Урок развития речи. Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос по рассказу В. Г. Короленко "В дурном обществе"
Тертычная Татьяна Игоревна, МБОУ СОШ №3,
ст. Крыловская ,Ленинградский район
Класс: 5
Предмет: литература
Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2010 г
Название раздела, темы: Из русской литературы XX века. В.Г.Короленко «В дурном обществе».
Тема урока: Урок развития речи.Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос по рассказу В.Г.Короленко “В дурном обществе”
Цели урока:
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов
Ι. Образовательные: формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.
ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное.
ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.
Результаты изучения предмета:
Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.
коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (инсценировка, костюмированное представление героя).
Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, фронтальный опрос, художественный пересказ,
Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, учебник, иллюстрации к произведению, аудиозаписи, наглядный материал (иллюстрации, детские рисунки).
Ти Тип урока: обобщение и систематизация изученного.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Средства обучения: компьютер, учебник, иллюстрации к произведению.
Межпредметные связи: литература и музыка.
Ресурсы сети Интернет:
http://plotnikova.ucoz.ru/index/tekhnologicheskie_karty/0-121
http://zaycev.net/pages/23/2321.shtml
Технологическая карта урока.
«Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу. Для тебя хорошо, потому что лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня…»
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Включение в деловой ритм урока. Устное сообщение учителя. | Подготовка класса к работе. | Личностные: самоопределение; выработка учебной мотивации. Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. 1.Звучит песня из кинофильма «Генералы песчаных карьеров». Вопрос учителя: какие чувства вызывает у вас эта песня? Кто ее герой? 2.Проверка домашнего задания. Показ и защита коллективного проекта –электронного альбома «Мои ровесники в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». 3. Интеллектуальная разминка- вопросы по содержанию произведения.(Приложение №1). | Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. | Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, формирование умения анализа и синтеза, анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: уметь слушать и слышать, понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю. |
3. Подготовка к изучению новых знаний, постановка учебной задачи. | Нахождение проблемы и создание проблемной ситуации. -Прочитайте эпиграф. Чьи это слова? Как вы думаете, почему именно эти слова взяты за основу нашего урока? - Какие основные задачи урока стоят перед нами? Руководство этапом определения проблемы. | Эти слова произносит пан Тыбурций не случайно. Именно после встречи Васи с детьми подземелья изменилась жизнь мальчика. Как она изменилась? Что дала дружба каждому из героев? Об этом мы и поговорим сегодня. | Личностные : моральный выбор; Регулятивные: целеполагание, планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий (алгоритма), прогнозирование. Познавательные: Использование имеющихся знаний, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; |
4. Организация деятельности по анализу рассказа .Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос. Обсуждение ответов на вопросы и составление плана ответа на проблемный вопрос. | -Какую роль в жизни Васи сыграла дружба с детьми подземелья? -Почему Тыбурций считал, что встреча с детьми подземелья сыграет важную роль в судьбе Васи? | Работа в группах. Обсуждение дифференцированных домашних заданий. (Приложение№2). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Различные виды пересказов. Подбор цитат по заданной теме. Участие в коллективном диалоге .Нравственная оценка героев повести. Инсценирование. Встреча Валека и Васи. Чтение в лицах разговора Васи и Валека об отце Васи. Костюмированное представление героя. «Пан Тыбурций рассказывает о себе». Лексическая работа: объяснение значения слов «поступок» и «проступок». | Регулятивные: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. Познавательные: доказательство; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно. Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать. |
Физкультминутка. | Вместе с ребенком учитель декламирует стихотворение, выполняя все движения по тексту. | Буратино потянулся, Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Три – нагнулся. Руки в сторону развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. | |
5. Первичное закрепление, самостоятельная работа с самопроверкой по алгоритму | Обозначим идею сочинения так: дружба Васи с Валеком и Марусей помогла проявиться лучшим Васиным качествам, сыграла главную роль в выборе жизненной позиции. План сочинения Учитель может предложить вопросы, направляющие составление плана: - Что мы узнаём о Васе в начале повести? Кто он, как выглядит, где живёт? — Какие поступки он совершает, какие качества проявляет в момент знакомства с Валеком и Марусей; во время дружбы с детьми; во время критического разговора с отцом? — Какую роль сыграла дружба Васи с обездоленными детьми в его судьбе? | В зависимости от уровня класса ученики самостоятельно или коллективно составят и обсудят план сочинения. Составление списка человеческих качеств, которые проявляет Вася: любовь к родным, желание понять людей, внимание и любовь к природе, смелость, благородство, верность своему слову, честность, сострадание, доброта, милосердие. | Личностные: Определять под руководством учителя общие правила поведения при сотрудничестве (этические нормы),формирование нравственных чувств и нравственного поведения. Регулятивные: саморегуляция, преодоление препятствий. Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: Управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участие в коллективном обсуждении проблем. |
6. Закрепление и повторение изученного, включение нового знания в систему знаний и повторение. | Разбор допущенных отдельными обучаемыми ошибок и определение их возможного влияния на решение задачи. Организация коллективного обсуждения решенной проблемы с учетом возможных путей ее реализации на практике. Выставление оценок. | Образец ответа на проблемный вопрос. Дружба с Валеком и Марусей помогла Васе понять и полюбить отца. В отношениях с ними проявились лучшие качества героя: чуткость, способность к состраданию, искренность. Вася в будущем также самоотверженно будет служить справедливости, проявляя гуманность по отношению к обездоленным. В финальном эпизоде повести мы видим дружную семью, сплоченную не только родственными узами, но и едиными убеждениями. | Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора. Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Познавательные: умение анализировать литературное произведение, понимать и формулировать тему, идею произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. Коммуникативные: создание устных монологических высказываний разного типа, умение вести диалог. |
7.Домашнее задание. | Письменный ответ на проблемный вопрос: «Какую роль в жизни Васи сыграла дружба с детьми подземелья?». Индивидуальные опережающие задания: найти в справочной литературе или интернете сведения о детстве и юности С.Есенина, подготовить выразительное чтение стихотворений С.Есенина. | | Регулятивные : умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, определять сферу своих интересов. |
8.Рефлексия деятельности. | – Пожалуйста, все встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями. – Если вам было скучно, не интересно, то поднимите руки вверх. – Если вы себя чувствовали отлично, то хлопните в ладоши. – Если вы получили на уроке новые знания, тогда сядьте на свои места. | | Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности. |
страница 1
скачать
Другие похожие работы: