Высшего профессионального образования «омская гуманитарная академия» кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Характеристика спортивных упражнений; их значение и виды. Закаливание, совершенствование функций организма, развитие физических качеств и способностей, воспитание морально-волевых качеств личности, эмоций, расширение кругозора детей. Взаимопомощь и взаимопонимание между детьми. Прикладное значение спортивных упражнений: воспитание трудовых навыков и бережного отношения к инвентарю. Спортивные зимние упражнения: катание на санках, коньках, скольжение по ледяным дорожкам, передвижение на лыжах.
Катание на санках. Значение катания на санках. Подготовка горки и мест для катания. Типы санок. Хранение санок и уход за ними. Разнообразие двигательной деятельности при катании на санках: индивидуальные упражнения с санками, катание друг друга, катание с гор по одному, по двое; катание с горки с выполнением различных заданий.
Катание на санках различных конструкций. Подготовка горки для катания на санках, расположение ее на участке. Выбор естественного склона. Методика обучения: организация детей, приемы обучения и исправление ошибок, усложнение заданий, темп выполнения упражнений и дозировка физической нагрузки, длительность катания на санках. Сидение на санках, спуски с горы, торможения, повороты.
Правила катания с горок. Игры на санках и методика их проведения с детьми разных возрастных групп. Эстафеты. Профилактика травматизма.
Катание на коньках: бег по прямой, повороты, торможение. Задачи и программные требования в разных возрастных группах с учетом подготовленности детей.
Организация условий: заливка ледяных дорожек и катка; подготовка места для катания на коньках. Уход за коньками, их хранение. Одежда и обувь. Профилактика обморожения.
Организация детей для катания на коньках. Последовательность обучения: подготовительные упражнения без коньков и с коньками в помещении и на снегу; упражнения и игры на льду. Методика обучения катанию на коньках с учетом возрастных особенностей и подготовленности детей, состояния здоровья; способы устранения ошибок.
Игры на льду, методика их проведения. Меры по предупреждению травм (приемы падения, строгое соблюдение правил поведения на катке).
Передвижение на лыжах. Характеристика и техника разных способов передвижения на лыжах: ступающий и скользящий шаг, попеременные и одновременные коньковые ходы.
Повороты: переступанием на месте и в движении. Подъемы: ступающим шагом, полу елочкой, елочкой и лесенкой. Спуски: в основной, низкой и высокой стойках, прямо, наискось склона, зигзагом. Способы торможения: полуплугом, плугом, упором, боковым соскальзыванием (разворотом лыж). Задачи и программные требования в разных возрастных группах с учетом подготовленности детей.
Организация детей при обучении передвижению на лыжах с учетом возрастных особенностей. Типичные ошибки и способы их устранения. Игры на лыжах. Прогулки и лыжные походы за пределы участка. Методика их проведения.
Меры по предупреждению травм (приемы безопасности падения, соблюдение
дистанции, умение пользоваться палками и т.п.). Профилактика обморожений (Т. И.Осокина, М. П. Голощекина, И. М. Бутин, Л. Д. Глазырина, В. С. Преображенский и др.). Методика обучения детей разных возрастных групп: организация детей, приемы обучения, предупреждение и исправление ошибок, усложнение заданий, темп выполнения упражнений и дозировка физической нагрузки при обучении.
Литература основная:
1. Аскарова Т.Н. Использование нестандартного оборудования в обучении дошкольников плаванию // Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 1. - С. 38 - 50.
2. Ванявкина О. Н. Система работы по коррекции нарушений осанки и плоскостопия // Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 1. - С. 80 - 85.
3. Голубева Г. Н. Формирование активного двигательного режима ребенка (до 6-ти лет) средствами физического воспитания в основные периоды адаптации к условиям среды /Г.Н.Голубева: Автореферат дис. д-ра пед. наук. – Малаховка. – 2008.- 43 с.
4. Евтушенко С. Г. Зимний стадион: современный подход к физическому воспитанию дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 8. - С. 34-37.
5. Жукова С. Умный бассейн: [развитие памяти, внимания, физическое воспитание]// Обруч. - 2011. - № 2. - С. 14-16.
6. Кислякова О. "Молодцы-удальцы": Спортивное развлечение для детей подготовительной к школе группы // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 7. - С. 10-12.
7. Полтавцева Н. В. Развитие самостоятельности в двигательной деятельности детей // Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. – 2009. - № 3. - С. 23-27.
8. Руссу Н. В. Нестандартное физкультурное и игровое оборудование в детском саду // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 6. - С. 30-35.
9. Чеменева А. А. Современные подходы к обучению плаванию детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. - 2011. - № 5. - С. 38-41.
Литература дополнительная:
1. Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения на прогулке. - М.: Академия, 1992.- 88 с.
2. Алябьева Н. В. Теория и методика физического воспитания и спорта. – Мурманск, 2004.- 168 с.
3. Алябьева Н.В. Организация и методика обучения детей передвижению на лыжах //Повышение эффективности воспитания детей дошкольного возраста.- Шадринск, 1992.- 64 -72.
4. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. Младший дошкольный возраст. – М.: ВЛАДОС, 2001. -162 с.
5. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. Средний возраст. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 148 с.
6. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. Старший возраст. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 124 с.
7. Дмитриев В.Н. Игры на открытом воздухе. - М.: изд-во Дом МСП, 1998.- 240 с.
8. Зимние подвижные игры //Семья и школа. – 1994.- №1.- С.24.
9. Литвинова М.Ф. Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего года жизни. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005.- 92 с.
10. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. - М.: АЙРИС ПРЕСС, 2004.- 146 с.
11. Осокина Т.И. и др. Обучение плаванию в детском саду. - М.: Просвещение, 2001. – 159с.
12. Семенова А., Петрова П. Спорт начинается с картинок //Обруч. – 2005. - № 3. – С. 37-38.
13. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М: Академия, 2009. – 368 с.
Тема 7 . Работа инструктора по физической культуре
Основные качества инструктора по физической культуре. Оформление методического кабинета. Формы работы инструктора по физической культуре с с родителями и педагогическими кадрами: индивидуальные консультации, проводимые по расписанию в ДОУ; групповые консультации (тема консультации, основные вопросы, иллюстрации физических упражнений, видеофильмы; обсуждение вопросов; рекомендация
литературы по данной теме); семинар-практикум; проблемный семинар; открытые занятия.
Деятельность инструктора по физической культуре: исследовательская, конструктивная, организаторская, коммуникативная, их характеристика.
Методы организации детей при выполнении физических упражнений: фронтальный, групповой, индивидуальный. Одновременный и поочередный порядок выполнения упражнений, непрерывно (поточно) и с интервалами. Особенности методики проведения различных физических упражнений по возрастным группам.
Соотношение процесса обучения и самостоятельного совершенствования движений детей старшей и подготовительной групп. Особенности содержания и методики проведения физической деятельности в смешанной по возрасту группе. Своеобразие подбора упражнений и организация детей. Дозирование нагрузки. Индивидуальный подход к детям.
Создание интереса и эмоционально-положительного отношения к физической деятельности.
Характеристика основных показателей физического развития детей: состояние здоровья, физической подготовленности, двигательной активности. Содержание индивидуально-дифференцированной работы: индивидуализация нагрузки, методов и приемов обучения. Дифференцированные двигательные задания, стимулирующие двигательную деятельность детей (Л.Д. Глазырина, В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А.
Шишкина, Л.В. Карманова и др.). Нетрадиционные формы проведения двигательной деятельности. Проведение
физических упражнений на воздухе как средства развития выносливости, оздоровления детей. Зависимость содержания физической деятельности от климатических условий и задач обучения. Использование стационарного физкультурного оборудования, естественных природных условий. Стимулирование двигательной и организационной самостоятельности, инициативы.
Литература основная:
1. Барабаш Т. «Мы - россияне!» Развиваем познавательную и физическую активность //Дошкольное воспитание.- 2011.- №1. – С.17-21.
2. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: Методология, теория, практика.- М.: Академия, 2009.- 126 с.
3. Ванявкина, О. Н. Система работы по коррекции нарушений осанки и плоскостопия // Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 1. - С. 80-85.
4. Вершанская В. Как мы решаем на практике проблемы физического воспитания и оздоровления детей// Дошкольное воспитание 2011.- №4. – С. 53-55.
5. Воронцова О. М. Как сделать физкультуру интересной? // Инструктор по физической
культуре дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 3. - С. 104-113.
6. Кузнецова А. Как организовать работу в физкультурном зале //Дошкольное воспитание.- 2011.- № 3 – С. 27- 30.
7. Кузьменко М.В. Образно-игровая ритмическая гимнастика на занятиях по физической культуре// Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 2. - С. 30-43.
8. Коломийцева Н. С. Фитбол-гимнастика как коррекционно-оздоровительное средство воспитания детей дошкольного возраста // Здоровьесберегающее образование. - 2012. - № 3. - С. 91-94.
Литература дополнительная:
1. Евтушенко С.Г. Зимний стадион: современный подход к физическому воспитанию дошкольников // дошкольная педагогика. - 2010. - № 8. - С. 34-37
2. Жукова, С. Умный бассейн: [развитие памяти, внимания, физическое воспитание] // Обруч. - 2011. - № 2. - С. 14-16.
3. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий / авт.-сост. М.А. Павлова, М.В. Лысогорская. – Волгоград: Учитель, 2009. - 186 с.
4. Кириллова Ю.А. Русские народные подвижные игры - средство повышения эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика. - 2011. - № 6. - С. 25-28.
5. Новаковский С.В. Спортивные танцы как средство физического воспитания дошкольников // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 3. - С. 58-61.
6. Новоселова, Р.А. Игры и упражнения для профилактики и укрепления опорно-двигательного аппарата дошкольников // Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 3. - С. 41-47.
7. Полтавцева Н. В. Развитие самостоятельности в двигательной деятельности детей // Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. – 2009. - № 3. - С. 23-27.
8. Попкова Н. О взаимодействии детского сада и родителей в физическом воспитании детей // Воспитание дошкольников. - 2010. - № 3. - С. 52-59.
9. Руссу, Н. В. Нестандартное физкультурное и игровое оборудование в детском саду // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 6. - С. 30 -35.
10. Шершнева, Ю. Занятия на тренажерах //Дошкольное воспитание.- 2012.- № 7 – С. 4- 9.
Тема 8. Организация и методика проведения различных видов двигательной деятельности ребѐнка.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня дошкольного учреждения: Утренняя гимнастика в режиме детского сада, ее построение. Подбор упражнений. Составление комплексов утренней гимнастики; ее задачи: повышение функционального состояния и работоспособности организма; развитие моторики, формирование правильной осанки и предупреждение плоскостопия. Требования к подбору физических упражнений для разных возрастных групп с учетом задач, состояния здоровья, физического развития, подготовленности детей, условий и места проведения. Продолжительность проведения комплексов, их смена.
Дозировка упражнений, темп выполнения и длительность утренней гимнастики. Контроль качества выполнения упражнений детьми, регуляция дыхания. Проведение утренней гимнастики на участке и в помещении, их специфика, гигиенические требования к условиям проведения. Значение музыки и песни, дыхания при проведении утренней гимнастики.
Физкультминутки. Необходимость проведения физкультминуток на занятиях по рисованию, лепке, развитию речи и др. Специфика подбора физических и танцевальных упражнений для физкультминутки. Методика проведения: организация детей, приемы руководства, темп выполнения, дозировка нагрузки, длительность.
Подвижные игры на прогулке. Подбор и дозировка подвижных игр с учетом задач, времени года, условий детского сада, содержания предыдущей деятельности, подготовленности детей и времени проведения. Значение повторности игр, их вариативность.
Спортивные игры. Эстафеты. Использование соревновательного метода. Воспитание навыков самоорганизации.
Прогулки, турпоходы, экскурсии за пределы детского сада, их значение, выбор маршрута и способа передвижения. Использование естественных условий для совершенствования движений и физических качеств детей. Подготовка спортивного снаряжения.
Методика проведения прогулок, малых турпоходов, экскурсий. Организация детей и регулирование их двигательной активности. Преодоление препятствий, обеспечение страховки. Осмотр достопримечательностей. Организация кратковременного отдыха или привала. Наблюдения за самочувствием детей.
Закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями. Целесообразность сочетания закаливающих процедур с физическими упражнениями. Подбор физических упражнений для воздушных, солнечных ванн. Методика их проведения с детьми разных возрастных групп. Использование водных процедур, закаливание детей. Обеспечение безопасности.
Самостоятельная двигательная деятельность детей - важнейшее условие своевременного развития личности ребенка. Ее значение и место в педагогическом процессе. Создание развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности ребенка. Формирование умения самостоятельно играть небольшими подгруппами.
Использование детьми приобретенных навыков и проявление творческой инициативы, организаторских умений. Приемы руководства самостоятельной двигательной
деятельностью детей. Развитие интереса к самостоятельным упражнениям и играм. Влияние на выбор физических упражнений детьми и помощь при их выполнении. Регулирование физической нагрузки на основе наблюдения за самочувствием и поведением детей.
Обеспечение безопасности. Активный отдых детей. Физкультурный праздник - итог воспитательно-
образовательной работы с детьми за определенный период. Содержание и план построения праздника: выбор места проведения; составление сценария и программы; подбор игр, игровых заданий, аттракционов, музыкального оформления; подготовка номеров, сюрпризов.
Организация и методика проведения физкультурного праздника. Роль ведущего и его помощников. Приемы руководства играми и соревнованиями. Проведение зрелищных номеров, экспромтов. Сюрпризные моменты. Дозировка физической и психической нагрузки, музыкальное сопровождение. Длительность праздника. Награждение победителей. Физкультурный досуг: его содержание: подбор упражнений с учетом возрастных особенностей, места проведения; составление программ, подготовка атрибутов, игрушек, деталей костюмов. Методика проведения физкультурных развлечений в разных возрастных группах: организация детей, приемы руководства играми и игровыми заданиями. Организация и планирование дня здоровья в группах. Задачи и содержание каникул для детей. Задания на дом как средство решения задач физического воспитания семьи и детского сада.
Литература основная:
1. Агапова И.А. Спортивные праздники : сценарии, игры, сказки, эстафеты для детей 5-10 лет: пособие для воспитателей, методистов, психологов и музыкальных рук. детских дошк. учреждений, групп продленного дня, для педагогов курсов подгот. детей к школе, а также для родителей. - М. : Либерея-Бибинформ, 2009. - 112 с.
2. Алябьева Н.В. Подвижная игра и упражнения в жизни ребѐнка. - Мурманск, 2010. Ч. 2.- 68 с.
3. Алябьева Н.В. Подвижная игра и упражнения в жизни ребѐнка. - Мурманск, 2010. Ч. 1.- 108 с.
4. Аскарова Т. Н. Использование нестандартного оборудования в обучении дошкольников плаванию // Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 1. - С. 38-50.
5. Ванявкина О. Н. Система работы по коррекции нарушений осанки и плоскостопия // Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. - 2009.
- № 1. - С. 80-85.
6. Васильева Т. А. Физкультурный досуг для средней группы "Красавица Осень" // Дошкольная педагогика. - 2011. - № 9. - С. 24-26.
7. Вершанская В. Как мы решаем на практике проблемы физического воспитания и оздоровления детей // Дошкольное воспитание.- 2011.- №4. – С. 53-55.
8. Дубровец Э. Игры народов Севера на зимней прогулке // Дошкольное воспитание 2012.- №11. – С. 15-16.
9. Дьякова Т.А. Взаимодействие с семьей по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей // Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 2. - С. 100-105.
10. Евтушенко С.Г. Зимний стадион: современный подход к физическому воспитанию дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 8. - С. 34-37.
11. Полтавцева Н. В. Развитие самостоятельности в двигательной деятельности детей //Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. – 2009. - № 3. - С. 23-27.
12. Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр: для работы с детьми 2-7 лет: пособие для педагогов дошк. учреждений / Э.Я. Степаненкова - М.: Мозаика - Синтез, 2011. – 141 с.
13. Руссу Н.В. Нестандартное физкультурное и игровое оборудование в детском саду / Н.В. Руссу, А.В. Ахмедова // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 6. - С. 30-35.
Литература дополнительная:
1. Авсеенко Н.В. Физическое развитие детей 4-6 лет // Начальная школа плюс До и После. - 2010. - № 10. - С. 26-28.
2. Жукова, С. Умный бассейн: [развитие памяти, внимания, физическое воспитание]// Обруч. - 2011. - № 2. - С. 14-16.
3. Исса О. Ф. Оптимизация двигательной активности дошкольников в подвижной игре // Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 2. - С. 13-17.
4. Кайль И. Игра на занятиях плаванием // Дошкольное воспитание.- 2011.- №4 – с.61-65. 5. Кириллова Ю.А. Русские народные подвижные игры - средство повышения эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. - 2011. - № 6. - С. 25-28.
6. Кислякова О. "Молодцы-удальцы": Спортивное развлечение для детей подготовительной к школе группы // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 7. - С. 10-12. 7. Коломийцева Н.С. Фитбол-гимнастика как коррекционно-оздоровительное средство
воспитания детей дошкольного возраста // Здоровьесберегающее образование. - 2012. - № 3. - С. 91-94.
8. Лаврищева Н. «Путешествие в страну здорового детства» //Дошкольное воспитание.- 2012.- № 8 .– С. 4-11
9. Маталыгина О.А. Движение и здоровье /// Дошкольная педагогика. - 2010. - № 8. - С. 4-5.
10. Меркулова Ю. Игра - обязательное методическое условие физического воспитания
//Дошкольное воспитание.- 2012.- №1. – С. 12-15
11. Новаковский С.В. Спортивные танцы как средство физического воспитания
дошкольников // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 3. - С. 58-61.
12. Новоселова Р.А. Игры и упражнения для профилактики и укрепления опорно-двигательного аппарата дошкольников // Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 3. - С. 41-47.
13. Силиша Г. Праздники на воде // Дошкольное воспитание.- 2012.- № 3. – С. 23-28.
14. Шкло Т.П. Работа с детьми по формированию правильной осанки и предупреждению плоскостопия // Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 4. - С. 56-60.
Тема 9. Медико-педагогический контроль физического развития детей.
Медико-педагогический контроль и его значение для правильной постановки работы в области физической культуры в детском саду. Согласованность в работе врача, медсестры, инструктора по физической культуре, воспитателя.
Задачи и содержание медико-педагогического контроля: врачебное обследование и оценка состояния здоровья детей, динамика физического развития, функциональных возможностей и работоспособности организма.
Выявление отклонений от нормы здоровья. Назначение индивидуальных оздоровительных и закаливающих мероприятий. Рекомендации по содержанию, дозировке физических упражнений. Корригирующая гимнастика с детьми, имеющими признаки деформации осанки и стопы.
Врачебно-педагогические наблюдения в процессе различных видов работы с детьми по физическому воспитанию. Оценки конкретного влияния разных форм занятий по физическому воспитанию на организм ребенка и за длительный срок (квартал, год).
Обеспечение выполнения санитарно-гигиенических требований к условиям проведения занятий и игр, состоянию оборудования, пособий и инвентаря. Профилактика травматизма. Формы работы инструктора по физической культуре с родителями и педагогическими кадрами в области здоровья детей и физического развития:
индивидуальные консультации, проводимые по расписанию в ДОУ; групповые консультации (тема консультации, основные вопросы, иллюстрации физических упражнений, видеофильмы; обсуждение вопросов; рекомендация литературы по данной теме); семинар-практикум; проблемный семинар; открытые занятия.
Литература основная:
1. Анохина И.А. Инновационная деятельность по оздоровлению дошкольников //Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. - 2009.
- № 1. - С. 86-99.
2. Гриценко Л.И. Теория и практика обучения: Учеб. пособ. для вузов.- М.: Академия, 2008.- 242 с. 3. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий / авт.-сост. М. А. Павлова, М. В. Лысогорская. - Волгоград: Учитель, 2009. - 186 с.
4. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии : учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Академия, 2008. – 192 с.
5. Попкова Н. О взаимодействии детского сада и родителей в физическом воспитании детей //Воспитание дошкольников. - 2010. - № 3. - С. 52-59.
6. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М: Академия, 2009. – 368 с.
Литература дополнительная:
1. Алябьева Н.В. Диагностика психофизического и функционального состояния дошкольника. – Мурманск, 1998. -172 с.
2. Верхорубова О.В. Формирование культуры здоровья у дошкольников в процессе физического воспитания // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - № 7. - С. 81-84.
3. Вершанская В. Как мы решаем на практике проблемы физического воспитания и оздоровления детей // Дошкольное воспитание 2011.- №4. – С. 53-55.
4. Фрайфельд И.В. Организация физкультурно- оздоровительных занятий для обеспечения эмоционального благополучия младших дошкольников //Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 3. - С. 58- 61.
5. Коломийцева Н.С. Фитбол-гимнастика как коррекционно-оздоровительное средство воспитания детей дошкольного возраста // Здоровьесберегающее образование. - 2012. - № 3. - С. 91- 94.
6. Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование : учеб. пособие
для студ. вузов. - М.: Академия, 2006. – 332 с.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
страница 1 ... страница 10страница 11страница 12страница 13страница 14страница 15страница 16
скачать
Другие похожие работы: