Конспект классного часа в форме ролевой игры "Планета друзей"
Конспект классного часа в форме ролевой игры
"Планета друзей"
Подготовила и провела классный руководитель 5 класса Кривощекова О.И.
(2010-2011 учебный год)
Цели:
1. Определить принципы (правила) жизнедеятельности в классном сообществе.
2. Создать кодекс классного коллектива.
3. Включить учащихся в различные элементы деятельности, позволяющие проявить и закрепить навыки нравственного поведения.
4. Способствовать формированию у учащихся субъективной позиции в моделировании и построении жизнедеятельности классного сообщества.
Ход игры
I. Распределение класса на группы.
II. Вступительное слово учителя.
Добрый день всем! Я рада видеть вас и приветствую всех на нашей игре "Планета друзей".
На наших классных часах, беседах мы пытаемся каждый раз задумываться над очень важными вопросами, которые задаем себе: "Каким должен быть человек?", "Каким я должен быть?", "Чем он должен руководствоваться в отношениях с другими?", "Что для этого я должен сделать?", "Должен ли подчиняться правилам поведения?", "Какими должны быть эти правила?"
Видите, сколько вопросов. И они, конечно же, не случайны. Ведь человек живет среди людей. Много зависит от того, как он строит свои отношения с окружающими. Как оценивает себя и свое поведение. И подтвердить эту мысль хочется словами поэта А.Межирова, которые будут служить эпиграфом к нашей игре:
"Нелегок труд заводов и полей,
Но есть работа много тяжелей.
Работа эта – быть среди людей."
На одном из занятий вы пробовали оценить себя, посмотреть на себя со стороны. И мы пришли к выводу, что человек, живя среди людей, должен возлагать на себя определенные обстоятельства по отношению к окружающим. Он должен подчиняться правилам поведения в обществе. И как говорит Д.Леббок
"Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантами"
Вот мы с вами уже 3 года живем одной семьей. По-разному складываются у нас взаимоотношения. Но до сих пор нет у нас свода правил жизнедеятельности в классном коллективе.
Я предлагаю вам создать сегодня свой кодекс отношений между членами нашего коллектива. А чтобы работать было интересно и эффективно, мы проведем игру "Планета друзей".
III. Игра.
1. Итак, игровая ситуация такова: существует множество планет, звезд, на которых можно поселиться. Вы создали команды, т.е. выбрали с кем поселитесь на одной из планет. У нас также будет работать экспертная группа, которая будет обрабатывать сведения с ваших планет и поможет создать кодекс взаимоотношений между вами.
2. Первое задание (дается 5 минут). Начнем с того, что вы придумаете название своей планете и расскажите о населении, которое будет проживать на вашей планете.
Слово учителя: Хотелось бы, чтобы названия планет были связаны с теми нравственными понятиями, о которых мы говорили на классных часах, беседах. О некоторых из них я выписала на доску высказывания знаменитых людей, философов, поэтов.
Упражнение – активатор. Перед выполнением давайте проведем упражнение – активатор. Возьмитесь все за руки. Пожмите друг другу руки. Нужно хорошо понять и почувствовать друг друга, чтобы легче работалось в группе.
Парад планет. (название, население)
Вы хорошо представили свои планеты. Теперь вам предстоит доказать, что вы – достойные представители своих планет.
3. Второе задание командам. Сейчас вы должны определить правила взаимоотношений на вашей планете, позволяющие всем ее жителям быть друзьями. Приступайте.
4. Представление командами своих правил. Обработка экспертной группой.
5. Третье задание. Разыгрывание ситуации.
У вас такие замечательные, идеальные получились планеты с удивительными взаимоотношениями. Но согласитесь, что на планете Земля каждый день случается несчетное количество конфликтов, ссор. Вот, послушайте, одну историю из жизни школьников. (Чтение рассказа О.Тихомирова «А вдруг…», помещенного в методическом пособии Е.Н.Степанова «Классному руководителю о воспитательной системе класса»)
Пользуясь правилами разрешения конфликтов, обыграйте ситуацию, как бы вы поступили или посоветовали поступить, если между вами (друзьями) произошла ссора.
Показ группами выхода из сложившейся ситуации.
IV. Слово экспертов.
1. Вы правильно все поступили. Как говорил М.Горький, «никогда не подходите к человеку, думая, что в нем больше плохого, чем хорошего».
2. В технике общения важно научиться распознавать язык жестов, индивидуальные особенности мимики, т.е. как бы читать людей, настраиваясь на коммуникативную волну. Как это делать?
3. Вот несколько нехитрых правил:
изучайте положительные эмоции (ведь веселый, бодрый, жизнерадостный, позитивно спокойный человек всегда привлекает);
улыбайтесь человеку и старайтесь это делать настоящей улыбкой;
демонстрируйте внимание и интерес к человеку как к личности;
называйте его по имени и так, как хочет он сам;
умейте слушать и распределять инициативу в разговоре;
говорите комплименты;
поддерживайте темы разговора, которые предложил сам человек.
V. Слово учителя:
Спасибо экспертной группе за советы. Скажите, а можно эту технику общения вместе с выработанными вами правилами использовать у себя в классе, в школе, в обществе. Конечно, да! И у вас появятся настоящие друзья. Поэтому планету Земля можно назвать «Планетой друзей».
Ну а сейчас наступила пора подвести итог. Экспертная группа, обработав сведения с ваших планет, разработала кодекс взаимоотношений в нашем классе. Мы должны будем его утвердить, т.е. дать ему законную силу.
VI. Кодекс отношений в классном коллективе.
1. Помни, что самоуважение – это, прежде всего, умение уважать других.
2. Тот хорошо себя чувствует в коллективе, кто заботится о самочувствии других.
3. Живи по совести всегда, помогай там, где беда.
4. Всегда поступай так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе.
5. Каждый в коллективе – твой одноклассник, и он должен быть уверен в твоем добром отношении к нему.
6. Помни, что чуткость и внимательность проявляется в умении видеть состояние другого человека и вовремя откликнуться на это состояние.
7. Честь свою всю жизнь беречь надо неустанно,
Навсегда в себе пресечь безобразий странность.
8. Слов на ветер не бросать,
Не дерзить напрасно,
Никогда не унывать –
Мыслить только ясно.
9. Достоинством гордясь,
Собою не кичиться.
А с ошибками борясь,
Этике учиться.
10. Помни, что основа отношений в коллективе – доброжелательность. А доброжелательность – это умение расценивать поступок в благоприятном для него смысле.
VII. Заключение.
1. Эксперт: Ребята, давайте жить в нашем коллективе по этому кодексу! Тогда будет крепнуть ваша дружба в классе, и никто не будет чувствовать себя одиноким, все будет ладиться между нами. Вы согласны?
2. Учитель: Вот и закончилась игра, в ходе которой вы создали кодекс взаимоотношений в классном коллективе. Но хочется, чтобы вы глубоко проникли в него не только в классе, но и вообще в жизни с окружающими вас людьми руководствовались этими вышеизложенными принципами, оценивая свое поведение и поступки.
Закончить игру хочется словами Б.Паскаля: «Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым – за умением ими пользоваться». Я думаю, что вы своими делами, поступками, поведением покажете, как умеете пользоваться этими правилами.
Считаю, что нам удалось сегодня провести игру, которая вылилась в хороший итог. А вы как думаете? Благодарю вас за участие в игре. До свидания! До встречи!
Приложение
I. Оформление доски.
«Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантами». Д.Леббок
«Нелегок труд заводов и полей,
Но есть работа тяжелей:
Работа эта – быть среди людей»
А.Межиров
«Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым – за умением ими пользоваться» Б.Паскаль
«И было человеку дано:
Совесть, дабы он сим изобличал свои недостатки.
Сила, дабы он мог преодолевать их.
Ум и Доброта на благо себе и присным своим, ибо только то благо, что идет на пользу ближним» Чабула Амираджиби
«Наслаждение общением – главный признак дружбы» Аристотель
«Дружба основывается на сходстве характеров, интересов в общем совместном деле» Гегель
«Единомыслие создает дружбу» Демокрит
II. Правила разрешения конфликтов:
Ничего не начинай во гневе!
Глуп тот, кто во время бури садится на корабль (И.Гаут).
Не будьте злопамятны.
Пожмите друг другу руки и забудьте о том, что было.
Прощать надо молча – иначе какое же это прощение.
Будь принципиален, но не борись ради принципа.
Чаще улыбайтесь.
Во всем надо знать меру.
Сказать правду тоже надо уметь.
Не превращайте настойчивость в назойливость.
Будьте справедливы и терпимы к людям.
Не переоценивайте свои способности и возможности и не умоляйте способности и возможности других.
Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.
Проявляйте выдержку, овладевайте умением саморегуляции.
Прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, т.е. "встать на его место".
Не скрывайте доброго отношения к людям.
Не скупитесь на похвалу.
Будьте выше мелочных разборок.
Не судите, да не будете судимы.
III. Высказывания о нравственных понятиях: честь, советь.
Совесть
"Есть совесть – есть и стыд. А нет стыда и совести нет"
"Жить по совести всегда – это очень важно,
Помогать там, где беда, надо не однажды"
"Из пустяковой сплетни может родиться смертельная ненависть"
"Не надо сплетен, не будет ссор"
"Не забывайте, что в вас есть нечто более великое, чем вы сами. Не забывайте, что это величие заложено в каждом человеке: недаром подлеца терзают угрызения совести. Не забывайте и о том, что даже, если мы идем по краю пропасти, ничто не толкает нас вниз" (Андре Моруа)
"Усилием воли заставляй себя трудиться на совесть"
"Человек – сам судья и сам творец каждого дня нашего" (Чингиз Айтматов)
"Совесть – лучший контролер"
"Быть хорошим – значит быть в согласии с самим собой" (О.Уайльд)
"Совесть – это зритель и судья добродетели"
"Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть – применение наших поступков к этому закону" (И.Кант)
"Чаще заглядывай в самого себя" (Цицерон)
Честь
"Честь свою всю жизнь беречь надо неустанно,
Навсегда в себе пресечь безобразий странность.
Слов на ветер не бросать, не дерзить напрасно.
Никогда не унывать, мыслить только ясно.
И достоинством гордясь, собою не кичиться,
А с ошибками борясь, этике учиться"
"Береги честь с молоду"
"Будь щедрым! Время не забудет хорошим словом помянуть
Того, кто сердце отдал людям"
"Красиво жить не просто звук пустой,
Лишь тот, кто в мире красоту умножил
Трудом, борьбой – тот жизнь красиво прожил,
Воистину увенчан красотой."
Мастер – класс : Классный час «Друг в беде не бросит.»
Классный руководитель Кривощекова О.И.
Инновационные методы работы с классом.- Технология организованного общения школьников. Технология организации воспитательных диалогов.
2. Методический аспект. Характеристика аудитории.
В последние годы интенсивно возрождается стремление ученых и практиков к поиску воспитательных систем, целями которых являются , во-первых , воспитание Человека, Личности , Гражданина (В.Т.Кабуш); во-вторых , становление , развитие , воспитание в ребенке Благородного Человека путем раскрытия его личностных качеств (Ш.А.Амонашвили).
Нравственным началом в человеке является духовность, которая выражает его внутренний мир. Как отмечают исследователи, духовность «предполагает воспитание человека высокой культуры и высокой нравственности».(В.Т.Кабуш.Гуманистическое воспитание.)А духовное воспитание нацелено на формирование в ребенке «сильной духом личности, умеющей найти свое место в современном мире».(А.Лопатина, М.Скребцова. Книга для занятий по духовному воспитанию.)
Духовность –это выражение ценностного сознания. Вот почему формирование нравственности у детей следует осуществлять через различные виды деятельности, которые объединены ценностной направленностью на духовные достижения человечества: Истину, Добро, Красоту во всех их частных проявлениях.(Н.Е.Щуркова. Воспитание : Новый взгляд с позиции культуры.)
Н.Е.Щуркова считает , что в основании жизни , достойной человека, лежат три принципа.
Первое основание отражено в категории Добро. Она (категория)охватывает все, что есть благо для «другого человека».
Вторым основанием жизни, достойной человека, является Истина : все, что объективно существует вне воли субъекта и протекает независимо от людских желаний.
Третье основание – Красота. Автор определяет ее как все то, что представляет собой гармоническое сочетание формы и содержание в уникальном варианте.
Жизненный опыт, человеческая культура передаются из поколения в поколение. Вхождение ребенка в культуру – процесс сложный и всецело зависит от его желания, усилий, умений. Ему должны помочь взрослые стать достойным человеком, для которого присущи положительные качества, добродетели, составляющие обобщенную характеристику моральных качеств личности, основу общечеловеческих ценностей.
Добродетель состоит из двух составляющих: «добро» и «детель», ориентирующих человека на «делание» добра, совершение блага по отношению к окружающим, к себе. В словаре С.Ожегова значится : «добро» - все положительное , хорошее, полезное.
Возраст детей 6-7 лет да и старше считается сензитивным для воспитания у них стремления совершать добрые поступки, для формирования понятия «добро». Они сами считают себя добрыми, внимательными, готовы служить добру. И эту из особенность характера необходимо учителю максимально развивать , поддерживать, соответственно проводить так называемые «Уроки Человечности.» Как отмечает Ш.А.Амонашвили, на этих уроках для младших школьников создается возможность почувствовать важность и прелесть человеческих отношений , определить свою моральную позицию, поупражняться в нравственно – этических поступках.
3.Цели классного часа:
-способствовать формированию ценности человеческого общения;
-формирование коммуникативных навыков;
-формировать у детей отрицательное отношение к проявлению негативных качеств, учить находить пути их преодоления;
-способствовать формированию ученического коллектива.
4.Задачи классного часа:
-учить быть доброжелательными, заботливыми по отношению друг к другу, к людям вообще;
-объяснить значение слов друг , дружба;
-воспитывать у детей уважительное отношение к своим друзьям;
-способствовать установлению позитивных взаимоотношений между ребятами в микрогруппах и коллектива в целом.
5.Применяемые методики, технологии, оборудование.
Классики отечественной педагогики, начиная с К.Д.Ушинского, всегда понимали педагогику не только как науку в строгом смысле слова, но и как искусство воспитания. В искусстве воспитания всегда присутствует некая техническая составляющая, которая именуется технологией.
«Технология» - от греческого «технэ»-искусство, ремесло, мастерство; «логос» - учение, совокупность приемов и способов деятельности. Таким образом , технология воспитания - это система разработанных наукой способов и приемов воспитательной деятельности, которые позволят ей предстать на уровне мастерства, иными словами – очень результативно и качественно. Одна из последних работ В.А.Сухомлинского «Как воспитать настоящего человека» даже самим своим названием подчеркивает «выход» автора к проблемам технологии воспитания.
«Как?» -коренной вопрос технологии, который может раскрываться на уровне советов опытных воспитателей молодым; на уровне принципов , обязательно обеспечивающих успех воспитания; на уровне алгоритмов разрешения типичных ситуаций воспитания или проектирования общих форм воспитательной работы. Третий уровень воплощения технологии воспитательной работы широко представлен в работах московских педагогов под руководством Н.Е.Щурковой. Данный уровень использую и я в своей работе .
По Н.Е.Щурковой внеклассная воспитательная работа представлена системообразующими «блоками», требующие специальной технологии:
-организованное общение детей;
-индивидуальное воспитательное взаимодействие с ребенком;
-взаимодействие и педагогическая поддержка родителей младших школьников.
В классном часе мною использована технология организованного общения младших школьников. Она предусматривает:
А) изучение межличностных отношений детей.
( С помощью известного метода социометрии следует выявить неформальную структуру класса: определить «звезд» и «аутсайдеров», принятых и непринятых , взаимные симпатии и антипатии, общий уровень принятия и неприятия одноклассниками друг друга. Социограмма наглядно покажет приятельские объединения отдельных детей и многочисленный хаос ищущих связей в общении мальчиков и девочек.)
Б) организацию малых групп.
( Учебный класс в составе 25 -30 человек не позволяет организовать полноценное общение младших школьников. Для этого в центр внимания нужно поставить структурные группы меньшего размера. Они включают в свой состав от 2 до 5 человек.
Одним из важных технологических вопросов является определение состава малых групп. Прежде чем распределять детей , учителю следует решить, какими будут эти группы: отдельно из мальчиков и отдельно из девочек или смешанные. Существуют различные способы организации детей в группы – «Фонарик», «Магнит», «Предпочтение». В ходе классного часа я использовала «Фонарик». Для этого классный руководитель называет имена «звездочек» - самых популярных детей в классе (по результатам социометрии) и просит детей объединиться вокруг них в группы . Учителю следует помнить , что «пренебрегаемые» и «отвергаемые» дети на такой «фонарик» могут не отреагировать, поэтому сам учитель помогает убедить уже объединившихся школьников и принять незадачливых одноклассников в свои группы.)
В)обеспечение эффективной деятельности и дружеского общения детей в группе.
(Чтобы добиться решения этой задачи, следует распределить поручения (роли) в группе :
-лидер, помогающий воспитателю координировать работу малых групп-«командир»;
-функциональные роли-«затейник, художник, поэт, артист»;
-роли, помогающие осуществлять поиск нужной информации-«библиотекарь, журналист, консультант»;
-роли , стимулирующие самоорганизацию и самодисциплину групповой деятельности-«дежурный командир, вахтенный, боцман».
Любое поручение по своей воспитательной природе таково, что оно всегда имеет две одинаково значимые составляющие : меру полномочия и меру ответственности. Обе они должны быть хорошо организованы.)
Для проведения классного часа использована так же технология организации воспитательных диалогов. Методика организации воспитательных диалогов включает чтение с детьми специально спроектированных «стимульных» текстов (рассказы, сказки, повести, басни), в которых в яркой, доступной, с опорой на конкретику форме содержится морально-нравственная проблематика. Далее дети обсуждают прочитанное, самостоятельно или при небольшой поддержке взрослого выделяют мировоззренческие проблемы, совместно пытаются их разрешить, знакомятся с разными позициями, уточняют , обобщают , вербализируют собственные знания, иногда в споре, конфликте мнений, иногда взаимно дополняя, помогая друг другу , двигаясь к взаимопониманию, истине.
Классный час разработан для учащихся 1-х классов.
В годовом плане воспитательной работы проводится во второй четверти .
Оборудование классного часа.
- Оформление доски: плакаты с надписями «Друг в беде не бросит!», «Друг- человек, с которым ты любишь быть вместе, который поможет в трудную минуту, которому можно доверять.», «Дружба- отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, общих интересах.»
-компьютер , мультимедийный проектор, диск с записью мультфильма про Кота Леопольда,
-магнитофон или караоке
6.Содержательная часть.
Подготовительная работа.(Изучаются межличностные отношения детей – метод социометрии; организуются малые группы- способ деления «Фонарик»; распределяются роли. Детям дается задание подготовить пословицы, поговорки о дружбе , о друзьях и оформить их на листах.)
Этапы классного часа.
А) «Настоящий друг».
Учитель(У.): - Ребята, кто из вас знает, что такое дружба и кто такой друг? (Ответы детей и чтение с доски объяснения понятий.)
У.: - Говорят , что друзья не растут в огороде,
Не продашь и не купишь друзей.
-У кого есть настоящий друг? Расскажите о том , как нашли себе друга.(Рассказывают дети поочередно из каждой группы .)
У.: - Оказывается , что друга не так просто найти. Прежде всего надо подумать о том, а сможешь ли ты сам быть хорошим другом.
-Послушайте рассказ М.Пляцковского «Сердитый Дог Буль»(Приложение №1.) и ответьте на следующие вопросы.
- Сможет ли Дог Буль иметь друга? Как надо измениться Догу Булю, чтобы иметь друзей? Каким надо быть, чтобы тебя уважали? Что означает пословица «Умный себя винит, а глупый – своего товарища?».Какие пословицы о дружбе приготовили вы?(При ответе на все вопросы ребятам предлагается вначале обсудить в группах , а после выслушивается мнение каждой из них. Ответ начинается со слов : «Мы считаем, что…»).
Б) «Урок дружбы».
У.: - Проанализируем в рассказе М.Пляцковского «Урок дружбы»(Приложение №2.) поведение двух товарищей и сделаем вывод: как надо и как не надо поступать друзьям? (Читается рассказ учителем).
У.: - Кто из двух воробьев – настоящий друг? Почему?
- Исправился ли Чик? Из каких слов это видно?
В) «Мальчишки, девчонки…»
У.:- А могут ли быть друзьями девочка и мальчик?
- Какую девочку хотели бы мальчики выбрать себе в друзья?
- Какие вам, девочкам, нравятся друзья-мальчики?
Г) «Давайте жить дружно».
-(Просмотр фрагмента мультфильма про Кота Леопольда.)
У.: - Ребята , из какого мультфильма вы увидели фрагмент? Назовите любимые слова Кота Леопольда. Как вы их понимаете? ( Ответы детей ).
У.: - Жить дружно можно при условии, если знаешь правила честной дружбы.(Приложение №3.) (На доске появляются поочередно правила , дети по группам их называют.)
-(Исполнение песни на слова М.Пляцковского «Настоящий друг.»)(Приложение №4.)
(При исполнении песни группы объединяются в один большой круг вместе с учителем.).
Д). «Рефлексия по кругу».
У.: - Что вам понравилось? Что показалось интересным? А что является самым важным?
(Игра «Горячий картофель»- Учитель бросает мячик кому-нибудь из ребят. Они перебрасывают его друг другу , желая как можно быстрее от него избавиться. Вдруг учитель командует: «Горячий картофель!» - и тот , у кого в данный момент оказался в руках мяч, должен быстро ответить на вопросы. После передает следующему.)
7)Ожидаемые результаты.
В результате подготовительной работы и проведенного классного часа ребята приобретут такие знания и умения как : друг , дружба, уважение ,терпение, доброта, умение прийти на помощь тем, кто нуждается.
8)Приложения.
Приложение №1.Рассказ М.Пляцковского «Сердитый Дог Буль».
Дог Буль всегда рычал.
Кого ни увидит – сразу свои зубы скалит. И глаза таращит. Это, значит, чтобы его все боялись.
Подзывает он как-то к себе утенка Крячика:
-Иди сюда !
-А не укусишь?-спросил утенок.
-Очень мне надо тебя кусать!
Остановился утенок возле Буля. А тот и спрашивает:
-У тебя много др-р-рузей?
-Мно-го! Вот считай : цыпленок Фью, корова Муренка, козленок Мармеладик, поросе…
-Хватит, -перебил Дог Буль.-Ты скажи мне лучше, почему это так получается : у тебя, такого крошечного и слабенького, столько друзей , а у меня, такого большого, храброго и сильного , нет ни одного?
-Вот еще!- замахал крылышками утенок.-Кто же согласится дружить с таким злым и вредным псом? Вот если ты прекря-крятишь на всех бросаться , лаять и пугать, тогда другое дело!
Приложение №2. Рассказ М.Пляцковского «Урок дружбы».
Жили два воробья Чик и Чирик.
Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.
«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется»,- подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю.
Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
-Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.
-Не надо… Зачем?- стал отмахиваться крылышками Чик.- Ты нашел – ты и ешь!
-Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. – А друзья все должны делить пополам. Разве не так?
-Ты , наверно, прав, - ответил Чик.
Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля –это значит обидеть его.
Взял Чик пять зернышек и сказал:
-Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок…Дружбы!
Приложение №3. «Правила честной дружбы.»
Не нарушай прав своего друга.
Не дерись , не лезь к другу с кулаками, если ваши мнения расходятся.
Если друг не прав , объясни ему его ошибки.
Не злорадствуй , если у друга неприятность.
Не задавайся, не хвастайся . Научи друга тому, что умеешь сам.
Не огорчайся при неудачах. Учись тому, что умеет друг.
Будь терпеливее- и добьешься успеха.
Радуйся вместе с другом его успехам.
Приложение №4. Песня на слова М.Пляцковского «Настоящий друг».
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит-
Вот что значит настоящий, верный друг!
Мы поссоримся – и помиримся .
«Не разлить водой!»- шутят все вокруг.
В полдень или в полночь друг придет на помощь-
Вот что значит настоящий, верный друг!
Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту-
Вот что значит настоящий, верный друг!
ТЕМА «Роскошь человеческого общения»
* Цель: расширить знания учащихся об общении с людьми и самим собой.
* Форма: перекличка, диалог.
* Подготовительная работа.
Можно предложить учащимся следующие вопросы для диалога:
1. Что такое общение?
2. Что необходимо человеку для того, чтобы испытывать от общения радость?
3. Можно ли научиться правильно общаться с людьми?
4. От какого общения следует отказываться?
В качестве примерного плана проведения классного часа предлагается следующий:
* Вступительное слово классного руководителя.
* Выступления учащихся.
* Проведение тестов.
* Игра «Учись общаться».
· Обсуждение высказываний известных мыслителей об общении.
· Материалы к классному часу.
Понятие «общение» в психологии употребляется чаще всего применительно к межличностным контактам. Общение - это взаимодействие двух или нескольких
человек, которые обмениваются информацией или же взаимодействуют в практи
ческой деятельности. Общение с другими людьми рассматривается как «обработка людей людьми», исходя из этого сущность общения с самим собой можно определить как «обработку человеком самого себя». Известный философ Л. Фейербах определял значение общения следующим образом: «Общение облагораживает и возвышает, в обществе человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве».
Общение - это не только взаимоотношения, контакт между людьми, которые позна
ют друг друга, обмениваются информацией и переживаниями с целью взаимопони
мания и взаиморегулирования поведения, но это и главное условие и способ существования и развития людей. «Чем многообразнее и гармоничнее развит чело
век, тем более готов он к счастью. Для него мир богат, увлекателен, а главное - добр и открыт. Он похож на дом друзей: что хочешь - возьми, что ценишь - отдай. А для
человека узкого, ограниченного мир как огромный город в совершенно незнакомой стране. Все улицы открыты, а идти по ним страшно, ибо неизвестно, куда ведут. И спросить некого - не знаешь языка... Гармоничному человеку легко в общении: ему не надо искать темы для разговора. А общение - это наше, если так можно выразиться, социальное дыхание» (Л. Жуховицкий).
Классный руководитель может предложить школьникам обсудить высказывания:
«Есть только одна подлинная ценность - это связь человека с человеком»
А. де Сент-Экзюпери
«Ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может
им стать в изоляции: ему нужно научиться стать человеком в общении с людьми»
А. Пьерон
«Я возникаю, спрашивая и отвечая, из вопроса и ответа»
Б. Брехт
«Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее»
Ф. де Ларошфуко
Откровенный разговор
Главная
Классный час
• Цель: сформировать представление об индивидуальных и коллективных
ценностях в классе.
• Форма: «огонек».
Подготовительная работа.
Такой разговор возможен в любом по возрасту классе, просто в зависимости от этого он сложится по-разному. Его целесообразно проводить, подводя итоги, например, полугодия или какого-то законченного этапа совместной жизни класса. В нача
ле учебного года вы вместе строили планы, представляли себе, каким будет
класс, какие события вас ожидают. А теперь наступил момент, когда можно остановиться и подумать. Это важная работа, и к ней необходимо подготовиться. Если в классе есть постоянно действующие микрогруппы, следует предложить им предварительно встретиться и обсудить темы предстоящего разговора. Можно провести в классе анкету, например, следующую.
Анкета
Дорогой друг! Позади половина учебного года. Давай попробуем оценить, как жилось в нашем классе, чтобы во втором полугодии нам всем стало легче, а
дела получались бы еще интереснее. Допиши, пожалуйста, предложения:
1. Самые яркие впечатления за полгода у меня оставили _______
2. Из проведенных дел в классе, школе мне больше всего понравилось
______ .потому что____________________________
3. Я буду.рад, если__________
4. Больше всего я разочаровался в
5. О тех людях, которые меня окружают., я могу сказать
6. Я буду протестовать, возмущаться, если
7.. Если бы я был классным руководителем, то я , а если директором школы,
то______________________________
Спасибо за откровенность!
Конечно, педагог может изменить анкету, ориентируясь на свой какие-то пункты окажутся не нужны или появятся другие. Ответы ребят помогут лучше представить предстоящий разговор. Важно также продумать обстановку, в которой пройдет мероприятие, способы, кото-дое помогут создать атмосферу доверия и доброжелательности.
* Содержание классного часа.
Классный руководитель задает тон откровенного разговора. Возможно, вопросы анкеты послужат своеобразным планом. Важно точно реагировать на реплики ребят, чтобы сохранить позитивный настрой и оперативно находить ответы. Педагог - доверенное лицо для ребят, только ему известны ответы ребят на поставленные вопросы. Это должно помочь обратить внимание классного руководителя на ко
го-то из учащихся, заранее предвидеть возможные «больные» темы разговора.
Завершить Классный час следует на мажорной ноте, чтобы дальнейшая жизнь в классном коллективе была дорога для ребят. В будущем сами дети подскажут новые
дела и планы.
СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА О ДРУЖБЕ
Цели: способствовать воспитанию чувства уважения друг к другу, взаимопомощи, взаимовыдержки, сплочению коллектива, развивать творческую активность.
Оформление: эпиграфы на доске; репродукции картин В. Васнецова, А. Волкова, К. Маковского, фотографии учащихся, выставка книг о дружбе.
Подготовка к классному часу:
- оформить выставки книг, репродукций, фотографий;
- учащиеся готовят сообщения о дружбе;
- группа чтецов подбирает стихи о дружбе;
- группа музыкальных оформителей подбирает песни о дружбе.
Эпиграфы к классному часу
Самый прекрасный подарок после мудрости, которым могла бы одарить нас природа, - это дружба.
Ларошфуко
Дружба кончается там, где начинается недоверие.
Сенека
Ирония убивает.
Буаст.
Одно из важнейших свойств настоящей дружбы есть умение предугадывать просьбы друзей.
Сократ
Дружба исчезает там, где равенство перестает существовать.
Обер.
Недалеко уйдете в дружбе, если не расположены прощать друг другу мелкие недостатки.
Лабрюйер
Жар дружбы согревает сердце, не сжигая его.
Ларошфуко
Истинная дружба есть забвение самого себя для того, чтобы жить только в другом.
Боше.
Ход классного часа
Классный руководитель. (Всю беседу проводит классный руководитель, ему помогает группа учащихся, которые подготовили
сообщения.) Оглянись внимательно вокруг себя. Можешь ли ты с уверенностью сказать, что тебя окружают друзья?
Представь, что ты идешь по дороге и на пути стоит камень, на котором написано:
«Налево пойдешь, дружбу найдешь. Направо пойдешь, друга потеряешь».
В жизни мы всегда выбираем, по какому пути идти, как поступить, и наш выбор характеризует нас самих. Что и почему выберешь ты?
(Рассуждения ребят.)
Давайте обсудим такие вопросы:
1. Нужна ли дружба вообще?
2. Почему люди дружат?
3. Почему люди ценят дружбу?
4. От чего зависит дружба?
5. Какими качествами должен обладать человек, чтобы к нему было дружеское отношение?
(Ответы на вопросы.)
Классный руководитель. Очень многие люди умеют замечать в окружающих положительные качества, а другие видят только отрицательные. Об этом хорошо сказал Расул Гамзатов в одном из своих стихотворений:
«Вот человек, что скажешь ты о нем?»
Ответил друг, плечами пожимая:
«Я с этим человеком не знаком,
Что про него хорошего я знаю?».
«Вот человек, что скажешь ты о нем?» -
Спросил я у товарища другого.
«Я с этим человеком не знаком,
Что я могу сказать о нем плохого?».
Попробуйте проанализировать ситуации, о которых вам расскажут ребята. Они заранее получили задания придумать или вспомнить из своей жизни, жизни друзей, когда пришлось усомниться в истинной дружбе или укрепить мысль о ней.
1-Я СИТУАЦИЯ
1-й ученик. В воскресенье вечером, когда должна быть очень интересная передача по телевизору, мне звонит Олег (лучше называть вымышленные имена, не встречающиеся в классе) и просит помочь ему разобраться с заданием по геометрии. Представляете, я ждал эту передачу всю неделю, я так хотел ее посмотреть. Но я не мог поступить иначе, ведь Олег - мой друг! И вместо телевизора я просидел за книгой вместе с другом. Но я видел, насколько Олег был признателен мне, Я думаю, что если бы мы поменялись местами, то есть не ему, а мне была нужна его помощь, то он, тоже не задумываясь помог бы мне. А как бы вы поступили на моем месте?
(Обсуждение 1-и ситуации.)
2-Я СИТУАЦИЯ
2-й ученик. Когда мы готовили спектакль для Новогоднего праздника, то всем хотелось получить главные роли. Я предложил дать главные роли тем, кто еще ни разу ни в чем не участвовал, Илья сказал, что лучше дать главные роли тем, кто уже проявил свои способности. Наш руководитель театральной студии предложила тянуть жребий. Но я точно знал, что Игорь очень хотел играть роль Бармалея, хотя и никогда в наших постановках не принимал участия. Мы стали тянуть жребий, и роль досталась Илье. Я его долго уговаривал уступить Игорю эту роль, но хоть Илья всегда играл в школьном театре и в этот раз мог отказаться, он не согласился со мной. Я видел, что Игорь был очень расстроен, но помочь ему мог только морально. А как бы вы поступили на моем месте и на месте Ильи?
(Обсуждение 2-й ситуации.)
3-Я СИТУАЦИЯ
3-й ученик. Вместе с моим другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет с овощами и фруктами, а у Николая в руках - упаковка стирального порошка. Он случайно зацепил мой пакет коробком с порошком и порвал его. Все содержимое пакета рассыпалось по всей улице. Колька стал смеяться в полный голос, а я - собирать все с асфальта. Мне было очень обидно и грустно, что мой друг мне не только не помог, но и сам послужил причиной
моего несчастья. А как бы вы поступили на моем месте и на месте Николая?
(Обсуждение 3-й ситуации.)
Классный руководитель. Разные ситуации, разные мнения, но всегда остается самым важным то, какое решение вы принимаете в том или ином случае, когда вы осмысливаете, что считать наиболее значимым для ваших друзей. Необходимо истинное, настоящее проявление чувств, исполнение просьб своего друга, умение их предугадать. Еще Сократ говорил: «Одно из важнейших свойств настоящей дружбы есть умение предугадывать просьбы друзей».
Что же такое дружба в вашем понимании?
(Возможное определение: это очень близкие отношения, основанные на взаимном доверии и общих интересах.)
В словаре В. Даля дружба определяется так: взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их; в добром смысле - бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении; в дурном - тесная связь, основанная на взаимных выгодах.
В заключение нашего классного часа мы проведем небольшой тест «Настоящий ли ты друг?».
Тест
«НАСТОЯЩИЙ ЛИ ТЫ ДРУГ?»
1. Вспомните вашего самого лучшего друга. Какие из перечисленных ниже качеств вы цените в нем больше всего?
а) надежность - он никогда вас не подведет;
б) солидарность - он всегда будет только на вашей стороне;
в) чуткость - он всегда знает о вашем настроении прежде, чем вы о нем поведаете;
г) верность - он всегда с вами, что бы вы ни сделали;
д) совместимость - вам хорошо в его компании.
2. Если друг пришел к вам поздно вечером в слезах, что вы сделаете?
а) угостите чаем и успокоите;
б) не откроете дверь, изобразите, что вас нет дома;
в) сделаете вид, будто вам нужно уходить;
г) пригласите его войти, но укажете, что вам надо рано утром вставать;
д) извинитесь, что не можете его впустить сейчас, но пообещаете встретиться завтра.
3. Вы выслушиваете длинную историю бед одного друга, а в это время появляется другой, который тоже нуждается в вашем сочувствии. Что вы сделаете?
а) предложите первому другу присоединиться к беседе;
б) объясните первому другу, что вас ждут в ином месте;
в) объясните второму другу, что заняты проблемами первого;
г) оставите их вдвоем, чтобы они поддерживали друг друга;
д) начнете отвергать все просьбы, с которыми к вам обратятся.
4. Сколько у вас было друзей в первые десять лет вашей осознанной жизни?
а) ни одного;
б) один;
в) два;
г) трое;
д) четверо и более.
5. Сколько ваших друзей знакомы друг с другом?
а) все;
б) почти все;
в) не все;
г) немногие;
д) двое или никто.
6. Друг хочет одолжить у вас новый костюм прежде, чем вы успели его хотя бы раз надеть. Что вы сделаете?
а) согласитесь без всяких сомнений;
б) согласитесь, но неохотно;
в) согласитесь, но только если просит человек, которому вы доверяете;
г) скажете, что сами хотели его надеть;
д) признаетесь, что хотели бы быть первым, кто его наденет, но предложите что-то взамен.
7. Если один друг попросит вас солгать ради него другому, вы:
а) наотрез откажетесь;
б) откажетесь брать на себя такое обязательство, пока не разузнаете всех обстоятельств;
в) откажетесь и сообщите второму другу о просьбе первого;
г) предложите вместо этого посредничество с условием сказать правду;
д) согласитесь, но поясните, что ненавидите такие дела и занимаетесь ими первый и последний раз.
8. Какое из следующих животных вам наиболее симпатично:
а) панда;
б) кошка;
в) собака;
г) обезьяна;
д) слон.
9. Ваши друзья:
а) люди примерно одного типа, но отличаются от вас;
б) все похожи друга на друга;
в) разные и по-разному к вам относятся.
10. Считаете ли вы своих одноклассников:
а) настоящими друзьями;
б) друзьями на время, пока вы в школе;
в) может быть, друзьями, а может, нет, в зависимости от конкретной личности;
г) вы редко заводите дружбу с одноклассниками;
д) вы никогда ни заводите дружбу с ними.
11. Какое качество, на ваш взгляд, является главным для того, чтобы быть настоящим другом:
а) внимательно выслушивать жалобы на ваши беды;
б) избавлять от одиночества;
в) доставлять удовольствие от общения;
г) всегда быть на вашей стороне;
д) оказывать вам практическую помощь иногда или даже всякий раз, когда вы в этом нуждаетесь.
12. Что вы считаете наиболее важным в дружбе:
а) оказывать поддержку другу в любой ситуации, какой бы она ни была;
б) изъявлять желание дать совет, когда вы считаете, что в нем есть потребность;
в) изъявлять желание дать совет, когда об этом просят;
г) следить за тем, чтобы никогда не давать советов;
д) всегда быть готовым выслушать друга.
ОЧКИ
| А | Б | В | Г | Д |
1 | 10 | 5 | 15 | 0 | 20 |
2 | 20 | 0 | 5 | 15 | 10 |
3 | 15 | 10 | 10 | 15 | 20 |
4 | 0 | 5 | 10 | 15 | 20 |
5 | 15 | 20 | 10 | 5 | 0 |
6 | 20 | 10 | 10 | 0 | 15 |
7 | 15 | 10 | 0 | 5 | 0 |
8 | 5 | 0 | 10 | 20 | 15 |
9 | 0 | 5 | 10 | - | - |
10 | 0 | 10 | 20 | 15 | 5 |
11 | 10 | 15 | 20 | 0 | 5 |
12 | 15 | 0 | 5 | 10 | 20 |
От 0 до 70. Вы уверены в своей способности быть наилучшим другом - вот только надо убедить в этом других. Но в глубине души вы понимаете, что друзей у вас не так уж много, только узкий круг ваших почитателей, которых привлекает ваша сила. Вас согревает их уважение, но вы человек, который берет все и ничего не дает. Если они намереваются вас о чем-либо попросить, вы отказываетесь либо заводите новую дружбу.
От 75 до 125. Ваши друзья не так уж плохи, но вы порой проявляете эгоизм, когда сталкиваются ваши и их интересы. Представляйте себя на их месте. Если вы подводите друзей, то, как правило, это происходит потому, что вы не разделяете их точку зрения. Если вы стремитесь к подлинной дружбе, вы должны быть готовы к самопожертвованию ради окружающих.
От 130 до 185. Вы самый лучший из возможных друзей - великодушный, внимательный, верный, полный сочувствия, но не рабской преданности. Ваши друзья знают, что на вас можно положиться, и вы всегда готовы уделить время, чтобы попытаться им помочь.
От 190 до 220. Вероятно, вы хотели бы считать себя самым лучшим из возможных друзей, но вы таковым не являетесь.
Заключительное слово классного руководителя. Мы с вами поговорили о влиянии дружбы на жизнь людей, перечислили условия, необходимые для ее существования, поговорили о значимости дружеских отношений. Когда у О. Гольдсмита спросили, что такое дружба, он ответил: «Слово, иллюзия, очаровывающая нас, тень, следующая за счастьем, и исчезающая в часы несчастья». Согласны ли вы с этим мнением? Я хочу, чтобы сегодняшний разговор, обмен мнениями, суждениями, нашими знаниями в поисках общего решения мы продолжили. А урок, который мог каждый вынести сегодня, был бы для вас очень важным и значимым.
Создание позитивных дружественных отношений Дата: 01.09.2009
1 сентября в 9 классе МОУ «Алгашинаская СОШ» прошел традиционный классный час. В этом году была тема «Создание позитивных дружественных отношений».
\Цели классного часа:
· Познакомить учащихся со способами создания позитивных дружественных отношений с целью взаимопомощи, удовлетворение потребностей в любви, сосуществование в обществе, ради чувства самоуважения.
· Развивать у учащихся стремление к созданию позитивных дружественных отношений с разными людьми, членами семьи, соседями, преподавателями, сверстниками.
· Воспитывать позитивные отношение к окружающему миру и людям.
Учащиеся живо и с интересом рассуждали, дискутировали по вопросам:
- Можно ли прожить без друзей?
- Какие друзья важны?
- Какие чувства испытываете, когда общаетесь с друзьями?
- Что значит, потребность быть любимым?
- Что значит, потребность быть необходимым обществу?
- Что значит, потребность быть одобряемым?
Учащиеся перечислили три основных качества, которые хотели бы видеть в друзьях. Заполнили анкету в которой были вопросы о дружбе и отношениях друзей.
В конце классного часа учащиеся вместе с учителем сформулировали некоторые правила, как же завести друзей:
- быть дружелюбным,
- принимать участие в работе различных кружков и секций,
- проявлять интерес к новым людям
- уметь поддержать разговор,
- быть внимательным,
- не употреблять грубых слов в разговоре, не ругаться нецензурной бранью,
- во всем проявлять толерантность.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: