Vi переход от аграрных обществ к индустриальной цивилизации. Глава общая характеристика аграрных обществ
Начало промышленного переворота.
Развитие физики позволило сконструировать универсальный паровой двигатель, который открыл совершенно новые возможности механизации производства и позволил осуществить промышленный переворот. Подобный паровой двигатель был сконструирован английским инженером Джеймсом Уаттом (1736-1819) и запатентован им в 1784 г.
Вплоть до конца XVIII в. паровые двигатели осуществляли только так называемое поступательное, или продольное движение. Новшество Дж. Уатта заключалось в том, что он дополнил паровой двигатель кривошипношатунным механизмом, который позволил превращать поступательное движение во вращательное. Поэтому если первые паровые двигатели могли приводить в движение только насосы, паровой двигатель Дж. Уатта оказался способен приводить в движение любую машину.
Впервые подобный двигатель был сконструирован и построен еще в 60-е гг. XVIII в., т. е. почти на 20 лет раньше Дж. Уатта, русским инженером Иваном Ивановичем Ползуновым (1728-1766). Почему же Россия не стала родиной промышленного переворота? Обычно обращается внимание на то, что существовавший в России крепостной труд делал ненужным переход от ручного труда к механизированному. Существование крепостничества безусловно сдерживало технический прогресс, но ответ на поставленный вопрос следует искать в другом.
Дело в том, что изобретению паровой машины Дж. Уатта предшествовала революция в металлургии. На протяжении почти трех тысячелетий железная руда плавилась с помощью древесного угля. Для получения 1 т чугуна необходимо было 30 т древесины, что составляло в среднем 40 м3 Один гектар дает примерно 5 м3/год прироста древесины. Поэтому чтобы сохранить ее воспроизводство, на 1 т чугуна требовалось 8 га леса. Чем богаче было то или иное месторождение железной руды, чем дольше оно разрабатывалось, тем дальше от главного центра переработки руды отодвигались лесные массивы, тем больших расходов требовала доставка древесины и древесного угля, тем значительнее становились общие расходы и себестоимость выплавляемого металла. К концу XVII в. в Британии возник дефицит древесного угля. И она вынуждена была прибегать к его ввозу.
В этих условиях английские металлурги начинают поиски альтернативного топлива. Их внимание привлекает каменный уголь. Первые сведения о его использовании в металлургии относятся к XVI в. Однако долгое время новая технология не отличалась совершенством. Только в 1735 г. Абрахам Дерби (1711-1763) сумел, наконец, усовершенствовать ее настолько, что она смогла вступить в конкуренцию со старой технологией. Вскоре удалось найти и новый способ переделки выплавляемого таким образом чугуна в полосовое железо, получивший название пудлингования. Усовершенствованный независимо друг от друга оставшимся в забвении заводским мастером Питером Оньсоном (патент 7 мая 1783 г.) и поставщиком Адмиралтейства Генри Кортом (1740-1800) (патент 13 февраля 1784 г.) новый способ означал самую настоящую революцию в металлургии.
Переход от древесного угля к каменному позволил ускорить процесс плавки, по некоторым данным, в 10-15 раз. Это значит, во столько же раз сократились расход рабочей силы и амортизация основных средств производства, увеличилась скорость оборота капитала. Переход к пудлингованию не только позволил найти альтернативу древесному углю, но и, что еще более важно, сделал железо дешевым, а поэтому во много раз более доступным, чем раньше. Уже к концу XVIII в. оно стоило дешевле хлеба. В этих условиях резко сократилась стоимость паровой машины и она стала экономически выгодной.
Первоначально паровой двигатель с трудом пробивал себе дорогу. В 1800 г. в мире насчитывалось всего лишь 350 паровых машин мощностью 6 тыс. лошадиных сил (л.с.). Одна из причин этого заключалась в том, что первые паровые двигатели изготавливались вручную. Промышленный переворот стал развиваться быстрее, когда было механизировано их производство. В 1825 г. насчитывалось уже 2 тыс. паровых двигателей мощностью в 100 тыс. л.с., к 1875 г. общая мощность паровых двигателей увеличилась до 20 млн л.с., а к 1900 г. — до 120 млн.
Развитие промышленного переворота вызвало рост спроса на металл, а произошедшая революция в металлургии позволила Британии стать крупнейшим производителем железа. В начале XVIII в. она выплавила лишь около 16 тыс. т чугуна и за счет этого удовлетворяла менее половины своих потребностей в металле. К 1800 производство чугуна увеличилось в 10 раз и достигло 160 тыс. т. Британия не только перестала ввозить железо, но и сама встала на путь его экспорта.
Один только этот факт свидетельствует о тех возможностях, которые открыл перед человеческим обществом промышленный переворот. Он раздвинул пределы роста, в которые до этого упиралось развитие всех предшествовавших цивилизаций, придал необратимый характер процессу индустриализации, процессу перехода от аграрной экономики к индустриальной.
Последствия промышленного переворота.
Промышленный переворот повлек за собою радикальные перемены во всех сферах общества. Во-первых, механизация производства резко увеличила производительность труда и поставила механизированное производство вне конкуренции с производством, основанным на ручном труде. Поэтому осуществление промышленного переворота имело своим следствием разрушение мелкого, ремесленного и утверждение крупного, фабричного производства.
Переход от ручного труда к машинному означал ускорение развития промышленности, окончательное ее отделение от сельского хозяйства, превращение ее в ведущую отрасль экономики, перераспределение населения между сельским хозяйством и промышленностью в пользу промышленности, между деревней и городом в пользу города. Город становится центром экономической жизни общества и начинает определять весь его облик.
Появление универсального парового двигателя открыло возможность механизации не только промышленного производства, но и других отраслей экономики. Уже в 1807 г. американец Роберт Фултон (1765-1815) построил первый пароход, а в 1814 г. англичанин Джордж Стефенсон (Stephenson) (1781-1848) сконструировал и пустил первый паровоз. Эти изобретения положили начало революции на транспорте.
Развитие промышленного переворота стимулировало развитие науки и увеличение спроса как на инженерно-технические кадры, так и образованных рабочих. Возникла необходимость ликвидации той почти поголовной неграмотности, которая была характерна для аграрных обществ. Началась самая настоящая культурная революция.
Отделение промышленности от сельского хозяйства и превращение промышленности в ведущую отрасль экономики стимулировали развитие обмена. А это, в свою очередь, делало неизбежным окончательное разрушение натурального хозяйства и превращение рынка в один из важнейших механизмов распределения и перераспределения материальных ценностей.
Развитие промышленности и торговли имело своим следствием гибель старых феодальных сословий, с одной стороны, формирование рабочего класса и буржуазии, с другой, что означало завершение процесса так называемого «первоначального капиталистического накопления».
Рост экономической силы буржуазии делал неизбежным ее стремление к власти и ликвидации старых законов. Поэтому складывание буржуазных обществ вело к ломке прежней политической надстройки и формированию буржуазных государств.
Погоня торгового капитала за прибылью, невозможность быстро развивающейся промышленности оставаться в границах внутренних рынков и начавшаяся революция на транспорте способствовали расширению международного обмена и вели к складыванию мирового рынка.
Вступление процесса формирования мирового рынка в завершающую стадию делало неизбежным складывание единого мирового хозяйства, единой мировой культуры, единой мировой цивилизации. Связанная с этим ликвидация прежней экономической, культурной и политической разобщенности отдельных стран и народов означала формирование единого исторического процесса. В результате, если на протяжении столетий отдельные народы развивались, прежде всего, под воздействием внутренних факторов, теперь начинается ослабление внутренних и усиление роли внешних факторов.
Формирование единого мирового рынка делало неизбежным обострение борьбы между индустриальными державами («мастерские мира») за рынки сбыта и источники сырья, т.е. за раздел на сферы влияния аграрной периферии («мировой деревни»), а также борьбы между «мастерскими мира» за гегемонию на мировом рынке, за гегемонию в складывавшемся мировом хозяйстве. Все это вместе взятое имело своим следствием глобализацию международных конфликтов.
Перед всеми странами открылась альтернатива — или осуществить промышленный переворот и, войдя в число «мастерских мира», не только сохранить экономическую и политическую самостоятельность, но и приобщиться к эксплуатации «мировой деревни», или перейти в разряд колониально-зависимых государств.
страница 1страница 2страница 3
скачать
Другие похожие работы: