NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



«Весна идет, весна идет »


Урок развития речи. 5 класс.
  Подготовка к сочинению-рассуждению о весне по теме: «Весна идет, весна идет..»

Цели урока:
1. Актуализация знаний учащихся, ( типы текстов, особенности текстов описания, повествования, рассуждения).
2. Формирование навыков в составлении текста-рассуждения.  
  3. Развитие устной и письменной речи.
  4. Привитие любви к русскому языку.

Оборудование урока: схема, тексты, раздаточный материал, опорные карточки
Опережающее обучение: типы речи (описание, повествование, рассуждение)
 Схема.

  1. ТЕЗИС – то, что надо доказать.
  2. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – аргументы.
  3. ВЫВОД - итог рассуждения.


 Пословицы о весне.
 

  1. Птица рада весне, а дитя - матери

  2. Весенний день год кормит

  3. Весна днем красна

  4. Вода потекла, весну принесла


Раздаточный материал:
Текст №1
      На солнце нельзя было смотреть. Лохматыми, ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака,  словно кучи нерастаявшего снега. По краям они золотились, разбрасывая по небу искорки. (А. Толстой)
 
  Текст 2:  
      Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. К самым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды кораблик-щепку и долго смотрел ему вслед. А потом резко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила, и в душе запело стозвоном : “Весна пришла!”  (А. Толстой)  
 
  Текст 3:

     Самое лучшее время года - весна. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо. Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует! Весну нельзя не любить!: Это рассуждение, так как в начале текста есть утверждение, затем его доказательство и вывод
   

 
 
                                                                             Ход урока
- Здравствуйте, рада видеть вас по-весеннему радостных и чуть взволнованных.

Итак, урок русского языка, перед вами лежат карточки, прочитайте название урока.

О чём мы будем говорить и что делать? (уч-ся самостоятельно определяют цель урока)


  1. Повторение пройденного о типах речи.
      Учитель. Какие вы знаете типы речи?
      Ученик. Я знаю три типа речи: описание, повествование, рассуждение.
      Учитель. Что такое описание?
      Ученик. Описание — это текст, в котором названы признаки предмета (объекта речи). Описание отвечает на вопрос какой?
      Учитель. Что такое повествование?
      Ученик. Повествование - это тип речи, при помощи которого описываются события в их временной последовательности. Повествование отвечает на вопрос что произошло?
      Учитель. Что такое рассуждение?
      Ученик. Рассуждение - это тип речи, при помощи которого излагается, разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль. Рассуждение отвечает на вопрос почему?
    Работа в парах.

      Учитель. Прочитайте тексты. Определите типы речи.
    1 группа.

      Текст 1:  
          На солнце нельзя было смотреть. Лохматыми, ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака,  словно кучи нерастаявшего снега. По краям они золотились, разбрасывая по небу искорки.  (А. Толстой)
     2 группа.
                                                                                           
      Текст 2:
       
         Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. К самым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды кораблик-щепку и долго смотрел ему вслед. А потом резко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила, и в душе запело стозвоном : “Весна пришла!”  (А. Толстой)  
     
     3 группа.

      Текст 3:
         Самое лучшее время года - весна. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо. Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует! Весну нельзя не любить!: Это рассуждение, так как в начале текста есть утверждение, затем его доказательство и вывод
     
     К какому типу речи относится каждый из этих текстов?
      Ученик. Первый текст относится к описанию.
      Учитель. Почему относится к описанию?
      Ученик. Потому что здесь описываются лохматые, ослепительные потоки солнца, синее небо, по которому плыли облака и к ним можно задать вопрос какой?
      Учитель. К какому типу речи относится второй текст?
      Ученик. Второй текст относится к повествованию.
      Учитель. Почему к повествованию?
      Ученик. Потому что здесь рассказывается о том, как Никита распахнул дверь, сел на крыльцо, потом опустил кораблик в ручеёк и долго смотрел ему вслед, а потом резко встал и улыбнулся солнышку и к этим словом можно задать вопрос что делал?.
      Учитель. К какому типу речи относится третий текст?
      Ученик. Этот текст относится к рассуждению, в начале текста есть утверждение, затем его доказательство и вывод.


  2.  - Чем объединены тексты?

-Темой. О весне

-Какие строки к вам приходят на память? (чтение лирических строк) у доски, все рядом с репродукциями.

Давайте создадим копилку слов о весне, вы должны опустить в копилку слово. (записывают на доске слова)


 II. Объяснение нового материала.
 
  Учитель. Сегодня мы с вами будем готовиться писать сочинение – рассуждение о весне Из скольких частей состоит сочинение-рассуждение?
  Ученик. Сочинение-рассуждение состоит из трёх частей: тезиса, доказательства и вывода.
  Учитель. Что такое тезис?  
  Ученик. Тезис – это основная мысль текста, которую нужно доказать
.
  Учитель. Что такое доказательство?
  Ученик. Доказательство – это примеры, доказывающие основную мысль текста.
  Учитель. Что такое вывод?
  Ученик. Вывод – это заключение рассуждения.


  Учитель. Любите вы весну и за что вы её любите?

-Какие пословицы придумал народ о ней? Запись 2-х пословиц.
 .
  Учитель. У текста рассуждения есть особенные слова, которые помогают связать части рассуждения. (СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА).
 При составлении тезиса можно применить эти слова:
  - Докажем это…
  - Это можно доказать так…
  - Почему и вот почему…
  - Это объясняется следующим образом
 При доказательстве:
  - Во-первых,…
  - Во-вторых,…
  - В-третьих,…
  - Допустим…
При выводе:
  - Итак,…
  - Обобщим сказанное,,…
  - Таким образом,…
  - Следовательно,...

Отработка структуры текста - рассуждения.
- упражнение 71 (учебник Русская речь)
 
 Учитель. Прочитайте текст, определите тип речи, выделите три основные части и вставьте специальные слова.
 
 Работа по опорным карточкам
 
 Части рассуждения Примеры
 1. Тезис. Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Это можно доказать так.
 2.Доказательства.

1.Во-первых,звонко поют птицы.
2.Во-вторых, звенят под деревьями весенние ручейки.
3.В-третьих, смолой пахнут набухшие почки.

3. Выводы. Таким образом, (сам-но) лес весной оживает.
 .
 Учитель. Применять в тексте специальные слова вы научились.
Попробуйте, применяя слова и языковые обороты, написать сочинение- рассуждение о весне, о явлениях и предметах природы в это время года, напишите письмо от их имени, об их роли в природе. Обратите внимание на копилку слов. В своём сочинении вы можете использовать пословицы .

Упр. 663. Задание: определить типы речи. Что хотел сказать автор?

 4. Интересно не только читать, но и слушать музыку о весне, смотреть какие картины создали русские живописцы. (Включение музыки, показ слайдов).


Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение

Вывод: Что значит рассуждать?

страница 1


скачать

Другие похожие работы:





Документы

архив: 1 стр.



Документы

архив: 1 стр.