NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Тема самообразования «Аудиовизуальные материалы, как средство создания языковой среды»




Тема самообразования

« Аудиовизуальные материалы, как средство

создания языковой среды».

Алексашова Ольга Жановна,

Учитель английского языка

МОУ «Школа №3 им. И.А. Флёрова»

г. Балашиха Московской области.

Москва 2013 год.

«Никто не может достигнуть совершенства с чужой помощью, а должен сам себя совершенствовать. Всякое просто пассивное поведение прямая противоположность культуре; образование совершается путем самодеятельности и имеет своей целью самодеятельность»

А. Дистервег

&1 ВВЕДЕНИЕ

Мы живём в XXI веке. Общеизвестно, что в современном мире произошли глобальные изменения, что сказалось и в сфере преподавания языка. Своеобразный «языковой бум», затронувший все слои населения, определяет новый социальный статус иностранного языка.

Эта цель предполагает взаимосвязь коммуникативного и социокультурного развития школьников.

Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств"

Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Приобретённые в результате этого процесса знания помогают человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео. Но при этом необходимо научить учащихся отделять главное, сделав средства массовой информации союзником.

Школа должна взять на себя задачу обучения детей невербальным способам коммуникации и, в первую очередь, их визуальным формам. Отсюда повышенный интерес к фотографии, комиксам, рекламе, а на более высокой стадии развития “визуальной грамотности” по отношению к кино, телевидению, видео.

Перейдём к рассмотрению значения аудиовизуальных средств обучения. Необходимо подчеркнуть: умения и навыки формируются только в деятельности с использованием необходимых средств и в определённых условиях, иначе говоря, в определённой среде. В нашем случае это языковая среда. Именно языковая среда – основное средство и условие обучения. Основные компоненты творческой образовательной среды это УМК, ИКТ, медиатека, кабинет, библиотека, аутентичные УМК, журналы, газеты, письмо, фото, предметы быта, аудиовизуальные материалы. Создание языковой среды в реальном образовательном процессе выступает как решающее условие для формирования социокультурной компетенции учащихся.

Язык, являясь феноменом определенной цивилизации, должен изучаться в контексте этой цивилизации - различие разговорной и письменной речи, аутентичные текстов и учебных текстов, фамильярного и литературного стилей, более быстрый темп речи носителей языка, широкий круг тем, богатый материал. Социокультурная компетенция подразумевает знание правил и социальных норм поведения носителей языка, традиции, истории, культуры и социальной системы страны изучаемого языка.

Уже сегодня можно утверждать, что внедрение новых информационных технологий в обучение, способствует индивидуализации учебно-воспитательного процесса с учетом уровня подготовленности, способностей, индивидуально-типологических особенностей усвоения материала, интересов и потребностей обучающихся, поискового характера;

усилению междисциплинарных связей в обучении, повышению гибкости, мобильности учебного процесса, его постоянному обновлению; изменению форм и методов организации учебной деятельности обучающихся.

Чтобы заложить основы коммуникативной компетенции, требуется достаточно продолжительный срок, не менее двух лет, потому что учащимся с первых шагов нужно ознакомиться с изучаемым языком как средством общения. Это значит, что они должны: учиться понимать иностранную речь на слух (аудирование), выражать свои мысли средствами изучаемого языка (говорение), понимать иностранный текст и уметь прочесть его и писать. То есть научиться пользоваться графикой и орфографией иностранного языка при выполнении письменных заданий, направленных на овладение чтением и устной речью, или уметь письменно излагать свои мысли.

Аудиовизуальный метод призван, в первую очередь, снять страх перед общением. Человек, вооруженный стандартным набором грамматических конструкций и словарным запасом легко найдет общий язык в незнакомой стране. Язык очень тесно переплетен с культурными особенностями страны, следовательно, через видеоматериалы, включающие в себя большой объем страноведческого материала учащиеся получают необходимые знания, позволяющие легче воспринять новый материал.

Разнообразные методические приемы, в числе которых одно из ведущих мест занимают языковые технологии, способствуют формированию навыков, необходимых человеку в современной деловой жизни (умению делать доклад, проводить презентации, вести переписку и т.д.). Использование аутентичного материала даёт возможность преподать "ситуативный" или "живой" английский, через "жизненные" примеры реальных или вымышленных персонажей.

Лексика, грамматические структуры, выражения чужого языка преподносятся ученику в контексте реальной, эмоционально окрашенной ситуации, которая способствует быстрому и прочному запоминанию изучаемого материала.

Использование аудиовизуального метода предполагает разрушение психологического барьера между учителем и учеником. Когда учащимся интересно, весело и приятно общаться - им проще начать разговаривать на чужом языке. Все это позволяет учителю учесть индивидуальные особенности учеников, сделать занятия творческими и увлекательными, и в то же время дает преподавателю возможность незаметно осуществлять полный контроль над процессом обучения.

&2. Мои наблюдения.

Как и все преподаватели иностранного языка, я активно использую аудиовизуальные средства на уроках английского языка. Я считаю, что это один из основных методов позитивной психологической поддержки ученика на уроке, стараюсь учитывать индивидуальные способности, поддерживаю познавательный интерес к изучению предмета. И сейчас становится всё очевиднее, что аудиовизуальные средства значительно облегчают процесс обучения.

При изучении иностранного языка приходится много заучивать и запоминать, а это часто вызывает раздражение и скуку, а здесь недалеко и нелюбовь к предмету. Как же сделать этот процесс проще, а его результат эффективнее?

Мы задействуем подсознание в процессе запоминания. После первичного ознакомления с новым материалом должна быть пауза, разгрузка мозга от умственной работы. В это время идет неосознанное повторение .

Можно применять прием параллельного восприятия материала с выполнением несложной механической работой, например слушать аудиокнигу и рисовать.

Любые положительные эмоции активизируют способность обучаться.

Например, можно слушать приятную музыку.

Чтобы справиться с английской интонацией и с произношением желательно дублировать все, что ты слышишь на английском языке , как бы проговаривая , шевеля языком . Использовать метод «караоке» .

При просмотре видеофильмов на английском языке, можно использовать фильмы с русскими субтитрами .

Сложная задача стоит перед учителем ИЯ: научить школьников на современном этапе развития общества не только говорить, но и мыслить на чужом языке. Но они попадают в иноязычную среду только на уроке, да и среда эта, к сожалению, является искусственной.

Где выход? Итак, с одной стороны сложность заявленной цели (ведь это непросто подготовить учащихся к эффективному участию в диалоге культур, вывести их на международный уровень общения), с другой стороны, налицо следующие объективные трудности:

а) отсутствие языковой среды;

б) сжатые рамки урока;

в) слабая разработанность учебно-методической базы, а именно, недостаток страноведческого материала в существующих УМК;

г) неподготовленность обучающихся к встрече с иноязычной культурой.

Снятие этих трудностей, разрешение данных противоречий приведёт нас к тому, что формирование социокультурной компетенции учащихся в английском языке будет успешным. Одним из выходов, на мой взгляд, в расширении сферы изучения ИЯ через использование аудиовизуальных средств обучения.

* Чтобы сформировать у школьников необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определённом программой и стандартом, необходима активная речевая практика для каждого ученика.

Чтобы учащиеся воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой (что, разумеется, важно), но искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности языка в новой для них культуре.

Изучать английский интенсивно позволяет высокая степень шаблонности - этот язык состоит из клише на 25%. Запоминая и отрабатывая определенный круг "устойчивых выражений", вы в принципе сможете объясниться и понять собеседника.

В условиях, когда нет языковой практики, а учиться языку лучше на примерах образцовой иностранной речи, лучше обратиться к телевидению, к его возможностям, позволяющим раздвинуть рамки учебников и стены класса и с помощью технических средств создать языковую среду.

&3 Компьютеры и мультимедийные средства обучения.

В англоязычных источниках аудиовизуальными средства подразделяют на жесткие и мягкие технические средства (hardware и software). К жестким- относятся проекторы, телевизоры, магнитофоны, компьютеры, а к мягким – носители информации, как, например, магнитная лента, фотопленка, магнитные и оптические диски, кинофильмы.

“Технические и аудиовизуальные средства обучения” помогают в выполнении мультимедийных проектов. проектной деятельности, с демонстрацией аудио- и видеовозможностей компьютеров именно в учебном процессе, выполнении учебного проекта.

В качестве основы для практических занятий по предмету предлагается придумать и попытаться осуществить проект. Тема любого проекта должна волновать прежде всего самих учащихся. Так, я надеюсь стимулировать творческую инициативу учеников в достаточно сложной для них технологической среде.
Проекты могут быть мультимедийными т.е. с использованием аудио и видео материалов и компьютера. Часть работы выполнялась учениками дома. Многие учащиеся в конце работы были сами удивлены неожиданными результатами собственных усилий. Они не верили в свои силы и способности, боялись технических трудностей, не знали возможностей применения новых технологий. Но в процессе работы на наших глазах проходили все их страхи и подчас неумение и нежелание смело и самостоятельно мыслить.

Мы стараемся проводить в качестве зачетных мероприятий публичные показы проектов их авторами (см. приложение 1)

При использовании аудиовизуальных средств целесообразно обращаться к различным организационным формам работы. В процессе подготовки к проекту учащимся необходимо:

- владеть компьютером не только на уровне пользователя, но и на уровне организатора поисковой деятельности ученика;

выбрать одну из функций пособия и использовать его в соответствии с этим назначением;

обеспечить «эффект новизны» при повторном обращении к материалам пособия, раскрыть новые его аспекты;

усилить долю самостоятельности школьников при работе с электронной библиотекой, максимально опираться на познавательный опыт, ранее приобретенный учащимися, усложнять задания, на основе того же источника информации;

владеть приемами организации проектной работы на внутрипредметном и межпредметном уровнях, реализуя возможности пособия для расширения общего филологического и эстетического кругозора школьников;

планировать вместе с учениками результат их деятельности и способствовать достижению этого результата.

Представляется необходимым отметить, что все аудиовизуальные материалы должны содержать страноведческую информации (об обычаях, национальных праздниках, исторических событиях страны изучаемого языка).

Охватывать самый широкий спектр молодежных интересов: от проблем политики, планирования семьи и вредных привычек до музыкальных пристрастий и моды. В текстах-диалогах должна присутствовать естественность и жизненность представленных ситуаций, наличие определенного эмоционального заряда, что помогает вызвать интерес и ответную эмоциональную реакцию учеников. Также представляется необходимым отметить наличие юмористических элементов в представленных текстах, включение которых способствует созданию атмосферы непринужденности, релаксации. А психологическая разрядка, возникающая благодаря этим материалам, в свою очередь нейтрализует напряжение, связанное с трудностями аудирования.

&4 Мотивация и некоторые пути ее повышения.

Вопросом повышения мотивации, сохранения и развития у школьников интереса к предмету «иностранный язык» уделяется большое внимание как в психологии, так и в методике обучения этому предмету. Сложность и многогранность подчеркивают многие методисты и в соответствии с этим предлагают различные подходы к решению этой проблемы.

Пути решения связываются с: 1) созданием специально разработанной системы упражнений, выполняя которые учащиеся ощущали бы результат своей деятельности; 2) вовлечение эмоциональной сферы в процесс

обучения; 3) характером педагогических воздействий учителя, в частности

наличием стимулов и подкреплений; 4) использованием на уроках аудиовизуальных средств; 5) использованием личностной индивидуализации; 6) разработкой системы внеклассных занятий, усиливающих мотивационную сторону изучения языка.

Так же благодаря наблюдениям, можно сказать, что повышение мотивации идет через: 1) вовлечение учащихся в самостоятельную работу на уроке;

2) постановка проблем с помощью заданий и ситуаций;

3) контроль знаний умений и навыков;

4) использование познавательных игровых технологий.

5) страноведческий материал и, конечно, доброжелательное

отношение учащихся.
Согласно психологическим исследованиям мотивации и интереса при обучении иностранному языку усилия учителя должны быть направлены на развитие внутренней мотивации учения школьников, которая исходит из самой деятельности и обладает наибольшей побудительной силой.

Внутренняя мотивация определяет отношение школьников к предмету и

обеспечивает продвижение в овладении иностранным языком. Если школьника побуждает заниматься сама деятельность, когда ему нравится говорить, читать, воспринимать иностранную речь на слух, узнавать новое, тогда можно сказать, что у него есть интерес к предмету «иностранный язык» и обеспечены условия для достижения определенных успехов.

Из вышесказанного мы видим, что в настоящее время имеется достаточное количество исследований в психологии и методике преподавания иностранных языков, позволяющих использовать их в дальнейших поисках решения проблемы и осуществить ценностный подход в ее рассмотрении.
При целостном рассмотрении проблемы мотивации изучения школьниками

иностранных языков исследователи исходят из того, что в обучении

взаимодействуют следующие составляющие:

1) Ученик и как он овладевает иноязычными знаниями, умениями и навыками: какие мотивы побуждают его к деятельности.

2) Учитель и как он обучает, руководствуясь методическими принципами,

используя методы, приемы, средства и формы обучения.

3) Сам предмет «иностранный язык» — т.е. языковые и речевые единицы,

которые должны быть введены в память учащихся.

Таким образом, при формировании положительного отношения школьников к предмету необходимо учитывать факторы, исходящие из того, кого мы обучаем, как обучаем и чему обучаем.


&5 Этапы работы на уроках.

Самостоятельная работа учащихся организуется не только на этапе повторения и закрепления, но уже при изучении нового материала, осуществляется тесная связь между преподаванием и учением, между коллективной работой класса и индивидуальной работой учащихся. На уроке повышается роль самостоятельной деятельности учеников, применения приобретенных знаний умений и навыков. Элементы поисковой деятельности учащихся используются не только на уроках проблемного характера, но и на отдельных этапах уроков всех типов (комбинированных контрольных и др.)
В основе выделения этапов учебного занятия лежит логика процесса усвоения знаний: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – рефлексия

Конечно необходимо подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока.  Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы знаниях , совершенствуя при этом ЗУН. 

Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимости изучаемого материала (выясняется на последующих этапах урока). 
Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а так же правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие ЗУН. 
Условия достижения положительных результатов. Использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала. Полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов и явлений; вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся.

В процессе урока необходимо производить запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта; использование приемов мышления (анализа, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации). Постановка перед учащимися проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов; составление таблиц первичного обобщения материала, когда это возможно. Актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся; словарная работа. 
&6 Способы активизации на уроке.

Использование нестандартных форм и методов обучения. Высокая степень самостоятельности при изучении нового материала. Использование ТСО и средств наглядности. 
Условия достижения положительных результатов. Постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся; создание нестандартных ситуаций при использовании знаний; Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу.
Требования к её реализации. Доступность, последовательность выполняемых заданий, самостоятельность учащихся при этом. Оказание ученикам дифференцированной помощи, анализ ошибок, обеспечение контроля и самоконтроля при выполнении заданий 
Показатели выполнения дидактической задачи урока. Умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; умение воспроизводить основные идеи нового материала, умение выделить существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их. Активность учащихся 
Условия достижения положительных результатов. Четкость, лаконичность, максимум участия школьников в оценке своей работы

В ходе урока - консультации учитель получает возможность узнать учеников с лучшей стороны, выявить наиболее любознательных и пассивных, поддержать тех, кто испытывает затруднения и помочь им. Последнее реализуется с применением индивидуальных и групповых форм работы, где помощниками могут быть консультанты из числа учащихся, хорошо разобравшихся в вопросах по изучаемой теме. Эту структуру практикума можно изменять в зависимости от содержания работы, подготовки учащихся и наличия оборудования.


&6 Виды уроков

Урок-семинар (приложение 1)
Семинары характеризуются прежде всего двумя взаимосвязанными признаками: 
• самостоятельное изучение учащимися программного материала;
• обсуждение на уроке результатов их познавательной деятельности. 
На них ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения. Семинары способствуют развитию познавательных и исследовательских умений учащихся, повышению культуры общения. Различают уроки-семинары по учебным задачам, источникам получения знаний, формам их проведения.

В практике обучения получили распространения развернутые беседы, семинары, доклады, рефераты, творческие письменные работы, уроки презентации, семинары-диспуты, семинары-конференции и т.д. 
Можно указать основные случаи, когда предпочтительнее организовывать уроки в форме семинаров: 
• если он доступен для самостоятельной проработки учащимися;
• после проведения вводных, установочных и текущих уроков;
• при обобщении и систематизации знаний и умений учащихся по изучаемой теме; 
• при проведении уроков, посвященных различным методам решения заданий и упражнений и т.д.
Проектный урок (Приложение 2)
Уроку предшествует «мозговой штурм», в ходе которого просматривается тематика возможных проектов.
Затем ученики, разбившись на группы, определяют проблемы, которые предстоит решить в процессе проектирования (при этом на всех этапах самостоятельной работы группы учитель выступает в качестве консультанта, помощника или по просьбе учащихся участника малой исследовательской группы), цели, направления и содержание деятельности и исследований, структуру проекта, его ресурсное наполнение. На последнем этапе проходит открытая защита проекта в присутствии всех заинтересованных сторон (как правило, это экспертный или научно-методический совет школы); результатом защиты становится награждение разработчиков наилучших проектов.
Урок-экскурсия (приложение 3 ).
Например, ребята изучают достопримечательности своего города, своей улицы, села, дома, людей, живущих рядом, растения, речки. Делают снимки, зарисовки, ведут записи — ищут самые замечательные факты ближней и дальней истории.

Смысл проведения малых познавательных экспедиций в том, чтобы в короткие сроки достигнуть нескольких целей: создать реальную ситуацию для эстетического, этического, эмоционального и познавательного включения учащихся в процесс коллективного и индивидуального взаимодействия с живой и рукотворной деятельностью.
Урок-пресс-конференция.
Этот урок обычно завершает изучение темы и проводится двумя способами:
1-ый способ. Несколько учащихся готовятся к проведению пресс-конференции, класс задает им вопросы, специальное жюри выставляет баллы за каждый вопрос и каждый ответ.
2-ой способ. Учащимся задают вопросы на пресс-конференции самому учителю, а специальное жюри проставляет оценки учителю и учащимся за вопросы и ответы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что одной из конечных целей обучения в средней школе является приобретение учеником умений и навыков восприятия и понимания иноязычной речи на слух, что поможет ему, в свою очередь, принимать участие в актах устного общения. Однако, так как учащиеся не имеют достаточных контактов с носителями языка, эффективное достижение этой цели невозможно без использования аутентичных материалов при обучении аудированию, так как именно они обеспечивают формирование способности понимать иноязычную речь в естественных условиях общения.

Надо найти такие формы работы, которые помогут выпускникам общаться на иностранном языке, не испытывая трудностей, связанных с пониманием иноязычной речи на слух. Наблюдение на уроках показало, что использование аудиовизуальных материалов повышает мотивацию к изучению иностранного языка, так как делает процесс обучения более творческим и интересным, создают иллюзию приобщения к естественной языковой среде, знакомят учащихся с культурой и повседневной жизнью страны изучаемого языка, помогают повысить мотивацию к изучению иностранного языка как предмета. Но с другой стороны требует специальной большой методической подготовки к уроку учителя и необходимого количества хороших аудиовизуальных материалов.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:





Тема Ф. И

1 стр.