Урок зачет в 7 классе (русский язык) Тема: «Причастие» Подготовила: Учитель русского языка и литературы Северской моу сош №44 Колисниченко О. Н
Урок – зачет в 7 классе
(русский язык)
Тема: «Причастие»
Подготовила:
Учитель русского языка и литературы Северской МОУ СОШ № 44
Колисниченко О.Н
Урок-зачет
Тема: «Причастие»
Цель: Систематизировать знания учащихся о причастии, формирование и умение находить причастие и определять его грамматические признаки; находить и правильно писать орфограммы в причастии;
выделять запятыми причастные обороты;
коллективная работа учащихся.
Оборудование: Схемы-опоры, раздаточный дидактический материал.
Тип урока: КСО
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя.
Объяснение темы и цели урока.
- Сегодняшний урок продолжает работу над систематизацией и закреплением основных сведений по теме: «Причастие».
На предыдущих уроках проводилась групповая работа: класс был разбит на 5 групп, в соответствии с этим и тема была подразделена на 5 микротем:
1. Причастие, причастный оборот.
2. Образование действительных причастий.
3. Образование страдательных причастий.
4. Не с причастиями.
5. Н и нн в суффиксах страдательных причастий прош. вр. и отглагольных прилагательных.
На данном уроке вы будете работать в группе, включающую сразу 5 микротем.
Каждый в такой группе будет передавать другим только ту тему, которую изучил первоначально. В результате каждый учащийся в малой группе должен изучить 5 микротем.
Каждая группа получит контрольный пакет с инструкциями и дидактическим материалом (схемы-опоры и карточки с заданиями).
Внимательно изучить полученный пакет, методические указания – это составляет I этап работы.
II. Коллективная работа учащихся.
Каждый из учащихся внимательно изучает инструкцию: письменное выполнение задания, передача своей темы, проверка знаний учащихся по карточке, проверка задания плюс опрос товарищей (см. дид. (материал).
III. Самостоятельная работа каждого учащихся.
- Второй и заключительный этап работы: выполнение каждым из вас теста. После чего вы сдадите тетради и, учитывая все этапы данного урока, я выставлю оценки.
IV. Д/задание:
1) Составить 1-3 предл., используя Пч. или Пч. об.
2) Произвести морфологический разбор 1 Пч.
Тема: «Причастие»
Тема | Инструкции к выполнению заданий |
I. Понятие о причастии и причастном обороте. Знаки препинания при причастном обороте. | 1). Выполнить задание по карточке № I и произвести самопроверку. 2). Рассказать уч-ся о Пч.об. и знаках препинания. 3). Продиктовать задание уч-ся по карточке № 1. 4). Проверить правильность выполнения задания. 5). Самостоятельная работа. |
II. Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени. | 1). Выполнить задание и произвести самопроверку по карточке № 2. 2) Рассказать то, что узнал об образовании действительных причастий. 3). Продиктовать уч-ся задание по карточке № 2. 4). Проверить правильность выполнения задания. 5). Самостоятельная работа. |
III. Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. | 1). Выполнить задание по карточке № 3 и произвести самопроверку. 2). Рассказать уч-ся об образовании страдательных причастий. 3). Предложить уч-ся работу по карточке № 3. 4). Проверить правильность выполнения задания. 5). Самостоятельная работа. |
IV. Слитное и раздельное написание не с причастиями | 1). Выполнить задание по карточке № 4 и произвести самопроверку. 2) Рассказать уч-ся о правописании не с причастиями. 3). Предложить выполнить задание по карточке № 4. 4). Проверить правильность выполнения задания. 5). Самостоятельная работа. |
V. Н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. | 1). Выполнить задание по карточке № 5 и произвести самопроверку. 2) Рассказать уч-ся о правописании н и нн в прич. и отглаг. прил.. 3). Предложить выполнить задание по карточке № 5. 4). Проверить правильность выполнения задания. 5). Самостоятельная работа. |
Дидактический материал
Тест 1 группе
I. Н или нн?
1) Стилизова..ый орнамент
2) Выструга…ая половица
3) Беле…ые мелом стены
4) Купле…ый товар
5) Теса…ый плотниками сруб
а) Есть приставка
б




в) Есть -ова- -ева-
г) Образовано от бесприставочного глаг. сов. вида
II. Слитно или раздельно?
1) (Не)ослабевающие, а крепнущие связи
2) (Не)устаревшее оборудование
3) (Не)решенная еще проблема
4) Результат (не) выверен
5) (Не)запланированная на сегодня проблема
а) Есть зависимые слова
б) Есть противопоставление
в) Нет завис. слов и противопоставления
г) С кратким причастием
Тест 2 группе
I. Н или нн?
1) Позолоче…ый купол
2) Прода…ый инструмент
3)Централизова…ая бухгалтерия
4) Груже…ая камнями платформа
5)Распиле…ый брус
а) Есть приставка
б




в) Есть -ова- -ева-
г) Образовано от бесприставочного глаг. сов. вида
II. Слитно или раздельно?
1) (Не)продуманный заблаговременно ход
2) (Не)смягчающее, а отягчающее обстоятельство
3) (Не)подготовленное выступление
4) Ничего (не)говорящий факт
5) (Не)запрещенный, а дозволенный прием.
а) Есть зависимые слова
б) Есть противопоставление
в) Нет зависимых слов и противопоставлений
г) С кратким причастием
Тест 3 группе
I. Н или нн?
1)Обиже…ый малыш
2) Стриже…ая ежиком голова
3)Выстира…ые колготки
4) Штопа…ые бабушкой чулки
5)Сказа…ое слово
а) Есть приставка
б




в) Есть -ова- -ева-
г) Образовано от бесприставочного глаг. сов. вида
II. Слитно или раздельно?
1) (Не)потускневшая от времени фотография
2) (Не)законченный портрет
3) (Не)избалованный родителями ребенок
4) (Не)завышенные, а заниженные оценки
5) (Не)скрываемая симпатия.
а) Есть зависимые слова
б) Есть противопоставления
в) Нет зависимых слов и противопоставлений
г) С кратким причастием
Тест 4 группе
I. Н или нн?
1) Наигра…ая печаль
2) Обрете…ое спокойствие
3)Цивилизова…ое общество
4)Созва…ая конференция
5)Радиофицирова…ая аудитория
а) Есть приставка
б




в) Есть -ова- -ева-
г) Образовано от бесприставочного глаг. сов. вида
II. Слитно или раздельно?
1)Издание (не) переработано
2) (Не)выправленный корректором текст
3) (Не)оконченная, а отложенная рукопись
4) (Не)исписанные листы
5) (Не)разрезанные, а разорванные страницы
а) Есть зависимое слово
б) Есть противопоставление
в) Нет зависимых слов и противопоставлений
г) С кратким причастием
Тест 5 группе
I. Н или нн?
1)Ране..ые птицы
2)Стреля…ый из дробовика
3)Рва…ые газеты
4)Консервирова…ые овощи
5)Заслуже…ый отдых
а) Есть приставка
б




в) Есть -ова- -ева-
г) Образовано от бесприставочного глагола совершенного вида
II. Слитно или раздельно?
1)Трава (не)скошена
2) (Не)погасший костер
3) (Не)нашедший дороги отряд
4) (Не)написанная, а напечатанная афиша
5) (Не)забываемый подвиг
а) Есть зависимое слово
б) Есть противопоставление
в) Нет зависимых слов и противопоставлений
г) С кратким причастием
Тесты для самостоятельной работы
Карточка № 1
Расставить знаки препинания и составить схемы.
1. В стоящей у окна вазе зеленели ветки
2. Слова имеющие несколько значений называются многозначными.
К


1


2


[


Карточка № 2
1. Образовать от глаголов прич. наст. времени.
2. Образовать от глаголов прич. прошедшего времени
Повлечь, играть
К


1


петь (1 спр.) – поющий


2





и



Карточка № 3
1. Образовать от глаг. страд. прич. наст. вр.
Составлять, видеть
2. Образовать страд. прич. прош. вр.
Привлечь, засеять
К


1


видеть (2 спр.) – видимый


2


засеять - засеянный
Карточка № 4
Раскрыть скобки:
1). (Не)сдела…ая вовремя работа
2). (Не)вспаха…ое поле
3). (Не)доумевающий взгляд
4). Книга (не)прочитана
Ключ к заданию
1. Не сделанная вовремя работа
2


3. Недоумевающий взгляд
4. Книга не прочитана.
Карточка № 4







































Ключ к заданию
Н или нн?
Отреза…ый, неслыха…ый, избалова…ый, исправле…а, реше…ая,краше…ый, раскраше…ый, сея…ая через сито, сломле…ый, моче…ые оругцы.
I. Причастный оборот.




Опавшие с тополя












Сущ. Пч. об.
II. Действительные причастия
Настоящее время | I | ![]() ![]() ![]() ![]() -ущ – (-ющ-) | ![]() ![]() несущий |
II | ![]() ![]() ![]() ![]() -ащ – (-ящ-) | ![]() ![]() дышащий | |
Прошедшее время | | ![]() ![]() -вш- | ![]() ![]() с ![]() ![]() ![]() |
| ![]() ![]() -ш- | ![]() в ![]() ![]() ![]() ![]() |
III. Страдательные причастия
Настоящее время | I | ![]() ![]() ![]() ![]() -ем – (-ом-) | ![]() ![]() В ![]() ![]() читаемый |
II | ![]() ![]() ![]() ![]() -им – (-ящ-) | ![]() ![]() гонимый | |
Прошедшее время | | ![]() ![]() - ![]() ![]() ![]() ![]() -енн- (-енн-) ![]() ![]() -т- | ![]() ![]() п ![]() ![]() ![]() у ![]() ![]() р ![]() ![]() п ![]() ![]() разбитый |
Не с причастиями
Слитно | Раздельно |
1. Без не не употребляется недоумевающий | 1. С краткими причастиями Не закончена |
2. Не зависимых слов Незасеянное поле | 2. Есть зависимые слова Не засеянное вовремя поля |
3. Нет противопоставления с союзом а | 3. Есть противопоставление с союзом а Не обдуманный, а опрометчивый шаг |
4. ![]() ![]() О ![]() ![]() | 4. Далеко не…, вовсе…, ничуть не… и др. Далеко не созревший |
Н


н | 1. В отглаг. прилаг-ых 2. В кратких причастиях | м ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() р ![]() ![]() |
нн | 1 ![]() ![]() ![]() ![]() 2 ![]() ![]() ![]() ![]() 3. Если слово имеет -ова- -ева- 4. Если слово образовано от бесприставочного глаг. сов. вида. | З ![]() ![]() Г ![]() ![]() ![]() ![]() М ![]() ![]() Решенная задача. |
страница 1
скачать
Другие похожие работы: