Урок русского языка «Междометие как часть речи»
Урок русского языка «Междометие как часть речи»
Тип урока: Урок объяснения нового материала и первичного закрепления. Урок – исследование.
Ход урока
Стадия «Вызов»
Психологический настрой на урок
Долгожданный дан звонок – приглашает на урок!
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке, где мы узнаем много интересного и увлекательного!
Кто готов приступить к работе?
Сядьте красиво, правильно, удобно.
.
У.: Начнем работу на уроке с фразеологизма «Зарубить на носу» (слайд )
-Что означает этот фразеологизм? - запомнить крепко, навсегда. Первоначально оборот означал шутливую угрозу. Носом также называли бирку, которую носили при себе и на которой ставили зарубки для учета работы, долгов и т.п.
-Почему мы знакомимся с этим фразеологизмом на уроке?
(модельный ответ: Знания, которые будем получать на уроке, нужно запомнить надолго.)
На уроке вы должны быть внимательными и находчивыми, любознательными и усидчивыми. Тогда у вас всё получится.
У.: Русский язык богат тайнами и загадками. Сегодня мы поговорим о самой, пожалуй, необычной части речи (таблица «Части речи русского языка»)
Как правило, эта часть речи ставится лингвистами на последнее место в иерархии частей речи. В повседневной устной речевой коммуникации человек использует колоссальное количество слов данной части речи, обычно не придавая этому значения.
О чём мы будем говорить на уроке? Как запишем тему урока?
(Учащиеся формулируют тему урока)
II. Стадия. Осмысление учебных задач.
1.На экране вы видите отрывок из стихотворения Н.Брауна
Мне русская речь – вот как музыка.
Чу! Слово звучит, поёт.
В нем дышит душою русскою
Создатель его – народ…
2.1 вариант выпишет из данного отрывка самостоятельные части речи. 2 вариант выпишет служебные части речи.
3.Проверка: Назовите самостоятельные части речи, употребленные автором. (Докажите).
- Скажите, имеют ли эти слова лексическое значение, изменяются ли они, имеют ли грамматическое значение?
Назовите служебные части речи. (Докажите)
- Скажите, имеют ли эти слова лексическое значение, изменяются ли они, имеют ли грамматическое значение?
Одно слово не было отнесено ни к одной группе. Какое это слово?
Можете ли вы доказать, что это междометие? (Нет, так как признаков данной части речи учащиеся не знают) А можете ли вы сказать, почему междометие не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи, т.е. является особой частью речи?
4.Целеполагание
Итак, поставьте перед собой учебную цель, которую вы должны реализовать. (Учащиеся проговаривают цели, которые каждый из них перед собой поставил)
Учитель: цель нашего урока – узнать признаки междометия как части речи; определить, почему эта часть речи является особой; узнать правила выделения междометий в устной и письменной речи.
Чтобы достичь цели, какие задачи вы перед собой поставите?
(слайд…
-Откуда мы это можем узнать?
(Учебник, карточка, учитель, одноклассники, интернет)
-Как мы будем реализовывать цель, задачи? (с помощью плана)
-разделимся на группы
-узнаем характеристику междометий
-научимся находить междометия в тексте
-сможем рассказать, что узнали о междометии
III. Стадия «Открытие нового знания»
Работать мы будем по группам. Каждая группа получает карточку с заданием.
А. Давайте составим алгоритм наших действий:
Прочитаем задание
Найдём необходимые источники информации
Выполним задания
Представим свою работу
Дадим оценку своей работе в группе
Б.Исследовательская работа : учащиеся работают в микрогруппах 1) Задание для 1-ой группы: изучите теоретический материал учебника и выделите признаки междометия как части речи. Дополните опору научными сведениями. Учащиеся результат работы будут показывать на интерактивной доске
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%B5
http://russkiy-na-5.ru/articles/295
2)Задание для 2-ой группы: Что обозначает термин «междометие»? Этимология междометия. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%B5
Как выделяются междометия в устной речи? А в письменной? Приведите свои примеры.
http://www.rusyaz.ru/pr/pz11.html
http://www.lingvotech.com/mezhdomet:
http://orthographia.ru/punctuatio.php?sid=130
3)Задание для 3-ей группы: лингвистический эксперимент : На карточке записаны предложения. Дополнить их междометиями. Дать характеристику.
Что за погода сегодня! Есть здесь кто-нибудь? Вот это песня! Подайте книгу. Кто говорит?
Сравнить записи и сделать вывод: с какой целью употребляются междометия в речи. http://teoremik.ru/show-work/324
Разряды междометий по значению:
http://russkiy-na-5.ru/articles/295
4) Задание для 4-й группы: Даны тексты различных стилей. Необходимо выяснить, в каких стилях речи употребляются междометия? Почему?
http://robotlibrary.com/book/137-sovremennyj-russkij-yazyk/197-ispolzovanie-mezhdometij.html
http://www.gramota.ru/book/litnevskaya.php?part3.htm
Какие группы междометий по образованию выделяются?
http://russkiy-na-5.ru/articles/295
В.Представление учащимися результатов самостоятельной исследовательской работы: А) 1 группа представляет опору как результат исследования
Признаки междометия
Вывод: мы узнали признаки междометия как части речи. Наши знания помогут нам справиться со следующим заданием, цель которого – научиться выделять междометия из предложений и определять признаки междометия
Б) 2-ая группа дополняет опору и таким образом представляют результаты исследования
Тренинг: класс под диктовку записывает предложения, обращая внимание на постановку знаков препинания. Письменно охарактеризовать междометия (1 учащийся выполняет работу у доски). Цель задания – закрепить умение правописания междометия и постановки знаков препинания при междометии
Эй, садись ко мне, дружок! Ах, песенку эту доныне хранит трава молодая. О, я совершенно спокоен. «Ой-ой!»- воскликнула Соня испуганно. Эта песня, увы, не прозвучит.
Сверка. Могли ли быть варианты постановки знаков препинания? От чего зависит постановка знака препинания?
Вывод: мы учились постановке знаков препинания при междометии
В) 3-я группа: какова роль междометий в речи?
С помощью междометий выражаются в речи различные чувства; выражается отношение говорящего или пишущего к окружающему высказывается побуждение к действию
Г)4-я группа: в каких стилях речи употребляются междометия?
Почему?
(Междометия широко используются в разговорной и художественной речи, представляя разнообразные чувства человека и особенности живой речи, богатой эмоциями)
У.: Вы говорили уже сегодня о том, что междометия произносятся с особой восклицательной интонацией и обычно сопровождаются мимикой и жестами, усиливающими то значение, которое передается междометием. Учтите это, выполняя следующее групповое задание.
Г. Тренировочные упражнения
А) Учебник В.В.Бабайцевой, стр.236, упр.921: выпишите из предложений междометия, докажите, что задание выполнено вами правильно. (Ученик называет междометия, доказывает правильность выполнения задания. Оценка)
Вывод: мы учились отличать междометия от других частей речи
Б) 1 группа: выразительно прочитать предложенные стихи (подборки стихотворений с междометиями)
В) 2 группа: составить варианты предложений, используя данные в скобках междометия. Выразительно прочитать с соответствующей мимикой, жестами.
Какая ночь! (О! Ну и ну, господи!)
Г) 3 группа: выразительно прочитать. Объяснить, какое значение выражает каждое междометие.
«Фу-у-у! Какая невкусная каша. Ура! Мы ломим, гнутся шведы. Мария, бедная Мария! Опомнись! Боже!.. Что с тобой?
Д) 4 группа (аналитическая): прослушав одноклассников, сделать вывод, что придают речи междометия
Вывод: мы учились выделять междометия в устной речи
6.Обратная связь -
Проба сил. Итоговый тест http://russkiy-na-5.ru/articles/295
IV. Стадия «Рефлексия»
Наша работа на сегодня заканчивается.
- Какой вид работы заинтересовал?
-Что нового узнали?
-Реализовали ли цель урока, которую ставили перед собой?
- Какую оценку бы поставил каждый из вас себе за работу на уроке?
Цветовая рефлексия. Оцените, пожалуйста, свою деятельность на уроке. Зелёный цветок-всё сделал сам; розовый –помогал учитель.
Оценка деятельности группы: отлично-зелёный; хорошо –синий; удовлетворительно –розовый.
V. Стадия «Домашнее задание»
Вариативное домашнее задание: создать рекламу междометия
Сочинить сказку о междометии.
Нарисовать междометие (внешность отражает внутренние качества)
Подобрать тексты из художественной литературы, в которых употреблены междометия
Выполнить упражнение №415
страница 1
скачать
Другие похожие работы: