Урока. Орг момент. Слайд «Добру пусть откроется сердце»
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Добру пусть откроется сердце».
ЦЕЛЬ: расширить детское представление о понятиях «добро и зло»; дать понимание того, что добро может проявляться только в действии; воспитание стремления совершать добрые дела; развитие самооценки.
ХОД УРОКА.
Орг. момент.
СЛАЙД «Добру пусть откроется сердце»
Учитель. Добрый день, дорогие друзья! Я очень рада видеть ваши прекрасные добрые глаза. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы проведем занятие по «Основам православной культуры» «Добру пусть откроется сердце». Как вы думаете, прочитав тему занятия, о чем мы будем говорить сегодня.
- ( о доброте )
Изучение нового.
Сегодня на урок я пригласила « солнышко». Все дело в том, что доброта, как и солнце, обладает волшебной силой. Прикоснется солнышко к нам своими лучами – и на душе у нас становится тепло.
СЛАЙД « СОЛНЫШКО»
(Учитель читает стихотворение)
Солнышко проснулось и взошло, ,
Сразу всюду сделалось тепло,
Заплясали, засверкали вдруг
Солнечные зайчики вокруг
Прыгал зайчик, не жалея сил,
И тепло, и свет он всем дарил,
И кричали вслед ему друзья:
- Жить без доброты нельзя!
Игра « НАОБОРОТ».
(Дети читают слова и подбирают антонимы)
СЛАЙД «СОЛНЫШКО С ТУЧКАМИ».
Учитель.
- Что произошло с нашим солнышком?
(Злые тучи закрыли его)
- Прочитаем слова на тучках.
- Давайте освободим солнышко от тучек. Назовем слова с противоположным значением.
( Дети придумывают слова)
ГРУБОСТЬ – ВЕЖЛИВОСТЬ, НЕЖНОСТЬ.
ЖАДНОСТЬ – ЩЕДРОСТЬ.
ЗАВИСТЬ – ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ.
ЖЕСТОКОСТЬ – ЖАЛОСТЬ, СОЧУСТВИЕ.
РАВНОДУШИЕ – ОТЗЫВЧИВОСТЬ, УВАЖИТЕЛЬНОСТЬ.
ВОЙНА – МИР, СОГЛАСИЕ, ДРУЖЕЛЮБИЕ.
Учитель.
- Ребята, давайте прочитаем слова на лучиках.
- Какому человеку присущи все эти качества характера?
( Доброму)
- Назовите одним словом главное качество доброго человека.
(Доброта)
СЛАЙД «ДОБРОТА»
СЛАЙД С. ОЖЕГОВ.
Учитель.
- Послушайте, какое определение дал С.Ожегов в своем толковом словаре этому слову и подумайте, соответствует ли оно нашему определению слова «доброта»?
«Доброта – это отзывчивость,
душевное расположение к людям,
стремление делать добро другим».
- Соответствует оно нашему определению слова «доброта»?
Чтение и обсуждение рассказа.
Учитель.
- Послушайте рассказ и подумайте, можно ли героя этого рассказа назвать добрым?
КАНАВКА . В. Донникова.
Дождь перестал. Мальчики выбежали на поляну, играют в мяч. В поселке после дождя земля долго не просыхает. Трава вся в брызгах, и вода в ней не блестит. Кто переходит канавку, тот непременно поскользнется, за ветки орешника схватиться и канавку бранит.
Витя подбрасывает мяч, но все видит. Вот пожилая женщина прошла с бидоном – чуть не упала.
- А чтоб тебя! – рассердилась она на канавку. – Вот сколько молока пролила!
А вот девочка не удержалась, упала в глину руками. Вытерла руки – платье запачкала.
- Противная канавища! - топнула девочка ногой и убежала.
Слышит Витя, как бранят его любимую канавку. « А чем она противная? – думает он. – Из нее птицы воду пьют. Возле нее незабудки цветут. Сколько корабликов плавало в ней!»
Когда все ушли, Витя пошел в рощу, набрал сухих веток... сделал переход.
Теперь можно было переходить спокойно.
Люди переходили. Никто не падал. Никому не было скользко.
И никто не знал, кто сделал такой удобный переход. Да это и неважно!
Вопросы для анализа.
- Каким человеком можно назвать героя этого рассказа?
(Добрым)
- Почему?
- Какой поступок совершил Витя?
(Добрый)
- Важно ли было для Вити, чтобы люди узнали о его добром поступке?
( Неважно)
- А почему вы так думаете?
( )
Учитель.
- Хорошо бы научиться искренне, дарить добро, не ожидая какой- либо выгоды и ответа. Вот как наше солнышко, светит и ничего не требует взамен. Свершив добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо.
Учитель.
- Можно ли назвать Витю немножко волшебником?
(Да)
- А вас можно назвать волшебниками?
(Да)
- Докажите это. Какие добрые дела вы совершаете дома, в школе, на улице?
(Дети рассказывают о своих добрых делах.)
Учитель.
Каждый человек, который добр, который честно, старательно с любовью выполняет свою работу – чуточку волшебник! Это и ваши искусницы мамы, и смелые сильные папы, и долго прожившие бабушки и дедушки. Надо только чуточку приглядеться к ним.
СЛАЙД «ДЕРЕВО»
Учитель.
- Посмотрите, какое дерево унылое стоит.
- Что может оживить его? Конечно ваша доброта.
СЛАЙД «ДЕРЕВО С ПОСЛОВИЦАМИ»
Если мы правильно соберем пословицы, то дерево снова оживет.
(Дети составляют пословицы)
Учитель.
- Доброта – это самое ценное нравственное качество русского народа. Много пословиц и поговорок о доброте создала русская мудрость.
- Посмотрите, ребята, какое дерево у нас получилось!
- Прочитайте, какие пословицы вы составили.
(Дети читают и объясняют каждую пословицу.)
ДОБРОЕ СЛОВО ЧЕЛОВЕКУ, ЧТО ДОЖДЬ В ЗАСУХУ.
- Как вы ее понимаете?
( )
Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад;
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться вам спешат.
Учитель
- Вы догадались, о каких словах идет речь?
(слова- приветствия, волшебные)
- Назовите их.
(Дети называют слова)
9СЛАЙД
( в добрый час, в добрый путь, будьте добры, благодарю, доброго здоровья)
- Посмотрите, какие еще слова, говорили старые добрые люди.
Учитель.
- Как хочется, чтобы вы произносили эти слова каждый день!
- Как хочется, чтобы вы научились любить и уважать все живое на Земле, совершать добрые поступки и были бы только добрыми волшебниками !
- Это не так сложно, если соблюдать правила, которые Господь завещал нам всем выполнять.
- Может, кто из вас знает, как они называются?
( )
- Эти правила называются « БОЖИИ ЗАПОВЕДИ».
10 СЛАЙД « БОЖИИ ЗАПОВЕДИ
- А сколько их?
( 10 )
- Где можно прочитать о них?
( В Библии )
- Я сегодня принесла вам на занятие «Библейские рассказы»
- Сегодня мы поговорим о 5 заповедях.
(Учитель читает заповеди, дети повторяют и объясняют их.)
Почитай отца своего и мать свою, и тебе будет хорошо. Ты долго проживешь на свете.
Не убивай.
Не кради.
Не произноси и не принимай ложного свидетельства.
Не завидуй другим.
Учитель.
- Суть этих заповедей Господь Бог изложил так:
СЛАЙД «Возлюби...»
Возлюби ближнего твоего, как самого себя.
СЛАЙД
(Учитель читает из «Библейских рассказов» Г.П.Шалаева.)
... Конечно,
НАЗАД СЛАЙД
- Пусть эти золотые слова все ваши поступки в жизни.
СЛАЙД СИНЕВА
- Какие поступки надо совершать, чтобы добру открылось сердце?
(Добрые)
- Назовите их?
( Дети называют 6 поступков)
(открывается сердце)
- Разве не чудо мы с вами совершили!
- Если каждый человек будет соблюдать эти « Божии заповеди», совершать только добрые поступки, какой будет наша Земля?
(Доброй, красивой)
- Я предлагаю вам сейчас нарисовать рисунок, в котором вы расскажет о вашем добром поступке. Эти рисунки вы прикрепите к глобусу.
- Посмотрите, ребята, какой стала бы планета наша планета! И все это в ваших руках!
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно не спокойным небом
Давайте воевать за доброту!
Итог занятия.
- На память об этом занятии я хочу подарить вам солнышко. Пусть это солнышко напоминает вам о том, что каждый из вас, каждый день и каждый час должен дарить тепло и доброту всему живому на Земле.
В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему:
- Спаси вас Бог!
«Спаси Бог» превратилось в краткое «спасибо».
- Дорогие, ребята, я хочу вам сказать большое спасибо за урок.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: