Тематический план по курсу юридической психоло гии. Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факульте
Предмет юридической психологии, ее место в системе психологической
науки. Этапы формирования юридической психологии как прикладной отрасли
психологической науки. Основные пути и направления в ее развитии.
Содержание, система юридической психологии как научной отрасли пси-
хологических знаний и как учебной дисциплины. Задачи, решаемые юридичес-
кой психологией; ее роль в формировании личности юриста, в повышении эф-
фективности и качества труда работников правоохранительных органов, юриди-
ческих служб предприятий, учреждений, адвокатуры.
Юридическая психология в системе различных научных отраслей знания.
Ее методологические, естественно-научные и правовые основы. Междисциплинар-
ные связи юридической психологии с общей, социальной, возрастной, педагогичес-
кой, медицинской, инженерной психологией, с психологией управления, труда, а
также с уголовным и гражданским правом и процессом, криминалистикой и крими-
нологией. Связь юридической психологии с судебной психиатрией.
Раздел II
Личность в сфере правоохранительной деятельности
Тема 2. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Понятие личности в психологии и правовой науке. Индивид, личность,
субъект деятельности. Структура личности. Биологическое и социальное в
структуре личности. Этапы формирования личности. Мировоззренческая осно-
ва, ценностные ориентации, направленность, мотивационная сфера личности.
Неосознаваемое в структуре личности, в побуждениях человека. Цели изуче-
ния личности в профессиональной деятельности юриста.
Психологические методы изучения личности субъектов правопримени-
тельной деятельности. Методы психологической диагностики. Место и роль
психолога при изучении психологических особенностей участников уголовно-
го, гражданского процесса. Использование юристом психологических знаний о
личности в профессиональной деятельности.
1 Программа рекомендована Советом по проведению Учебно-методического
объединения университетов РФ в качестве типовой. В настоящий текст внесены
некоторые несущественные поправки, не нарушающие ее общей структуры и основного
содержания. См.: Программы спецкурсов юридических дисциплин. Ч. III. Уголовно-
правовой цикл / Под ред. К.Ф. Гуценко, Н.Ф. Кузнецовой, П.Ф. Лунгу и др. М.:
Юридический колледж МГУ, 1996. С. 217—30.
476
Тема 3. ПСИХИЧЕСКИЕ (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ) ПРОЦЕССЫ,
УЧЕТ ИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ЮРИСТОМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ощущение —элементарная форма чувственного отражения объективного
мира. Виды ощущений, их закономерности и свойства. Понятие о порогах чув-
ствительности анализаторов. Сенсибилизация. Синестезия. Адаптация. После-
довательные образы. Пространственная локализация раздражителя.
Восприятие. Характеристика восприятия и его особенности. Основные
свойства и закономерности восприятия. Предметность, целостность воспри-
ятия, константность, активность, осмысленность. Апперцепция. Иллюзии. Осо-
бенности восприятия предметов, пространства, времени, движения участника-
ми уголовного процесса.
Влияние последствий несчастных случаев, аварий на производстве, эколо-
гических и других катастроф на процессы восприятия происшедших событий.
Эффект ≪перцептивной защиты≫ и его роль в оценке несчастных случаев, про-
исшедших по вине работника. Учет указанных факторов юристом, экспертом-
психологом.
Понятие и виды памяти. Общая характеристика различных видов памя-
ти. Образная, вербально-логическая, эмоциональная, произвольная и непроиз-
вольная память. Закономерности мнемических процессов.
Запоминание (сохранение), воспроизведение и забывание. Явления реми-
нисценции, ретроградной амнезии. Влияние криминогенной обстановки, катас-
троф, аварий, а также особенностей уголовного, гражданского процесса на па-
мять. Приемы, улучшающие запоминание, повышающие качество воспроизве-
дения.
Мышление —высшая форма психического отражения человеком объек-
тивного мира. Использование особенностей мыслительных процессов в право-
охранительной деятельности. Виды мышления. Этапы мыслительного процесса
в ходе творческого поиска истины при расследовании (рассмотрении в суде)
уголовных дел, в ходе разрешения гражданско-правовых споров, различных
конфликтных ситуаций.
Характеристика мыслительной деятельности юриста. Сложность и много-
образие задач, решаемых юристами при расследовании преступлений, в ходе
разрешения гражданско-правовых споров. Явление ≪когнитивного диссонанса≫
и его негативное влияние на ход мыслительной деятельности. Способы активи-
зации мыслительных процессов в правоохранительной деятельности. Включе-
ние в деятельность. Вербализация мыслительных процессов. Классификация
информации. Методы проигрывания ролей, отсрочки, ≪мозговой атаки≫.
Воображение и его виды. Связь воображения с восприятием, мышлением,
памятью. Роль воображения в деятельности юриста.
Внимание. Общая характеристика внимания и его основных свойств. Виды
внимания. Факторы, обусловленные спецификой правоохранительной деятель-
ности, влияющие на качество внимания ее участников.
Тема 4. ЭМОЦИИ, ЧУВСТВА, ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ.
ИХ ПСИХОЛОГО-ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА
Эмоции, чувства —специфическая форма отражения объективного мира,
субъективного отношения к различным явлениям окружающей действитель-
ности. Соотношение понятий: эмоция, чувство, психическое состояние. Виды
эмоций и чувств, их краткая характеристика. Выражение эмоциональных состо-
яний. Настроение. Состояния депрессии, страха, апатии, неопределенности,
477
переживаемые участниками уголовного, гражданского процесса, лицами, по-
страдавшими в результате преступных посягательств.
Состояния тревожности, психической напряженности. Учение о
стрессе Г. Селье. Общий адаптационный синдром. Стадии развития стресса, его
признаки. Двойственный характер стресса. Влияние стресса на профессиональ-
ную деятельность юристов. Факторы, способствующие возникновению стресса
и его переходу в дистресс.
Соотношение понятий стресса в психологии и психической беспомощности
в уголовном праве. Учет юристом при разрешении гражданско-правовых споров
негативного воздействия состояний тревоги, страха, стресса на способность
участников сделок в полной мере осознавать значение принимаемых решений
и сохранять волевое управление своими действиями.
Фрустрация. Механизм возникновения и ее роль в понимании причин аг-
рессивного поведения, насильственных преступлений против личности, обще-
ственного порядка, совершения самоубийств.
Посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР). Влияние ПТСР на
поведение, психику людей.
Аффект. Уголовно-правовое значение аффекта, причины его возникнове-
ния. Соотношение понятий аффекта и внезапно возникшего сильного душевно-
го волнения в уголовном праве. Диагностические признаки аффекта. Отличие
физиологического от патологического аффекта. Динамика аффективного воз-
буждения. Признаки психотравмирующей, аффектогенной ситуации. Кумули-
рованный аффект. Аффект и алкогольное опьянение. Понятие аномального аф-
фекта. Установление аффекта у лиц, совершивших насильственные преступле-
ния против личности. Симуляция аффекта и способы ее разоблачения.
Страдания. Психические, физические, нравственные страдания. Поня-
тие, признаки страданий как особой формы переживаний человека. Связь стра-
даний с другими эмоциональными и психическими состояниями. Значение
страданий при определении морального вреда потерпевшему.
Психические (эмоциональные) состояния —составная часть человеческо-
го фактора применительно к проблеме повышения эффективности и качества
правоохранительной деятельности. Способы саморегуляции своего психическо-
го состояния юристом.
Тема 5. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ЛИЧНОСТИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАНИЙ О НИХ ЮРИСТОМ
В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Темперамент. Понятие о темпераменте как о динамической характеристи-
ке психической деятельности индивида. Типологические свойства нервной сис-
темы —основа свойств темперамента. Учение И.П. Павлова об основных свой-
ствах нервной системы. Дальнейшее развитие учения И.П. Павлова о свойствах
нервной системы. Основные свойства различных типов темперамента.
Учет особенностей темперамента в правоохранительной деятельности.
Свойства нервной системы, темперамента как составная часть человеческого
фактора. Их влияние на динамические процессы в деятельности юриста. Изуче-
ние и учет юристом свойств темперамента различных участников процесса,
иных лиц в ходе профессионального общения.
Характер и его свойства. Проявление в характере индивидуального свое-
образия личности. Факторы, влияющие на формирование характера. Акцентуа-
ции характера. Акцентуированные свойства, индивидуально-психологические,
характерологические особенности личности, предрасполагающие к различным
478
формам противоправного поведения, к несчастным случаям. Воля в структуре
характера личности. Понятие ≪порока воли≫ в праве.
Направленность, мировоззрение, правосознание, мотивационная сфера в
структуре личности субъектов правоприменительной деятельности.
Тема 6. СУДЕБНО-ПСИХЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА В УГОЛОВНОМ И
ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ
Предмет, основания, поводы назначения судебно-психологической экс-
пертизы (СПЭ). Компетенция СПЭ. Комплексная судебная психолого-психи-
атрическая экспертиза. Вопросы, решаемые экспертом-психологом в уголовном
и гражданском процессе.
Подготовка и назначение СПЭ в ходе предварительного расследования,
в судебном заседании при рассмотрении уголовных дел, при разрешении граж-
данско-правовых споров.
Порядок проведения СПЭ. Оценка, использование заключения СПЭ сле-
дователем, судом, защитой.
Раздел III
Криминальная психология
Тема 7. ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ (ПСИХОЛОГИЯ
ПРЕСТУПЛЕНИЯ)
Противоправные (преступные) проявления —разновидность антиоб-
щественной деятельности. Проступок, правонарушение, преступление.
Психологическая характеристика, динамика умышленных и неосто-
рожных преступлений. Структурно-психологический анализ преступного дей-
ствия. Взаимодействие объективных и субъективных факторов. Понятие моти-
вационной сферы преступления. Соотношение мотива, цели и наступившего ре-
зультата в умышленных и неосторожных преступлениях. Проблема так назы-
ваемой профессиональной вменяемости.
Тема 8. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА
Личность правонарушителя как специальный объект психологическо-
го исследования. Понятие и содержание личности преступника, его правосо-
знание. Психологические особенности личности преступника. Различные под-
ходы к вопросу классификации личности преступников. Криминальный профес-
сионализм. Понятие профессионального преступника.
Изучение личности правонарушителя, его мотивационной сферы в ходе
расследования (рассмотрения в суде) уголовного дела.
Использование информации психологического характера о личности пра-
вонарушителя в ходе предварительного расследования, рассмотрения уголов-
ных дел в суде.
Тема 9. ПСИХОЛОГИЯ ГРУППОВОГО ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ
(ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОЙ ГРУППЫ)
Понятие группы в социальной психологии. Группа как субъект деятель-
ности. Основные признаки группы. Групповые нормы поведения. Классифика-
ция групп. Соотношение понятий группы и коллектива.
Психологическая характеристика больших социальных групп. Роль привы-
чек, национальных обычаев, традиций, социальных установок в различных со-
479
циальных группах людей. Общественная психология и индивидуальное созна-
ние членов группы. Учет указанных явлений в предотвращении паники, массо-
вых беспорядков, конфликтов на национальной почве, в районах стихийных и
иных бедствий.
Психологическая характеристика малой группы, ее структура и при-
знаки. Классификация малых групп (долговременные и кратковременные, фор-
мальные и неформальные, группы членства и референтные группы). Групповые
формы поведения, динамические процессы в малой группе. Групповая сплочен-
ность и групповой конформизм. Феномен группового давления. Групповая со-
вместимость членов группы. Психологическая основа межличностных взаимо-
отношений в группе (коллективе). Понятие психологического ≪климата≫ в груп-
пе (коллективе).
Психолого-правовая оценка организованных преступных формирова-
ний (групп), их противоправной деятельности.
Типы преступных формирований: случайная преступная группа; преступ-
ная группа, совершающая преступления по предварительному сговору; органи-
зованная, устойчивая преступная группа (банда); сплоченная организованная
преступная группа (организация): преступное сообщество (объединение) орга-
низованных преступных групп.
Структура преступной группы (организации), ее признаки. Психология
межличностных отношений в различных преступных формирования (группах).
Круговая порука в преступной группе. Факторы, способствующие форми-
рованию круговой поруки. Признаки круговой поруки. Психологические мето-
ды нейтрализации круговой поруки, борьба с групповой преступностью.
Раздел IV
Психология профессиональной деятельности юриста
Тема 10. ОБЩАЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОФЕССИОНАЛЬНО?! ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА
Социально-психологическая характеристика правоохранительной де-
ятельности —разновидности государственной службы. Структурно-психоло-
гический анализ правоохранительной деятельности
Профессиограмма профессиональной деятельности юриста. Когнитив-
ная (познавательная) подструктура. Коммуникативная подструктура. Психоло-
гические особенности решения юристом организационно-управленческих во-
просов. Теория и практика современного менеджмента применительно к пра-
воприменительной деятельности. Правовоспитательная подструктура.
Психологические аспекты повышения эффективности труда юристов.
Тема 11. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ЮРИСТА
Психологическая структура личности, профессионально значимые ка-
чества юриста. Основные факторы профессиональной пригодности и соответ-
ствующие им социально-психологические качества личности (психограмма) со-
трудников правоохранительных органов.
Конвенциальность, развитое правосознание Высокий уровень социали-
зации личности. Установочное отношение к соблюдению правовых, нравствен-
ных норм.
Познавательная активность, продуктивность сознания. Развитый ин-
теллект. Гибкое, творческое мышление. Высокая умственная работоспособ-
480
ность. Аналитический склад ума, прогностические способности, умение выде-
лять главное. Развитые воображение, интуиция.
Коммуникативная компетентность юриста. Способность устанавли-
вать и поддерживать эмоциональные контакты с участниками общения. Свобод-
ное владение вербальными и невербальными средствами общения. Способность
к поиску компромиссов. Гибкость, адаптивность коммуникативного поведения.
Адекватная самооценка, развитый самоконтроль.
Организаторские, управленческие качества личности юриста. Актив-
ность, инициативность, находчивость, распорядительность, воля. Умение про-
гнозировать последствия принимаемых решений. Самостоятельность, организо-
ванность, аккуратность в работе.
Нервно-психическая устойчивость. Выносливость, высокий уровень ра-
ботоспособности в условиях длительного воздействия перегрузок и других не-
благоприятных факторов. Сохранение мотивации достижения успеха. Стени-
ческий тип реагирования в психогенных (фрустрирующих) ситуациях.
Профессиональный психологический отбор на службу в правоохрани-
тельные органы. Прогнозирование индивидуальной успешности профессио-
нальной деятельности юриста. Понятие профессиональной надежности. Кон-
цепция профессиональных ограничений для кандидатов, отбираемых на службу
в правоохранительные органы. Объективные (внешние) и субъективные (психо-
логические) критерии профессиональной пригодности лиц, отбираемых в пра-
воохранительные органы.
страница 1 ... страница 37страница 38страница 39страница 40страница 41
скачать
Другие похожие работы: