NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям


Высшего профессионального образования «омская гуманитарная академия» кафедра педагогики, психологии и социальной работы


ОСНОВЫ МЕНЕНДЖМЕНТА В ОБРАЗОВАНИИ И УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ




Тема 1. Образовательные системы. Нормативно-правовые основы функционирования и развития образовательных систем.


Понятие «система» , «образование» и «система образования». Система образования РФ и ее структура. Соотношение понятий «социальная система», «образовательная система» и «педагогическая система». Федеральная, региональная, муниципальная и институциональные образовательные системы.

Нормативно-правовые основы функционирования и развития образовательных систем в РФ. Конституционные основы законодательства РФ об образовании. Национальная доктрина образования в РФ. Закон РФ «Об образовании» (1992г). Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании (1996г).

Тема 2. Общеобразовательное учреждение как институциональная образовательная система и объект управления


Понятие «организация», «учреждение», «образовательное учреждение», «школа». Правовой статус и правовые основы деятельности школы. Конституционно-правовой статус школы. Гражданско-правовой статус школы. Финансово-экономический статус школы. Нормативное подушевое финансирование . Административно-правовой статус школы. Образовательно-правовой статус школы.

Школа – открытая система. Социум как внешняя среда организации: социальное макроокружение школы (среда косвенного воздействия) и непосредственное окружение школы (среда прямого воздействия). Школа как центр совместной деятельности школы, семьи и общественности.

Государственный и социальный заказ. Социальное партнерство. Факторы внутренней среды школы: философия, миссия, цель, структура, ресурсы ( кадровые, финансовые, нормативно-правовые, материально-технические).

Взаимодействие педагога и школы. Восприятие педагогом организационного окружения. Восприятие организационным окружением педагога. Организационная культура.

Жизненный цикл школы: открытие, функционирование, развитие, закрытие. Особенности работы педагогического коллектива на разных этапах жизненного цикла школы.


Тема 3. Понятие управления и педагогического менеджмента

Управление как элемент образовательной системы, обеспечивающий ее сохранение и развитие. Понятие «управление», «объект управления», «субъект управления». Методологические основы управления.

Управление школой как система. Цели, принципы управления, функции, методы, организационная структура, информация, информационные технологии.

Управление школой как процесс. Целеполагание, принятие управленческого решения, выполнение управленческого решения.

Критерии и показатели эффективности управления в школе.

Педагогический менеджмент как система управления, как процесс, как область человеческого знания (наука), как искусство (практика).

Тема 4. Мотивационно-целевая функция управления.

Понятие «цель», «задача», «идеал». Стратегическое управленческое целеполагание. Источники стратегического целеполагания: миссия, государственный и социальный заказ, видение руководителей и педагогов. Проблема согласования различных заказов в цели школы. Инновации и их значение для развития школы.

Тактическое и операциональное целепологание. Цели в начальной, основной и старшей школе. Цели изучения предмета, цели изучения темы, цели урока. Цели дополнительного образования, внеклассной и внешкольной работы. Построение дерева целей.

Мотивация персонала на достижение целей. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Сопротивление персонала инновациям и способы его снятия.

Методы стимулирования персонала. Особенности распределения стимулирующей части оплаты труда педагогам в школе. Повышение квалификации и аттестация педагогов и администрации школы.

Направление совершенствования мотивационно-целевой функции управления. Особенности новой системы оплаты труда.


Тема 5. Информационно-аналитическая и планово-прогностическая функции управления

Система информационного обеспечения школы. Виды и требования, предъявляемые к информации в управлении. Способы сбора, систематизации, использование и хранение информации.

Сущность аналитической деятельности. Педагогический анализ его виды, принципы анализа. Проблемно- ориентированный анализ. Анализ текущих и конечных результатов работы школы. Анализ урока. Основные направления совершенствования и развития информационно-аналитической деятельности руководителей школы. Внедрение педагогической диагностики, новых информационных технологий.

Сущность плана как управленческого решения. Место и роль прогноза в перспективном планировании. Программно-целевой и проектный методы планирования.

Виды планов в школе. Стратегические планы. Программа развития школы. Тактические планы. План работы школы на год. Образовательная программа (учебный план). Тактические планы. Расписание. План работы школы на месяц. Совершенствование и развитие планово - прогностической деятельности.


Тема 6. Организационная функция управления


Организационная структура образовательного учреждения. Типы организационных структур: линейная, функциональная, линейно-функциональная, проектная, матричная структура.

Основные организационные механизмы: регламентирование, нормирование, инструктирование, делегирование.

Инвариантная структура управляющей системы школы: уровень директора (стратегическое управление); уровень заместителей и других членов администрации (тактическое управление); уровень учителей, классных руководителей, воспитателей (оперативное управление); уровень учащихся (соуправление).

Службы общешкольного управления: традиционные: педсовет, родительский комитет, ученический совет и т.д.. Нововведения в структуре управления образованием. Органы государственно-общественного управления. Попечительский совет . Совет образовательного учреждения. Деятельность различных служб сопровождения, психолого-педагогической поддержки обучающихся, контроля за соблюдением прав детей в образовании (медико-санитарной, валеологической, социальной, службы занятости). Задачи служб диагностики и мониторинга качества образования, экспертно-диагностических, методических, аттестационно-инспекторских, информационно-консультационных. Организация маркетинговой службы.
Тема 7. Котрольно-диагностическая и регулятивно-коррекционная функция управления

Сущность внутришкольного контроля. Содержание, формы, методы его осуществления. Целостность системы внутришкольного контроля. Контроль и самоконтроль за процессом и результатами. Рефлексная основа внутришкольного контроля.

Внутришкольное инспектирование и экспертиза.

Внутришкольный образовательный мониторинг как составная часть внутришкольного контроля, его основные объекты. Роль мониторинга в повышении научного уровня управления за качеством образования.

Понятие «регулирование», «коррекция», «корригирование». Цель, содержание, формы, виды регулятивно-коррекционной деятельности. Технология ее осуществления. Типичные недостатки в практике реализации регулятивно-коррекционной деятельности, направления ее совершенствования в практике. Основы делопроизводства.

Тема 8. Руководитель общеобразовательного учреждения и его управленческая культура.


Сущность и структура управленческой культуры. Содержание ее компонентов: аксиологического, технологического, личностно-творческого.

Профессиональные качества руководителя школы. Уровни управления и качества руководителя. Мировоззрение, образ жизни и здоровье руководителя

Лидерство руководителя. Важность лидерства для руководителя школы. Власть и влияние лидера. Факторы, влияющие на эффективность лидерства.

Формирование команды руководителя. Принципы подбора и управления командой, ориентированной на задачи. Этапы развития команды.

Подбор персонала на работу в школу.

Тема 9. Воспитательная система как объект управления.

Категория «воспитание» в концепциях воспитания В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Х.Й.Лийметса и др. Воспитательный процесс как системное явление.

Сущность системного подхода, его роль в познании и преобразовании природных и социальных систем. Сущность понятия «воспитательная система» школы. Компоненты воспитательной системы. Функции и задачи воспитательной системы. Этапы развития воспитательной системы.

Тема 10. Воспитательные системы в истории и современности.

Гуманистические воспитательные системы XIX века. Гимназия К.Мая. Школа Е.С.Левицкой в Царском Селе.

Гуманистические воспитательные системы XX века. Опыт создания «новых» школ на Западе: школа Саммерхилл, «Свободная школьная община» в Виккерсдорфе, Вальдорфская школа Р.Штейнера и др.

Лечебно-воспитательное учреждение В.П.Кащенко. Уникальные воспитательные системы 20-х годов XX века. Воспитательные системы современных школ России.

Тема 11. Воспитательная система класса.

Воспитательная система класса. Педагогическая целесообразность создания воспитательной системы класса. Компоненты воспитательной системы класса. Сообщество детей и взрослых как основа индивидуально-группового компонента. Элементы ценностно-ориентационного компонента. Составляющие функционально-деятельностного компонента. Пространственно-временной компонент, его основные элементы.

Элементы диагностико-результативного компонента.

Тема 12. Управление развитием воспитательной системы общеобразовательного учреждения как инновационный процесс.

Понятие «инновационный процесс». Инвариантная модель и «авторские» школьные воспитательные системы. Критерии и показатели развитости и эффективности воспитательной системы школы.

Тема 13. Планирование воспитательной системы в общеобразовательном учреждении.

Виды деятельности, реализуемой в воспитательной системе. Системообразующая деятельность. Условия выбора системообразующей деятельности.

Программа воспитания как отражение деятельности, обеспечивающей реализацию целей воспитательной системы.

Сущность программы воспитания. Многообразие программ воспитания. Проектирование программы воспитания. Условия обеспечения успешности реализации программы воспитания.
Тема 14. Сообщество детей и взрослых как компонент воспитательной системы.

Ребенок как объект и субъект воспитания. Возрастные особенности детей в контексте воспитания. Личностно-профессиональная позиция педагога как воспитателя. Роль родителей и других взрослых в становлении и развитии воспитательной системы.

Создание единого школьного коллектива как условие функционирования воспитательной системы. Педагогические концепции детского коллектива.

Понятия «самоуправление», «соуправление». Принципы развития детского самоуправления.

Тема 15. Гуманистический характер отношений в воспитательной системе школы.

Проблема взаимоотношений школьников с другими субъектами воспитательной системы школы. Отношения «дети – родители – педагоги», «дети – педагоги, взрослые». Деловые и эмоционально-психологические отношения. Управление отношениями.

Развитие школьного класса в контексте воспитательной системы школы. Взаимовлияние класса и отдельного ученика как отражение структуры и характера отношений, формирующихся в классном коллективе.
Тема 16. Среда как компонент воспитательной системы.

Природная среда (географические условия) как фактор формирования воспитательной системы. Социальная среда (культура, экономико-промышленное окружение, исторические особенности), ее влияние на формирование воспитательной системы.

Среда как средство гуманистического воспитания. Возможности использования потенциала среды для личностного роста школьников.

Сущность и основные идеи средового подхода в воспитании. Технология воспитания через среду. Социальные партнеры воспитательной системы.

Тема 17. Моделирование воспитательных систем различных образовательных учреждений.

Этапы моделирования воспитательной системы. Условия эффективной реализации разработанной модели воспитательной системы.

Многообразие вариантов современных воспитательных систем. Моделирование воспитательной системы сельской школы, городской школы, учебно-воспитательных учреждений нового типа (лицея, гимназии), школы-интерната и др.

Моделирование воспитательной системы класса.

Тема 18. Педагогические технологии в условиях воспитательной системы.

Общепедагогические технологии воспитательного процесса (гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили, модель трудового воспитания А.А. Католикова, воспитательная система Международного детского центра «Артек» и т.п.)

Частно-методические воспитательные технологии. Локальные (модульные) воспитательные технологии, воспитательные технологии Н.Е.Щурковой, В.Ю.Питюкова и др.

Условия, которые необходимо соблюдать при выборе воспитательных технологий.

Тема 19: Оценка эффективности воспитательной системы общеобразовательного учреждения и класса

Критерии эффективности воспитательной системы: критерии факта и критерии качества. Диагностика как механизм отслеживания эффективности воспитательной системы. Цель диагностики.

Личность воспитанника как основной показатель эффективности воспитательной системы. Детский коллектив как предмет диагностики. Диагностика профессиональной позиции педагога. Изучение организационных условий, обеспечивающих эффективность процесса воспитания.
Основная литература


    1. Гончаров М.А. Основы менеджмента в образовании: учебное пособие / М.А. Гончаров. - М.: КНОРУС, 2006. - 480 с.


Дополнительная литература

  1. Гуманистические воспитательные системы: вчера и сегодня /Под ред. Н.Л.Селивановой. – М., 1998.

  2. Закон Российской Федерации от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ в редакции Федерального Закона) «Об образовании».

  3. Заславская О.Ю., Сергеева М.А. Информационные технологии в управлении образовательным учреждением. – М.,2006.

  4. Кайнова Э.Б. Критерии качества образования: основные характеристики и способы измерения. – М., 2005.

  5. Кальней В.А., Шишов С.Е. Мониторинг качества образования в школе. – М., 1998.

  6. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! – М., 2000.

  7. Коджаспирова Г.М. Педагогика. – М.: Гардарики, 2005. Раздел – Управление образовательными системами.

  8. Орлова Т.В. Управление образовательными системами. – М.:Академия,2006.

  9. Сергеева В.П. Управление образовательными системами.
    Учебное пособие. - М., 2001.

  10. Шамова Т.И., Третъяков П.И., Капустин Н.П. Управление бразовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб,
    аведений / Под ред. Т.И. Шамовой. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 320 с.

  11. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Образовательные системы: сущность, содержание, управление. - М., 2001.




РАЗДЕЛ 3.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОТВЕТА БАКАЛАВРА НА ИТОГОВОМ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМ ЭКЗАМЕНЕ



При оценке качества ответа бакалавра на государственном экзамене учитываются умение выпускником четко и логично излагать ответ, отвечать на вопросы.
Отметка «отлично» ставится, если:

  • Знания бакалавра отличаются глубиной и содержательностью, им дается полный исчерпывающий ответ, как на основные вопросы билета, так и на дополнительные;

  • Бакалавр свободно владеет научными понятиями;

  • Логично и доказательно раскрывает проблему, предложенную в билете;

  • Ответ не содержит фактических ошибок и характеризуется глубиной, полнотой, уверенностью бакалавра;

  • Ответ иллюстрируется примерами;

  • Бакалавр демонстрирует умение вести научную дискуссию.

Отметка «хорошо» ставится, если:

  • Знания бакалавра имеют достаточный содержательный уровень, однако отличаются слабой структурированностью; содержание билета раскрывается студентом, однако имеются неточности при ответе на дополнительные вопросы;

  • В ответе имеют место несущественные фактические ошибки, которые бакалавр способен исправить самостоятельно, благодаря наводящему вопросу;

  • Недостаточно раскрыта проблема по одному из вопросов билета;

  • Недостаточно логично построено изложение вопроса;

  • Ответ прозвучал недостаточно уверенно, бакалавр не свободно владеет материалом.

Отметка «удовлетворительно» ставится, если:

  • Знания бакалавра имеют фрагментарный характер, отличаются поверхностностью и малой содержательностью; содержание билета раскрыто слабо, имеются неточности при ответе на основные вопросы билета:

  • Программный материал в основном излагается, но допущены фактические ошибки;

  • Бакалавр не может обосновать закономерности и принципы, объяснить факты;

  • Нарушена логика изложения, отсутствует осмысленность представляемого материала;

  • Не отвечает или отвечает неправильно на дополнительный вопрос;

  • Не знает ответа на один из вопросов билета.

Отметка «неудовлетворительно» ставится, если:

  • Обнаружено незнание или непонимание бакалавром сущностной части сдаваемой дисциплины;

  • Допускаются существенные фактические ошибки, которые бакалавр не может исправить самостоятельно;

  • На большую часть дополнительных вопросов по содержанию экзамена бакалавр затрудняется дать ответ или не дает верных ответов.

  • Не знает ответ на основной вопрос билета.




страница 1 ... страница 9страница 10страница 11страница 12


скачать

Другие похожие работы: