Урок литературы в 9 «А» классе учителя мбоу гимназии №3 г. Краснодара Шедогуб З. И
Урок литературы в 9 «А» классе учителя МБОУ гимназии № 3 г. Краснодара Шедогуб З. И.
Тип урока: урок комплексного применения знаний (при анализе новых произведений).
Образовательные задачи: формировать умение привлекать знания из различных видов искусства для решения поставленной задачи, совершенствовать навыки анализа литературного произведения.
Воспитательные задачи: воспитывать духовность, эстетический вкус, любовь к поэзии и музыке.
Развивающие задачи: развивать ассоциативное мышление, творческую деятельность, навыки работы в группе.
Оборудование к уроку: компьютер, интерактивная доска, документальный фильм о С. Есенине.
Общая часть | ||||||||||
Предмет | Литература | 9 класс | ||||||||
Тема | С. А. Есенин. Краткие сведения о писателе. Стихотворения «Вот уж вечер… », «Край ты мой заброшенный…», «Отговорила роща золотая…» | |||||||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||||||
Предметные Метапредметные Личностные | ||||||||||
Знакомство с биографией С. А. Есенина. Умение выразительно читать художественный текст. Понимать особенности жанра стихотворения. Умение понимать тему, идею произведения. | Умение слушать учителя и друг друга. Смысловое чтение. Умение работать индивидуально и в группе. | Уважение к стремлению к знаниям, просвещению. Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | ||||||||
Решаемые учебные проблемы |
| |||||||||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Фильм о малой родине поэта. | |||||||||
Методическое назначение средств ИКТ | Усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности обучаемых. Усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала. | |||||||||
Образовательные интернет-ресурсы | http://www.muzeum.ru | |||||||||
Организационная структура урока | ||||||||||
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | ||||||||||
Формирование конкретного образовательного материала | Формулировка целей и задач урока. | Подготовка к восприятию художественного текста | ||||||||
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата | Вступительное слово учителя: 1.Чтение стихотворения С. А. Есенина «Там, где капустные грядки…» Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Кленёночек маленькой матке Зелёное вымя сосёт. 2.Кто, по вашему мнению, автор этого лирического произведения? Что вы можете сказать о поэте, написавшем это стихотворение? 3. Прочитайте эпиграф к уроку и скажите, кому мы посвятим сегодняшнее занятие? Что говорит А. М. Горький о С. Есенине? 4.Сегодня мы продолжим знакомство великими русскими поэтами 20 века. И героем этого урока станет С. А. Есенин, талантливейший лирик, волшебник русского пейзажа. 5. Беседа по биографии поэта. Что вы знаете о поэте? Расскажите о детстве С. Есенина. Когда Сергей Александрович начал писать стихи? Как Сергей Есенин встретил Октябрьскую революцию? (Ученик отвечает на вопрос и читает наизусть стихотворение С. Есенина «Письмо к женщине»). Какие произведения Сергея Александровича вы любите? 6. Документальный фильм «Село Константиново Рязанской области». | Деятельность учащихся 1. Отвечают на вопросы 2. Работают с текстом. 3.Запись в тетрадь темы урока и эпиграфа к уроку: «Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой печали полей, любви ко всему живому в мире…» (А. М. Горький) | ||||||||
Методы обучения | Пропедевтическая беседа | | ||||||||
Форма организации деятельности учащихся. Роль учителя | Подготовка к сообщению задач урока, организации различных видов деятельности, сбор информации групповой работы. | | ||||||||
Основные виды деятельности учителя | Организует работу по подготовке учащихся к знакомству и освоению нового учебного материала. | | ||||||||
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. | ||||||||||
Формирование конкретного образовательного материала | Консультации учащихся, работающих в группах. | 1.Знакомств с элементами биографии С. А. Есенина – документальный фильм. 2.Обобщение и систематизация информации, подготовленной во время урока. 3. Представление групповых результатов по итогам обсуждения. | ||||||||
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование образовательного результата | 1.Ученики читают наизусть стихотворения «Вот уж вечер…», «Край ты мой заброшенный…», «Отговорила роща золотая…», «Гой ты, Русь моя родная…». Учащиеся получают задания по группам. 1 группа. Стихотворение «Вот уж вечер…» Какие средства выразительности использует поэт в этом стихотворении? 2 группа. Стихотворение «Край ты мой заброшенный…» Подготовить выразительное чтение стихотворения. Выписать незнакомые слова, объяснить их лексическое значение (используя информацию из Интернета и Толкового словаря ). 3 группа. Звучит песня Г. Пономаренко на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая…» Музыкальность стиха. Какие средства выразительности языка использует С. Есенин? Выписать примеры. 4 группа. «Гой ты, Русь моя родная…» Найти библейские образы в стихотворении. | Работа в группах. | ||||||||
Методы обучения | | Работа в группах, эвристическая беседа, выступление перед аудиторией. | ||||||||
Форма организации деятельности учащихся | Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе. | | ||||||||
Основные виды деятельности учителя, роль учителя | Организационная. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе. | | ||||||||
Этап 3. Практикум | ||||||||||
Формирование конкретного образовательного материала | Анализ высказывания С. А. Есенина: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве». | | ||||||||
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование образовательного результата | Рассуждение на заданную тему : «Как вы понимаете данное высказывание?» Предполагаемый результат: С. Есенин, как верно заметил М. Горький, создан природой исключительно для поэзии, для «выражения неисчерпаемой печали полей, любви ко всему живому». Его Родина – это «страна берёзового ситца», это родимый «дом с голубыми ставнями», село Константиново, рязанские просторы. Поэт любит здесь всё: «поле, луга и лес», и курлыканье журавлей, и северное небо. | | ||||||||
Методы обучения | | Выступление перед аудиторией. | ||||||||
Форма организации деятельности учащихся | Обсуждение и поиск верного решения. | | ||||||||
Основные виды деятельности учителя. | Организационная. | | ||||||||
Этап 4. Проверка полученных результатов | ||||||||||
Длительность этапа | 5 минут | | ||||||||
Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов | | Рассказ о малой родине поэта, выразительное чтение стихотворения, зачитывание своих работ учащимися перед аудиторией, демонстрация иллюстраций. | ||||||||
Методы контроля | Привлечение внимания учащихся к зачитываемым работам. | | ||||||||
Способ контроля | Индивидуальная оценка за работу и проверка тетрадей после выполнения заданий по группам. | | ||||||||
Способ коррекции | Коррекция во время прочтения своих работ учащимися, анализ работ на следующем уроке. | | ||||||||
Форма организации деятельности уч-ся | Обсуждение плюсов и недоработок в ответах. | | ||||||||
Роль учителя на данном этапе | Организующая, направляющая, корректирующая. | | ||||||||
Основные виды деятельности учителя | Устные комментарии к ответам учащихся. | | ||||||||
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание По вариантам: С. 76 – 91, закончить анализ стихотворения и выучить его наизусть. | ||||||||||
Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам | Что удалось нам сегодня на уроке? Что новое узнали на занятии? | |||||||||
| |
страница 1
скачать
Другие похожие работы: