Тесты и задания по дисциплине «социология» для студентов очно-заочного, заочного отделения
Д
С
А
В
Е
1.
«штурвал»
«штурвал»
С
Д
Е
А
В
2.
«веер»
С
В
Д
А
Е
3.
«круг»
Задание 18. Какие из данных определений характеризуют понятия: 1) «племя»; 2) «народность; 3) «нация»:
А. Тип этнической общности, возникающий в период разложения родоплеменной организации и основанный на территориальном единстве.
В. Тип этнической общности, присущей преимущественно первобытно общинному строю и основанный на кровнородственным единстве.
С. Исторически высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, экономической жизни, культуры и национального самосознания.
Задание 19. Укажите на принадлежность к тому или иному статусу:
| Деловые организации | Общественные организации | Ассоциативные организации |
1. Предприятие | | | |
2. Банк | | | |
3. Профсоюз | | | |
4. Фирма | | | |
5.Политическая партия | | | |
6. Клуб по интересам | | | |
7. Корпорация | | | |
8. Научная школа | | | |
Задание 20. Отметьте, черты присущие разработанному М. Вебером «идеальному типу» бюрократической организации:
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
Задание 21 . Какие из ниже перечисленных черт присущи, по вашему мнению, современной бюрократии:
компетентность
стремление к постоянному превышению своих полномочий;
необязательность в выполнении обещаний;
эффективность;
подмена служебных отношений межличностными;
грубость;
манипулирование людьми и информацией в своих интересах;
верность служебному долгу.
ТЕМА 5. Общество как целостная система
Задание 1. К каким понятиям относятся следующие определения: «страна»; 2) «государство»; 3) «общество»
Социальная организация, основой которой является социальная структура.
Территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом.
Политическая организация, включающая определенный тип режима власти, органы и структуру правления.
Задание 2. Перечислите признаки общества ( по Э. Шилзу):
1.___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_________________________________________________________________
____________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________
____________________________________________________________________
_________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Задание 3. Укажите, к какому типу общества относятся следующие его характеристики:
Характеристика | Традиционное общество | Индустриаль-ное общество | Постиндуст-риальное общество |
1.Механизация производствен-ных процессов | | | |
2. Доминирование аграрного уклада | | | |
3. Ведущая роль науки, знаний, информации | | | |
4.Господство сословных иерархий | | | |
5. Сфера услуг – главная сфера экономической деятельности | | | |
6. Капитал – главная ценность | | | |
Задание 4. Какие основные функции выполняют следующие подсистемы общества:
| Функции |
| |
| |
| |
| |
Задание 5. Какие из предложенных объяснений социальной стратификации принадлежат:
марксистам;
представителям функционального подхода;
сторонникам социального обмена
А. Распределение индивидов по социальным стратам происходит в зависимости от важности их профессиональной деятельности.
В. Социальная стратификация возникает в процессе неэквивалентного обмена результатами человеческой деятельности.
С. В основе социальной стратификации лежат отношения собственности, характер и формы владения средствами производства.
Задание 6. Выделите четыре наиболее важные критерия социальной стратификации:
Родственные связи
Национальность
Доход
Религия
Образование
Идейные пристрастия
Власть
Престиж
Задание 7. Постройте шкалу престижа профессий в России и США. Разместите в порядке значимости следующие профессии:
летчик школьный учитель преподаватель вуза банкир адвокат таксист специалист по компьютерам социолог | дантист продавец менеджер брокер дворник водитель грузовика стюардесса библиотекарь |
Россия | США |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Задание 8. С помощью какой геометрической фигуры можно охарактеризовать профиль социальной стратификации современного экономически развитого общества:
А.
(квадрат)
В.
(равнобедренный треугольник)
С.
(ромб)
Задание 9. Какую долю (в %) в современном западном обществе составляет:
высший класс -
средний класс -
низший класс -
Задание 10. Соотнесите понятия и определения (соедините стрелками):
Мобильность | Социальное перемещение , не связанное с изменением социального статуса |
Мобильность | Социальное перемещение , предполагающее повышение или понижение социального статуса |
Мобильность | Переход на более низкую социальную позицию |
Мобильность | Переход на более высокую социальную позицию |
Задание 11. Являются ли правильными следующие суждения?
| Да | Нет |
1. Социальная мобильность – это изменение индивидом или группой своей позиции в социальном пространстве. | | |
2. Повышение квалификации – пример горизонтальной мобильности. | | |
3. Возраст влияет на вертикальную мобильность. | | |
4. Интенсивность социальной мобильности определяется той вертикальной дистанцией, которую индивид проходит за определенный промежуток времени. | | |
5. Предписанный статус характерен для стратификационной системы открытого типа. | | |
Задание 12. Какая стратификационная система является открытой?
Кастовая
Сословная
Классовая
Задание 14. Какая страна характеризовалась классической системой деления общества на три сословия?
Великобритания
Россия
Франция
Задание 15. Сравните стратификационные системы Российской империи, советского общества и современной России
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕМА 6. Личность и общество
Задание 1. Что понимается в социологии под термином «личность»?
Всякий человек с момента рождения.
Любой индивид, включенный в общество в результате усвоения социальных норм и ценностей.
Только выдающийся деятель
Задание 2. Какие из приведенных теоретических положений соответствуют :
марксизму;
теории «зеркального Я»;
ролевой теории личности
А. Личность является результатом социального взаимодействия, в ходе которого индивид приобретает способность оценивать себя с точки зрения других членов данной социальной группы.
В. Сущность человека есть совокупность всех общественных отношений.
С. Личность представляет собой совокупность социальных ролей, выполняемых ею в обществе.
Задание 3. Соотнесите понятия и определения (соедините стрелками).
Модальная личность | Тип личности, не привязанный к конкретным условиям и рассматриваемый как эталон личности будущего. |
Базовая личность | Усредненный тип личности, который реально преобладает в том или ином обществе. |
Идеальная личность | Тип личности, который наилучшим образом отвечает потребностям развития данного общества. |
Задание 4. Кто является автором концепции социального характера?
М. Вебер
Э. Фромм
Г. Маркузе
Задание 5. (Стимульный материал)
В свое время философ Н. Бердяев писал о русском национальном характере: «Можно открыть противоположные свойства в русском народе: деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность; жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость; обрядование и искание правды; индивидуализм, обостренное сознание личности и –безличный коллективизм; национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность; эсхатологически мессианская религиозность и внешнее благочестие; искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и бунт».
Осталось ли это высказывание Н. Бердяева актуальным в настоящее время? Охарактеризуйте социальные типы личности, соответствующие советскому и постсоветсткому периодам:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Что понимается под социализацией индивида?
Подготовка детей к взрослой жизни.
Процесс включения индивида в общество, усвоение им общественного опыта, культурных ценностей, социальных ролей, норм и правил поведения.
Процесс воспитания молодого поколения.
Задание 7. Укажите, какой институт является наиболее важным для первичной социализации:
Семья
Школа
Армия
Задание 8. Согласны ли вы со следующими суждениями:
| Да | Нет |
1. Социализация присуща не только человеку, но и животным. | | |
2.Социализация представляет собой куммулятивный процесс накопления социальных навыков. | | |
| | |
4. Первичная социализация активно происходит в первой половине жизни. | | |
5. Ресоциализация предполагает усвоение новых знаний, ценностей норм, установок, статусов, ролей вместо прежних. | | |
Задание 9. Дайте краткую характеристику формально-позитивных, формально-негативных, неформально-позитивных и неформально-негативных санкций:
Характер санкций | Формальные | Неформальные |
Позитивные | | |
Негативные | | |
Задание 10. Понятие «аномия» было введено в социологию:
М. Вебером
Э. Дюркгеймом
Г. Спенсером
Задание 11. Под аномией в социологии понимается:
Процесс изменения социальных норм и ценностей
Состояние общества, вызванное распадом системы социальных норм и ценностей.
Процесс структурирования социальных норм и ценностей.
Задание 12. Охарактеризуйте типы девиантного поведения, которые Р. Мертон выделил на основании соотношения целей и средств их достижения:
«Инновация» -
«Ритуализм» –
«Ретритизм» –
«Бунт»-
Задание 13. Перечислите положительные и негативные функции социального конфликта:
Позитивные функции | Негативные функции |
1. | |
2. | |
3. | |
Задание 14. Кратко раскройте содержание основных функций семьи:
Вид функций | Содержание функций |
| |
| |
3. Экономическая и хозяйственно-бытовая | |
| |
| |
| |
| |
страница 1страница 2
скачать
Другие похожие работы: