NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям


Высшего профессионального образования «омская гуманитарная академия» кафедра педагогики, психологии и социальной работы


ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ



Тема 1. Семья как система. Основные параметры семьи как системы. Современная семья: структура, специфика, воспитательные возможности

Понятия «брак» и «семья». Формы организации брака и семьи, их истоки и эволюция. Нетрадиционные (особые) семьи. Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений.

Семейные роли и внутрисемейная ролевая структура: семейные правила, границы между подсистемами, семейные подсистемы (супружеская, родительская, детская и др.), семейные мифы, стандарты (стереотипы) взаимодействия. Жизненный цикл семьи. Семья как персональная микросреда развития ребёнка.

Семья в социуме, социум в семье. Типология семей по различным признакам: по количеству супругов, по количеству детей, по типу главенства в семье, по семейному стажу, по семейному укладу и др. Специфика семейного влияния и воспитания. Психологически благополучная и неблагополучная современная семья. Многообразие семейных функций.
Тема 5. Феномен родительства: теоретические подходы, компоненты родительства, факторы, определяющие формирование родительства.

Родительская любовь как единство любви матери и отца

Родительство как социокультурный феномен. Основные компоненты родительства: семейные ценности, родительские установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительская ответственность, стиль семейного воспитания. Факторы, определяющие формирование родительства.

Любовь матери как первая и наиболее значимая для ребенка сторона родительской любви. Специфика любви отца. Институты материнства и отцовства: исторические особенности возникновения и развития. Факторы, депривирующие развитие и проявление материнской и отцовской любви: случайность зачатия ребёнка, отсутствие желания иметь ребёнка, отсутствие любви между супругами и другие.
Тема 6. Родительство и воспитание родителей. Основные концепции воспитания родителей. Коррекционные родительские группы

«Педагогическое образование родителей» и «воспитание родителей». Модели «воспитания родителей»: Адлеровская модель (А. Адлер), учебно-теоретическая (Б. Скиннер), модель чувственной коммуникации (Т. Гордон), модель, основанная на транзактном анализе (М. Джеймс), модель групповой терапии (Х. Джинот).

Модель родительского всеобуча и подготовки молодежи к семейной жизни (И.В. Гребенников).

Коррекционные родительские группы: цели, формы и методы работы, программа занятий и их тематика.
Тема 7. Семейное консультирование: сущность, особенности, основные вопросы семейного консультирования. Консультирование как метод социальной помощи

Исторические корни семейного консультирования: психодинамический подход, системная семейная психотерапия и др.

Теоретические модели консультирования семьи: психодинамический подход, бихевиоральный подход, гуманистический клиент-центрированный подход, структурная модель консультирования и др.

Фазы консультирования семьи, черты неэффективного и мудрого консультирования. Консультирование родителей по вопросам воспитания детей и родительско-детских отношений. Социометрические техники консультирования семьи.
Основная литература


  1. Зритнева Е.И. Семьеведение: учеб.пос. - М.: Владос, 2006.



Дополнительная литература


  1. Андреева Т.В. Семейная психология: учеб.пос. - Спб: Речь, 2005.

  2. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учеб.пос.- М, 2005.

  3. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования : Учеб.пособие для вузов / Под ред.Е.Г.Силяевой. - 3-е изд.,стер. - М. : Академия, 2004 (2005).

  4. Овчарова Р.В. Психология родительства: учеб. пос.- М, Академия, 2005.

  5. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб.пос.- М.: Гардарики, 2004.



ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ



Тема 1.Диагностика и коррекция как специфический вид познания

Коррекционно-диагностическая деятельность как психолого-педагогическая проблема. Предмет и задачи курса. Взаимосвязь науки с другими отраслями знаний. Становление и развитие педагогической диагностики и коррекции в воспитательном процессе.

Тема 2.Коррекционно-педагогическое образование ребёнка в системе образования

Индивидуализация обучения. Принципы, задачи и формы коррекционно-педагогического процесса. Педагогические требования к организации учебной деятельности школьников.

Тема 3.Педагогическая коррекция и её отличие от других видов педагогической деятельности

Сущность педагогической коррекции. Педагогическая коррекция девиантного поведения подростков в учебно-воспитательном процессе. Социально-педагогическая направленность профилактической и коррекционно-педагогической работы с несовершеннолетними. Коррекция общения и семейных взаимоотношений подростков и родителей.

Тема 4. Диагностика и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков

Психолого – педагогическая сущность отклоняющегося поведения подростков. Причины и условия девиантного поведения подростков. Социально-педагогическая направленность профилактической и коррекционно-педагогической работы с несовершеннолетними.

Тема 5.Организационно – педагогические основы коррекционного – диагностической деятельности

Учитель как субъект коррекционно-педагогической деятельности. Нормативно – правовая база коррекционно-педагогического процесса в общеобразовательной школе. Психолого – медико - педагогическая консультация и её роль в предупреждении и коррекции отклонений в развитии и поведении ребёнка. Государственная система специальной (коррекционной) поддержки и социальной защиты детей и подростков.
Основная литература
1. Усанова О.Н. Специальная психология. СПб.: Питер, 2006.
2. Специальная психология: Учеб. пособие; Под ред. В.И. Лубовского. М.: Академия, 2006.

3. Специальная педагогика: Учеб. пособие; Под ред. Н.М. Назаровой. М.: Академия, 2004.
Дополнительная литература


  1. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. – М., 1935.

  2. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М., 1993.

  3. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением : Учеб.-метод. пособие / М. И. Рожков, М. А. Ковальчук, И. В. Кузнецова и др. ; под ред. М. И. Рожкова. – М. : Владос, 2001. – 239 с.

  4. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2004.

  5. Григорьевская, М. Ю.   Деятельность классных руководителей по предупреждению суицидального поведения старшеклассников : Учеб. - метод. пособие / М. Ю. Григорьевская. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. – 123 с.

  6. Гунина, Е. В.   Учет особенностей темперамента в учебно-воспитательной работе : (в помощь практ. психологу и учителю) / Е. В. Гунина, Т. Г. Любимова, Н. В. Смирнова. – Чебоксары : РИПКРНО, 1992. – 31 с.

  7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.

  8. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. – М., 1998.

  9. Егорова, З. В.   Новая система организации педагогического процесса по предупреждению и коррекции отклоняющегося поведения учащихся / З. В. Егорова, В. М. Никитин. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2001. – 119 с.

  10. Кириллова, О. В.   Воспитательная работа с трудными подростками : учеб. пособие / О. В. Кириллова. – Чебоксары : ЧГУ, 1995. – 79 с.

  11. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка. – М., 1986.

  12. Зюбин Л.М. учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. – М., 1982.

  13. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М, 2000.

  14. Кевля Ф.И. Педагогическое прогнозирование личностного развития ребёнка. – М., 1997.

  15. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. – Казань, 1982.

  16. Мазуров, Г. И.   Организация индивидуальной работы с трудными подростками : учеб. пособие / Г. И. Мазуров, В. Л. Туркин. – Чебоксары., 1992. – 51 с.

  17. Павлов, И. В.   Педагогические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних : Учеб. пособие / И. В. Павлов. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ин-т, 1996. – 232 с.

  18. Поварицына В.А. Воспитательная работа школы с трудными учащимися. – Челябинск, 1984.

  19. Потанин Г. М., Косенко В.Г. Психолого – коррекционная работа с подростками. – Белгород, 1995.

  20. Цеплин В.С. Предупреждение неуспеваемости учащихся. – М., 1989.



страница 1 ... страница 8страница 9страница 10страница 11страница 12


скачать

Другие похожие работы: