Управление компьютером
Бочарникова Г.М., учитель информатики МОАУ «Гимназия № 8» г. Оренбурга

Тема: Управление компьютером
Цель: формирование представления о схемах управления компьютером (с обратной связью и без обратной связи).
Задачи урока:
обучающая:
сформировать представления учащихся о меню и управлении компьютером; воспитательная:
воспитывать умение слушать, высказывать свою точку зрения;
воспитывать чувство уверенности у учащихся.
развивающая:
развивать коммуникационные умения, умения оценивать результат действия, применять полученный результат на практике;
способствовать расширению кругозора учащихся, повышению их интеллекта.
Тип урока: изучение нового материала, комбинированный
Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:
знать состав персонального компьютера и названия устройств, входящих в состав компьютера;
знать назначение основных устройств, входящих в состав компьютера (устройства ввода, вывода, хранения, обработки данных);
знать основные виды компьютерных программ для обработки данных;
уметь различать схемы управления с обратной связью и без обратной связи;
знать основные правила техники безопасной работы с компьютером.
Основные понятия:
Компьютер, состав ПК, принтер, клавиатура, мышь, сканер, монитор, системный блок, процессор, операционная система, память, системные программы, инструментальные программы, прикладные программы, управление, управляющий объект и объект управления, результат управления.
Используемое оборудование:
доска;
мультимедийный проектор;
компьютер учителя;
ПК учащихся для выполнения компьютерного практикума.
Используемые учебники и учебные пособия:
учебник «Информатика» 4 кл. Н.В. Матвееева;
рабочая тетрадь 2 часть;
презентация к уроку;
раздаточный материал (приложения).
Используемые ресурсы:
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/); http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/eor5/posters/5-1-2-tehnika-bezopasnosti.jpg
https://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E (http://www. videouroki.net)
http://www.krylatov.ru/pesni/pesni/muzyka-k-filmam/prikljuchenija-elektronika/do-chego-doshel-progress
http://www.zavuch.info/methodlib/209/66219
http://festival.1september.ru/articles/589478/
Ход урока:
Оргмомент.
Звучит песня «До чего дошел прогресс» (муз. Евгения Крылатова, сл. Юрия Энтина).
СЦЕНКА
Максим играет за компьютером. Входит бабушка с дневником.
Бабушка Внучок, за что же ты двойку получил по математике?
М. Да за примеры!
Бабушка Как же так? Все домашние задания на 5 делаешь, а тут вдруг два?
М. Да я дома все на калькуляторе считаю. Вот смотри и умножу, и разделю, и прибавлю, и вычту. А на уроке, на сотовом телефоне батарейка села, поэтому и двойка.
Бабушка Ох, наверно внучок от компьютера вирус подхватил, слыхала я есть такие компьютерные вирусы. Пойду доктору позвоню.
Бабушка, охая, уходит, заходит мама.
Мама Сынок, мне Ольга Николаевна сказала, что ты правила по русскому языку не учишь.
М. Мамуль, ну зачем мне учить правила. Ведь компьютер все за меня сам исправляет, да еще и запятые ставит. Ни подтирать, ни замазывать, ни переписывать не надо. Красота!
Мама огорченно уходит. Заходит папа.
Папа Максим, ты в библиотеке был, книг для доклада по окружающему миру набрал?
М. Ой, пап, уморил! В библиотеке, ха-ха! Я и не знаю, где она находится. В Интернете все найти можно. Быстро и удобно. И вообще, родители, отстали вы от жизни. В ногу со временем идти надо! Ребята, сегодня все в классе? (отметить отсутствующих) Ребят, вы же со мной согласны?
Актуализация знаний.
Шагающие в ногу со временем! Давайте вспомним изученный материал и ответим на несколько вопросов. (в форме беседы)
Чем или кем человек может управлять в своей жизни? (собой, другими людьми, неживыми предметами)
Каким образом происходит управление собой? От чего это зависит? (управление своим поведением в той или иной ситуации, зависит от воспитания человека, его мировоззрения)
Приведите примеры управления неживыми объектами. (управление машиной, велосипедом, температурой в помещении)
Какие виды схем управления нам известны? (с прямой связью и с обратной связью)
Какая существует память компьютера? (внутренняя, внешняя)
Разгадывание кроссворда. (работа с карточками)
| КРОССВОРД | | | ||||||||
| | | | | | | | | | | |
| | | | у | | | | | | | |
1 | к | о | м | п | ь | ю | т | е | р | | |
| | | | р | | | | | | | |
| | | | а | | | | | | | |
2 | к | л | а | в | и | а | т | у | р | а | |
| | 3 | а | л | г | о | р | и | т | м | |
| | | | е | | | | | | | |
| 4 | м | о | н | и | т | о | р | | | |
| | | 5 | и | с | т | о | ч | н | и | к |
6 | м | о | д | е | л | ь | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
Дать определение получившемуся ключевому слову: | |||||||||||
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
1. Универсальный помощник человека при работе с информацией. (компьютер)
2. Устройство ввода информации. (клавиатура) Какие ещё устройства ввода знаете?
3. Последовательность действий, которая удовлетворяет некоторым условиям. (алгоритм) Какие знаете алгоритмы по способу записи? По последовательности выполнения действий?
4. Устройство вывода информации. (монитор) Какие ещё устройства вывода информации знаете?
5. Как называем объект, передающий информацию; принимающий информацию? (источник)
6. Упрощённое подобие реального объекта. (модель)
Подумайте и назовите ключевое слово (управление).
Управление – способ передавать управляющие сигналы или воздействия от одного объекта (управляющего) к другому (объекту управления), с целью достижения определенной цели (результатов).
Оценки за кроссворд занести в маршрутный лист
«5» - 6 правильных слов и определение термина «управление»
«4» - 4-5 правильных слов и определение термина «управление»
«3» - 3 -4 правильных слова без определения термина «управление»
Целеполагание.
Что такое управление? (Процесс целенаправленного воздействия на объект)
- Новая тема или с управлением мы уже работали? (работали)
- Что уже знаете? Какие темы изучили? (Человек может управлять собой, другими людьми, техническими средствам. Изученные темы: «Управление собой и другими людьми», «Управление неживыми объектами»
Предполагаемые ответы учащихся:
- Люди управляют с целью обеспечить свою безопасность, получить информацию …
- Выбор зависит от многих факторов: от мировоззрения, от знаний, от жизненного опыта, от полученной информации,
- Сегодня у нас необычное начало урока: песня, сценка. Как вы думаете, чем Максим умеет управлять? Предположите, о чём же сегодня мы будем разговаривать? Что узнаем нового? Какая тема урока?
Тема урока: Управление компьютером (слайд 2)
Сообщение целей урока. (слайд 2)
Как вы думаете: чем мы сегодня будем заниматься на уроке, что узнаем нового?
Предполагаемые ответы учащихся:
Сегодня на уроке мы познакомимся со схемой управления компьютером, но прежде надо кое-что выяснить, а именно: (самостоятельно определяют цели урока)
вспомнить состав персонального компьютера и названия устройств, входящих в состав компьютера;
узнать назначение основных устройств, входящих в состав компьютера (устройства ввода, вывода, хранения, обработки данных);
познакомиться с основными видами компьютерных программ для обработки данных;
уметь различать схемы управления с обратной связью и без обратной связи
вспомнить основные правила техники безопасной работы с компьютером.
Объяснение нового материала
У каждого из вас есть дома компьютер, и каждый из вас работает за ним, будь то на уроке или дома. Человек работает за компьютером.
Проблема.
Кто кем управляет? Человек компьютером или компьютер человеком? (слайд 3)
Попробуем построить схему управления. Она поможет нам ответить на этот вопрос. Но прежде выясним кое-что.
(слайд 4)
Компьютер – автоматическое программно управляемое устройство. Его работу обеспечивает специальная программа, которую называют операционной системой. (слайд 5 )
ОС управляет не только работой компьютера, но и данными, и программами, которые находятся в его внутренней и внешней памяти.
Компьютер работает автоматически, но он не включается сам по себе. (слайд 6 )
Если компьютер выключен, то он не будет реагировать ни на нажатие клавиш, ни на движение мыши.
(слайд 7) Чтобы он начал работу, человек нажимает нужную кнопку. Это и есть управляющее воздействие человека на компьютер.
(слайд 8)
Компьютером человек управляет с помощью программ или непосредственным управляющим воздействием – нажатием кнопок и клавиш, с помощью меню и различных манипуляторов (мыши, джойстика). Нажать кнопку – значит подать управляющий сигнал. (слайд 9)

Рассмотрим подробнее, как это происходит.
Выключенный компьютер не реагирует на нажатие клавиш или движение мыши. В его внутренней памяти нет никакой информации. Во внешней же памяти хранится много программ и данных. Как только мы нажмем кнопку включения компьютера, начнется загрузка необходимых программ операционной системы из внешней памяти во внутреннюю память (ОЗУ). (слайд 10)
Физминутка (слайд 11, видео)
Первичное закрепление материала.
После того как все необходимые программы загрузятся, на экране можно будет увидеть картинку (Рабочий стол).
Например, одну из таких (слайд 12,13)
Каждый пользователь может установить сам любую картинку на Рабочий стол, если она есть у него в цифровом виде. Это может быть собственная фотография, рисунок и так далее. На рисунках мы можем увидеть, как выглядит Рабочий стол.
На нем находятся маленькие значки. (слайд 14) Это значки программ.
? Какие программы вы знаете
Стоит нажать мышкой по значку, программа тут же откроется (загрузится из внешней памяти во внутреннюю память). Теперь мы можем в ней работать.
Так же нужную программу мы можем запустить с помощью Главного меню. (слайд 15). Его можно запустить, если нажать на кнопку Пуск на Рабочем столе. Меню похоже на вывеску, на которой перечислены имена всех программ, которые находятся во внешней памяти компьютера.
Рабочая тетрадь (слайд 16)
№ 2 – впиши недостающие пояснения.
№ 3 – Зачеркни лишнее из подчеркнутого
№ 4 – впиши пояснения
Взаимопроверка.
Оценки за выполненные задания занести в маршрутный лист.
«5» - 3 правильно выполненных номера
«4» - 2 правильно выполненных номера
«3» - 1 правильно выполненный номер
(тем, кто выполнит раньше, предложить выполнить задание № 1)
Теперь компьютер ждет от пользователя управляющего действия. Человек выбирает, что ему нужно и нажимает кнопку мыши. В этот момент нужная программа загружается из внешней памяти в ОЗУ.
Например, мы выбрали графический редактор Paint. Тогда на экране мы увидим следующую картинку (слайд 17)
При некоторых управляющих действиях при работе на компьютере появляется специальное окошко с вопросом - Диалоговое окно. (слайд 18)
Это и есть обратная связь на наше управляющее воздействие от компьютерной программы. Она ждет подтверждения, что мы не ошиблись при выборе команды.
Такое взаимодействие человека и компьютера мы можем представить схемой с обратной связью. (слайд 19)
Рабочая тетрадь (слайд 20)
№ 5 – ответить – схема с обратной связью или нет.
Работа с учебником. Прочитайте с. 174 и приведите примеры программ управления компьютером без обратной связи и с обратной связью. (слайд 20)
Какой вывод можно сделать?
Можно сделать вывод, что работой компьютера управляют программы, написанные человеком или сам человек с помощью меню и устройств.
? Какие устройства позволяют человеку управлять компьютером? (клавиатура, мышь, джойстик, трекбол)
6. Инструктаж по ТБ. (слайд 21) Компьютерный практикум. (слайд 22, 23)
1. Продолжить работу над проектом в графическом редакторе Paint «Создание объекта с помощью геометрических фигур (управление геометрическим фигурами: треугольник, квадрат, окружность)
2. Познакомиться с программой MS Excel
Цель работы. Подсчитать средний балл внесенных оценок в маршрутный лист за урок. Выставить оценку.
7. Подведение итогов. (слайд 24)
Проверка усвоения материала. Контрольные вопросы.
Что такое операционная система?
Чем управляет операционная система?
Кто пишет программы, управляющие компьютером?
Может ли операционная система управлять данными и другими программами?
Приведи пример манипулятора. Расскажи о нем.
Какие схемы управления вы знаете?
Приведите пример управления без обратной связи.
Приведите пример управления с обратной связью.
Какие умения приобретали, работая на компьютере?
Зачем, с какой целью мы изучаем эту тему?
Выставление оценок
8. Рефлексия.
Лист самооценки _____________________________________________________
Фамилия Имя
Получил удовольствие
Узнал что-то новое
Ничего не понял
Научился
Я
Расстроился
Удивился
«ФРАЗЕОЛОГИЗМ» или «ПОСЛОВИЦА»
Выберите фразеологизм или пословицу, которые характеризуют вашу работу сегодня.
Шевелить мозгами
Краем уха
Хлопать ушами
9. Домашнее задание:
§ 23 в учебнике (читать).
Рабочая тетрадь №2. Задания к § 23 №№1, 7, 8.
Дополнительное чтение «Текст и его смысл» стр. 224-225 (любопытным)
Вот теперь, дружок, немного
Ты с компьютером знаком.
Если дальняя дорога
Приведет его в твой дом,
То скажи ты всем вокруг:
«Мой компьютер – лучший друг!»
Звучит песня «До чего дошел прогресс» (муз. Евгения Крылатова, сл. Юрия Энтина).
страница 1
скачать
Другие похожие работы: