Тематический план по курсу юридической психоло гии. Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факульте
п с и х о л о г и я
В.В. РОМАНОВ
ЮРИДИЧЕСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
Рекомендовано Министерством общего
и профессионального образования
Российской Федерации
в качестве учебника для студентов,
обучающихся по юридической специальности
и юридическому направлению
МОСКВА
ЮРИСТЪ
1998
УДК 159.9:34(075.8)
ББК88.4
Р69
Рецензенты:
Академик РАН,
доктор психологических наук, профессор П.В. Сергеюк
Действительный член Академии военных наук,
заслуженный юрист Российской Федерации,
доктор юридических наук, профессор А.А. Тер-Акопов
Романов В.В.
Р69 Юридическая психология: Учебник. — М.: Юристъ, 1998. —
488 с : ил.
ISBN 5-7975-0054-Х (в пер.)
Автор учебника В.В. Романов — доктор психологических наук, кандидат
юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации.
Учебник подготовлен в соответствии с типовой учебной программой по юриди-
ческой психологии, содержит рекомендации психологического характера. Мате-
риал изложен с учетом нового (на 1 января 1998 г.) законодательства. Прилага-
ются учебная программа и тематический план по курсу юридической психоло-
гии.
Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факульте-
тов, а также для работников правоохранительных органов (следователей, проку-
роров, судей), адвокатов.
УДК 159.9:34(075.8)
ББК88.4
ISBN 5-7975-0054-Х c ≪Юристъ≫, 1998
c Романов В.В., 1998
От автора
Реформирование российского общества, становление новой госу-
дарственности, фундаментальное обновление законодательства, осу-
ществляемая в стране судебная реформа, направленная на усиление за-
щиты прав и свобод граждан, создание эффективно действующей ры-
ночной экономики, борьба с преступностью потребовали квалифициро-
ванного правового обеспечения, обусловили социальную значимость
юриспруденции, повысили в целом авторитет правовой науки, сделали
профессию юриста наиболее массовой и популярной, особенно среди
молодежи.
В свою очередь возросшая потребность общества в юристах высшей
квалификации привела к появлению многочисленных государственных,
ведомственных, частных и других учебных заведений юридического про-
филя, в которых далеко не всегда имеются отвечающая современным тре-
бованиям учебно-методическая база, необходимые учебные, методичес-
кие материалы, а также в должной мере подготовленный преподаватель-
ский состав по различным, особенно узкопрофилированным дисципли-
нам, к числу которых можно отнести и юридическую психологию.
В целях оказания научно-методической помощи таким вузам, а
также унификации всей системы высшего юридического образования
под эгидой Ассоциации юридических вузов страны началась работа, на-
правленная на повышение качества юридического образования, насы-
щения его новыми научными технологиями, учебными программами,
методическими разработками, учебниками, соответствующими не толь-
ко современному уровню развития правовой науки, но и новому законо-
дательству, практике его применения.
В этом русле также начата научно-методическая работа и в области
юридической психологии. Прежде всего была разработана и принята
типовая учебная программа по данной дисциплине с учетом требований
Госстандарта по направлению 52.14.00 и специальности 02.11.00
≪Юриспруденция≫, рекомендованная Советом по правоведению Учебно-
методического объединения университетов Российской Федерации (см.
приложение), изданы Методические рекомендации по курсу ≪Юриди-
ческая психология≫, включающие курс лекций, советы методического
характера по каждой теме, рекомендуемую литературу, а также темати-
ческий план, одобренные Советом по правоведению УМО университе-
тов Российской Федерации для использования в учебном процессе.
Поэтому настоящий учебник, в отличие от ранее изданных, полнос-
тью соответствует этим последним документам, прежде всего новой об-
щевузовской учебной программе по данной дисциплине, И вторая осо-
бенность, отличающая его от других учебников по юридической психо-
логии, состоит в том, что при изложении материала учтены все самые
последние (на 1 января 1998 г.) нововведения в ныне действующее за-
конодательство. Отдельные разделы учебника содержат психолого-пра-
вовой анализ целого ряда норм нового уголовного, гражданского зако-
нодательства. Их психологический комментарий позволит работникам
прокуратуры, суда, органов правовой помощи населению использовать
сведения из области психологии при решении практических вопросов в
уголовном и гражданском процессе.
При подготовке учебника автор использовал свой многолетний
опыт работы в органах прокуратуры, участия в проведении судебно-пси-
хологических экспертиз по уголовным делам, а также более чем двадца-
тилетний опыт преподавания юридической психологии на военно-юри-
дическом факультете, в Международном независимом эколого-полито-
логическом университете.
Создание учебника было бы невозможно без постоянной помощи, кото-
рую автор имел на кафедре криминалистики Военного университета со сто-
роны своих коллег — проф. В.Н. Абрамина, доц. И.А. Гамалеева, проф.
В.И. Киреева, начальника кафедры полковника юстиции А.П. Парфе-
ненкова, заведующего кафедрой уголовной политики МНЭПУ проф.
А.А. Тер-Акопова. Автор выражает свою искреннюю признательность со-
трудникам Генеральной прокуратуры РФ, прежде всего государственно-
му советнику юстиции 3-го класса В.Л. Поляковой, юридическому кол-
леджу — специализированного Института юриспруденции МГУ им.
М.В. Ломоносова за постоянное внимание к экспериментально-психоло-
гическим исследованиям, которые проводились в прокуратуре и коллед-
же и позволили расширить научную базу учебника, а также старшему
научному сотруднику НИИ Генеральной прокуратуры РФ М.В. Крозу, с
которым совместно написана глава 11 учебника.
Хочется также высказать глубокую благодарность заслуженному
деятелю науки РФ, доктору юридических наук, проф. А.Р. Ратинову,
доктору психологических наук М.М. Коченову, кандидату психологи-
ческих наук Н.И. Наенко, директору Института прикладной психоло-
гии, кандидату медицинских наук Л.Н. Собчик за их ценные советы и
научные идеи, которыми они делились с автором.
В учебнике использованы фрагменты различных тестовых методик
(Д. Равена, С. Розенцвейга, Г. Роршаха и др.), рисунки В.Е. Хилла, не-
которые карикатуры Х.Бидструпа.
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
В В Е Д Е Н И Е
В ЮРИДИЧЕСКУЮ
ПСИХОЛОГИЮ
Глава 1
ПРЕДМЕТ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Предмет юридической психологии, ее структура и содержание как
прикладной отрасли психологической науки. Правовая, судебная,
криминальная, пенитенциарная психология, их место в системе
юридической психологии. Задачи, решаемые юридической психо-
логией. Краткий экскурс в историю развития и становления юри-
дической психологии. Методологические основы, принципы науч-
ного познания психических явлений в юридической психологии.
Ее междисциплинарные связи с другими отраслями психологичес-
кой и правовой науки.
§ 1. Предмет, содержание,
задачи юридической психологии
Предмет юридической психологии. Известно, что психология
(от греч. psyche — душа, logos — учение, наука) — это наука о законо-
мерностях развития и функционирования психики как особой формы
жизнедеятельности человека, которая проявляется в его отношениях с
окружающимит его людьми, с самим собой, с окружающим его миром в
целом.
Естественно, формы жизнедеятельности человека, его межличност-
ные контакты, области, в которых эти контакты возникают и развивают-
ся, весьма обширны. И этим разнообразием отношений прежде всего
объясняется достаточно большое число различных прикладных отрас-
лей психологической науки, призванных оказывать непосредственную
помощь людям в их профессиональной деятельности, в той или иной
специальной области общественной практики1. Достаточно назвать
хотя бы некоторые такие прикладные отрасли психологической науки,
которые особенно бурно развиваются в настоящее время: педагогичес-
кую и медицинскую психологию, инженерную психологию и психоло-
гию труда, военную, авиационную, космическую, социальную психоло-
гию, психологию спорта и т.д. Среди них свое место прочно занимает и
юридическая психология2.
Что является предметом юридической психологии, какова его приро-
да? Что она должна изучать? Все эти вопросы о ее природе, предмете,
месте и взаимоотношениях с различными отраслями психологии и право-
ведения, отмечает А.Р. Ратинов, не абстрактно академические, а являют-
ся важными прежде всего с практической точки зрения, поскольку от их
решения зависят ≪пределы компетенции юридической психологии и
смежных наук, перспективы исследований, пригодность научных реко-
1 См.: Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 1967. С. 9.
2 См.: Ярошевский М.Г. История психологии. 2-е изд. М., 1976. С. 424—428.
мендации, организация и содержание профессиональной подготовки спе-
циалистов≫1.
Юридическая психология является одной из прикладных, ≪погра-
ничных≫ отраслей психологической науки, возникшей в результате
межнаучной интеграции на стыке психологических и правовых знаний2.
Поскольку ≪материнской≫ для юридической психологии является пси-
хологическая наука, то юридическую психологию есть все основания
отнести в разряд естественно-научных отраслей знания.
Однако в связи с тем, что юридическая психология зародилась и дли-
тельное время развивалась в недрах юридической науки и практики, ее
обоснованно рассматривают среди правовых наук наряду с такими науч-
ными отраслями знаний, как уголовное право и уголовный процесс, кри-
миналистика и криминология и некоторые другие. С этой точки зрения
можно говорить о двойственном, психолого-правовом характере юриди-
ческой психологии, ее предмета. Именно поэтому, как тонко подметил
A.M. Столяренко, юридическая психология должна в своей ≪юридичес-
кой части≫ понимать предмет так, как понимает свой предмет юридичес-
кая наука, а в ≪психологической части≫ —так, как понимает свой пред-
мет психологическая наука3. Это одна сторона вопроса. И вторая, не
менее важная сторона, которую следует иметь в виду, говоря о предмете
юридической психологии, это те стержневые понятия, основные катего-
рии, которые необходимо видеть, без чего беспредметно вообще вести
какой-либо разговор о любой прикладной отрасли психологической
науки, в том числе и о юридической психологии.
Такими категориями, которые рассматриваются в каждой приклад-
ной отрасли психологии, составляют как бы ее стержень, являются: по-
нятие ≪личность субъекта≫ — участника той или иной профессио-
нальной деятельности, общественной практики и собственно сама дея-
тельность, которой занят человек и которая предъявляет к нему, к его
психике свои особые, специфические требования. Именно эти два очень
емких по своему содержанию понятия лежат в основе понимания пред-
мета любой прикладной отрасли психологической науки, среди которых
юридическая психология, разумеется, не является исключением. Оба
эти понятия определяющим образом влияют на содержание, структуру
различных прикладных отраслей психологической науки, в том числе и
тогда, когда мы рассматриваем их в качестве учебных дисциплин.
Таким образом, личность и деятельность, деятельность и лич-
ность — неважно в какой последовательности — вот то главное, прин-
ципиально важное, от чего следует исходить, на что нужно обращать
первоочередное внимание при построении курса юридической психоло-
гии и как прикладной отрасли психологической науки, и в качестве
1 Ратинов Л.Р. Методологические вопросы юридической психологии // Психоло-
гический журнал. 1983. Т. 4, № 4. С. 108.
" См.: Ратинов Л.Р. Юридическая психология и проблемы борьбы с преступностью
// Вопросы борьбы с преступностью. М.. 1983. Вып. 38. С. 40.
3 Столяренко A.M. Проблемы и пути развития юридической психологии // Пси-
хологический журнал. 1988. Т. 9, № Г>. С. 77.
учебной дисциплины, что, естественно, не совсем одно и то же. Как
справедливо пишет в этой связи А.В. Дулов о судебной психологии, что
полностью относится и к юридической психологии, она ≪призвана изу-
чать не только психические явления у отдельных участников процесса
осуществления правосудия, отношения между ними, но она должна ис-
следовать психологические особенности самой деятельности, связан-
ной с осуществлением правосудия в целом, ее отдельных функций≫1.
Интересно, что при всем разнообразии определений предмета юри-
дической (судебной) психологии тем не менее большинство ученых пра-
воведов, психологов, работающих в этой области, сходятся во мнении,
что если психология в качестве фундаментальной науки о психике че-
ловека исследует наиболее общие закономерности психической дея-
тельности людей в целом, то юридическая психология изучает те же за-
кономерности психики человека, различные психические явления, но
не вообще, а в сфере различных (уголовно-правовых, гражданско-право-
вых и пр.) правоотношений или, как еще иногда говорят, в системе ≪че-
ловек — право≫.
Таким образом, суммируя различные точки зрения на предмет юри-
дической психологии, можно дать следующее определение:
Предметом юридической психологии являются различные явле-
ния психики, индивидуально-психологические особенности личнос-
ти участников правоотношений, вовлеченных в сферу правоприме-
нительной деятельности, социально-психологические закономер-
ности этой деятельности, воздействующей на психику и поведение
участвующих в ней людей.
Содержание юридической психологии. Говоря о содержании
юридической психологии, необходимо иметь в виду, что это понятие
подразумевает, с одной стороны, одну из прикладных отраслей психоло-
гической науки, а с другой — учебную дисциплину. При общем предме-
те объем юридической психологии как научной отрасли знания, безус-
ловно, шире объема материала, охватываемого юридической психоло-
гией в качестве учебной дисциплины, которая преподается в том или
ином вузе с учетом его специализации, времени, отводимого на ее изу-
чение, наконец, в зависимости от учебной программы, составленной в
данном учебном заведении. Учебный предмет (учебная дисциплина),
писал А.Р. Ратинов, не обязательно должен быть самостоятельной нау-
кой. Им может быть и часть науки и даже вообще не наука2.
Если же говорить о содержании юридической психологии как отрас-
ли психологической науки, то она включает в себя помимо разработки
общих для нее вопросов (предмет, система, методы и т.д.) проблематику,
относящуюся к психологии нормативно-правовой регуляции, психологи-
1 Дулов А.В. Введение в судебную психологию. М., 1970. С. 57; сы. также: Шахри-
маньян И.К. К вопросу о предмете и структуре советской юридической психологии /,/
Психологический журнал. 1983. Т. 4, № 6. С. 112.
2 Ратинов А.Р. О предмете юридической психологии // Вопросы борьбы с преступ-
ностью. 1977. №26. С. 88.
10
ческого обеспечения применения норм права, правотворчества, к право-
вому сознанию ≪как результату психического отражения правовой дей-
ствительности, источнику правовой активности людей и внутреннему ре-
гулятору их юридически значимого поведения≫1. Психологические аспек-
ты правосознания, составляющие правовую психологию, по мнению А.Р.
Ратинова, выполняют в юридической психологии концептуальную роль и яв-
ляются стержневыми для нее в целом и для ее отдельных разделов.
Особенно актуальны для теории и практики борьбы с правонарушения-
ми психологические исследования оперативно-розыскной, следственно-
прокурорской, судебной, исправительно-профилактической деятельности
различных государственных правоохранительных органов: суда, прокурату-
ры, органов внутренних дел, органов безопасности, исправительно-трудо-
вых учреждений, а также органов правового обеспечения и правовой помо-
щи (нотариата, адвокатуры) населению, юридическим лицам.
Дифференцированный подход в исследованиях психологических осо-
бенностей профессиональной деятельности сотрудников этих органов в не-
драх юридической психологии позволил постепенно сформировать от-
дельные направления, которые стали ее разделами и даже вылились в
самостоятельные учебные дисциплины в тех вузах, где целенаправленно
готовят специалистов определенного профиля для предстоящей работы в
соответствующих правоохранительных, государственных органах.
С этой точки зрения в содержательной структуре юридической пси-
хологии, являющейся родовым понятием, можно видеть такие разделы
или самостоятельные блоки, как судебная ____________психология (наиболее ста-
рая часть юридической психологии, некогда до оформления последней
существовавшая самостоятельно), психология оперативно-розыскной
деятельности, исправительно-трудовая психология или в наиболее
общем виде — психология профессиональной деятельности юриста.
Одним из центральных разделов юридической психологии является раз-
дел, посвященный психологии личности субъектов, участвующих в правоп-
рименительной деятельности: не только юристов в том или ином процессу-
альном положении, но и многих других субъектов различных правоотноше-
ний, вовлеченных в сферу профессиональной деятельности юристов.
Среди субъектов этих правоотношений заметной фигурой являются
те, кто вступает в конфликт с законом, как в сфере уголовно-правовых,
так и в сфере административных, гражданско-правовых отношений. Поэ-
тому в качестве одного из самостоятельных разделов юридической пси-
хологии в личностном блоке выделился раздел, получивший название
криминальной психологии, включающий в себя проблемы личности пре-
ступника, психологические особенности отклоняющегося, противоправ-
ного поведения, в том числе членов различных преступных групп, орга-
низованных преступных формирований.
Разумеется, любая наука не стоит на месте. Развивается и юриди-
ческая психология. Следовательно, будут появляться в ней и новые,
1 Ратинов А.Р. Методологические вопросы юридической психологии // Психоло-
гический журнал. 1983. Т. 4, .№> 4. С. 110—111.
самостоятельные направления. Уточнение их границ, несомненно,
будет способствовать более четкому решению постоянно возникающих
вопросов относительно системы юридической психологии и ее содержа-
ния. Схематически в наиболее общем виде система юридической психо-
логии представлена на рис. 1.1.
Юридическая психология
Рис. 1.1. Система юридической психологии
Структура юридической психологии в качестве учебной дисципли-
ны, или, как еще говорят, учебного предмета, представленная в учебни-
ке, разработана в основном в соответствии с Программой, рекомендо-
ванной Советом по правоведению Учебно-методического объединения
университетов Российской Федерации1. Данная программа ориентиро-
вана в первую очередь на подготовку юристов по прокурорско-следст-
венной, судебной специализации. Она также может успешно использо-
ваться с небольшими дополнениями и при подготовке будущих юрис-
тов, ориентированных в дальнейшем заниматься адвокатской деятель-
ностью по уголовным и гражданским делам.
Итак, Программа по юридической психологии в качестве учебной
дисциплины включает в себя следующие четыре основных раздела2.
Раздел I. Введение в юридическую психологию. В него входят
общие вопросы: предмет, содержание, задачи, методы, место и связи юри-
дической психологии с другими естественными и правовыми науками.
страница 1страница 2 ... страница 40страница 41
скачать
Другие похожие работы: