NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Выразительные средства языка. Перифраза


Савенкова Надежда Алексеевна, учитель МАОУ «Новолыбаевская СОШ»

Занятие элективного курса по русскому языку в 9 классе.

Тема: Выразительные средства языка. Перифраза.

Цель занятия: познакомить с выразительно – изобразительной ролью перифразы в тексте, формировать умение находить перифразы в тексте, определять их значение, использовать в речи.

Ход занятия:

Слайд 2. Иллюстрации на слайде – дать определение предметам. Что изображено на картинках, и как можно по - другому назвать данные предметы?

«Первобытный человек, прибегавший к особой иносказательной речи, был убеждён, что, скрывая свои приготовления, не называя зверей и орудий охоты, не даст возможность зверям узнать об опасности и тем самым обеспечит себе удачный промысел… Иносказательная свадебная речь, когда ни жених, ни невеста не назвались своими именами, была вызвана стремлением скрыть от черных, враждебных сил смысл происходящего». Так возникли загадки, группировавшиеся в тематические группы. Умение понять загадочную речь высоко ценилось.

Лев – царь зверей.

Хлопок – белое золото.

Верблюд – корабль пустыни.

Боксер – мастер кожаной перчатки.

Кукуруза – царица полей.

Вывод: учащиеся дают свое определение перифразе.

Слайд 3. Перифраз, перифраза (от греческого – пересказ) – стилистический прием, заключающийся в замене какого-либо слова или словосочетания описательным оборотом речи, в котором указаны признаки неназванного прямо предмета.

  1. Слово учителя:

Слайд 4. Виды перифраз:

А) общеязыковые

Общеязыковые перифразы обычно получают устойчивый характер.

Например:

Город на Неве – Санкт-Петербург

Наши меньшие братья - животные

Люди в белых халатах - врачи

Добытчики черного золота - шахтеры

Покорители горных вершин - альпинисты

Где могут использоваться перифразы? (публицистический стиль)

Слайд 5. Общеязыковые перифразы можно разграничить на

образные и необразные.

Образные перифразы, то есть, такие, в основе которых лежит употребление слов переносном значении.

Необразные, представляющие собой переименования предметов, качеств, действий.

Сравните: буревестник революции – автор «Песни о Буревестнике». Первое словосочетание носит метафорический характер, второе представляет собой наименование, состоящее из слов, употребленных в их точном лексическом значении. Образные перифразы выполняют в речи эстетическую функцию, их отличает яркая эмоционально – экспрессивная окраска.

Слайд 6. Определите значение перифразы:

Театра злой законодатель,

непостоянный обожатель

очаровательных актрис,

Почетный гражданин кулис.. (Евгений Онегин)

Задание 1.

Группа 1. Дайте значение перифраз. (слабая группа)

Группа 2. Определите образные и необразные перифразы. (сильная группа)

  1. Город на Неве – Санкт-Петербург

  2. Нюхательная часть носа – нос

  3. Золотой телец – деньги

  4. Денежные знаки – деньги

  5. Солнце русской поэзии –А. С. Пушкин

  6. Автор «Евгения Онегина» - А. С. Пушкин

  7. Наши меньшие братья – животные

  8. Зеленый друг – лес

Слайд 7.Вывод: Как отличаются образные и необразные перифразы?

Какую функцию выполняют образные и необразные перифразы? (эстетическая и смысловая функции).

Задание 2.

Слайд 8. Немалое место в русском языке занимают перифразы – топонимы. (обозначают местность, название местности).

Карточка 2.

  1. Поднебесная – Китай

  2. Туманный Альбион – Англия

  3. Страна Восходящего Солнца - Япония

  4. Страна Утренней Свежести – Корея

  5. Северная Пальмира – Санкт-Петербург

  6. Русский Версаль – Петродворец

  7. Город невест – Иваново

  8. Страна березового ситца – Россия

Вывод: Что дает нам знание перифраз – топонимов? (развивает речь, делает ее красочной и богатой.

Слайд 9.

  1. Индивидуально-авторские перифразы еще более выразительны, они выполняют в речи эстетическую функцию.



1)пародийная перифраза

Фет

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,-

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск января.

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!...

Минаев.

Холод. Грязные селенья.

Лужи и туман.

Крепостное разрушенье,

Говор поселян.

От дворовых нет поклона,

Шапки набекрень,

И работника Семена

Плутовство и лень.

На полях – чужие гуси,

Дерзость гусенят,-

Посрамленье, гибель Руси,

И разврат, разврат.

2) эпиграмматическая перифраза.

Слайд 10. К форме эпиграмматической перифразы обращался иногда В. В. Маяковский. Вот пример из критики на А. Эфроса, форма стиха заимствована из Блока (конец «Двенадцати»)

Блок

..В белом венчике из роз –

Впереди Иисус Христос.

Есенин

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

Маяковский

В белом венчике из роз

Впереди Абрам Эфрос.

Маяковский

В этой жизни помереть не трудно,

Сделать жизнь значительно трудней.

Вывод: Перифразы могут определяться по-разному и быть самыми различными.

Слайд 11. Самостоятельная работа. Тренинг.

  1. Замените слова перифразами.

Белый медведь – белый аристократ, белый вездеход, хозяин белого безмолвия.

Реки – голубые артерии, голубые дороги, голубые нивы.

Лес – зеленый океан, зеленая нива, зеленое море.

Волк – серый разбойник, серый санитар

«Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года… «(весна)

«Она почила вечным сном..»

Задание 3. Группа 1. Выберите из текста перифразы.

Группа2. Создайте свой текст, используя перифразы.

Задание 1.

Группа 1.

Дайте значение перифраз.

  1. Город на Неве -__________________________________________

  2. Нюхательная часть носа –___________________________________

  3. Золотой телец –___________________________________________

  4. Денежные знаки –________________________________________

  5. Солнце русской поэзии –____________________________________

  6. Автор «Евгения Онегина» -___________________________________

  7. Наши меньшие братья – ______________________________________

  8. Зеленый друг –______________________________________________

Задание 1.

Группа 2.

Дайте значение перифраз и определите, какие из них образные и какие необразные (обозначьте буквой О или Н)

  1. Город на Неве -__________________________________________

  2. Нюхательная часть лица –___________________________________

  3. Золотой телец –___________________________________________

  4. Денежные знаки –________________________________________

  5. Солнце русской поэзии –____________________________________

  6. Автор «Евгения Онегина» -___________________________________

  7. Наши меньшие братья – ______________________________________

  8. Зеленый друг –______________________________________________

Задание 2.

Группа 1.

Подпишите перифразы – топонимы.

  1. Поднебесная – ___________________________

  2. __________________________________ – Англия

  3. __________________________________- Япония

  4. Страна Утренней Свежести – ____________________

  5. __________________________________– Санкт-Петербург

  6. Русский Версаль –_____________________________

  7. Город невест – ______________________________

  8. Страна березового ситца –________________________

Задание 2.

Группа 2.

Подпишите перифразы – топонимы.

  1. Поднебесная – ___________________________

  2. __________________________________ – Англия

  3. __________________________________- Япония

  4. Страна Утренней Свежести – ____________________

  5. __________________________________– Санкт-Петербург

  6. Русский Версаль –_____________________________

  7. Город невест – ______________________________

  8. Страна березового ситца –________________________

Задание 3.

Группа 1.

Замените слова перифразами.

  1. ________________________– белый аристократ, белый вездеход, хозяин белого безмолвия.

  2. __________________– голубые артерии, голубые дороги, голубые нивы.

  3. _____________________ – зеленый океан, зеленая нива, зеленое море.

  4. _____________________ – серый разбойник, серый санитар

  5. «Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года»…_________________________

  1. «Она почила вечным сном..»________________________________

Задание 3.

Группа 2.

Выберите из текста перифразы.

Тайга долго просыпается от зимней спячки. Сначала от снега освобождается верхушка зеленого царства. Весной после долгого сна из своей берлоги на охоту выходит изголодавшийся хозяин тайги. Стаями собираются для охоты санитары леса.

Задание 3

Индивидуальное задание.

1.Узнайте, о чем говорится в тексте. Подчеркните в тексте выражения, которыми автор заменяет это понятие, указывая при этом на его существенные признаки. Ещё раз назовите, как называются такие выражения. Какую роль играют перифразы в этом тексте?

…(1)Оно наводит только грусть на человека: глядя на него, хочется плакать. (2)Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод, и не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины.

(3)Рёв и бешеные раскаты валов не нежат слабого слуха; они всё твердят свою, от начала мира одну и ту же песнь мрачного и неразгаданного содержания; и всё слышится в ней один и тот же стон, одни и те же жалобы, будто обречённого на муку чудовища да чьи-то пронзительные, зловещие голоса. (4)Птицы не щебечут вокруг; только безмолвные чайки, как осуждённые, уныло носятся у прибрежья и кружатся над водой.

(5)Бессилен рёв зверя перед этими воплями природы, ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины! (6)От этого, может быть, так тяжело ему смотреть на ___________.

(7)Нет, бог с ним, с ____________! (8)Самая тишина и неподвижность его не рождают отрадного чувства в душе: в едва заметном колебании водяной массы человек видит ту же необъятную, хотя и спящую силу, которая подчас так ядовито издевается над его гордой волей и так глубоко хоронит его отважные замыслы, все его хлопоты и труды.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:




Документы

архив: 1 стр.