Технология организации обучения в форме педагогических мастерских
ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ
Технология педагогических Мастерских
У истоков этой необычной системы обучения стояли такие знаменитые психологи как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др.
Главное в Мастерских не сообщать и осваивать информацию , а обучать способам работы. Основная целевая ориентация заключается в том, чтобы предоставить обучающимся средства, позволяющие им личностно - саморазвиваться, осознавать самих себя и свое место в мире, понимать других людей.
Цель технологии: создать содержательные и организационные условия для личностного саморазвития учащихся, осознания ими самих себя и своего места в мире, понимания других людей, закономерностей мира.
Исходные научные идеи
Необходимость интериоризации знания через личный опыт ученика, заключающийся в самостоятельном "открытии" этого знания через исследование его генезиса и структуры (Д.Г.Левитес).
Для методов, используемых в Мастерских, характерны: а) отношение учителя к ученику как к себе равному; б) не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное "строительство" знания учеником с помощью метода критического отношения к существующим сведениям, информации и т.п. и самостоятельного решения творческих задач; в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению, варианту другого и др.
Мастерская включает в себя ряд заданий для учащихся, которые задают определенное движение в предметном плане. Внутри каждого задания школьники свободны в выборе способов выполнения.
Основу работы в Мастерских составляют алгоритмы для типичных надпредметных задач.
Миссия учителя-мастера заключается в том, чтобы разблокировать способности ребенка, создать условия для раскрытия и реализации его творческого потенциала. 6. Позиция учителя-мастера состоит в консультировании учащихся, помощи им в организации учебной работы и осмыслении осваиваемых способов деятельности.
Д.Г.Левитес указывает следующие принципы построения Мастерских: мастер создает атмосферу сотворчества в общении; включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность ученика в изучении темы; работает вместе со всеми (мастер равен ученику в поиске истины); необходимую информацию подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней у школьников; исключает официальное оценивание работы ученика, но через социализацию, афиширование работ дает возможность появлению самооценки учащегося и ее изменения, самокоррекции.
Системы действий учителя и учащихся
Технологические этапы | Действия учителя | Действия учащихся |
1. "Индукция" - создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. | - Нарисуйте познавательный объект. - Запишите вопросы (ассоциации и т.п.) | - Рисуют в тетрадях познавательный объект. - Составляют вопросы |
2. "Самоконструкция" - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. | Запишите все, что Вы знаете об этом познавательном объекте (либо непосредственно дается задание по определению признаков того или иного понятия, проблемы и т.п.) | Записывают все, что знают о том или ином познавательном объекте |
3. "Социоконструкция" - работа учащихся в группах по построению этих элементов. | - Организует работу в парах: "Поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что получилось. Подумайте вместе над заданием". | - Работают в парах по заданию учителя. |
4."Социализация" - выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция ) | - Организует работу в группах: "Объединитесь в группы по четыре человека и поделитесь полученными результатами". - Предлагает учащимся дополнительные задания. | - Работают в группах с ранее рассмотренными в парах познавательными объектами. - Выполняют дополнительные задания. |
5. "Афиширование" - вывешивание "произведений - работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с ними | - Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов. - Дает необходимы пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий. | - Представляют результаты работы групп. - Задают вопросы друг другу по поводу выполненных заданий |
6. "Разрыв" - внутренне осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому | - Фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях. - Организует работу учащихся в группах с источниками информации, позволяющими разрешить возникшие противоречия | - Осознают возникшие познавательные противоречия. - Работают с источниками информации. - Закрепляют и применяют полученные знания |
7. "Рефлексия" | - Инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности | - Осуществляют рефлексию. |
Критериями оценки результативности технологии являются: овладение учениками общеинтеллектуальными способами деятельности; развитие способности к рефлексии; развитие коммуникативной культуры школьников.
Результаты: развитие коммуникативной и рефлексивной культуры школьника; овладение учащимися интеллектуальными технологиями; готовность учащихся к пересмотру своих суждений в свете убедительных аргументов в пользу такого пересмотра.
Ограничения
Увлечение учителями либо индивидуальной работой школьника, либо групповой работой учащихся.
Недостаточный уровень сформированности у школьников общеинтеллектуальных умений.
Большие трудовые и временные затраты учителя в процессе подготовки карточек, схем, таблиц, справочного материала для учащихся.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: