NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Урок в форме ролевой игры судебного заседания. «Суд над родителями из неблагополучных семей»


Классный урок в форме ролевой игры – судебного заседания.

«Суд над родителями из неблагополучных семей»
Цель: создать условия для осознания и осмысления информации о неблагополучной семье, условиях проживания и нахождения детей в данных семьях. Сформировать представление о важности благополучия в семье, о вреде любого вида неблагополучия, дать навыки умения вести деловые переговоры, сформировывать понятие защиты и обвинения..

Задачи:

Образовательная: способствовать формированию представления о понятиях семья, благополучие, неблагополучие, причинах семейного неблагополучия, отрицательного влияния неблагополучия на ребёнка, научение пользоваться различными дополнительными материалами.

Развивающая: развитие творческой активности, речи, актёрского мастерства, побуждение к поиску нового, систематизированию различного материала, способствование осмыслению данной информации.

Воспитательная: воспитание ответственного отношения к созданию благополучной семьи и формированию семейной жизни, профилактика семейного неблагополучия.

Форма проведения: классный час в виде ролевой игры – судебное заседание.

Оборудование: «справка из психдиспансера», «выписка из ИДН», «письмо подростка, принимающего наркотики», «письмо несовершеннолетнего осуждённого», кадры из фильма «Авария – дочь мента», плакат с социологическими данными по количеству разведённых семей, плакат с социологическими данными по количеству внебрачных детей, схема «круга боли», статья 51 Конституции, статья 14 УПК.

На доске расшифрованы понятия:

Правоспособность

Дееспособность

Деликтоспособность

Действующие лица:

Государственный обвинитель в лице прокурора

Адвокат

Потерпевшие – дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях

Подсудимые – взрослые (родители) из неблагополучных семей

Свидетели:

«Сосед»

«Инспектор ИДН»

Независимые эксперты:

«Литератор»

«Историк»

«Психолог»

«Социолог»
Ход классного часа:

Вступительное слово судьи:

Слушается дело о нарушении родителями свободы и прав своих детей, создание для детей невозможных, несовместимых с жизнью условий, доведения их до асоциального поведения. Родители обладают правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью (справка из психдиспансера прилагается к делу).

Помните, что юридический состав правонарушения:

  1. Субъект юридического состава правонарушения (родители в неблагополучных семьях)

  2. Объект юридического состава правонарушения (права ребёнка)

  3. Объективная сторона юридического состава правонарушения (преступное влияние, бездействие родителей).

  4. Субъективная сторона юридического состава правонарушения (наличие вины: умысел или неосторожность). (Данная схема висит на стене).

Уважаемые обвиняемые родители, помните, что по ст 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников.

На суде присутствуют: прокурор, адвокат, обвиняемые – родители из неблагополучных семей, обвинители – общество в целом, а также дети из неблагополучных семей; свидетели: «соседи» и «инспектор ИДН»; а также назависимые эксперты, в лице: «Социолога», «Историка», «Литератора», «Психолога». Слово предоставляется государственному обвинителю в лице прокурора.
Вступительное слово прокурора:

Семья для ребёнка – это место его рождения и становления. Именно в семье ребёнок получает азы знаний об окружающем мире. В семье складываются представления ребёнка о добре и зле, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. Семья также представляет собой разновозрастную группу: в ней есть представители двух, трёх, а иногда и четырёх поколений. Семейное воспитание имеет широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.

Современная социальная ситуация в российском обществе показывает, что в семье сегодня проблема воспитания отодвигается более значимой проблемой: выживание детей и взрослых. Распространённым явлением сегодня стало бегство детей из дома: 57% детей ушли из семьи добровольно или были изгнаны.

Под неблагополучной семьёй мы понимаем такую семью, в которой ребёнок переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение, голод, т.е. всё – то, что отражает неблагополучие.

По Российской статистики ежегодно: около 2 млн российских детей жестоко избиваются родителями, 50 тыс убегают из дома, 2 тыс заканчивают жизнь самоубийством.

Для большинства семей, состоящих на учёте в милиции, органах социальной защиты, образования, в разряде неблагополучных, создание предсказуемого, безопасного, обеспечивающего постоянный уход окружения является недостижимой целью.

А главное, что ребёнок, находящийся в неблагополучной асоциальной семье приобщается к данному образу жизни, а часто повторяет его в своей собственной семье.

Мы предлагаем обвинить взрослых, родителей, которые проживают вместе со своими детьми в неблагополучных семьях. Мы обвиняем их от имени всех детей из данных семей, в том числе и жестоко избиенных , убежавших из дома, брошенных, доведённых до самоубийства!. Что вы на это скажите, уважаемые родители?
Вступительное слово адвоката:

Транслятором социальных и нравственных ценностей является семья, и резкое изменение ценностных ориентаций общества отразилось на формировании семейной идеологии.

Перестройка экономических отношений в России отбросила большинство семей за черту бедности, на грань среднего прожиточного минимума, разрушила их стереотип идеала семьи, поселила в них неуверенность.

Современная семья пытается предъявить новые требования к школе, выполнение которых должно помочь детям получить достойное образование, возможность найти своё место в жизни.

Также асоциальные подростки и юноши не обязательно выходят из неблагополучных семей. Разрешите огласить письмо матери, сын которой по её собственному заявлению судим. (Зачитывает письмо).

Прокурор:

Разрешите не согласиться, данная семья также может рассматриваться, как не совсем благополучная, ведь – она приёмная.

Судья:

Давайте спросим у нашего независимого эксперта «Психолога».

«Психолог»:

В полном смысле слова сиротами являются дети, родители которых умерли или не установлены. К этой категории относятся также дети, родители которых умерли или не установлены. К этой категории относятся также дети, оставшиеся без попечения родителей, вследствие лишения родительских прав, признания в установленном порядке родителей нетрудоспособными, безвестно отсутствующими. В нашей стране обязанности по выявлению детей этой категории возложены на специальные органы – органы опеки и попечительства.

Из прочитанного письма, мы видим, что мать ребёнка умерла, отец, скорее всего лишён родительских прав, мы предполагаем, что тётя оформила над ним опеку.

Мы не можем в полном смысле слова назвать данную семью неблагополучной, хотя наличие в ней сироты может вызвать частичное неблагополучие, хотя на возникшую ситуацию также повлияло неправильное поведение школьных преподавателей.

Таким образом, условно, мы можем сказать, что данная семья частично неблагополучна.

Судья:

Спасибо за справку. Адвокат, вы можете продолжать.

Адвокат:

Также надо отметить, что на протяжении формирования современной семьи история делала не один виток. И основные проблемы заложены не в родителях, а в исторических предпосылках. Родители сами являются всего лишь жертвами.
Судья:

Но что ж, давайте, спросим нашего независимого эксперта «Историка».

«Историк»:

В истории развития общества семья переходила от низшей формы к высшей по мере того, как общество поднималось по ступеням развития.

С появлением рода возник групповой брак, который регулировал отношения, затем появился полигамный брак: многомужество, многожёнство. Затем возник моногамный брак – союз одного мужчины с одной женщиной.

В России было две модели семьи. Первая – дохристианская, она включала в себя родителей с детьми. Дети подчинялись взрослым, статус женатого человека был выше, чем одинокого. Женщина обладала свободой как до брака, так и в нём, власть мужчины – была ограничена.

В 12 веке с возникновением христианской модели семьи изменились отношения между домочадцами. Мужчина стал безраздельно властвовать над ними, все были обязаны ему подчиняться. У русских долгое время преобладала большая семья, объединявшая родственников по прямой и боковой линии.

На рубеже 19 – 20 вв исследователями был зафиксирован кризис семьи. Авторитарная власть мужчины была потеряна. Современная семья состоит из супругов и детей.

В современном обществе семейные отношения регулируются нормами морали и права. Важными условиями существования семьи являются совместная деятельность, общий дом, собственность, общекультурная среда.

Мы считаем, что благополучие семьи полностью лежит на членах семьи, если рассматривать семью с ребёнком, то ответственность возлагается на взрослых родителей.

Судья:

Слово предоставляется прокурору:

Прокурор:

Члены неблагополучных семей оказываются погрязшими в агрессию и деструктивное поведение. Всё это в свою очередь ведёт к непрерывному конфликту, кризису, уязвимости семьи и родственников, а страдают в основном дети, будущее страны. Я прошу пригласить свидетеля – это сосед, проживающей рядом с неблагополучной семьёй.

«Сосед»:

Семья Н., которой 10 лет состоит из отца, матери, старшей дочери – 17 лет, средней дочери – 12 лет, сын – 7 лет. Родители злоупотребляют алкоголем, постоянной работы не имеют. Девочка посещает школу нерегулярно, часто болеет, на учёте в поликлинике не состоит, одета не опрятно и не по сезону, замкнута, школьная успеваемость низкая. Квартира у них 2 – комнатная с удобствами, денег не хватает, мы соседи в долг уже не даём, отец семейства был судим. Часто нам слышны шум, крики, иногда они избивают детей, они бегут к нам. Старшая дочь тоже стала пить.
Прокурор:

Скажите, как давно они не работают?

«Сосед»:

Около 3 – 4 лет, до этого работали временами, долго на одной работе не задерживались. Жили от зарплаты до зарплаты, а иногда денег не хватало, занимали, пока давали.

Прокурор:

А какие у них условия санитарно – жилищные?

«Сосед»:

Плохие, дома часто бывают собутыльники, везде грязь, окурки, один раз чуть не спалили квартиру.

Адвокат:

Родители занимались воспитанием детей?

«Сосед»:

Раньше да, иногда даже ходили с ними играть, на родительские собрания, а потом бросили эту затею. Одно время старших детей не пускали в школу, заставляли то с младшими сидеть, то подрабатывать.

Прокурор:

Вы видите, что в данной семье старшая дочь также стала злоупотреблять спиртными напитками. Известно, что многие дети из неблагополучных семей находятся в колониях за совершение преступлений. (Зачитывается письмо несовершеннолетнего, отбывающего срок в детской колонии).

Адвокат:

Обратите внимание, что мать изменилась в лучшую сторону, всё делала для своего ребёнка. Старалась ему во всём помочь, даже после совершения преступления, мать ему оказывала посильную помощь.

Прокурор:

Разрешите не согласиться, именно совместные действия родителей (пьянство) при маленьких детях, привело их, ставших подростками, к суду. То что закладывается в детстве, влияет на всю последующую жизнь. Поэтому детство ребёнка не должно быть омрачённым негативными социальными явлениями.

Судья:

Но что ж, давайте, спросим нашего независимого эксперта «Психолога».

«Психолог»:

Давайте обратимся к схеме, которая называется модель динамики семейного расстройства «круг боли».

Понятно, что в любой семье время от времени возникают какие – то проблемы, и, вполне вероятно, что её члены не смогут сразу справиться с какой – то из них.

Посмотрите. Начальный эпизод, по сути дела, не играет существенной роли, даже если это событие потрясло семью. Существенно, что именно выбор ухода от проблемы создаёт замкнутый круг, который обеспечивает обратную связь, усиливающую кризисное состояние. Важно, что выбор ухода от проблемы вместо принятия и поисковой активности осуществляется циклически. Например, унижение человека, лишённого, в силу кризисных социальных условий, возможности материально обеспечить свою семью, может способствовать его «уходу» с помощью алкоголя. Проблема осталась, но боли можно избежать..

Широко распространены 6 типичных способов ухода от проблемы: еда, секс, наркотики (в том числе и легальные – алкоголь), азартные игры, власть над другими людьми, насилие над близкими.

Надо помнить, что круг боли передаётся следующему поколению негенетическим путём. Ребёнок из неблагополучной семьи воспроизводит сначала в своих отношениях, а потом и в жизни собственной семьи дисфункциональный образец поведения.

Судья:

Слово предоставляется «инспектору ИДН».

«Инспектор ИДН»:

В течение 2000 года, в начале 21 века 248 тыс родителей подвергнуты мерам административного воздействия за злостное невыполнение своих обязанностей по воспитанию и обучению детей, в суды направлены материалы для возбуждения 33 тыс дел о лишении родительских прав. И с каждым годом численный состав таких дел увеличивается.

Самовольный уход из семьи – наиболее распространенная форма безнадзорности. Примерно 65% подростков, поступающих в приёмник – распределитель, добровольно ушли из дома, 8% - из специальных учебных заведений, детских домов и школ – интернатов.

Огромное количество детей ведут асоциальный образ жизни, принимают наркотики, занимаются токсикоманией.

(Показываются кадры из фильма «Авария – дочь мента».)

Адвокат:

Вы всё время подчёркиваете, что современное общество, современная семья создают условия повышенного риска для детей, Но разве в другие времена не было ничего подобного?

Судья:

Мы знаем, что литература отражает историю, исторические и социальные взгляды общества, давайте послушаем взгляд на проблему неблагополучия в семье нашего независимого эксперта «Литератора».
«Литератор»:

Данные проблемы возникали на протяжении всего исторического процесса. Давайте обратимся к литературе 19 века. В произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» показана семья Мармеладовых. Отец семейства пьёт, его выгнали с работы, старшая дочь – проститутка, жена – больна туберкулёзом, младшие дети не устроены в жизни, не получают никакого образования.

В произведении Л.Н. Толстого «Анна Каренина» рассказывается об истории пьющего работника депо, который в нетрезвом виде попал под поезд, у него осталась без средств к существованию жена и дети.

Литература 20 века также описывает нам подобные ситуации. Например, Полиграф Шариков из произведения М.А. Булгакова «Собачье сердце», унаследовавший ум алкоголика Клима Чугункина, воспитавшийся на улице, ведёт себя некультурно даже в профессорском доме. Мы можем сказать, что среда, в которой воспитывается человек, оказывает огромное влияние на становление его личности. Хотя если человек обладает сильной волей, характером он может нормально развиться и в неблагоприятной семейной среде. Например, молодой поэт Павел Чечёткин. Его семья была неблагополучна во всех смыслах, но Павел в 15 лет уехал к тёте, закончил училище, затем институт, аспирантуру, пишет стихи, член Союза писателей РФ, лауреат премии «Триумф». Вот как он характеризует своё детство в стихотворении «Автобиография». (Зачитывается стихотворение).

Судья:

Спасибо, теперь мы приглашаем нашего независимого эксперта «Социолога», который нам расскажет о процессах в современном обществе.

«Социолог»:

Давайте обратимся к таблице «Расторгнутые браки по числу общих детей, в возрасте до 18 лет у бывших супругов». Мы взяли выборку с 2002 по 2007 г включительно. Из данных видно, что число разводов возрастает, но имеет неустойчивую тенденцию. Сегодня каждый седьмой ребёнок воспитывается в неполной семье.

Обратимся также к таблице «Количество детей, родившихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке. Мы видим, что доля детей, родившихся вне брака постоянно растёт. Часто женщины после 30 лет, не имеющие семьи, решают самостоятельно для себя родить ребёнка. Они чаще всего уже достаточно обеспечены, материальных трудностей в таких неполных семьях нет, но присутствует психологический дискомфорт от отсутствия отца. Большую долю составляют несовершеннолетние матери – социальная незрелость и профессиональная несостоятельность, невозможность нормально воспитывать детей, приводит таких детей к «социальному сиротству», когда дети являются сиротами при живых родителях, которые лишены родительских прав.

Разумеется ситуация в современном российском обществе мало удовлетворительна, но это абсолютно не оправдывает родителей, которые бросают своих детей на произвол судьбы.

Судья:

Мы всё время говорим о детях, воспитывающихся в неблагополучных семьях, давайте послушаем, что они сами могут сказать о данной ситуации.
Дети:

- Моя мечта, - чтобы родители любили своих детей и никогда их не бросали. Ведь дети ни в чём не виноваты, им нужны папа и мама. Я никогда не брошу своих родителей, буду любить их больше всего на свете. Ведь я знаю, что значит остаться без папы и мамы. Родители! Не бросайте своих детей, они любят вас, верят вам и ждут вас!

- Мои родители не обращают на меня внимание. Я нахожусь в такой компании, которую все боятся. Мы сломали все детские площадки, утоптали все клумбы. Почти каждый вечер драка. Почти все стоим на учёте в милиции. Но в последнее время стали задумываться, что такая жизнь к хорошему не приведёт.

- Отец читает мне мораль, а потом идёт в автомат и часами стоит там за столиком с другими мужчинами, пьёт пиво или вино. Вот и вся цена его «морали».

Судья:

Теперь слово предоставляется родителям.

Родители:

- Мы не хотели начинать такую жизнь, обстоятельства вынудили.

- Сейчас я бы так не поступила, но о чём сейчас можно говорить.

- А что я? Ну пью, ну иногда ударю, сам в такой семье воспитывался и ничего!

- Я ничего не могу говорить, но дайте нам всем последний шанс, последний!

Судья:

Прокурору предоставляется заключительное слово.

Прокурор:

Мы видим, что проживание детей в неблагополучных семьях, где царит насилие, как физическое, так и морально, где подаётся пример отрицательного асоциального поведения не может привести детей ни к чему хорошему. Социологические данные, данные истории и литературы показывают как губительно проживание детей в таких семьях. Основываясь на статье 14 УПК (мы считаем, что данное отношение к детям является преступлением, общественно опасным деянием) мы предлагаем изымать детей из неблагополучных семей, лишать родителей родительских прав и от имени всех здесь находящихся, а также всего общества в целом осудить взрослых, которые не могут создать условия для проживания своих детей презрением.

Судья:

Адвокату предоставляется заключительное слово.

Адвокат:

Необходимо учесть, что в условиях своей жизни виноваты не только родители, сложные перестроечные годы, часто пример своих родителей, приводит к таким неприятным последствиям. Поэтому - это нельзя назвать преступлением, скорее бездействием и то относительным.

Данный суд уже заставил задуматься большинство родителей о своём неправильном поведении. Они просят дать им только последний шанс, самый последний. Мы предлагаем дать его, но постоянно контролировать данные семьи и при первом проступке, который, скорее всего не проявится, изъять детей из семьи. Хотя мы знаем, что каким бы хорошим не был детский дом, своя семья лучше.

Мы просим только о последнем шансе.

Судья:

Мы учли все ваши пожелания, все ответы свидетелей и решили. (Зачитывает приговор).

ПРИГОВОР

В деле о осуждение родителей из неблагополучных семей, которые не могут должным образом воспитывать своих детей решено.

На основании статьи 14 УПК изымать детей из неблагополучных семей, лишать родителей родительских прав и от имени всех здесь находящихся, а также всего общества в целом осудить взрослых, которые не могут создать условия для проживания своих детей презрением.

Так как последний шанс данным родителям давался не единожды, количество проступков было огромно, то не имеет смысла продолжать данное безобразие. Каждый день, который ребёнок проводит в таких семьях оказывает огромное негативное влияние на него и его дальнейшую самостоятельную жизнь.

Чтобы в дальнейшем было меньше неблагополучных семей, кроме стабилизации общественной жизни, надо, как можно раньше изымать детей из неблагополучных семей, чтобы в своей собственной семейной жизни они не повторили опыт своих родителей.

Уважаемые бывшие родители, помните:

Хотите ли Вы, не хотите ли.

Но дело, товарищи, в том,

Что, прежде всего мы – родители,

А всё остальное потом.

Р. Рождественский.

А вовсе не наоборот. Дети – это огромная ответственность, умейте ценить человеческую жизнь.

Решение вынесенное человеческим обществом обжалованию ни в каких инстанциях не подлежит.

Спасибо всем за внимание. Все свободны!

Литература


  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – 4 – е изд. – М., Академический проект, 2003. – 704 с.

  2. Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие . – СПб.: Речь, 2005. – 244 с.

  3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте (Психологическое исследование), М., «Просвещение», 1968., 464 с.

  4. Дольто Ф. На стороне подростка/ Пер. с фр. А. К. Борисовой. – Екатеринбург: У – Фактория, 2004. – 368 с. (Серия «Психология детства: Классическое наследие).

  5. Калягин В.А., Матасов Ю.Т., Овчинникова Т.С. Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях. – СПб.: КАРО. 2005. – 240с.

  6. Майерс Д. Социальная психология. – 7 – е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 794 с.:ил. - (Серия «Мастера психологии»)

  7. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Мн., «Нар. Асвета», 1978

  8. Меновщиков В.Ю, Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. – 2 – е изд., стер. – М.: Смысл, 2005. – 182 с.

  9. Морозова Е.И. Проблемные дети и дети – сироты: Советы воспитателям и опекунам. – М.: Изд – во НЦ ЭНАС, 2002. – 56 с. – (Коррекционная школа).

  10. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 480 с.

  11. Олиференко Л.Я. Социально – педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – 2 – е изд., стер. – М: Издателский центр «Академия», 2004. – 256 с.

  12. Практическая психология образования: Учеб. пособие для вузов / Дубровина И.В., Андреева А.Д., Гуткина Н.И. и др.; Под ред. Дубровиной И.В. – М.: Просвещение, 2003. – 480 с.

  13. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства , 2 – е изд. – СПб: Питер, 2005. – 400с.: ил. –

  14. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др. под ред. Е.Г. Силяевой. – 4 – е изд, стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006 - 192 с.

  15. Регуш Л.А. Психология современного подростка.–СПб: Речь, 2005.–400 с.

  16. Семья Москва Издательство политической литературы Книга 1 1990 г.

  17. Семья Москва Издательство политической литературы Книга 2 1990 г.

  18. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Зайнышева И.Г. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 240 с.

  19. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для психологов и родителей. – М.: Изд – во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 272 с.: ил.-

страница 1


скачать

Другие похожие работы:






Документы

архив: 1 стр.


Документы

архив: 1 стр.