NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Устное народное творчество на Кубани


Тема урока: Устное народное творчество на Кубани

Цели:

Познавательная: познакомить учащихся с устным народным творчеством Кубани.

Развивающая: развивать любознательность, расширять кругозор, знания

старины, творчество.

- развивать познавательный интерес к истории своего народа

- развивать связную речь, словарный запас, воображение, память
Воспитательная: воспитывать интерес к произведениям народного искусства

- воспитывать любовь к родному краю, языку, традициям
Оборудование: презентация по теме, разрезанные карточки с пословицами и поговорками, карточки с загадками, записи кубанских песен, выставка книг «Литература Кубани»
Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель:

Я спешу сказать вам – “Здравствуйте!”
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать вам – “Благости!”
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам – “ Радости!”
Удач, успехов и везенья!
Всем в этом классе
Прекрасного настроения.

Кубань! Кубань!

Степная дочь России!

Краса полей в цвету хлебов густых!

В мою судьбу светло и негасимо

Идёшь в венке колосьев золотых.

 

Цвети, Кубань!

От края и до края!

С далёких лет ты в сердце у меня!

Казачья песня, слава трудовая,

Кубань! Кубань!

Бескрайняя моя!

Учитель: Каждый народ создаёт свои песни и частушки, пословицы и поговорки и, загадки, и конечно же сказки!

Вы, наверное, догадались, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (о пословицах, загадках и т.д.)

III. Сообщение темы урока:

Учитель: - Богата земля кубанская. И богата она не только хлебами, полезными ископаемыми. Главное её богатство - люди. Наш край славится богатым устным народным творчеством не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Много у нас знатоков старинной кубанской обрядности. Они - хранители истинно народной мудрости.

А что же мы понимаем под словами устное народное творчество?

- Устным оно называлось потому, что в далёкие времена ещё не существовало письменности, и передавали знания из уст в уста, а народным, потому что автором всех произведений был народ.

Учитель:

- А как мы уже знаем, что первые песни были в жизни маленьких казачат – это (колыбельные). Они помогали ребёнку создавать картину мира: объясняли ему, кто может помочь, а кого надо остерегаться.

Вспомните колыбельные.

Затем, колыбельные перерастали в песни на разный быт. На Кубани сохранились песни, в которых от начала и до конца воспроизводится процесс посева, выращивания, обработки  и  использования льна. А занимаясь вышивкой, прядением песня была лучшим помощником.    В свободное от работы время и в праздники девушки водили хороводы и пели песни.(слайд 6 - 7 )

Это такие песни как :

¨  Исторические                                                          

¨   Жизненного круга

¨   Бытовые и военно-бытовые

¨   Романсы

¨   Страдания

¨   Частушки

¨   Календарные (колядки)

  Какие кубанские песни знаете вы?

«Прошли бои великие»

«Я к пиду в садочок»

«Распрягайтэ, хлопци, коный»

«А мы гуляли у саду»

«Провожала маты сына у солдаты» и др.

А когда ребёнок в казачьей семье начинал делать свои первые шаги и на помощь пришли потешки, которые помогали ему развиваться, веселили его.


Петя – Петя петушок,

Золотой гребешок,

 Что ж ты рано встаёшь,

Детям спать не даёшь?

Не плачь, не плачь, 
Куплю калач. 
Не хныч, не ной, 
Куплю другой. 
Слезы утри, 
Дам тебе три.

Подрастая, ребёнок учился играть. Через игру происходило освоение будущих жизненных ситуаций, воинских и бытовых. Игры были: ролевые, соревнования, с предметами, разыгрывание песенных сюжетов и др. (слайд 8)

- Множество игр придумали казаки. Мы с вами поиграем в одну из них. Игра “Курочки – петушки”. В тарелочках смешаны горох и фасоль. Какая команда быстрее их разделит.

IV. Физминутка. Народная игра «Подкова»

А, сейчас физминутка в виде игры. Старинное кубанская легенда - поверье:

« Кто подкову найдет, тому она счастье принесет» У кого подкова останется в руках – жди счастья./ (под музыку передаётся подкова)

- Передавая подкову, вы от души желаете друг другу добра и счастья.

Любили в казачьих семьях загадывать загадки, что мы сейчас с вами и будем делать.

V. Актуализация знаний. Работа в парах с загадками.

На парте у вас карточки с загадками, прочитав загадку, напишите рядом отгадку.

 

1.    В огороде, у дорожки,
Стоит солнышко на ножке.
Только желтые лучи

У него не горячи. (подсолнух)
2.    - Как называлась изба у казака? (хата)
3.    Не король, а в короне,
Не гусар, а при шпорах.
На часы не заглядывает,
А время знает. (петух)
4.    Щедрая царица

     Кормит станицы. (пшеница)

 

 

5.    Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат. (небо, звёзды и месяц)

Работа с пословицами и поговорками.

Пословицы – это своеобразные краткие наставления из народного опыта, они играют роль неписаных законов человеческого бытия, выражают нравственные нормы, без которых жизнь человека не может быть нормальной. В нашей повседневной речи, чтобы убедить в чем-либо собеседника, мы обращаемся к помощи пословиц и поговорок.

2) Работа с пословицами и поговорками, загадками.

Сейчас мы представим жилище казака и подумаем, о каких предметах идет речь, но загадку необходимо перевести на русский язык:
Ходыть, ходыть, а в хату нэ заходыть. (Дверь)

Пидсмыканэ, пидтыканэ

Всю хату збигало,

Пид прыпичком сховалося. (Винык – веник)

Людэй годую, сама голодна,

Часом гаряча, часом холодна. (Ложка, тарилка – ложка

и тарелка)

З земли робывся, на кружали вертився,

На огни пикся, на базари бував,

Людэй годував;

Як упав, то й пропав,

Нихто нэ поховав. (Горщик – кувшин)

Маю чотыры ногы ще й чотыры роги,

В полотно мэнэ вбырають, йисты, пыты заставляють.

(Стил – стол)

Прочитайте приведенные ниже предложения; определите, какие из них являются пословицами, какие поговорками:

Красно поле пшеном, а человек умом. Хороший хозяин робыть летом санки, а зимою – телегу. Палку ткни – дерево вырастет. После дождичка в четверг. Лёгок на помине. На седьмом небе.

Поговорка – это образное выражение, дающее яркую, меткую характеристику: на седьмом небе – то есть очень рад, как банный лист – о слишком навязчивых людях, в кажну дирку затычка – о назойливом, чрезмерно любопытном человеке.

Пословица – народное изречение с назидательным смыслом:

Що з возу упало, щетай пропало – потерянного не найдешь, прошедшего не воротишь; палку ткны – дэрэво вырастэ – о плодородной земле.

У пословиц и поговорок, бытующих на Кубани, есть свои особенности, которые объясняются тем, что в нашем крае селились казаки-запорожцы, казаки-линейцы, крестьяне-переселенцы из центральных губерний России. Появились своеобразные пары пословиц и поговорок, одинаковых по смыслу, но разных по звучанию.

Собака гавка, витер носэ. – Собака лает, ветер носит.

Свэня калюжу найде. – Свиня грязь найдет.

Очи бояться, а руки роблять. – Глаза боятся. А руки делают.

Пословицы и поговорки учат жить, обогащают нашу жизнь и душу, делают нашу речь точной и меткой, придают языку живость, образность и доступность.

VI. Закрепление нового материала.

Работа в парах. Собери пословицы.

Бережёного и  а в своём и бревна не замечаешь
В одно ухо влетело,       рыбку из пруда.
                  

В чужом глазу соринку видишь,   Бог бережёт.
Без труда не вынешь и                    а в другое вылетело.

Учитель:

- А сейчас я предлагаю вспомнить вам жанры устного народного творчества, (ребята перечисляют их) и вписать их в цветик – семицветик, который лежит на вашем столе.

- Ребята, давайте прочитаем жанры УНТ, которые вы вписали. Иначе УНТ называют фольклором.

•         Пословицы

•         Поговорки

•         Загадки     

•         Песни    

•         Колыбельные         

•         Потешки         

•         Заклички

•         Сказы и т.д.

Определить жанр УНТ

1.    Два сапога -  пара. (поговорка)

2.    На горе – горушке

Стоит старушка,

Руками машет,

Хлеба просит,

Даёшь ей хлеба, назад отдаёт. (мельница)

(загадка)

3.    Катилась торба

С высокого горба,

А в этой торбе

Хлеб, да водица

Кому достанется,

Тому водиться.(считалка)

4.    Береженного и Бог бережет. (пословица)
VII. Итог урока.

- Что вам больше всего нравится из кубанского народного творчества?

Дом. задание.

Составьте книжку – малышку по устному народному творчеству. Включите в неё свои любимые жанры. ( учитель показывает образцы книжек)


страница 1


скачать

Другие похожие работы: