NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 050700. 62. Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Олигофренопедагогика»

§ 1. 3. Выбор и утверждение темы работы



Организация подготовки выпускных квалификационных работ начинается с разработки их тематики. Темы дипломных работ предлагаются выпускающей кафедрой на основании их актуальности, учета проблематики современных научно-педагогических исследований и разнообразия интересов студентов в области теории и практики специального (дефектологического) образования, непосредственной связи с возможным практическим применением знаний выпускников в соответствии со специализацией.

Темы выпускных квалификационных работ бакалавры-выпускники выбирают самостоятельно, руководствуясь своими научными интересами, практическим опытом, знаниями специальной профессиональной литературы по избираемой проблеме.

Одним из основополагающих требований к дипломной работе является интерес самого студента-бакалавра к выбранной теме и ее актуальность, т.е. важность и своевременность исследуемой темы применительно к настоящему периоду. Опыт показывает, что правильно выбранная тема и объект исследования в значительной мере обеспечивают успешное выполнение дипломной работы. Бакалаврам необходимо стремиться к тому, чтобы выбранная тема способствовала максимальному использованию полученных в ОмГА знаний и накопленного практического опыта. Такой подход создает хорошие предпосылки для достижения наилучших результатов.

Тема дипломной работы может быть и инициативной, выдвинутой самим студентом по согласованию с научным руководителем, с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. В этом случае тема утверждается на заседании кафедры.

Разработка одной и той же темы дипломной работы несколькими студентами не допускается.

Тема дипломной работы должна быть сформулирована профессионально грамотно. Это значит, что в названии должны быть представлены как объект исследования, так и его предмет. Сама же формулировка, по возможности, должна отражать его проблему и состоять не более чем из 9 лексических единиц. При этом учитывается, что принятые в специальной педагогике устойчивые сочетания допустимо учитывать как одну лексическую единицу. Например: «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида», «дети с нарушениями интеллектуального развития», «задержка психического развития», «умственная отсталость» и т.п.
Примерная тематика выпускных квалификационных (дипломных) работ.


  1. Проблемы обучения в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с отклонениями психофизического развития на современном этапе. 

  2. Психолого-педагогические условия коррекционной работы с детьми-инвалидами. 

  3. Организация охранительного педагогического режима в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида.

  4. Обеспечение здоровья младших школьников с нарушением интеллектуального развития в образовательном процессе.

  5. Формирование здорового образа жизни младшего школьника с нарушениями психофизического развития.

  6. Коррекция недостатков физического развития учащихся с легкой степенью умственной отсталости на уроках (предмет по выбору).

  7. Дидактические игры как средство развития интереса к занятиям физической культурой у школьников с задержкой психического развития.

  8. Психолого-педагогические условия оптимизации умственного развития детей с недостатками психофизического развития. 

  9. Влияние особенностей эмоциональной атмосферы урока на развитие познавательных способностей младшего школьника с ЗПР. 

  10. Игра как фактор развития познавательных процессов младших школьников с задержкой психического развития

  11. Формирование навыков учебной деятельности у учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

  12. Использование элементов программированного обучения в коррекционной школе VIII вида (на примере учебного предмета).

  13. Организация экскурсий в процессе обучения и воспитания младших школьников с нарушением интеллектуального развития.

  14. Использование технических средств в обучении детей с интеллектуальными нарушениями (на примере учебного предмета).

  15. Развитие коммуникативной функции речи учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках (предмет по выбору).

  16. Ручной труд как средство коррекции психофизических недостатков учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

  17. Трудовое воспитание как средство социальной адаптации детей с умственной отсталостью.

  18. Профессиональная ориентация учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках профессионально-трудового обучения.

  19. Коррекционное значение игровых графических упражнений на занятиях с детьми, имеющими тяжелую степень умственной отсталости.

  20. Зрительно-двигательная готовность к изобразительной деятельности детей с нарушениями интеллекта.

  21. Изобразительная деятельность как средство развития учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

  22. Коррекционно-развивающая направленность уроков изобразительного искусства в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

  23. Дифференцированный подход к учащимся с нарушениями интеллекта на уроках изобразительного искусства.

  24. Сенсорное развитие учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках изобразительного искусства.

  25. Формирование графических навыков у учащихся 1 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках изобразительного искусства.

  26. Развитие мелкой моторики у учащихся младших классов с нарушениями интеллекта на уроках изобразительного искусства.

  27. Значение речевой организации изобразительной деятельности для психического развития учащихся с легкой степенью умственной отсталости.

  28. Развитие речи младших школьников с легкой степенью умственной отсталости на уроках изобразительного искусства.

  29. Развитие внимания младших школьников с нарушениями интеллекта на уроках изобразительного искусства.

  30. Активизации познавательной деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в процессе рисования.

  31. Развитие пространственных представлений у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках изобразительного искусства.

  32. Развитие речи детей с тяжелой степенью умственной отсталости.

  33. Развитие фонематических представлений у умственно отсталых школьников в добукварный период.

  34. Развитию зрительного восприятия школьников с легкой степенью умственной отсталости в добукварный период.

  35. Формирование навыков письма у детей с нарушением интеллекта в 1 классе.

  36. Игры и игровые приемы в процессе обучения грамоте детей с легкой степенью умственной отсталости.

  37. Формирование навыков чтения у младших школьников с задержкой психического развития.

  38. Коммуникативная направленность уроков развития речи в начальных классах специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида.

  39. Роль драматизации в повышении речевой активности младших школьников с легкой степенью умственной отсталости на уроках.

  40. Развитие словаря младших школьников на уроках чтения в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида.

  41. Игры в работе по формированию навыков чтения у младших школьников с нарушением интеллекта.

  42. Средства формирования осознанного чтения у умственно отсталых школьников.

  43. Воспитание навыка орфографического самоконтроля у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

  44. Формирование грамматического строя речи у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

  45. Развитие навыков самостоятельной работы на уроках русского языка в старших классах специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида.

  46. Развитие связной письменной речи на уроках русского языка в старших классах специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида.

  47. Словарная работа на уроках русского языка в старших классах специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида.

  48. Формирование связной устной речи умственно отсталых учащихся на уроках русского языка в старших классах.

  49. Развитие диалогической речи в младших классах специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида на уроках чтения.

  50. Роль внеклассной работы в развитии речи учащихся с нарушением интеллекта.

  51. Использование графической и символической наглядности на уроках русского языка в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида.

  52. Особенности развития речи на основе ознакомления с окружающей природой в коррекционном учреждении VIII вида.

  53. Внеклассная работа по ознакомлению с окружающей природой в младших (старших) классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.

  54. Особенности краеведческой работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

  55. Развитие устной (письменной) речи на уроках географии и естествознания в старших классах в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

  56. Особенности географических (естествоведческих) представлений у умственно отсталых учащихся.

  57. Роль географии (естествознания) в коррекции мышления учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

  58. Коррекция произвольного внимания учащихся на уроках географии (естествознания) в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида.

  59. Развитие пространственных представлений умственно отсталых учащихся в процессе работы с географической картой.

  60. Использование технических средств обучения на уроках географии (естествознания) в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида.

  61. Использование опорных сигналов и схем на уроках географии (естествознания) в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида.

  62. Использование занимательного материала в процессе изучения географии (естествознания) в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII.

  63. Педагогические условия развития познавательной активности учащихся на уроках географии (естествознания) в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида.

  64. Дифференцированный подход в обучении географии (естествознанию) учащихся с нарушениями интеллекта.

  65. Коррекция недостатков интеллектуального развития в условиях природоведческого (географического, биологического, краеведческого) кружка в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида.

  66. Использование компьютерных технологий в процессе обучения умственно отсталых учащихся географии (естествознанию).

  67. Формирования представлений об окружающем мире у умственно отсталых учащихся (на примере учебного предмета).

  68. Формирование временных представлений у учащихся специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида во внеурочной деятельности.

  69. Развитие представлений об историческом времени у учащихся специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида.

  70. Развитие пространственных представлений у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках истории.

  71. Развитие монологической речи у учащихся с нарушениями интеллекта на уроках истории.

  72. Формирование исторических понятий у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

  73. Формирование причинно-следственных связей у учащихся с легкой степенью умственной отсталости.

  74. Приемы развития процессов познавательной деятельности у умственно отсталых учащихся на уроках истории.

  75. Гражданское и правовое воспитание умственно отсталых школьников на уроках истории.

  76. Формирование представлений о форме и величине предметов у детей с легкой степенью умственной отсталости на уроках математики.

  77. Формирование пространственных представлений у младших школьников с нарушением интеллекта на уроках математики.

  78. Формирование вычислительных навыков у учащихся младших классов с легкой степенью умственной отсталости на уроках математики.

  79. Формирование представлений о единицах измерения длины у учащихся с нарушением интеллекта.

  80. Формирование представлений о единицах измерения массы у учащихся с нарушением интеллекта.

  81. Обучение младших школьников с нарушением интеллекта решению арифметических задач.

  82. Развитие речи учащихся с задержкой психического развития на уроках математики.

  83. Индивидуальный подход к учащимся с нарушением интеллекта при формировании вычислительных навыков.

  84. Использование наглядных методов обучения на уроках математики в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида.

  85. Развитие бытовых умений и навыков у учащихся с нарушениями интеллекта на уроках СБО.

  86. Значение уроков музыки в подготовке умственно отсталых учащихся к самостоятельной жизни.

  87. Использование технических средств обучения на уроках музыки в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида.

  88. Роль музыкального воспитания в коррекции недостатков психофизического учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

  89. Эстетическое воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида во внеурочной деятельности.

  90. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника с нарушением интеллектуального развития.

  91. Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания ребёнка с нарушением интеллектуального развитие.

  92. Проблема взаимодействия школы с семьей в аспекте социализации младшего школьника с ЗПР.

  93. Роль детского коллектива в формировании личности школьника с нарушениями интеллектуального развития.

  94. Социализация младших школьников с легкой степенью умственной отсталости в игровой деятельности.

  95. Нравственное воспитание школьников с нарушением интеллектуального развития в учебно-воспитательном процессе

  96. Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

  97. Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

  98. Использование подвижных игр в развитии моторного праксиса у детей дошкольного возраста с ЗПР.

  99. Коррекции речевого развития умственно отсталых дошкольников средствами артпедагогики.

  100. Коррекции интеллектуального развития умственно отсталых дошкольников средствами артпедагогики.

  101. Сенсорное развитие умственно отсталых дошкольников средствами артпедагогики.

  102. Развитие речи дошкольников с интеллектуальными нарушениями в игровой деятельности.

  103. Формирование представлений о живой (неживой) природе у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

  104. Формирование у дошкольников с нарушениями интеллекта представлений об окружающем мире.

  105. Формирование пространственных представлений у умственно отсталых дошкольников.

  106. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости.

  107. Социально-бытовая адаптация детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития.

  108. Развитие эталонных представлений о цвете и форме у дошкольников с нарушением интеллекта.

  109. Формирование коммуникативных функций у дошкольников с легкой степенью умственной отсталости.

  110. Экологическое воспитание дошкольников с задержкой психического развития в условиях ДОУ.

Выбрав тему выпускной квалификационной работы, студент-бакалавр подает на имя заведующего кафедрой заявление о закрепление темы дипломной работы и научного руководителя (см. Приложение 1);

Процедура утверждения тем дипломных работ существует для того, чтобы предостеречь студентов от выполнения бесплодной работы, так как от степени удачности выбора темы в значительной степени зависит и успешность выполнения дипломной работы.

Последовательность подготовки выпускной квалификационной работы:

  1. определение темы, обоснование ее актуальности и обсуждение с научным руководителем;

  2. получение задания на выполнение выпускной квалификационной работы от научного руководителя;

  3. составление предварительного и развернутого планов исследования, согласование их с руководителем;

  4. составление плана-графика подготовки дипломной работы, который облегчает контроль над ходом выполнения исследования и помогает студенту-бакалавру самостоятельно и осознанно выполнять дипломную работу, рационально распределять время, отводимое на ее подготовку. В процессе составления плана студент должен обдумать всю «стратегию» предстоящей работы, привести в систему возникающие у него новые мысли, замыслы, предложения, календарный рабочий план подписывается студентом и утверждается руководителем дипломной работы;

  5. выработка цели, задач и замысла дипломной работы;

  6. изучение опыта рассмотрения выбранной психологической проблемы, состояния дел по исследуемой проблематике;

  7. анализ литературы по избранной проблеме, знакомство с фактическими и статистическими материалами;

  8. сбор эмпирического материала, подготовка и проведение констатирующего эксперимента с целью получения представления о состоянии исследуемого предмета;

  9. обработка и анализ полученной информации с применением современных программных средств и методов математической статистики;

  10. выявление связей, отношений и корреляций;

  11. проведение экспериментальной работы или разработка и обоснование рекомендательной части в виде описания путей и условий, программ, технологий, методов решения заявленной проблемы;

  12. обобщение собранного материала, формулировка выводов и выработка рекомендаций по использованию результатов работы;

  13. оформление текста в соответствии с требованиями, предъявляемыми к дипломным работам, литературное оформление работы;

  14. ознакомление руководителя с содержанием работы и его доработка с учетом замечаний и предложений руководителя;

  15. получение отзыва научного руководителя;

  16. передача дипломной работы методисту учебной группы для регистрации (не позднее, чем за месяц до защиты) и последующего рецензирования;

  17. ознакомление с рецензией на дипломную работу;

  18. подготовка доклада, презентации, иллюстративного и раздаточного материала для членов экзаменационной комиссии;

  19. защита дипломной работы на заседании Государственной аттестационной комиссии.




страница 1страница 2страница 3страница 4 ... страница 12страница 13


скачать

Другие похожие работы:



Учебно-методический комплекс «Учебная практика»

Учебно-методический комплекс: 1 стр.