NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Тематический план по курсу юридической психоло гии. Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факульте


п с и х о л о г и я
В.В. РОМАНОВ

ЮРИДИЧЕСКАЯ

ПСИХОЛОГИЯ

Рекомендовано Министерством общего

и профессионального образования

Российской Федерации

в качестве учебника для студентов,

обучающихся по юридической специальности

и юридическому направлению

МОСКВА

ЮРИСТЪ

1998

УДК 159.9:34(075.8)

ББК88.4

Р69

Рецензенты:

Академик РАН,

доктор психологических наук, профессор П.В. Сергеюк

Действительный член Академии военных наук,

заслуженный юрист Российской Федерации,

доктор юридических наук, профессор А.А. Тер-Акопов

Романов В.В.

Р69 Юридическая психология: Учебник. — М.: Юристъ, 1998. —

488 с : ил.

ISBN 5-7975-0054-Х (в пер.)

Автор учебника В.В. Романов — доктор психологических наук, кандидат

юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации.

Учебник подготовлен в соответствии с типовой учебной программой по юриди-

ческой психологии, содержит рекомендации психологического характера. Мате-

риал изложен с учетом нового (на 1 января 1998 г.) законодательства. Прилага-

ются учебная программа и тематический план по курсу юридической психоло-

гии.

Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факульте-

тов, а также для работников правоохранительных органов (следователей, проку-

роров, судей), адвокатов.

УДК 159.9:34(075.8)

ББК88.4

ISBN 5-7975-0054-Х c ≪Юристъ≫, 1998

c Романов В.В., 1998

От автора

Реформирование российского общества, становление новой госу-

дарственности, фундаментальное обновление законодательства, осу-

ществляемая в стране судебная реформа, направленная на усиление за-

щиты прав и свобод граждан, создание эффективно действующей ры-

ночной экономики, борьба с преступностью потребовали квалифициро-

ванного правового обеспечения, обусловили социальную значимость

юриспруденции, повысили в целом авторитет правовой науки, сделали

профессию юриста наиболее массовой и популярной, особенно среди

молодежи.

В свою очередь возросшая потребность общества в юристах высшей

квалификации привела к появлению многочисленных государственных,

ведомственных, частных и других учебных заведений юридического про-

филя, в которых далеко не всегда имеются отвечающая современным тре-

бованиям учебно-методическая база, необходимые учебные, методичес-

кие материалы, а также в должной мере подготовленный преподаватель-

ский состав по различным, особенно узкопрофилированным дисципли-

нам, к числу которых можно отнести и юридическую психологию.

В целях оказания научно-методической помощи таким вузам, а

также унификации всей системы высшего юридического образования

под эгидой Ассоциации юридических вузов страны началась работа, на-

правленная на повышение качества юридического образования, насы-

щения его новыми научными технологиями, учебными программами,

методическими разработками, учебниками, соответствующими не толь-

ко современному уровню развития правовой науки, но и новому законо-

дательству, практике его применения.

В этом русле также начата научно-методическая работа и в области

юридической психологии. Прежде всего была разработана и принята

типовая учебная программа по данной дисциплине с учетом требований

Госстандарта по направлению 52.14.00 и специальности 02.11.00

≪Юриспруденция≫, рекомендованная Советом по правоведению Учебно-

методического объединения университетов Российской Федерации (см.

приложение), изданы Методические рекомендации по курсу ≪Юриди-

ческая психология≫, включающие курс лекций, советы методического

характера по каждой теме, рекомендуемую литературу, а также темати-

ческий план, одобренные Советом по правоведению УМО университе-

тов Российской Федерации для использования в учебном процессе.

Поэтому настоящий учебник, в отличие от ранее изданных, полнос-

тью соответствует этим последним документам, прежде всего новой об-

щевузовской учебной программе по данной дисциплине, И вторая осо-

бенность, отличающая его от других учебников по юридической психо-

логии, состоит в том, что при изложении материала учтены все самые

последние (на 1 января 1998 г.) нововведения в ныне действующее за-

конодательство. Отдельные разделы учебника содержат психолого-пра-

вовой анализ целого ряда норм нового уголовного, гражданского зако-

нодательства. Их психологический комментарий позволит работникам

прокуратуры, суда, органов правовой помощи населению использовать

сведения из области психологии при решении практических вопросов в

уголовном и гражданском процессе.

При подготовке учебника автор использовал свой многолетний

опыт работы в органах прокуратуры, участия в проведении судебно-пси-

хологических экспертиз по уголовным делам, а также более чем двадца-

тилетний опыт преподавания юридической психологии на военно-юри-

дическом факультете, в Международном независимом эколого-полито-

логическом университете.

Создание учебника было бы невозможно без постоянной помощи, кото-

рую автор имел на кафедре криминалистики Военного университета со сто-

роны своих коллег — проф. В.Н. Абрамина, доц. И.А. Гамалеева, проф.

В.И. Киреева, начальника кафедры полковника юстиции А.П. Парфе-

ненкова, заведующего кафедрой уголовной политики МНЭПУ проф.

А.А. Тер-Акопова. Автор выражает свою искреннюю признательность со-

трудникам Генеральной прокуратуры РФ, прежде всего государственно-

му советнику юстиции 3-го класса В.Л. Поляковой, юридическому кол-

леджу — специализированного Института юриспруденции МГУ им.

М.В. Ломоносова за постоянное внимание к экспериментально-психоло-

гическим исследованиям, которые проводились в прокуратуре и коллед-

же и позволили расширить научную базу учебника, а также старшему

научному сотруднику НИИ Генеральной прокуратуры РФ М.В. Крозу, с

которым совместно написана глава 11 учебника.

Хочется также высказать глубокую благодарность заслуженному

деятелю науки РФ, доктору юридических наук, проф. А.Р. Ратинову,

доктору психологических наук М.М. Коченову, кандидату психологи-

ческих наук Н.И. Наенко, директору Института прикладной психоло-

гии, кандидату медицинских наук Л.Н. Собчик за их ценные советы и

научные идеи, которыми они делились с автором.

В учебнике использованы фрагменты различных тестовых методик

(Д. Равена, С. Розенцвейга, Г. Роршаха и др.), рисунки В.Е. Хилла, не-

которые карикатуры Х.Бидструпа.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

В В Е Д Е Н И Е

В ЮРИДИЧЕСКУЮ

ПСИХОЛОГИЮ

Глава 1

ПРЕДМЕТ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Предмет юридической психологии, ее структура и содержание как

прикладной отрасли психологической науки. Правовая, судебная,

криминальная, пенитенциарная психология, их место в системе

юридической психологии. Задачи, решаемые юридической психо-

логией. Краткий экскурс в историю развития и становления юри-

дической психологии. Методологические основы, принципы науч-

ного познания психических явлений в юридической психологии.

Ее междисциплинарные связи с другими отраслями психологичес-

кой и правовой науки.

§ 1. Предмет, содержание,

задачи юридической психологии

Предмет юридической психологии. Известно, что психология

(от греч. psyche — душа, logos — учение, наука) — это наука о законо-

мерностях развития и функционирования психики как особой формы

жизнедеятельности человека, которая проявляется в его отношениях с

окружающимит его людьми, с самим собой, с окружающим его миром в

целом.

Естественно, формы жизнедеятельности человека, его межличност-

ные контакты, области, в которых эти контакты возникают и развивают-

ся, весьма обширны. И этим разнообразием отношений прежде всего

объясняется достаточно большое число различных прикладных отрас-

лей психологической науки, призванных оказывать непосредственную

помощь людям в их профессиональной деятельности, в той или иной

специальной области общественной практики1. Достаточно назвать

хотя бы некоторые такие прикладные отрасли психологической науки,

которые особенно бурно развиваются в настоящее время: педагогичес-

кую и медицинскую психологию, инженерную психологию и психоло-

гию труда, военную, авиационную, космическую, социальную психоло-

гию, психологию спорта и т.д. Среди них свое место прочно занимает и

юридическая психология2.

Что является предметом юридической психологии, какова его приро-

да? Что она должна изучать? Все эти вопросы о ее природе, предмете,

месте и взаимоотношениях с различными отраслями психологии и право-

ведения, отмечает А.Р. Ратинов, не абстрактно академические, а являют-

ся важными прежде всего с практической точки зрения, поскольку от их

решения зависят ≪пределы компетенции юридической психологии и

смежных наук, перспективы исследований, пригодность научных реко-

1 См.: Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 1967. С. 9.

2 См.: Ярошевский М.Г. История психологии. 2-е изд. М., 1976. С. 424—428.

мендации, организация и содержание профессиональной подготовки спе-

циалистов≫1.

Юридическая психология является одной из прикладных, ≪погра-

ничных≫ отраслей психологической науки, возникшей в результате

межнаучной интеграции на стыке психологических и правовых знаний2.

Поскольку ≪материнской≫ для юридической психологии является пси-

хологическая наука, то юридическую психологию есть все основания

отнести в разряд естественно-научных отраслей знания.

Однако в связи с тем, что юридическая психология зародилась и дли-

тельное время развивалась в недрах юридической науки и практики, ее

обоснованно рассматривают среди правовых наук наряду с такими науч-

ными отраслями знаний, как уголовное право и уголовный процесс, кри-

миналистика и криминология и некоторые другие. С этой точки зрения

можно говорить о двойственном, психолого-правовом характере юриди-

ческой психологии, ее предмета. Именно поэтому, как тонко подметил

A.M. Столяренко, юридическая психология должна в своей ≪юридичес-

кой части≫ понимать предмет так, как понимает свой предмет юридичес-

кая наука, а в ≪психологической части≫ —так, как понимает свой пред-

мет психологическая наука3. Это одна сторона вопроса. И вторая, не

менее важная сторона, которую следует иметь в виду, говоря о предмете

юридической психологии, это те стержневые понятия, основные катего-

рии, которые необходимо видеть, без чего беспредметно вообще вести

какой-либо разговор о любой прикладной отрасли психологической

науки, в том числе и о юридической психологии.

Такими категориями, которые рассматриваются в каждой приклад-

ной отрасли психологии, составляют как бы ее стержень, являются: по-

нятие личность субъекта — участника той или иной профессио-

нальной деятельности, общественной практики и собственно сама дея-

тельность, которой занят человек и которая предъявляет к нему, к его

психике свои особые, специфические требования. Именно эти два очень

емких по своему содержанию понятия лежат в основе понимания пред-

мета любой прикладной отрасли психологической науки, среди которых

юридическая психология, разумеется, не является исключением. Оба

эти понятия определяющим образом влияют на содержание, структуру

различных прикладных отраслей психологической науки, в том числе и

тогда, когда мы рассматриваем их в качестве учебных дисциплин.

Таким образом, личность и деятельность, деятельность и лич-

ность — неважно в какой последовательности — вот то главное, прин-

ципиально важное, от чего следует исходить, на что нужно обращать

первоочередное внимание при построении курса юридической психоло-

гии и как прикладной отрасли психологической науки, и в качестве

1 Ратинов Л.Р. Методологические вопросы юридической психологии // Психоло-

гический журнал. 1983. Т. 4, № 4. С. 108.

" См.: Ратинов Л.Р. Юридическая психология и проблемы борьбы с преступностью

// Вопросы борьбы с преступностью. М.. 1983. Вып. 38. С. 40.

3 Столяренко A.M. Проблемы и пути развития юридической психологии // Пси-

хологический журнал. 1988. Т. 9, № Г>. С. 77.

учебной дисциплины, что, естественно, не совсем одно и то же. Как

справедливо пишет в этой связи А.В. Дулов о судебной психологии, что

полностью относится и к юридической психологии, она ≪призвана изу-

чать не только психические явления у отдельных участников процесса

осуществления правосудия, отношения между ними, но она должна ис-

следовать психологические особенности самой деятельности, связан-

ной с осуществлением правосудия в целом, ее отдельных функций≫1.

Интересно, что при всем разнообразии определений предмета юри-

дической (судебной) психологии тем не менее большинство ученых пра-

воведов, психологов, работающих в этой области, сходятся во мнении,

что если психология в качестве фундаментальной науки о психике че-

ловека исследует наиболее общие закономерности психической дея-

тельности людей в целом, то юридическая психология изучает те же за-

кономерности психики человека, различные психические явления, но

не вообще, а в сфере различных (уголовно-правовых, гражданско-право-

вых и пр.) правоотношений или, как еще иногда говорят, в системе ≪че-

ловек — право≫.

Таким образом, суммируя различные точки зрения на предмет юри-

дической психологии, можно дать следующее определение:

Предметом юридической психологии являются различные явле-

ния психики, индивидуально-психологические особенности личнос-

ти участников правоотношений, вовлеченных в сферу правоприме-

нительной деятельности, социально-психологические закономер-

ности этой деятельности, воздействующей на психику и поведение

участвующих в ней людей.

Содержание юридической психологии. Говоря о содержании

юридической психологии, необходимо иметь в виду, что это понятие

подразумевает, с одной стороны, одну из прикладных отраслей психоло-

гической науки, а с другой — учебную дисциплину. При общем предме-

те объем юридической психологии как научной отрасли знания, безус-

ловно, шире объема материала, охватываемого юридической психоло-

гией в качестве учебной дисциплины, которая преподается в том или

ином вузе с учетом его специализации, времени, отводимого на ее изу-

чение, наконец, в зависимости от учебной программы, составленной в

данном учебном заведении. Учебный предмет (учебная дисциплина),

писал А.Р. Ратинов, не обязательно должен быть самостоятельной нау-

кой. Им может быть и часть науки и даже вообще не наука2.

Если же говорить о содержании юридической психологии как отрас-

ли психологической науки, то она включает в себя помимо разработки

общих для нее вопросов (предмет, система, методы и т.д.) проблематику,

относящуюся к психологии нормативно-правовой регуляции, психологи-

1 Дулов А.В. Введение в судебную психологию. М., 1970. С. 57; сы. также: Шахри-

маньян И.К. К вопросу о предмете и структуре советской юридической психологии /,/

Психологический журнал. 1983. Т. 4, № 6. С. 112.

2 Ратинов А.Р. О предмете юридической психологии // Вопросы борьбы с преступ-

ностью. 1977. №26. С. 88.

10

ческого обеспечения применения норм права, правотворчества, к право-

вому сознанию ≪как результату психического отражения правовой дей-

ствительности, источнику правовой активности людей и внутреннему ре-

гулятору их юридически значимого поведения≫1. Психологические аспек-

ты правосознания, составляющие правовую психологию, по мнению А.Р.

Ратинова, выполняют в юридической психологии концептуальную роль и яв-

ляются стержневыми для нее в целом и для ее отдельных разделов.

Особенно актуальны для теории и практики борьбы с правонарушения-

ми психологические исследования оперативно-розыскной, следственно-

прокурорской, судебной, исправительно-профилактической деятельности

различных государственных правоохранительных органов: суда, прокурату-

ры, органов внутренних дел, органов безопасности, исправительно-трудо-

вых учреждений, а также органов правового обеспечения и правовой помо-

щи (нотариата, адвокатуры) населению, юридическим лицам.

Дифференцированный подход в исследованиях психологических осо-

бенностей профессиональной деятельности сотрудников этих органов в не-

драх юридической психологии позволил постепенно сформировать от-

дельные направления, которые стали ее разделами и даже вылились в

самостоятельные учебные дисциплины в тех вузах, где целенаправленно

готовят специалистов определенного профиля для предстоящей работы в

соответствующих правоохранительных, государственных органах.

С этой точки зрения в содержательной структуре юридической пси-

хологии, являющейся родовым понятием, можно видеть такие разделы

или самостоятельные блоки, как судебная ____________психология (наиболее ста-

рая часть юридической психологии, некогда до оформления последней

существовавшая самостоятельно), психология оперативно-розыскной

деятельности, исправительно-трудовая психология или в наиболее

общем виде — психология профессиональной деятельности юриста.

Одним из центральных разделов юридической психологии является раз-

дел, посвященный психологии личности субъектов, участвующих в правоп-

рименительной деятельности: не только юристов в том или ином процессу-

альном положении, но и многих других субъектов различных правоотноше-

ний, вовлеченных в сферу профессиональной деятельности юристов.

Среди субъектов этих правоотношений заметной фигурой являются

те, кто вступает в конфликт с законом, как в сфере уголовно-правовых,

так и в сфере административных, гражданско-правовых отношений. Поэ-

тому в качестве одного из самостоятельных разделов юридической пси-

хологии в личностном блоке выделился раздел, получивший название

криминальной психологии, включающий в себя проблемы личности пре-

ступника, психологические особенности отклоняющегося, противоправ-

ного поведения, в том числе членов различных преступных групп, орга-

низованных преступных формирований.

Разумеется, любая наука не стоит на месте. Развивается и юриди-

ческая психология. Следовательно, будут появляться в ней и новые,

1 Ратинов А.Р. Методологические вопросы юридической психологии // Психоло-

гический журнал. 1983. Т. 4, .№> 4. С. 110—111.

самостоятельные направления. Уточнение их границ, несомненно,

будет способствовать более четкому решению постоянно возникающих

вопросов относительно системы юридической психологии и ее содержа-

ния. Схематически в наиболее общем виде система юридической психо-

логии представлена на рис. 1.1.

Юридическая психология

Рис. 1.1. Система юридической психологии

Структура юридической психологии в качестве учебной дисципли-

ны, или, как еще говорят, учебного предмета, представленная в учебни-

ке, разработана в основном в соответствии с Программой, рекомендо-

ванной Советом по правоведению Учебно-методического объединения

университетов Российской Федерации1. Данная программа ориентиро-

вана в первую очередь на подготовку юристов по прокурорско-следст-

венной, судебной специализации. Она также может успешно использо-

ваться с небольшими дополнениями и при подготовке будущих юрис-

тов, ориентированных в дальнейшем заниматься адвокатской деятель-

ностью по уголовным и гражданским делам.

Итак, Программа по юридической психологии в качестве учебной

дисциплины включает в себя следующие четыре основных раздела2.

Раздел I. Введение в юридическую психологию. В него входят

общие вопросы: предмет, содержание, задачи, методы, место и связи юри-

дической психологии с другими естественными и правовыми науками.


страница 1страница 2 ... страница 40страница 41


скачать

Другие похожие работы: