NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Урок русского языка «Междометие как часть речи»


Урок русского языка «Междометие как часть речи»

Тип урока: Урок объяснения нового материала и первичного закрепления. Урок – исследование.

Ход урока

  1. Стадия «Вызов»

Психологический настрой на урок

Долгожданный дан звонок – приглашает на урок!

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке, где мы узнаем много интересного и увлекательного!

Кто готов приступить к работе?

Сядьте красиво, правильно, удобно.

.

У.: Начнем работу на уроке с фразеологизма «Зарубить на носу» (слайд )

-Что означает этот фразеологизм? - запомнить крепко, навсегда. Первоначально оборот означал шутливую угрозу. Носом также называли бирку, которую носили при себе и на которой ставили зарубки для учета работы, долгов и т.п.

-Почему мы знакомимся с этим фразеологизмом на уроке?

(модельный ответ: Знания, которые будем получать на уроке, нужно запомнить надолго.)

На уроке вы должны быть внимательными и находчивыми, любознательными и усидчивыми. Тогда у вас всё получится.
У.: Русский язык богат тайнами и загадками. Сегодня мы поговорим о самой, пожалуй, необычной части речи (таблица «Части речи русского языка»)

 Как правило, эта часть речи ставится лингвистами на последнее место в иерархии частей речи. В повседневной устной речевой коммуникации человек использует колоссальное количество слов данной части речи, обычно не придавая этому значения. 

О чём мы будем говорить на уроке? Как запишем тему урока?

(Учащиеся формулируют тему урока)

II. Стадия. Осмысление учебных задач.

1.На экране вы видите отрывок из стихотворения Н.Брауна

Мне русская речь – вот как музыка.

Чу! Слово звучит, поёт.

В нем дышит душою русскою

Создатель его – народ…
2.1 вариант выпишет из данного отрывка самостоятельные части речи. 2 вариант выпишет служебные части речи.
3.Проверка: Назовите самостоятельные части речи, употребленные автором. (Докажите).

- Скажите, имеют ли эти слова лексическое значение, изменяются ли они, имеют ли грамматическое значение?

Назовите служебные части речи. (Докажите)

- Скажите, имеют ли эти слова лексическое значение, изменяются ли они, имеют ли грамматическое значение?

Одно слово не было отнесено ни к одной группе. Какое это слово?

Можете ли вы доказать, что это междометие? (Нет, так как признаков данной части речи учащиеся не знают) А можете ли вы сказать, почему междометие не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи, т.е. является особой частью речи?
4.Целеполагание
Итак, поставьте перед собой учебную цель, которую вы должны реализовать. (Учащиеся проговаривают цели, которые каждый из них перед собой поставил)

Учитель: цель нашего урока – узнать признаки междометия как части речи; определить, почему эта часть речи является особой; узнать правила выделения междометий в устной и письменной речи.

Чтобы достичь цели, какие задачи вы перед собой поставите?

(слайд…

-Откуда мы это можем узнать?

(Учебник, карточка, учитель, одноклассники, интернет)

-Как мы будем реализовывать цель, задачи? (с помощью плана)

-разделимся на группы

-узнаем характеристику междометий

-научимся находить междометия в тексте

-сможем рассказать, что узнали о междометии
III. Стадия «Открытие нового знания»
Работать мы будем по группам. Каждая группа получает карточку с заданием.

А. Давайте составим алгоритм наших действий:

  1. Прочитаем задание

  2. Найдём необходимые источники информации

  3. Выполним задания

  4. Представим свою работу

  5. Дадим оценку своей работе в группе


Б.Исследовательская работа : учащиеся работают в микрогруппах 1) Задание для 1-ой группы: изучите теоретический материал учебника и выделите признаки междометия как части речи. Дополните опору научными сведениями. Учащиеся результат работы будут показывать на интерактивной доске

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%B5
http://russkiy-na-5.ru/articles/295
2)Задание для 2-ой группы: Что обозначает термин «междометие»? Этимология междометия. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%B5

Как выделяются междометия в устной речи? А в письменной? Приведите свои примеры.

http://www.rusyaz.ru/pr/pz11.html
http://www.lingvotech.com/mezhdomet:
http://orthographia.ru/punctuatio.php?sid=130
3)Задание для 3-ей группы: лингвистический эксперимент : На карточке записаны предложения. Дополнить их междометиями. Дать характеристику.

Что за погода сегодня! Есть здесь кто-нибудь? Вот это песня! Подайте книгу. Кто говорит?

Сравнить записи и сделать вывод: с какой целью употребляются междометия в речи. http://teoremik.ru/show-work/324

Разряды междометий по значению:

http://russkiy-na-5.ru/articles/295
4) Задание для 4-й группы: Даны тексты различных стилей. Необходимо выяснить, в каких стилях речи употребляются междометия? Почему?

http://robotlibrary.com/book/137-sovremennyj-russkij-yazyk/197-ispolzovanie-mezhdometij.html

http://www.gramota.ru/book/litnevskaya.php?part3.htm

Какие группы междометий по образованию выделяются?

http://russkiy-na-5.ru/articles/295

В.Представление учащимися результатов самостоятельной исследовательской работы: А) 1 группа представляет опору как результат исследования

Признаки междометия




Вывод: мы узнали признаки междометия как части речи. Наши знания помогут нам справиться со следующим заданием, цель которого – научиться выделять междометия из предложений и определять признаки междометия
Б) 2-ая группа дополняет опору и таким образом представляют результаты исследования
Тренинг: класс под диктовку записывает предложения, обращая внимание на постановку знаков препинания. Письменно охарактеризовать междометия (1 учащийся выполняет работу у доски). Цель задания – закрепить умение правописания междометия и постановки знаков препинания при междометии
Эй, садись ко мне, дружок! Ах, песенку эту доныне хранит трава молодая. О, я совершенно спокоен. «Ой-ой!»- воскликнула Соня испуганно. Эта песня, увы, не прозвучит.
Сверка. Могли ли быть варианты постановки знаков препинания? От чего зависит постановка знака препинания?
Вывод: мы учились постановке знаков препинания при междометии
В) 3-я группа: какова роль междометий в речи?
С помощью междометий выражаются в речи различные чувства; выражается отношение говорящего или пишущего к окружающему высказывается побуждение к действию

Г)4-я группа: в каких стилях речи употребляются междометия?

Почему?

(Междометия широко используются в разговорной и художественной речи, представляя разнообразные чувства человека и особенности живой речи, богатой эмоциями)
У.: Вы говорили уже сегодня о том, что междометия произносятся с особой восклицательной интонацией и обычно сопровождаются мимикой и жестами, усиливающими то значение, которое передается междометием. Учтите это, выполняя следующее групповое задание.

Г. Тренировочные упражнения

А) Учебник В.В.Бабайцевой, стр.236, упр.921: выпишите из предложений междометия, докажите, что задание выполнено вами правильно. (Ученик называет междометия, доказывает правильность выполнения задания. Оценка)
Вывод: мы учились отличать междометия от других частей речи

Б) 1 группа: выразительно прочитать предложенные стихи (подборки стихотворений с междометиями)
В) 2 группа: составить варианты предложений, используя данные в скобках междометия. Выразительно прочитать с соответствующей мимикой, жестами.
Какая ночь! (О! Ну и ну, господи!)
Г) 3 группа: выразительно прочитать. Объяснить, какое значение выражает каждое междометие.
«Фу-у-у! Какая невкусная каша. Ура! Мы ломим, гнутся шведы. Мария, бедная Мария! Опомнись! Боже!.. Что с тобой?
Д) 4 группа (аналитическая): прослушав одноклассников, сделать вывод, что придают речи междометия

Вывод: мы учились выделять междометия в устной речи
6.Обратная связь -
Проба сил. Итоговый тест http://russkiy-na-5.ru/articles/295
IV. Стадия «Рефлексия»

Наша работа на сегодня заканчивается.

- Какой вид работы заинтересовал?

-Что нового узнали?

-Реализовали ли цель урока, которую ставили перед собой?

- Какую оценку бы поставил каждый из вас себе за работу на уроке?

Цветовая рефлексия. Оцените, пожалуйста, свою деятельность на уроке. Зелёный цветок-всё сделал сам; розовый –помогал учитель.

Оценка деятельности группы: отлично-зелёный; хорошо –синий; удовлетворительно –розовый.
V. Стадия «Домашнее задание»

  • Вариативное домашнее задание: создать рекламу междометия

  • Сочинить сказку о междометии.

  • Нарисовать междометие (внешность отражает внутренние качества)

  • Подобрать тексты из художественной литературы, в которых употреблены междометия

  • Выполнить упражнение №415

страница 1


скачать

Другие похожие работы: