Тесты и задания по дисциплине «социология» для студентов очно-заочного, заочного отделения
























ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
Кафедра социально-экономических и гуманитарных наук
Д.В. Кухарчук
ТЕСТЫ и ЗАДАНИЯ
по дисциплине
«СОЦИОЛОГИЯ»
для студентов очно-заочного, заочного отделения
.
Москва, 2014
ТЕМА 1. Предмет и методы социологии
Тест 1.
Предметом социологии является:
духовный мир человека
социальная жизнь человека, группы, общества
быт и нравы народов мира
Тест 2.
Макросоциология изучает:
общество в целом
малые социальные группы
межличностные взаимодействия
Тест 3.
Эмпирическая социология занимается:
сбором фактических данных и их первичной обработкой
разработкой теорий и концепций
теоретическим обобщением накопленного практического материала
Тест 4.
К специфически социологическим категориям относятся:
культура
власть
социальная стратификация
Тест 5.
Самым распространенным методом сбора социологических данных является:
отбор респондентов
выбор методов исследования
отбор объективной информации
Тест 7.
Репрезентативность социологического исследования – это:
упорядочение данных по какому-то одному статистическому признаку
свойство выборки отражать характеристики изучаемой (генеральной) совокупности социальных объектов
система обобщенных и логически выверенных научных утверждений о каком-то классе явлений
Тест 8.
Социологические анкеты представляют собой:
любой перечень вопросов
упорядоченный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования
список вопросов, ориентирующих респондентов на определенный ответ
Тест 9.
Закрытые вопросы социологической анкеты предполагают:
свободный ответ респондента
выбор ответа из предложенных вариантов
комбинация свободных ответов с заранее сформулированными вариантами ответов
Тест 10.
Метод включенного наблюдения предусматривает:
непосредственный контакт социолога с объектом исследования
изучение социального объекта со стороны, когда социолог не принимает участия в событиях
изучение социального объекта в специально созданных и контролируемых условиях.
Задание 1. Укажите, к какому направлению научного знания относятся следующие дисциплины:
Дисциплина | Направление | |||
Естественное | Техническое | Социальное | Гуманитарное | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Задание 2. Укажите, к какому направлению научного знания относятся следующие дисциплины:
Понятие | Науки | ||
Социология | Психология | Экономика | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Задание 3. Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы.
Вопросы | Ответы | |
да | нет | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
ТЕМА 2. История социологии
Тест 1. В какой исторический период возникла социология как самостоятельная наука:
В эпоху Просвещения
В первой половине XIX века.
В первой трети ХХ века.
Тест 2. Кто является автором теории социального действия:
К. Маркс
Э. Дюркгейм
М. Вебер
Тест 3. Кому принадлежит определение социологии как науки о социальных фактах:
Г. Спенсер
М. Вебер
Э. Дюркгейм
Тест 4. «Идеальный тип» в социологии М. Вебера – это:
Теоретическая конструкция
Утопия
Эмпирическая реальность
Тест 5. Центральным понятием социологии К. Маркса является:
Социальное действие
Общественно-экономическая формация
Социальное пространство
Тест 6. К какому из направлений общественной мысли принадлежали российские социологи П. Лавров и Н. Михайловский:
Марксизм
Славянофильство
Народничество
Тест 7. Кто создал первую в России кафедру социологии:
Н. Кареев
М. Ковалевский
Н. Михайловский
Тест 8. Какая из нижеперечисленных теорий относится к макросоциологическим:
Символический интеракционизм
Этнометодология
Структурный функционализм
Тест 9. Кто явился автором теории социального обмена:
Дж. Хоманс
Т. Парсонс
Р. Мертон
Тест 10. Какое из указанных понятий относится к теории структурно-функционального анализа:
Социальный конфликт
Социальная система
Социальный класс.
Тест 11. Что в первую очередь изучают сторонники символического интеракционизма:
Межличностные взаимодействия
Социальные институты
Общество в целом
ТЕМА 3. Культура как социальное явление
Задание 1. Укажите, какой науке соответствуют следующие определения культуры:
| Этнография | Социология | Философия |
1. Культура как система знаний, ценностей, норм, правил, организующих социальную жизнь людей | | | |
2. Культура как кладезь мудрости | | | |
3. Культура как характерный образ жизни народа, находящегося на доидустриальной стадии развития | | | |
Задание 2. Какие из предъявленных культурных элементов относятся к материальной культуре, а какие – к духовной:
| Материальная культура | Духовная культура |
| | |
Задание 3. Заполните таблицу:
Функции социальной культуры |
1. |
2 |
3. |
4. |
5. |
6. |
Задание 4. Укажите соответствие между понятиями и их определениями:
1. Социальные ценности |
|
2. Социальные нормы |
|
3. Обычаи |
|
4. Традиции |
|
5. Обряды |
|
Задание 5. Коротко охарактеризуйте каждую форму культуры:
Элитарная культура.
Народная культура.
3. Массовая культура.
Задание 6. Приведите примеры субкультуры и контркультуры:
Субкультура
2. Контркультура
Задание 7. Укажите, в каких странах и регионах впервые появились:
Бумага
Печатный станок
Стекло
Сахар
Картофель
Кофе
Рис
Дрожжевой хлеб
Задание 8. Соотнесите понятия и определения (соедините стрелками):
1. Культурная диффузия | Процесс накопления культурных элементов |
2. Культурная аккумуляция | Взаимное проникновение элементов разных культур |
3. Культурная трансмиссия | Процесс, благодаря которому культура передается от одного поколения к другому через научение |
Задание 9. (стумульный материал)
В обществе любой объект может стать социальным символом – одежда, прическа, укладка волос и т.д.
Подумайте:
Какое символическое значение имеет постриг в монахини?
Чем в культурном и социальном смысле различаются борода и бородка?
Какое социальное значение имел приказ Петра I сбривать бороды?
Что такое реликвии как социальные символы?
Какие именно социальные группы носили раньше пенсне? Можно ли пенсне считать признаком интеллигентности?
ТЕМА 4. Социальная среда
Задание 1. Какие из приведенных определений характеризуют понятия:
“социальные действия”
“социальные взаимодействия”
“социальные отношения?
А. Действия, которые носят осознанный характер и ориентированы на других людей, их возможные ответные действия.
В. Устойчивая система взаимодействий, предполагающая определенные взаимные обязательства партнеров.
С. Система взаимообусловленных действий, при которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других субъектов.
Задание 2. Заполните таблицу «Типология социального действия (по М. Веберу)»:
Тип действия | Определение |
| |
| |
| |
| |
Задание 3. Типологию социального действия М. Вебера свяжите с указанными ниже социальными категориями людей. Укажите, какой категории в наибольшей мере присущ тот или иной тип социального действия:
Предприниматель –
Религизный фанатик –
Политик –
Домохозяйка –
Юродивый –
Революционер –
Рабочий на конвейере –
Задание 4. (социологический практикум)
В начале реформы, а именно в 1991 г., когда объявили предстоящим повышением цен на продукты питания, население стало в большом количестве закупать масло, крупы, сахарный песок и т.д. Можно ли такой тип действия считать рациональным? Обоснуйте свой ответ:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Укажите на принадлежность к тому или иному статусу:
| Предписанный статус | Достигнутый статус | Смешанный статус |
1. Студент | | | |
2. Граф | | | |
3. Президент | | | |
4. Пенсионер | | | |
5. Русский | | | |
6. Инженер | | | |
7. Мужчина | | | |
8. Академик | | | |
9. Принц | | | |
10. Депутат | | | |
11. Дочь | | | |
12. Олимпийский чемпион | | | |
Задание 6. Найдите в исторической литературе описание статусных символов, принадлежащих разным слоям, профессиям и сословиям российского общества XIX века. Сравните, как они изменились в ХХ веке, что исчезло в атрибутике, что появилось нового:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. Исследователи выявили следующие закономерности:
Родители с достигнутым статусом благожелательно относятся к тому, что сын выбрал честную девушку из простой семьи.
Родители с предписанным статусом обращают внимание прежде всего на «чистоту крови».
Вам предстоит дать социологическую интерпретацию этим закономерностям либо аргументировано их опровергнуть:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8. Возникает ли несовпадение статусов в следующих ситуациях:
когда государственный служащий занимается коммерческой деятельностью;
когда спортсмен выпивает и курит;
когда полицейский занимается рэкетом;
когда депутат является лидером политической партии.
Задание 9. Ориентированные на определенные статусы модели поведения – это:
Нормы
Нравы
Роли
Задание 10. К какому виду ролевых конфликтов относятся следующие ситуации:
когда требования одной роли противоречат требованиям другой;
когда требования социальной роли противоречат жизненным устремлениям личности;
когда требования одной и той же роли противоречат друг другу.
Задание 11. Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы:
Вопросы | Ответы | |
Да | Нет | |
1. Социальная роль – это динамическая характеристика социального статуса | | |
2. Образование и профессия характеризуют предписанный статус | | |
3. Индивид, обладающий высоким статусом в одной группе, автоматически получает высокие статусы в других группах | | |
4. Индивид занимающий один статус, может реализовать его в разных ролях | | |
5. Индивид в равной мере идентифицирует себя с основными и второстепенными ролями | | |
Задание 12. Укажите, какие основные функции выполняют следующие социальные институты:
Виды социальных институтов | Функции социальных институтов |
| |
| |
| |
| |
Задание 13. Какие культурно-символические элементы присущи следующим социальным институтам:
Социальный институт | Культурно-символические элементы |
| |
| |
| |
| |
Задание 14. Кратко раскройте содержание основных этапов процесса институциоонализации:
1._________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Задание 15. Укажите, чем отличаются социальные группы от массовых общностей:
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
Задание 16. Классифицируйте социальные группы:
По характеру
взаимодействия
1.
По количественному
составу
2.
По способу организации и регулирования взаимодействия
3.
Задание 17. Какие из приведенных способов коммуникации в малой группе наиболее эффективны в творческой работе, а какие – при выполнении оперативных заданий:
страница 1страница 2
скачать
Другие похожие работы: