Устное народное творчество на Кубани
Тема урока: Устное народное творчество на Кубани
Цели:
Познавательная: познакомить учащихся с устным народным творчеством Кубани.
Развивающая: развивать любознательность, расширять кругозор, знания
старины, творчество.
- развивать познавательный интерес к истории своего народа
- развивать связную речь, словарный запас, воображение, память
Воспитательная: воспитывать интерес к произведениям народного искусства
- воспитывать любовь к родному краю, языку, традициям
Оборудование: презентация по теме, разрезанные карточки с пословицами и поговорками, карточки с загадками, записи кубанских песен, выставка книг «Литература Кубани»
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель:



Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать вам – “Благости!”
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам – “ Радости!”
Удач, успехов и везенья!
Всем в этом классе
Прекрасного настроения.
Кубань! Кубань!
Степная дочь России!
Краса полей в цвету хлебов густых!
В мою судьбу светло и негасимо
Идёшь в венке колосьев золотых.
Цвети, Кубань!
От края и до края!
С далёких лет ты в сердце у меня!
Казачья песня, слава трудовая,
Кубань! Кубань!
Бескрайняя моя!
Учитель: Каждый народ создаёт свои песни и частушки, пословицы и поговорки и, загадки, и конечно же сказки!
Вы, наверное, догадались, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (о пословицах, загадках и т.д.)
III. Сообщение темы урока:
Учитель: - Богата земля кубанская. И богата она не только хлебами, полезными ископаемыми. Главное её богатство - люди. Наш край славится богатым устным народным творчеством не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Много у нас знатоков старинной кубанской обрядности. Они - хранители истинно народной мудрости.
А что же мы понимаем под словами устное народное творчество?
- Устным оно называлось потому, что в далёкие времена ещё не существовало письменности, и передавали знания из уст в уста, а народным, потому что автором всех произведений был народ.
Учитель:
- А как мы уже знаем, что первые песни были в жизни маленьких казачат – это (колыбельные). Они помогали ребёнку создавать картину мира: объясняли ему, кто может помочь, а кого надо остерегаться.
Вспомните колыбельные.
Затем, колыбельные перерастали в песни на разный быт. На Кубани сохранились песни, в которых от начала и до конца воспроизводится процесс посева, выращивания, обработки и использования льна. А занимаясь вышивкой, прядением песня была лучшим помощником. В свободное от работы время и в праздники девушки водили хороводы и пели песни.(слайд 6 - 7 )
Это такие песни как :
¨ Исторические
¨ Жизненного круга
¨ Бытовые и военно-бытовые
¨ Романсы
¨ Страдания
¨ Частушки
¨ Календарные (колядки)
Какие кубанские песни знаете вы?
«Прошли бои великие»
«Я к пиду в садочок»
«Распрягайтэ, хлопци, коный»
«А мы гуляли у саду»
«Провожала маты сына у солдаты» и др.
А когда ребёнок в казачьей семье начинал делать свои первые шаги и на помощь пришли потешки, которые помогали ему развиваться, веселили его.
Петя – Петя петушок, Золотой гребешок, Что ж ты рано встаёшь, Детям спать не даёшь? | Не плачь, не плачь, Куплю калач. Не хныч, не ной, Куплю другой. Слезы утри, Дам тебе три. |
Подрастая, ребёнок учился играть. Через игру происходило освоение будущих жизненных ситуаций, воинских и бытовых. Игры были: ролевые, соревнования, с предметами, разыгрывание песенных сюжетов и др. (слайд 8)
- Множество игр придумали казаки. Мы с вами поиграем в одну из них. Игра “Курочки – петушки”. В тарелочках смешаны горох и фасоль. Какая команда быстрее их разделит.
IV. Физминутка. Народная игра «Подкова»
А, сейчас физминутка в виде игры. Старинное кубанская легенда - поверье:
« Кто подкову найдет, тому она счастье принесет» У кого подкова останется в руках – жди счастья./ (под музыку передаётся подкова)
- Передавая подкову, вы от души желаете друг другу добра и счастья.
Любили в казачьих семьях загадывать загадки, что мы сейчас с вами и будем делать.
V. Актуализация знаний. Работа в парах с загадками.
На парте у вас карточки с загадками, прочитав загадку, напишите рядом отгадку.
1. В огороде, у дорожки,
Стоит солнышко на ножке.
Только желтые лучи
У него не горячи. (подсолнух)
2. - Как называлась изба у казака? (хата)
3. Не король, а в короне,
Не гусар, а при шпорах.
На часы не заглядывает,
А время знает. (петух)
4. Щедрая царица
Кормит станицы. (пшеница)
5. Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат. (небо, звёзды и месяц)
Работа с пословицами и поговорками.
Пословицы – это своеобразные краткие наставления из народного опыта, они играют роль неписаных законов человеческого бытия, выражают нравственные нормы, без которых жизнь человека не может быть нормальной. В нашей повседневной речи, чтобы убедить в чем-либо собеседника, мы обращаемся к помощи пословиц и поговорок.
2) Работа с пословицами и поговорками, загадками.
Сейчас мы представим жилище казака и подумаем, о каких предметах идет речь, но загадку необходимо перевести на русский язык:
Ходыть, ходыть, а в хату нэ заходыть. (Дверь)
Пидсмыканэ, пидтыканэ
Всю хату збигало,
Пид прыпичком сховалося. (Винык – веник)
Людэй годую, сама голодна,
Часом гаряча, часом холодна. (Ложка, тарилка – ложка
и тарелка)
З земли робывся, на кружали вертився,
На огни пикся, на базари бував,
Людэй годував;
Як упав, то й пропав,
Нихто нэ поховав. (Горщик – кувшин)
Маю чотыры ногы ще й чотыры роги,
В полотно мэнэ вбырають, йисты, пыты заставляють.
(Стил – стол)
Прочитайте приведенные ниже предложения; определите, какие из них являются пословицами, какие поговорками:
Красно поле пшеном, а человек умом. Хороший хозяин робыть летом санки, а зимою – телегу. Палку ткни – дерево вырастет. После дождичка в четверг. Лёгок на помине. На седьмом небе.
Поговорка – это образное выражение, дающее яркую, меткую характеристику: на седьмом небе – то есть очень рад, как банный лист – о слишком навязчивых людях, в кажну дирку затычка – о назойливом, чрезмерно любопытном человеке.
Пословица – народное изречение с назидательным смыслом:
Що з возу упало, щетай пропало – потерянного не найдешь, прошедшего не воротишь; палку ткны – дэрэво вырастэ – о плодородной земле.
У пословиц и поговорок, бытующих на Кубани, есть свои особенности, которые объясняются тем, что в нашем крае селились казаки-запорожцы, казаки-линейцы, крестьяне-переселенцы из центральных губерний России. Появились своеобразные пары пословиц и поговорок, одинаковых по смыслу, но разных по звучанию.
Собака гавка, витер носэ. – Собака лает, ветер носит.
Свэня калюжу найде. – Свиня грязь найдет.
Очи бояться, а руки роблять. – Глаза боятся. А руки делают.
Пословицы и поговорки учат жить, обогащают нашу жизнь и душу, делают нашу речь точной и меткой, придают языку живость, образность и доступность.
VI. Закрепление нового материала.
Работа в парах. Собери пословицы.
Бережёного и а в своём и бревна не замечаешь
В одно ухо влетело, рыбку из пруда.
В чужом глазу соринку видишь, Бог бережёт.
Без труда не вынешь и а в другое вылетело.
Учитель:
- А сейчас я предлагаю вспомнить вам жанры устного народного творчества, (ребята перечисляют их) и вписать их в цветик – семицветик, который лежит на вашем столе.
- Ребята, давайте прочитаем жанры УНТ, которые вы вписали. Иначе УНТ называют фольклором.
• Пословицы
• Поговорки
• Загадки
• Песни
• Колыбельные
• Потешки
• Заклички
• Сказы и т.д.
Определить жанр УНТ
1. Два сапога - пара. (поговорка)
2. На горе – горушке
Стоит старушка,
Руками машет,
Хлеба просит,
Даёшь ей хлеба, назад отдаёт. (мельница)
(загадка)
3. Катилась торба
С высокого горба,
А в этой торбе
Хлеб, да водица
Кому достанется,
Тому водиться.(считалка)
4. Береженного и Бог бережет. (пословица)
VII. Итог урока.
- Что вам больше всего нравится из кубанского народного творчества?
Дом. задание.
Составьте книжку – малышку по устному народному творчеству. Включите в неё свои любимые жанры. ( учитель показывает образцы книжек)

страница 1
скачать
Другие похожие работы: