NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Vi переход от аграрных обществ к индустриальной цивилизации. Глава общая характеристика аграрных обществ


Начало промышленного переворота.

Развитие физики позволило сконструировать универсальный паровой двигатель, который открыл совершенно новые возможности механизации производства и позволил осуществить промышленный переворот. Подобный паровой двигатель был сконструирован английским инженером Джеймсом Уаттом (1736-1819) и запатентован им в 1784 г.

Вплоть до конца XVIII в. паровые двигатели осуществляли только так называемое поступательное, или продольное движение. Новшество Дж. Уатта заключалось в том, что он дополнил паровой двигатель кривошипношатунным механизмом, который позволил превращать поступательное движение во вращательное. Поэтому если первые паровые двигатели мог­ли приводить в движение только насосы, паровой двигатель Дж. Уатта оказался способен приводить в движение любую машину.

Впервые подобный двигатель был сконструирован и построен еще в 60-е гг. XVIII в., т. е. почти на 20 лет раньше Дж. Уатта, русским инже­нером Иваном Ивановичем Ползуновым (1728-1766). Почему же Россия не стала родиной промышленного переворота? Обычно обращается вни­мание на то, что существовавший в России крепостной труд делал не­нужным переход от ручного труда к механизированному. Существование крепостничества безусловно сдерживало технический прогресс, но от­вет на поставленный вопрос следует искать в другом.

Дело в том, что изобретению паровой машины Дж. Уатта предше­ствовала революция в металлургии. На протяжении почти трех тысяче­летий железная руда плавилась с помощью древесного угля. Для получе­ния 1 т чугуна необходимо было 30 т древесины, что составляло в среднем 40 м3 Один гектар дает примерно 5 м3/год прироста древесины. Поэто­му чтобы сохранить ее воспроизводство, на 1 т чугуна требовалось 8 га леса. Чем богаче было то или иное месторождение железной руды, чем дольше оно разрабатывалось, тем дальше от главного центра переработ­ки руды отодвигались лесные массивы, тем больших расходов требовала доставка древесины и древесного угля, тем значительнее становились общие расходы и себестоимость выплавляемого металла. К концу XVII в. в Британии возник дефицит древесного угля. И она вынуждена была прибегать к его ввозу.

В этих условиях английские металлурги начинают поиски альтерна­тивного топлива. Их внимание привлекает каменный уголь. Первые све­дения о его использовании в металлургии относятся к XVI в. Однако дол­гое время новая технология не отличалась совершенством. Только в 1735 г. Абрахам Дерби (1711-1763) сумел, наконец, усовершенствовать ее настоль­ко, что она смогла вступить в конкуренцию со старой технологией. Вскоре удалось найти и новый способ переделки выплавляемого таким образом чугуна в полосовое железо, получивший название пудлингования. Усо­вершенствованный независимо друг от друга оставшимся в забвении за­водским мастером Питером Оньсоном (патент 7 мая 1783 г.) и поставщи­ком Адмиралтейства Генри Кортом (1740-1800) (патент 13 февраля 1784 г.) новый способ означал самую настоящую революцию в металлургии.

Переход от древесного угля к каменному позволил ускорить про­цесс плавки, по некоторым данным, в 10-15 раз. Это значит, во столько же раз сократились расход рабочей силы и амортизация основных средств производства, увеличилась скорость оборота капитала. Переход к пуд­лингованию не только позволил найти альтернативу древесному углю, но и, что еще более важно, сделал железо дешевым, а поэтому во много раз более доступным, чем раньше. Уже к концу XVIII в. оно стоило де­шевле хлеба. В этих условиях резко сократилась стоимость паровой ма­шины и она стала экономически выгодной.

Первоначально паровой двигатель с трудом пробивал себе дорогу. В 1800 г. в мире насчитывалось всего лишь 350 паровых машин мощно­стью 6 тыс. лошадиных сил (л.с.). Одна из причин этого заключалась в том, что первые паровые двигатели изготавливались вручную. Промыш­ленный переворот стал развиваться быстрее, когда было механизирова­но их производство. В 1825 г. насчитывалось уже 2 тыс. паровых двига­телей мощностью в 100 тыс. л.с., к 1875 г. общая мощность паровых двигателей увеличилась до 20 млн л.с., а к 1900 г. — до 120 млн.

Развитие промышленного переворота вызвало рост спроса на ме­талл, а произошедшая революция в металлургии позволила Британии стать крупнейшим производителем железа. В начале XVIII в. она выпла­вила лишь около 16 тыс. т чугуна и за счет этого удовлетворяла менее половины своих потребностей в металле. К 1800 производство чугуна увеличилось в 10 раз и достигло 160 тыс. т. Британия не только переста­ла ввозить железо, но и сама встала на путь его экспорта.

Один только этот факт свидетельствует о тех возможностях, кото­рые открыл перед человеческим обществом промышленный переворот. Он раздвинул пределы роста, в которые до этого упиралось развитие всех предшествовавших цивилизаций, придал необратимый характер про­цессу индустриализации, процессу перехода от аграрной экономики к индустриальной.

Последствия промышленного переворота.

Промыш­ленный переворот повлек за собою радикальные перемены во всех сфе­рах общества. Во-первых, механизация производства резко увеличила произво­дительность труда и поставила механизированное производство вне кон­куренции с производством, основанным на ручном труде. Поэтому осу­ществление промышленного переворота имело своим следствием разрушение мелкого, ремесленного и утверждение крупного, фабрично­го производства.

Переход от ручного труда к машинному означал уско­рение развития промышленности, окончательное ее отделение от сельс­кого хозяйства, превращение ее в ведущую отрасль экономики, перерас­пределение населения между сельским хозяйством и промышленностью в пользу промышленности, между деревней и городом в пользу города. Город становится центром экономической жизни общества и начинает определять весь его облик.

Появление универсального парового двигателя открыло возможность механизации не только промышленного производства, но и других отраслей экономики. Уже в 1807 г. американец Роберт Фултон (1765-1815) построил первый пароход, а в 1814 г. англичанин Джордж Стефенсон (Stephenson) (1781-1848) сконструировал и пустил первый паровоз. Эти изобретения положили начало революции на транспорте.

Развитие промышленного переворота стимулирова­ло развитие науки и увеличение спроса как на инженерно-технические кадры, так и образованных рабочих. Возникла необходимость ликвида­ции той почти поголовной неграмотности, которая была характерна для аграрных обществ. Началась самая настоящая культурная революция.

Отделение промышленности от сельского хозяйства и пре­вращение промышленности в ведущую отрасль экономики стимулиро­вали развитие обмена. А это, в свою очередь, делало неизбежным окон­чательное разрушение натурального хозяйства и превращение рынка в один из важнейших механизмов распределения и перераспределения материальных ценностей.

Развитие промышленности и торговли имело своим след­ствием гибель старых феодальных сословий, с одной стороны, формирова­ние рабочего класса и буржуазии, с другой, что означало завершение про­цесса так называемого «первоначального капиталистического накопления».

Рост экономической силы буржуазии делал неизбеж­ным ее стремление к власти и ликвидации старых законов. Поэтому скла­дывание буржуазных обществ вело к ломке прежней политической над­стройки и формированию буржуазных государств.

Погоня торгового капитала за прибылью, невозможность быстро развивающейся промышленности оставаться в границах внутрен­них рынков и начавшаяся революция на транспорте способствовали рас­ширению международного обмена и вели к складыванию мирового рынка.

Вступление процесса формирования мирового рынка в за­вершающую стадию делало неизбежным складывание единого мирового хозяйства, единой мировой культуры, единой мировой цивилизации. Свя­занная с этим ликвидация прежней экономической, культурной и полити­ческой разобщенности отдельных стран и народов означала формирование единого исторического процесса. В результате, если на протяжении столе­тий отдельные народы развивались, прежде всего, под воздействием внут­ренних факторов, теперь начинается ослабление внутренних и усиление роли внешних факторов.

Формирование единого мирового рынка делало неиз­бежным обострение борьбы между индустриальными державами («ма­стерские мира») за рынки сбыта и источники сырья, т.е. за раздел на сфе­ры влияния аграрной периферии («мировой деревни»), а также борьбы между «мастерскими мира» за гегемонию на мировом рынке, за гегемо­нию в складывавшемся мировом хозяйстве. Все это вместе взятое имело своим следствием глобализацию международных конфликтов.

Перед всеми странами открылась альтернатива — или осуществить промышленный переворот и, войдя в число «мастерских мира», не толь­ко сохранить экономическую и политическую самостоятельность, но и приобщиться к эксплуатации «мировой деревни», или перейти в разряд колониально-зависимых государств.

страница 1страница 2страница 3


скачать

Другие похожие работы:



Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.