NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Тематический план по курсу юридической психоло гии. Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факульте

Тема 1. ПРЕДМЕТ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Предмет юридической психологии, ее место в системе психологической

науки. Этапы формирования юридической психологии как прикладной отрасли

психологической науки. Основные пути и направления в ее развитии.

Содержание, система юридической психологии как научной отрасли пси-

хологических знаний и как учебной дисциплины. Задачи, решаемые юридичес-

кой психологией; ее роль в формировании личности юриста, в повышении эф-

фективности и качества труда работников правоохранительных органов, юриди-

ческих служб предприятий, учреждений, адвокатуры.

Юридическая психология в системе различных научных отраслей знания.

Ее методологические, естественно-научные и правовые основы. Междисциплинар-

ные связи юридической психологии с общей, социальной, возрастной, педагогичес-

кой, медицинской, инженерной психологией, с психологией управления, труда, а

также с уголовным и гражданским правом и процессом, криминалистикой и крими-

нологией. Связь юридической психологии с судебной психиатрией.

Раздел II

Личность в сфере правоохранительной деятельности

Тема 2. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Понятие личности в психологии и правовой науке. Индивид, личность,

субъект деятельности. Структура личности. Биологическое и социальное в

структуре личности. Этапы формирования личности. Мировоззренческая осно-

ва, ценностные ориентации, направленность, мотивационная сфера личности.

Неосознаваемое в структуре личности, в побуждениях человека. Цели изуче-

ния личности в профессиональной деятельности юриста.

Психологические методы изучения личности субъектов правопримени-

тельной деятельности. Методы психологической диагностики. Место и роль

психолога при изучении психологических особенностей участников уголовно-

го, гражданского процесса. Использование юристом психологических знаний о

личности в профессиональной деятельности.

1 Программа рекомендована Советом по проведению Учебно-методического

объединения университетов РФ в качестве типовой. В настоящий текст внесены

некоторые несущественные поправки, не нарушающие ее общей структуры и основного

содержания. См.: Программы спецкурсов юридических дисциплин. Ч. III. Уголовно-

правовой цикл / Под ред. К.Ф. Гуценко, Н.Ф. Кузнецовой, П.Ф. Лунгу и др. М.:

Юридический колледж МГУ, 1996. С. 217—30.

476

Тема 3. ПСИХИЧЕСКИЕ (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ) ПРОЦЕССЫ,

УЧЕТ ИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ЮРИСТОМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ощущение —элементарная форма чувственного отражения объективного

мира. Виды ощущений, их закономерности и свойства. Понятие о порогах чув-

ствительности анализаторов. Сенсибилизация. Синестезия. Адаптация. После-

довательные образы. Пространственная локализация раздражителя.

Восприятие. Характеристика восприятия и его особенности. Основные

свойства и закономерности восприятия. Предметность, целостность воспри-

ятия, константность, активность, осмысленность. Апперцепция. Иллюзии. Осо-

бенности восприятия предметов, пространства, времени, движения участника-

ми уголовного процесса.

Влияние последствий несчастных случаев, аварий на производстве, эколо-

гических и других катастроф на процессы восприятия происшедших событий.

Эффект перцептивной защиты и его роль в оценке несчастных случаев, про-

исшедших по вине работника. Учет указанных факторов юристом, экспертом-

психологом.

Понятие и виды памяти. Общая характеристика различных видов памя-

ти. Образная, вербально-логическая, эмоциональная, произвольная и непроиз-

вольная память. Закономерности мнемических процессов.

Запоминание (сохранение), воспроизведение и забывание. Явления реми-

нисценции, ретроградной амнезии. Влияние криминогенной обстановки, катас-

троф, аварий, а также особенностей уголовного, гражданского процесса на па-

мять. Приемы, улучшающие запоминание, повышающие качество воспроизве-

дения.

Мышление —высшая форма психического отражения человеком объек-

тивного мира. Использование особенностей мыслительных процессов в право-

охранительной деятельности. Виды мышления. Этапы мыслительного процесса

в ходе творческого поиска истины при расследовании (рассмотрении в суде)

уголовных дел, в ходе разрешения гражданско-правовых споров, различных

конфликтных ситуаций.

Характеристика мыслительной деятельности юриста. Сложность и много-

образие задач, решаемых юристами при расследовании преступлений, в ходе

разрешения гражданско-правовых споров. Явление когнитивного диссонанса

и его негативное влияние на ход мыслительной деятельности. Способы активи-

зации мыслительных процессов в правоохранительной деятельности. Включе-

ние в деятельность. Вербализация мыслительных процессов. Классификация

информации. Методы проигрывания ролей, отсрочки, мозговой атаки.

Воображение и его виды. Связь воображения с восприятием, мышлением,

памятью. Роль воображения в деятельности юриста.

Внимание. Общая характеристика внимания и его основных свойств. Виды

внимания. Факторы, обусловленные спецификой правоохранительной деятель-

ности, влияющие на качество внимания ее участников.

Тема 4. ЭМОЦИИ, ЧУВСТВА, ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ.

ИХ ПСИХОЛОГО-ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА

Эмоции, чувства —специфическая форма отражения объективного мира,

субъективного отношения к различным явлениям окружающей действитель-

ности. Соотношение понятий: эмоция, чувство, психическое состояние. Виды

эмоций и чувств, их краткая характеристика. Выражение эмоциональных состо-

яний. Настроение. Состояния депрессии, страха, апатии, неопределенности,

477

переживаемые участниками уголовного, гражданского процесса, лицами, по-

страдавшими в результате преступных посягательств.

Состояния тревожности, психической напряженности. Учение о

стрессе Г. Селье. Общий адаптационный синдром. Стадии развития стресса, его

признаки. Двойственный характер стресса. Влияние стресса на профессиональ-

ную деятельность юристов. Факторы, способствующие возникновению стресса

и его переходу в дистресс.

Соотношение понятий стресса в психологии и психической беспомощности

в уголовном праве. Учет юристом при разрешении гражданско-правовых споров

негативного воздействия состояний тревоги, страха, стресса на способность

участников сделок в полной мере осознавать значение принимаемых решений

и сохранять волевое управление своими действиями.

Фрустрация. Механизм возникновения и ее роль в понимании причин аг-

рессивного поведения, насильственных преступлений против личности, обще-

ственного порядка, совершения самоубийств.

Посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР). Влияние ПТСР на

поведение, психику людей.

Аффект. Уголовно-правовое значение аффекта, причины его возникнове-

ния. Соотношение понятий аффекта и внезапно возникшего сильного душевно-

го волнения в уголовном праве. Диагностические признаки аффекта. Отличие

физиологического от патологического аффекта. Динамика аффективного воз-

буждения. Признаки психотравмирующей, аффектогенной ситуации. Кумули-

рованный аффект. Аффект и алкогольное опьянение. Понятие аномального аф-

фекта. Установление аффекта у лиц, совершивших насильственные преступле-

ния против личности. Симуляция аффекта и способы ее разоблачения.

Страдания. Психические, физические, нравственные страдания. Поня-

тие, признаки страданий как особой формы переживаний человека. Связь стра-

даний с другими эмоциональными и психическими состояниями. Значение

страданий при определении морального вреда потерпевшему.

Психические (эмоциональные) состояния —составная часть человеческо-

го фактора применительно к проблеме повышения эффективности и качества

правоохранительной деятельности. Способы саморегуляции своего психическо-

го состояния юристом.

Тема 5. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ЛИЧНОСТИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАНИЙ О НИХ ЮРИСТОМ

В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Темперамент. Понятие о темпераменте как о динамической характеристи-

ке психической деятельности индивида. Типологические свойства нервной сис-

темы —основа свойств темперамента. Учение И.П. Павлова об основных свой-

ствах нервной системы. Дальнейшее развитие учения И.П. Павлова о свойствах

нервной системы. Основные свойства различных типов темперамента.

Учет особенностей темперамента в правоохранительной деятельности.

Свойства нервной системы, темперамента как составная часть человеческого

фактора. Их влияние на динамические процессы в деятельности юриста. Изуче-

ние и учет юристом свойств темперамента различных участников процесса,

иных лиц в ходе профессионального общения.

Характер и его свойства. Проявление в характере индивидуального свое-

образия личности. Факторы, влияющие на формирование характера. Акцентуа-

ции характера. Акцентуированные свойства, индивидуально-психологические,

характерологические особенности личности, предрасполагающие к различным

478

формам противоправного поведения, к несчастным случаям. Воля в структуре

характера личности. Понятие порока воли в праве.

Направленность, мировоззрение, правосознание, мотивационная сфера в

структуре личности субъектов правоприменительной деятельности.

Тема 6. СУДЕБНО-ПСИХЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА В УГОЛОВНОМ И

ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

Предмет, основания, поводы назначения судебно-психологической экс-

пертизы (СПЭ). Компетенция СПЭ. Комплексная судебная психолого-психи-

атрическая экспертиза. Вопросы, решаемые экспертом-психологом в уголовном

и гражданском процессе.

Подготовка и назначение СПЭ в ходе предварительного расследования,

в судебном заседании при рассмотрении уголовных дел, при разрешении граж-

данско-правовых споров.

Порядок проведения СПЭ. Оценка, использование заключения СПЭ сле-

дователем, судом, защитой.

Раздел III

Криминальная психология

Тема 7. ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ (ПСИХОЛОГИЯ

ПРЕСТУПЛЕНИЯ)

Противоправные (преступные) проявления разновидность антиоб-

щественной деятельности. Проступок, правонарушение, преступление.

Психологическая характеристика, динамика умышленных и неосто-

рожных преступлений. Структурно-психологический анализ преступного дей-

ствия. Взаимодействие объективных и субъективных факторов. Понятие моти-

вационной сферы преступления. Соотношение мотива, цели и наступившего ре-

зультата в умышленных и неосторожных преступлениях. Проблема так назы-

ваемой профессиональной вменяемости.

Тема 8. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА

Личность правонарушителя как специальный объект психологическо-

го исследования. Понятие и содержание личности преступника, его правосо-

знание. Психологические особенности личности преступника. Различные под-

ходы к вопросу классификации личности преступников. Криминальный профес-

сионализм. Понятие профессионального преступника.

Изучение личности правонарушителя, его мотивационной сферы в ходе

расследования (рассмотрения в суде) уголовного дела.

Использование информации психологического характера о личности пра-

вонарушителя в ходе предварительного расследования, рассмотрения уголов-

ных дел в суде.

Тема 9. ПСИХОЛОГИЯ ГРУППОВОГО ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ

(ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОЙ ГРУППЫ)

Понятие группы в социальной психологии. Группа как субъект деятель-

ности. Основные признаки группы. Групповые нормы поведения. Классифика-

ция групп. Соотношение понятий группы и коллектива.

Психологическая характеристика больших социальных групп. Роль привы-

чек, национальных обычаев, традиций, социальных установок в различных со-

479

циальных группах людей. Общественная психология и индивидуальное созна-

ние членов группы. Учет указанных явлений в предотвращении паники, массо-

вых беспорядков, конфликтов на национальной почве, в районах стихийных и

иных бедствий.

Психологическая характеристика малой группы, ее структура и при-

знаки. Классификация малых групп (долговременные и кратковременные, фор-

мальные и неформальные, группы членства и референтные группы). Групповые

формы поведения, динамические процессы в малой группе. Групповая сплочен-

ность и групповой конформизм. Феномен группового давления. Групповая со-

вместимость членов группы. Психологическая основа межличностных взаимо-

отношений в группе (коллективе). Понятие психологического климата в груп-

пе (коллективе).

Психолого-правовая оценка организованных преступных формирова-

ний (групп), их противоправной деятельности.

Типы преступных формирований: случайная преступная группа; преступ-

ная группа, совершающая преступления по предварительному сговору; органи-

зованная, устойчивая преступная группа (банда); сплоченная организованная

преступная группа (организация): преступное сообщество (объединение) орга-

низованных преступных групп.

Структура преступной группы (организации), ее признаки. Психология

межличностных отношений в различных преступных формирования (группах).

Круговая порука в преступной группе. Факторы, способствующие форми-

рованию круговой поруки. Признаки круговой поруки. Психологические мето-

ды нейтрализации круговой поруки, борьба с групповой преступностью.

Раздел IV

Психология профессиональной деятельности юриста

Тема 10. ОБЩАЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ПРОФЕССИОНАЛЬНО?! ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА

Социально-психологическая характеристика правоохранительной де-

ятельности —разновидности государственной службы. Структурно-психоло-

гический анализ правоохранительной деятельности

Профессиограмма профессиональной деятельности юриста. Когнитив-

ная (познавательная) подструктура. Коммуникативная подструктура. Психоло-

гические особенности решения юристом организационно-управленческих во-

просов. Теория и практика современного менеджмента применительно к пра-

воприменительной деятельности. Правовоспитательная подструктура.

Психологические аспекты повышения эффективности труда юристов.

Тема 11. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ЮРИСТА

Психологическая структура личности, профессионально значимые ка-

чества юриста. Основные факторы профессиональной пригодности и соответ-

ствующие им социально-психологические качества личности (психограмма) со-

трудников правоохранительных органов.

Конвенциальность, развитое правосознание Высокий уровень социали-

зации личности. Установочное отношение к соблюдению правовых, нравствен-

ных норм.

Познавательная активность, продуктивность сознания. Развитый ин-

теллект. Гибкое, творческое мышление. Высокая умственная работоспособ-

480

ность. Аналитический склад ума, прогностические способности, умение выде-

лять главное. Развитые воображение, интуиция.

Коммуникативная компетентность юриста. Способность устанавли-

вать и поддерживать эмоциональные контакты с участниками общения. Свобод-

ное владение вербальными и невербальными средствами общения. Способность

к поиску компромиссов. Гибкость, адаптивность коммуникативного поведения.

Адекватная самооценка, развитый самоконтроль.

Организаторские, управленческие качества личности юриста. Актив-

ность, инициативность, находчивость, распорядительность, воля. Умение про-

гнозировать последствия принимаемых решений. Самостоятельность, организо-

ванность, аккуратность в работе.

Нервно-психическая устойчивость. Выносливость, высокий уровень ра-

ботоспособности в условиях длительного воздействия перегрузок и других не-

благоприятных факторов. Сохранение мотивации достижения успеха. Стени-

ческий тип реагирования в психогенных (фрустрирующих) ситуациях.

Профессиональный психологический отбор на службу в правоохрани-

тельные органы. Прогнозирование индивидуальной успешности профессио-

нальной деятельности юриста. Понятие профессиональной надежности. Кон-

цепция профессиональных ограничений для кандидатов, отбираемых на службу

в правоохранительные органы. Объективные (внешние) и субъективные (психо-

логические) критерии профессиональной пригодности лиц, отбираемых в пра-

воохранительные органы.


страница 1 ... страница 37страница 38страница 39страница 40страница 41


скачать

Другие похожие работы: