Урок русского языка в 6 классе «Повторение изученного по теме «Имя существительное»
Урок русского языка в 6 классе «Повторение изученного по теме «Имя существительное»
Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 15
им. Н.А. Тхагушева а. Агуй-Шапсуг Мафагел Маргарита Юрьевна
Цели и задачи:
закрепить все изученное по теме «Имя существительное», подготовиться к контрольному диктанту по данной теме;
развивать мышление, память, сообразительность, умение отстаивать свою точку зрения, анализировать ответы товарищей;
воспитывать любовь и бережное отношение к русскому языку.
Ход урока.
I. Вызов интереса к теме урока.
Вступительное слово учителя о целях урока. Обращение к эпиграфу. Эмоциональный настрой учеников. Ребята! Посмотрите все на свои весёлые рисунки (подготовлены дома), улыбнитесь, пожелайте себе удачи, и начнём!
Составление существительных из букв, встречающихся в слове транспорт.
Ответ: Имена существительные, составленные из букв слова транспорт: спорт, порт, нос, сон, рот, торт, пора, спор, сор, тон, нота, рост, рапорт.
II. Осмысление темы.
Проверка теоретического материала.
Дайте определение имени существительного (работа в парах). Затем один из учеников рассказывает определение вслух.
В определении сказано, что большинство имен существительных изменяются по падежам и числам. А что, есть другие?
Есть существительные несклоняемые, т.е. не изменяющиеся по падежам и числам.
Какие это слова? Какие бывают склонения существительных?
Тестирование по теме «Склонение».
1. К несклоняемым относится имя существительное:
дочь;
плакса;
пальто.
Несклоняемым является имя существительное:
метро;
время;
фанера.
Именем существительными среднего рода является слово:
кофе
какао
авеню
Именем существительным мужского рода является слово:
пенальти
такси
ателье
К разносклоняемым относится группа существительных:
море, поле, горе;
племя, знамя, семя;
марля, доля, воля.
К третьему склонению относится имя существительное:
сыч
дочь
плач
Именем существительным общего рода является слово:
плакса
академия
стремя
Ключ к тесту по теме «Склонение имён существительных»:1. 3), 2. 1), 3. 2), 4. 1), 5. 2), 6. 2), 7. 1).
Словарная работа.
Какое значение имеет слово академия?
Диктант «Угадай словечко!». (Учитель читает толкование, дети записывают само слово. Слова берутся из слов с непроверяемыми орфограммами, правописание которых изучалось по теме «Имя существительное».)
Лицо, уполномоченное учреждением, предприятием для выполнения служебных, деловых поручений.
Стальной каркас железобетонных конструкций.
Строительный материал из вяжущих смесей с водой и заполнителями, твердеющий после укладки.
Основной род занятий, трудовой деятельности.
Возвышение для оратора.
Многоместная электрическая транспортная машина, идущая по безрельсовым путям.
Тонкие листы древесины для облицовки столярных изделий.
Ключ к диктанту «Угадай словечко».
Агент, 2) арматура, 3) бетон, 4) профессия, 5) трибуна,
6) троллейбус, 7) фанера. (Слова читаются хором)
Как расположены эти слова?
В алфавитном порядке.
Где мы никак не обойдемся без алфавита?
В словарях.
Загляните дома в словари, некоторые из этих слов многозначные.
Составьте предложения, чтобы эти имена существительные были разными членами предложения (задание дается по рядам; первый ряд – подлежащее, второй – дополнение, третий – обстоятельство, все – сказуемое, можно работать в парах.)
4.Повторение способов образования слов.
Какие по происхождению эти слова?
Иноязычные.
Можем ли мы сказать, как они образованы?
Нет.
А какими способами образуются русские слова?
Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход слова одной части речи в другую.
1. Разберите по составу слова: невежа, неточность, смазчик, стаканчик, зайчонок, подоконник, орешек.
2. Сделайте словообразовательный разбор этих же слов.
Какие из способов словообразования мы здесь не встретили? Среди выделенных слов упражнения №244 найдите примеры на другие способы.
Физкультпауза под скроговорки.
1 упражнение. ИП: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны головы вперед-назад, влево-вправо («В мире есть четыре брата: север, юг, восток и запад»).
2 упражнение. ИП: ноги на ширине плеч, правая рука вверх. Махи руками с изменением положения рук после двух махов («Шла Саша по шоссе и сосала сушку»).
3 упражнение. ИП: ноги на ширине плеч. Круговые вращения туловища по часовой стрелке и против часовой стрелки («Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали»).
4 упражнение. ИП: основная стойка. Ходьба на месте с захлестыванием голени («От топота копыт пыль по полю летит»)
5 упражнение. ИП: ноги вместе. Подъем на носках – при опускании пятками не касаться пола («Ехал Грека через реку,/ видит Грека в реке рак./ Сунул Грека в реку руку -/ рак за руку Греку цап»)
5. Повторение орфограмм, встретившихся в словах для разбора.
6. Работа с текстом И.С. Соколова - Микитова «Русская зима».
Вопросы и задания.
1. Прочитайте текст и определите его основную мысль.
2. В каких словах мы встречаем орфограммы, изученные по теме «Имя существительное»? Объясните их правописание.
3. Объясните постановку знаков препинания в тексте.
Согласно поставленным цифрам произведите разбор.
7. Домашнее задание. Подготовиться к контрольному диктанту, используя зачетные тетради и учебники.
III. Заключительная часть урока. Подведение итогов.
Слово учителя. Ребята, вы сегодня все работали хорошо, и я вам приготовила сюрприз. Но чтобы ларчик открылся, надо назвать пословицы на своём родном языке. (Ларчик открывается, а в нём грамота с изображением пятёрки.) За работу на уроке всем вам я хочу подарить 5.
Ребята, мы с вами сегодня снова коснулись тайн великого русского языка. В той же мере мы должны любить и знать свой родной язык, ведь это язык наших родителей, наших бабушек и дедушек. И только тот добьётся в жизни успеха, кто уважает свою страну, свой народ, ценит и изучает язык. Желаю я вам больших успехов в изучении языков!
страница 1
скачать
Другие похожие работы: