведения уроков информационной культуры для средних и старших классов по-прежнему не налажена.

Основные темы занятий для 5-9 классов:

«Аптека для души» (экскурсия по библиотеке, история библиотеки, история книги)

«Ищем книгу» (знакомство с расстановкой книг в библиотеке)

«В мире журналов» (периодические издания для детей и подростков, интернет-журналы)

«Эти книги знают все» (энциклопедии, словари, справочники)

«Компасы в книжном море» (поиск информации с помощью СБА библиотеки- каталогов, картотек, библиографических пособий. Интернет)

«Паспорт книги» (знакомство с каталожной карточкой, составление библиографического описания, аналитическое описание статей, составление списка литературы)

«Мой друг Каталог» (знакомство с традиционными и электронными каталогами и картотеками)

«Что почитать? Или помощники в выборе книг» (выбор книг с помощью библиографических пособий)

«Методы самостоятельной работы с книгой»

«Прогулки по Интернету» (ресурсы Интернет для детей и подростков)

6.5.2. Опишите наиболее интересные формы и методы работы по формированию основ информкультуры.

6.5.3. Координация работы с образовательными учреждениями см. Школа радостного чтения

6.6. Сервисные библиографические услуги

6.7. Формы и методы работы в области рекомендательной библиографии.

Рекомендательная библиография Городской детской библиотеки представлена в основном в виде малых форм: рекомендательных списков, буклетов, закладок. Они активно используются при информировании читателей и при пропаганде чтения. Границы использования рекомендательной библиографии расширились, теперь, возможно информировать и рекомендовать виртуально, через сайт нашей библиотеки. Вся рекомендательная библиография основана на читательских запросах. Многие пособия переизданы и дополнены.

Для читателей средних и старших классов в отчетном году были представлены рекомендательные списки: «Книга подскажет…Чем занять свободное время»: рекомендательный список книг по рукоделию; «Книги Нового года и Рождества»: рекомендательный познавательной и художественной литературы о Новом годе и Рождестве; «Индейцы»: рекомендательный список художественной литературы об индейцах; «Рыцари»: рекомендательный список художественной литературы о рыцарях; «Хроника темных времен»: рекомендательный список художественной литературы о древних людях.

Особенностью наших библиографических изданий является то, что они составляются не только для детей и подростков, но и для родителей.


страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5


скачать

Другие похожие работы:

Сведения о мбук «мибс»

Сведения: 5 стр.