«Весна идет, весна идет »
Урок развития речи. 5 класс.
Подготовка к сочинению-рассуждению о весне по теме: «Весна идет, весна идет..»
Цели урока:
1. Актуализация знаний учащихся, ( типы текстов, особенности текстов описания, повествования, рассуждения).
2. Формирование навыков в составлении текста-рассуждения.
3. Развитие устной и письменной речи.
4. Привитие любви к русскому языку.
Оборудование урока: схема, тексты, раздаточный материал, опорные карточки
Опережающее обучение: типы речи (описание, повествование, рассуждение)
Схема.
1. ТЕЗИС – то, что надо доказать.
2. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – аргументы.
3. ВЫВОД - итог рассуждения.
Пословицы о весне.
Птица рада весне, а дитя - матери
Весенний день год кормит
Весна днем красна
Вода потекла, весну принесла
Раздаточный материал:
Текст №1
На солнце нельзя было смотреть. Лохматыми, ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи нерастаявшего снега. По краям они золотились, разбрасывая по небу искорки. (А. Толстой)
Текст 2:
Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. К самым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды кораблик-щепку и долго смотрел ему вслед. А потом резко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила, и в душе запело стозвоном : “Весна пришла!” (А. Толстой)
Текст 3:
Самое лучшее время года - весна. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо. Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует! Весну нельзя не любить!: Это рассуждение, так как в начале текста есть утверждение, затем его доказательство и вывод
Ход урока
- Здравствуйте, рада видеть вас по-весеннему радостных и чуть взволнованных.
Итак, урок русского языка, перед вами лежат карточки, прочитайте название урока.
О чём мы будем говорить и что делать? (уч-ся самостоятельно определяют цель урока)
Повторение пройденного о типах речи.
Учитель. Какие вы знаете типы речи?
Ученик. Я знаю три типа речи: описание, повествование, рассуждение.
Учитель. Что такое описание?
Ученик. Описание — это текст, в котором названы признаки предмета (объекта речи). Описание отвечает на вопрос какой?
Учитель. Что такое повествование?
Ученик. Повествование - это тип речи, при помощи которого описываются события в их временной последовательности. Повествование отвечает на вопрос что произошло?
Учитель. Что такое рассуждение?
Ученик. Рассуждение - это тип речи, при помощи которого излагается, разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль. Рассуждение отвечает на вопрос почему?
Работа в парах.
Учитель. Прочитайте тексты. Определите типы речи.
1 группа.
Текст 1:
На солнце нельзя было смотреть. Лохматыми, ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи нерастаявшего снега. По краям они золотились, разбрасывая по небу искорки. (А. Толстой)
2 группа.
Текст 2:
Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. К самым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды кораблик-щепку и долго смотрел ему вслед. А потом резко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила, и в душе запело стозвоном : “Весна пришла!” (А. Толстой)
3 группа.
Текст 3:
Самое лучшее время года - весна. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо. Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует! Весну нельзя не любить!: Это рассуждение, так как в начале текста есть утверждение, затем его доказательство и вывод
К какому типу речи относится каждый из этих текстов?
Ученик. Первый текст относится к описанию.
Учитель. Почему относится к описанию?
Ученик. Потому что здесь описываются лохматые, ослепительные потоки солнца, синее небо, по которому плыли облака и к ним можно задать вопрос какой?
Учитель. К какому типу речи относится второй текст?
Ученик. Второй текст относится к повествованию.
Учитель. Почему к повествованию?
Ученик. Потому что здесь рассказывается о том, как Никита распахнул дверь, сел на крыльцо, потом опустил кораблик в ручеёк и долго смотрел ему вслед, а потом резко встал и улыбнулся солнышку и к этим словом можно задать вопрос что делал?.
Учитель. К какому типу речи относится третий текст?
Ученик. Этот текст относится к рассуждению, в начале текста есть утверждение, затем его доказательство и вывод.
- Чем объединены тексты?
-Темой. О весне
-Какие строки к вам приходят на память? (чтение лирических строк) у доски, все рядом с репродукциями.
Давайте создадим копилку слов о весне, вы должны опустить в копилку слово. (записывают на доске слова)
II. Объяснение нового материала.
Учитель. Сегодня мы с вами будем готовиться писать сочинение – рассуждение о весне Из скольких частей состоит сочинение-рассуждение?
Ученик. Сочинение-рассуждение состоит из трёх частей: тезиса, доказательства и вывода.
Учитель. Что такое тезис?
Ученик. Тезис – это основная мысль текста, которую нужно доказать.
Учитель. Что такое доказательство?
Ученик. Доказательство – это примеры, доказывающие основную мысль текста.
Учитель. Что такое вывод?
Ученик. Вывод – это заключение рассуждения.
Учитель. Любите вы весну и за что вы её любите?
-Какие пословицы придумал народ о ней? Запись 2-х пословиц.
.
Учитель. У текста рассуждения есть особенные слова, которые помогают связать части рассуждения. (СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА).
При составлении тезиса можно применить эти слова:
- Докажем это…
- Это можно доказать так…
- Почему и вот почему…
- Это объясняется следующим образом
При доказательстве:
- Во-первых,…
- Во-вторых,…
- В-третьих,…
- Допустим…
При выводе:
- Итак,…
- Обобщим сказанное,,…
- Таким образом,…
- Следовательно,...
Отработка структуры текста - рассуждения.
- упражнение 71 (учебник Русская речь)
Учитель. Прочитайте текст, определите тип речи, выделите три основные части и вставьте специальные слова.
Работа по опорным карточкам
Части рассуждения Примеры
1. Тезис. Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Это можно доказать так.
2.Доказательства.
1.Во-первых,звонко поют птицы.
2.Во-вторых, звенят под деревьями весенние ручейки.
3.В-третьих, смолой пахнут набухшие почки.
3. Выводы. Таким образом, (сам-но) лес весной оживает.
.
Учитель. Применять в тексте специальные слова вы научились.
Попробуйте, применяя слова и языковые обороты, написать сочинение- рассуждение о весне, о явлениях и предметах природы в это время года, напишите письмо от их имени, об их роли в природе. Обратите внимание на копилку слов. В своём сочинении вы можете использовать пословицы .
Упр. 663. Задание: определить типы речи. Что хотел сказать автор?
4. Интересно не только читать, но и слушать музыку о весне, смотреть какие картины создали русские живописцы. (Включение музыки, показ слайдов).
Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение
Вывод: Что значит рассуждать?
страница 1
скачать
Другие похожие работы: