Высшего профессионального образования «омская гуманитарная академия» кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Взаимосвязь человека и природы. Психолого-педагогический потенциал взаимодействия личности с миром природы. Обучающая и воспитывающая функции природы. Ознакомление детей с природой как одно из средств гармоничного развития личности.
Отражение сущности современных проблем экологического образования дошкольников в ФГТ к программам (2009г.). Характеристика содержания образовательных областей, отражающих направления экологического образования в ДОУ. Экологическое образование как процесс формирования гуманно-деятельностного отношения к природе. Накопление эмоционально-положительного опыта общения детей с природой.
Активная деятельность в природе как важное условие формирования познавательного интереса к ней и нравственно-трудового становления личности дошкольника.
Интегративный и мультикультурный характер современного экологического образования детей дошкольного возраста. Современные формы экологического образования.
Значение и роль экологических праздников, досугов, природоохранных акций в социально-нравственном, интеллектуальном, эстетическом и физическом развитии ребенка.
Характеристика современных направлений и форм экологического образования дошкольников. Особенности организации и требования к проведению походов на природу.
Педагогический смысл и содержание экологических праздников и досугов.
Сотрудничество дошкольных учреждений с семьей в организации и проведении экологических мероприятий.
Природоохранная акция как ряд действий и мероприятий, предпринимаемых для достижения каких-либо экологически-целесообразных задач. Значение акций в формировании у взрослых и детей экологической культуры, сознания и мировоззрения.
Характеристика и содержание природоохранных акций в дошкольных учреждениях.
Используемые методы и приемы для активизации познавательного, социального и нравственно-эстетического развития детей.
Литература основная:
1. Алферова И. Компетентность в сфере экологии // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3. С.17-19.
2. Анцыферова Т.А. Экологические проекты как средство формирования познавательного
интереса дошкольников к природе // Детский сад от А до Я. – 2009. № 1. – С. 159.
3. Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей. – М., 2009.
4. Лахотин Д.А. Гуманитарное экологическое образование и воспитание: цели, задачи и содержание // Начальная школа: плюс-минус. – 2008. - № 11. – С. 95.
5. Нестерова А.А. Модель формирования экологической компетентности у будущих педагогов дошкольного образования // Начальная школа: плюс-минус. – 2010. - № 11. – С. 81-84. 6. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. – М., 2008.
7. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2009) // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 4.
Литература дополнительная:
1. Николаева А. Материал от природы // Дошкольное образование. – 2012. -№ 6 (311). – С. 18-23.
2. Виноградова Е.Ю. Формирование экологической воспитанности детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2012. - № 4. С.9.
Тема 2. Экологическое образование дошкольников как процесс формирования знаний, отношения, поведения.
Понятие экологического образования как одно из самостоятельных направлений дошкольной педагогики. Цель и комплексный характер задач экологического образования, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Адаптированные к дошкольному возрасту ведущие идеи экологии (организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда) как основа экологического образования.
Экологическое образование как один из важнейших факторов общего развития и формирования личности. Экологическое образование – как система знаний об окружающей природной реальности, среде жизнедеятельности человека, его природоохранительной деятельности.
Дидактические принципы отбора содержания экологического образования в детском саду.
Основные принципы, определяющие пути и средства осуществления поставленных задач: принцип гуманизма, позитивного прогнозирования, непрерывности, единства воспитания и обучения, наглядности и активности в познании детьми природы.
Принципы отбора содержания знаний о природе для детей дошкольного возраста: принцип научности, доступности, воспитывающего и развивающего характера знаний,
иерархический принцип построения системы знаний, индивидуального подхода к детям, краеведческий принцип.
Методы экологического образования. Классификация методов экологического образования дошкольников (наглядные, практические, словесные, комплексное использование различных методов).
Современные психолого-педагогические исследования различных способов и методов экологического образования в ДОУ (Н.Ф. Виноградовой, Э.И. Залкинд, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, П.Г. Саморуковой и др.).
Литература основная :
1. Алферова И. Компетентность в сфере экологии // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.- С.17-19.
2. Анцыферова Т.А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе // Детский сад от А до Я. – 2009. № 1. – С. 159.
3. Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей. – М., 2009.
4. Лахотин Д.А. Гуманитарное экологическое образование и воспитание: цели, задачи и содержание // Начальная школа: плюс-минус. – 2008. - № 11. – С. 95.
5. Нестерова А.А. Модель формирования экологической компетентности у будущих педагогов дошкольного образования // Начальная школа: плюс-минус. – 2010. - № 11. – С. 81-84.
6. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. – М., 2008.
7. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2009) // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 4.
Литература дополнительная:
1. Виноградова Е.Ю. Формирование экологической воспитанности детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2012. - № 4. С.9.
2. Николаева А. Материал от природы // Дошкольное образование. – 2012. -№ 6 (311). – С. 18-23.
3. Тюмасева З.И., Кушнина Е.Г. Комплексная эколого-валеологическая программа для дошкольников «Дорога в страну чудес» // Начальная школа До и После. – 2012.- № 6. – С. 33-38.
Тема 3. Экологическое образование в истории зарубежной и отечественной педагогики. Современные исследования развития личности ребенка в процессе общения с природой
История становления и развития проблемы воспитания дошкольников средствами природы. Выдающиеся зарубежные и отечественные мыслители, педагоги о роли природы в разностороннем воспитании детей (Я. А. Коменский, Ж.-Ж.Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, М. Монтессори, К.Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Е.И. Тихеева и др.)
Современные исследования, раскрывающие возможности освоения дошкольниками системы природоведческих знаний (В.А. Зебзеевой, А.И. Ивановой, С.Н. Николаевой, П.Г. Саморуковой, Т.А. Серебряковой, Н.А. Рыжовой, Е.Ф. Терентьевой, И.А. Хайдуровой и др.).
Их сущность.
Анализ и сравнительная характеристика понятий «экологическое воспитание», «экологическое сознание», «экологическое образование». Определение понятий «экологическое воспитание», «экологическое сознание», «экологическое образование».
Экологическое воспитание как новая категория, связанная с наукой экологией и ее различными направлениями. Сущность экологического воспитания в дошкольном возрасте. Взаимосвязь интеллектуальных, эмоциональных и действенных компонентов в экологическом воспитании. Отечественные педагоги о возможности освоения дошкольниками программ природоведческих знаний различного характера (Н. Ф. Виноградова, Л. М. Маневцова, С. Н. Николаева, Н.А. Рыжова и др.).
Единство эстетического и нравственного отношения детей к природе. Экологическое сознание как система представлений о мире и ее характеристика. Особенности экологически развитого сознания как системы отношений. Становление основ экологического сознания у ребенка дошкольного возраста, воспитание у него осознанно-правильного отношения к природе. Воспитание у ребенка осознанного отношения ко всему живому и неживому, адекватного поведения на основе положительно-эмоционального восприятия природного окружения.
Литература:
1. Алферова И. Компетентность в сфере экологии // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3. С.17-19.
2. Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей. – М., 2009.
3. Латюшин В.В., Пермякова Н.Е. К вопросу о формировании категориально понятийного аппарата экологического образования дошкольников // Начальная школа: плюс-минус. – 2009. - № 8. – С.51.
4. Лахотин Д.А. Гуманитарное экологическое образование и воспитание: цели, задачи и содержание // Начальная школа: плюс-минус. – 2008. - № 11. – С. 95.
5. Нестерова А.А. Модель формирования экологической компетентности у будущих педагогов дошкольного образования // Начальная школа: плюс-минус. – 2010. - № 11. – С.
81-84. 6. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. – М., 2008.
7. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2009) // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 4.
Литература дополнительная:
1. Анцыферова Т.А. Экологические проекты как средство формирования познавательного
интереса дошкольников к природе // Детский сад от А до Я. – 2009. № 1. – С. 159.
2. Николаева А. Материал от природы // Дошкольное образование. – 2012. -№ 6 (311). – С. 18-23.
Тема 4. Накопление эмоционально-положительного опыта общения детей с природой. Формирование готовности ребенка к правильному взаимодействию с окружающей природой.
Создание условий для активного общения дошкольника с природой. Требования к экологической культуре педагога.
Создание условий для активного общения дошкольника с природой. Требования к экологической культуре педагога.
Содержание образовательных областей «Труд», «Познание», «Безопасность» в соответствии с ФГТ (2009 г.). Привитие детям норм и правил безопасного поведения в природе. Характеристика образовательной области «Безопасность» в ФГТ-2009 г.
Система первоначальных знаний о природе как основа развития элементов экологического сознания.
Формирование готовности ребенка к правильному взаимодействию с окружающей природой. Труд и элементарная исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников. Значение труда в природе в познавательно-образовательном, нравственно-волевом, эстетическом и физическом развитии детей дошкольного возраста. Формы организации труда детей в природе и их характеристика. Содержание труда и
методика руководства в разных возрастных группах детского сада. Важнейшие педагогические требования к организации труда дошкольников в природе.
Гигиенические требования к организации детского труда в природе, трудовому оборудованию и инвентарю.
Понятие элементарной исследовательской деятельности детей, как деятельности направленной на решение познавательных задач. Становление исследовательской деятельности как способности к самостоятельному формулированию поисковых задач.
Использование опытнической деятельности детей системе экологического образования.
Виды опытов, технология их организации и проведения в разных возрастных группах.
Требования к организации элементарной опытнической деятельности дошкольников в ДОУ.
Литература основная:
1. Гостевская Т., Иванова Е., Жукова В. Исследовательская деятельность в ДОУ // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 2. – С. 31-33.
2. Запахалова С. Формирование навыков прогнозирования погоды // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 4. – С. 36-39.
3. Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей. – М., 2009. 4. Карпичева Е.Л. Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии
дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2012. - № 4. – С.28.
5. Смирнова П.В. Обучение навыкам экспериментирования как основа развития исследовательских способностей // Детский сад от А до Я. – 2012. - № 2. – С. 126.
6. Сулейманова Ф.А., Воробьева А.П. Практика организации исследовательской деятельности дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2011. - № 3. – С. 94.
7. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2009) // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 4.
Литература дополнительная:
1. Виноградова Е.Ю. Формирование экологической воспитанности детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2012. - № 4. С.9.
2. Зыкова О. Любовь к природе воспитываем с детства // Дошкольное воспитание. - 2011. № 9. – С. 114.
3. Колосова С. Проект «Экологическая тропа» // Дошкольное образование. – 2012. -№ 3 (308). – С. 42-45.
Тема 5. Система первоначальных знаний о природе как основа развития элементов экологического сознания. Формирование экологической направленности личности дошкольника
Система первоначальных знаний о природе как основа экологического сознания и экологической направленности личности дошкольника. Психолого-педагогические основы формирования экологического сознания.
Типология субъектного отношения к природе. Экологическое образование как один из важнейших факторов общего развития и формирования личности, как система представлений об окружающей природной реальности. Содержание системных знаний дошкольников: представления о неживой и живой природе, о видовом многообразии и свойствах живых организмов, об их росте и развитии, взаимосвязи растений и животных с внешней средой, об их приспособительных особенностях.
Цель экологического образования – формирование личности с типом экологического сознания и обладающей экологической культурой.
Понятие экологической направленности личности дошкольника. Экологическая культура как часть общечеловеческой культуры, как одно из сложных психических образований, как результат экологического воспитания. Составляющие экологической культуры и педагогические условия ее формирования в дошкольном возрасте.
Этапы формирования экологической культуры и ее составляющие. Особенности и условия ее формирования у дошкольников. Ознакомление детей с нормами и правилами безопасного поведения в природе (образовательная область «Безопасность» в ФГТ-2009 г.).
Исследования, раскрывающие возможности освоения дошкольниками программ природоведческих знаний различного характера (Н. Ф. Виноградовой, В.А. Зебзеевой, А.И. Ивановой, Л. М. Маневцовой, С. Н. Николаева, Н.А. Рыжовой, Т.А. Серебрякова, и др.).
.
Литература основная:
1. Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей. – М., 2009.
2. Зорин С.С. Формирование визуальной культуры у детей посредством эстетического восприятия природы // Начальная школа До и После. – 2011.- № 3. – С. 27-31.
3. Зыкова О. Любовь к природе воспитываем с детства // Дошкольное воспитание. - 2011. № 9. – С. 114.
4. Лахотин Д.А. Гуманитарное экологическое образование и воспитание: цели, задачи и содержание // Начальная школа: плюс-минус. – 2008. - № 11. – С. 95.
5. Мухамедшина Л.М. О сущности и содержании понятия «экологическая культура» // Начальная школа: плюс-минус. – 2012. - № 1.
6. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. – М., 2008.
7. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2009) // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 4.
Литература дополнительная:
1. Анцыферова Т.А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе // Детский сад от А до Я. – 2009. № 1. – С. 159.
2. Николаева А. Материал от природы // Дошкольное образование. – 2012. -№ 6 (311). – С. 18-23.
3. Тюмасева З.И., Кушнина Е.Г. Комплексная эколого-валеологическая программа для дошкольников «Дорога в страну чудес» [реализация образовательной области «Здоровье» и «Безопасность»] // Начальная школа До и После. – 2012.- № 6. – С. 33-38.
Тема 6. Современные программы экологического образования.
Общая характеристика требований к современным программам по экологическому образованию в соответствии с ФГТ к программам (2009 г.). Анализ современного программно-методического обеспечения экологического образования дошкольников.
Существующие программы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Цели, задачи, принципы и основные направления эколого-развивающих программ.
Общая характеристика содержания и объема экологических представлений, умений и навыков взаимодействия с природой.
Отражение в современных программах экологического образования дошкольников роли природы в развитии познавательных интересов, умственных способностей, эстетических чувств, бережного отношения к окружающему миру.
Комплексные и парциальные программы экологического образования дошкольников. Проблемы экологического воспитания в комплексных программах: «Детство», «Радуга», «Истоки», «Успех» и др.
Парциальные программы. Программы экологической (биоэкологической) направленности («Юный эколог» С.Н. Николаевой, «Паутинка» Ж.Л. Васякиной-Новиковой, «Живая природа» А.И. Ивановой, «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой и др.).
Программы эстетико – (культурно)- экологической направленности («Семицветик» В.Г. Ашикова, С.Г. Ашиковой; «Природа и художник» Т.А. Копцевой; «Мир вокруг нас» Т.И. Поповой и др.).
Программы социально-экологической направленности («Экономика и экология» Л.М. Клариной, «Детский сад ХХ I века» Т.В. Поповой и др.).
Литература основная:
1. Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей. – М., 2009.
2. Зорин С.С. Формирование визуальной культуры у детей посредством эстетического восприятия природы // Начальная школа До и После. – 2011.- № 3. – С. 27-31.
3. Зыкова О. Любовь к природе воспитываем с детства // Дошкольное воспитание. - 2011. № 9. – С. 114.
4. Лахотин Д.А. Гуманитарное экологическое образование и воспитание: цели, задачи и содержание // Начальная школа: плюс-минус. – 2008. - № 11. – С. 95.
5. Молева И. Наш общий дом – Земля! Экологическое путешествие для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 2011. № 3. – С. 40.
6. Николаева С.Н. Юный эколог: система работы в подготовительной к школе группе детского сада: для работы с детьми 6-7 лет. – М., 2010. –166 с.
7. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. – М., 2008.
8. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2009) // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 4.
Литература дополнительная:
1. Анцыферова Т.А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе // Детский сад от А до Я. – 2009. № 1. – С. 159.
2. Николаева А. Материал от природы // Дошкольное образование. – 2012. -№ 6 (311). – С. 18-23.
3. Сулейманова Ф.А., Воробьева А.П. Практика организации исследовательской деятельности дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2011. - № 3. – С. 94.
4. Тюмасева З.И., Кушнина Е.Г. Комплексная эколого-валеологическая программа для дошкольников «Дорога в страну чудес» [реализация образовательной области «Здоровье» и «Безопасность»] // Начальная школа До и После. – 2012.- № 6. – С. 33-38.
Тема 7. Сущность аксиологического и деятельностного подхода в экологическом образовании и его реализация в дошкольных учреждениях
Концептуальные основы системы экологического образования дошкольников. Современное экологическое образование как гуманитарная культурно-творческая модель, отражающая современные теоретико-методологические идеи: аксеологического подхода к современной картине мира, единства человека и природных основ жизни, субъектности, деятельностного подхода, личностного становления человека в процессе взаимодействия с природой и др.
Концепция экологического образования – как основа образования для устойчивого развития. Концепция экологического воспитания дошкольников С.Н. Николаевой. Современные концепции развития личности дошкольника в процессе общения с природой (В.Г. Ашиков, С.Н. Ашикова, Н.А.Рыжова, П.Г. Саморукова и др.)
Общая характеристика современных научных исследований развития личности дошкольника в процессе ознакомления с природой (Н. Ф. Виноградова, В.А. Зебзеева, А.И. Иванова, Л. М. Маневцова, С. Н. Николаева, Т.А. Серебрякова, и др.)
Основные направления экологического образования в соответствии с ФГТ к программам (2009 г.).
Литература основная:
1. Алферова И. Компетентность в сфере экологии // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3. С.17-19.
2. Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей. – М., 2009.
3. Латюшин В.В., Пермякова Н.Е. К вопросу о формировании категориально понятийного аппарата экологического образования дошкольников // Начальная школа: плюс-минус. – 2009. - № 8. – С.51.
4. Лахотин Д.А. Гуманитарное экологическое образование и воспитание: цели, задачи и содержание // Начальная школа: плюс-минус. – 2008. - № 11. – С. 95.
5. Нестерова А.А. Модель формирования экологической компетентности у будущих педагогов дошкольного образования // Начальная школа: плюс-минус. – 2010. - № 11. – С. 81-84.
6. Савенков А.И. Учебное пособие в практике современного дошкольного образования // Детский сад от А до Я. – 2012. - № 2. – С. 4.
7. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. – М., 2008.
8. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2009) // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 4.
Литература дополнительная:
1. Анцыферова Т.А. Экологические проекты как средство формирования познавательного
интереса дошкольников к природе // Детский сад от А до Я. – 2009. № 1. – С. 159.
2. Николаева А. Материал от природы // Дошкольное образование. – 2012. -№ 6 (311). – С. 18-23.
страница 1 ... страница 11страница 12страница 13страница 14страница 15страница 16
скачать
Другие похожие работы: