NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Урок литературы Зимнее утро


Урок литературы Зимнее утро.

Цель: познакомить учащихся с приёмом противопоставления картин в стихотворении А.С.Пушкина “Зимнее утро”.

Задачи:

1.Учить воспринимать содержание поэтического текста (картины природы и настроение человека), в том числе выраженное в нем настроение.

2.Развивать представление о художественном приеме противопоставления.

3.Развивать представление об эпитете, сравнении и, скрытом сравнении как средствах выразительности.

4.Учить видеть разнообразие и красоту зимней природы.

5.Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: икт, детские рисунки, ватные комочки, листочки, музыка Чайковского и Вивальди.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Сегодня мы переходим к новому разделу, который называется « Поет зима, аукает…» Предстоит встреча с удивительным миром – миром поэзии в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро». Будем сравнивать настроение картин природы и настроение человека, познакомимся с приемом противопоставления, будем учиться выразительному чтению. Слайд 1.

  1. Проверка домашнего задания.

(Рисунки вывешены на доску)

-Дома вы нарисовали зиму и выучили стихотворение к своему рисунку. Расскажи…, ставлю оценку. (3 человека)

-Что вам кажется печальным и что радостным в зимней природе?

-Однообразен ли зимний пейзаж?

-Какие краски для него характерны?

-Чем красива зима?

-По вашим рисункам я увидела, что вам нравится зима.

III. Знакомство с произведением.

Я предлагаю вам прикоснуться к чуду Поэзии! Зимняя природа побуждает людей творить. Посмотрите вот на эти картины. Слайд 2.

- Ребята, какое время года изображено на картине Эдуарда Панова? (Зима)

-Какое настроение навевает эта картина? (Печальное)

-Что вам кажется печальным в зимнем пейзаже? (Пасмурно, холодно, голый лес.)

-Какие краски применил художник? (Темные тона)

Слайд 3.

- А теперь рассмотрим следующий зимний пейзаж. Какое настроение навевает картина В.Янова Зимняя сказка? (Светлое, радостное.) Почему? (Солнечный день, снег сверкает, искрится.)

-Какие краски применил художник Янов? (Светлые тона)

- Посмотрите как художники, изображая одно и то же время года, смогли передать разное состояние души, разное настроение. А как называется изображение природы в искусстве? (пейзаж).

-Ребята посмотрите на картину за окном. Опишите в нескольких словах эту картину. (Снег, деревья в снегу, птиц не видно и не слышно, сугробы и тишина.)

-Какое настроение навевает эта картина?

-Какие краски возьмете для этой картины?

Слайд 4.

-Но не только художники пишут картины о зиме, композиторы пишут музыку и посвящают её природе. Послушайте отрывок из произведения «Времена года. Зима», которую написал композитор Антонио Вивальди. Антонио Вивальди – итальянский композитор, скрипач, дирижёр, педагог.

(Звучит музыка А.Вивальди «Времена года. Зима.»

-Какие звуки вы услышали? (Шаги приближения, сначала неуверенные, крадется зима, снег бросает, еще увереннее шаги становятся, много снега, ветер, метель, наступила зима.)

-При помощи чего композитор передает наступление зимы? (При помощи звуков.)

-Зиму можно увидеть при помощи красок, услышать при помощи звуков, а еще можно и прочитать о зиме.

-Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? (Читать стихотворение о зиме.)

-Поэт А.С.Пушкин «нарисовал» картину зимы словами.

IY.История создания стихотворения.

(Слайд 5.А.С.Пушкин в селе Михайловском)

Стихотворение было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня (3 ноября 1829 года) в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в семье друзей.

Y. Чтение стихотворения учителем наизусть.

- Какое настроение у вас вызвало это стихотворение? (Грустное и веселое.)

-Можно ли в стихотворении выделить «части»? (Да)

-Сколько? (2)

-О чем они? (В первой о печали и грусти; во второй – радости.)

IY.Словарная работа.

(Слайд 5 словарных слов)

Мгла - непрозрачный воздух от тумана, пыли, дыма, сгущающихся сумерек.

Мрачный - тёмный, погружённый во мрак.

Великолепный - роскошный, превосходный.

Озарить - ярко осветить.

Кобылка - лошадь.

Бурый - серовато-коричневый или серо-рыжий.

Предаться - целиком подчиниться, отдать себя во власть кому-нибудь или чему-нибудь.

Вечор (устар.)- вчера вечером.

Нынче – сегодня.

Янтарный - прозрачно-жёлтый.

Янтарь - ископаемое драгоценное вещество, идущее на изготовление украшений и мелких вещей.

VII. Физкультминутка.

Под музыку П.Чайковского «Времена года» изображают зиму по месяцам.

Декабрь (Наступает зима – шаги неуверенные, имитирование падания снежинок, поля засыпает снегом, сковывает речку льдом )

Январь (Сильные морозы, очень холодно)

Февраль (Много бурь, вьюг, успокаивается зима)

VIII. Анализ стихотворения.

1.Чтение стихотворения детьми по строфам.

Давайте ещё раз вслушаемся в звучание каждой строфы и подумаем, какие мысли и чувства рождаются у человека при виде чудесного зимнего утра.

Чтение первой строфы. Вслух все ученики.

Какое настроение выражено? (Печальное, грустное.)

Какие слова и выражения подтверждают настроение? (На мутном небе мгла носилась, печальная сидела.)

Какие чувства? (Закрадывается тревога; вся строфа звучит как воспоминание о чём-то мрачном неприятном.)

Почему Пушкин говорит «вьюга злилась»? (Сильный ветер, снег бьёт в лицо, ничего не видно, ветер воет, как живой).

Какой художественный приём использует автор в этой строфе (приём олицетворения).

-Какую картину можно нарисовать к этой строфе? (Вечер, пасмурно, вьюга, туман, печаль.)

Чтение второй строфы. Жужжащее чтение.

Давайте проследим, как рождается радость.

-Какое настроение? (Веселое, бодрое, радостное.)

-Что описывает автор? (Небо, снег, лес, речка, ель.)

-Найдите однокоренные слова? (Блестя, блестит)

-Как вы думаете, зачем поэт их написал? ( Показать, какое яркое солнечное утро наступило.)

-Какую картину вы нарисуете к этой строфе? (Голубое небо, солнце, лес в снегу, ель в инее, речка, любуется видом за окном)

Чтение третьей строфы. Дети читают её самостоятельно.

-Какой вы себе представили комнату? (Светло, ярко светит солнце в окно, трещат дрова, мечтает о домашнем уюте и тепле. Герой размышляет, мечтает о том, что ждёт их в пути, приятно вырваться на простор.)

-Чему он радуется?

-Какие согласные звуки, повторяясь, помогают передать треск дров в печи? (Звуки «тр», «т», «ч»)

Вывод: яркое солнце не только преобразило всё в природе, но и в комнате, здесь стало по-особенному уютно и радостно. Поэтому, кажется, что трещат дрова в печке. Для этого поэт находит такие слова, сочетание звуков, что мы действительно слышим, что «весёлым треском трещит затопленная печь». (Повторяются звуки «тр», «т», «ч».)

-Ребята, скажите, где можно встретить кобылку и прокатиться на санях? (В деревне.)

-Значит, как вы думаете, где происходит действие? (В деревне, занесенной снегом.)

-Какую картину можно нарисовать? (Комната желтого цвета, печь, дрова горят, лежанка, кобылка, радуется теплу и уюту.)

Чтение четвертой строфы. Вслух.

-О чем же он мечтает? (Он мечтает прокатиться на санях.)

-Какую картину можно нарисовать? (Кобылка, поля, лес, мчится по полю и лесу, мечтает.)

-Какое художественное средство делает эти картины зимнего утра особенно выразительно яркими. (Эпитеты)

-Что такое эпитеты? (Это художественное определение, дающее яркую выразительную характеристику, влияющее на выразительность.)

-Назовите эпитеты. (Мутное небо, бледное пятно, тучи мрачные, голубые небеса, великолепные ковры, прозрачный лес, янтарный блеск, веселый треск, нетерпеливый конь, поля пустые, леса грустные, милый берег.)

-Найдите в стихотворении разговорные слова? (У лежанки, санки, кобылка, запрячь.)

-Найдите высокие, книжные слова. (Озарена, прозрачный, янтарным, великолепными, зеленеет, блестит…)

Вывод: Здесь автор умело соединяет слова разных стилей в одном стихотворении, т.е. разговорный и книжный.

-Давайте сравним настроение двух частей.

-Как меняется настроение в этом стихотворении?

(Настроение противоположное - печальное настроение вьюжного вечера меняется на радость, от морозного солнечного утра. Здесь, наверное настроение человека, соответствует настроению природы. Природная непогода часто вызывает у вас грусть. И наоборот - людям радостно, когда непогода «уходит» и наступают ясные солнечные дни.)

-Значит, картин поэт нарисовал в этом стихотворении? (2)

Вывод: резкая смена настроения или картин в произведении, замена на противоположности называется ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕМ.

Вывод:

-Вот какое прекрасное было утро! Ведь главное не в том, что выпал снег, а в том, что мир прекрасен, великолепен, блестящ.

Вывод делает учитель: настроение на протяжении всего стихотворения меняется. Сначала воспоминание «про вчера»- печальное, тоскливое, мрачное, потом утреннее, доброе, радостно-солнечное.

А «нынче» - радостное любование великолепным солнечным утром и ощущение домашнего тепла и уюта. И всё это сменяется мечтой о том, что будет потом.

IX. Выразительное чтение.

Подготовьтесь к выразительному чтению этого стихотворения.

-Найдите слова, наиболее важные в смысловом отношении и подчеркните их карандашом.

-Каким размером или темпом будем читать стихотворение? (Быстрый, выразительный, совсем не таинственный размер.)

-Между второй и третьей строфой должна быть большая пауза. Почему? (Поэт описывает пейзаж, а потом комнату.)

-Последняя строфа. Повышение или понижение голоса к концу? Почему?

Выразительное чтение стихотворения учащимися.

Х.Итог: Задача: углубление осмысления учащимися учебного материала, проверка понимания сущности новых понятий.

- Так что же помогло художникам, когда они писали картины, композиторам, когда они пишут музыку и поэту, когда он писал стихотворение? (Настроение, погода, душевное состояние.)

Заполните листочки.

Метод незаконченного предложения:

- Мне понравилось …

- Я понял, что …

- Я научился …

- Я сегодня работал …

Домашнее задание:

  • - Кому из вас захотелось выучить это стихотворение?

  • - А кому захотелось изобразить  на листе ?

  • - А кто бы хотел высказать свои мысли в сочинении?

  • Пусть каждый из вас выберет то задание, которое ему ближе.

  • -Скажите, чем будем заниматься на следующем уроке?

Оценки: Посчитайте сколько у вас снежных комочков? У кого 1. 2, 3, 4, 5, более 5?

Говорю оценки: более 5 комочков –«5», если 5 - «4», если 4 – «3».14.40

А теперь покажите своё настроение в конце урока. (Выходят вместе со своими снежными комочками и их приклеивают на лист бумаги. Учитель заранее рисует простым карандашом веточку. Получилась зимняя веточка)

  • - Подойдите ко мне те ребята, кто познал истину в обсуждении урока. (Приклеивают комочки)

  • - Подойдите те ребята, для кого урок стал открытием нового. (Приклеивают комочки)

  • - Кто помог однокласснику. (Приклеивают комочки) (Получилась зимняя веточка)

  • - Возьмитесь за руки те, кому помогла  дружба.

  • - К нам в класс тоже заглянула зима. Настроение стало радостное. Спасибо всем за урок и пусть та положительная энергия, которой вы зарядились на зимнем уроке, поможет вам в открытии новых знаний в дальнейшем.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: