Высшего профессионального образования «омская гуманитарная академия» кафедра педагогики, психологии и социальной работы
ЭТНОПЕДАГОГИКА
Тема 1. Менталитет как междисциплинарный феномен
Основные подходы к изучению понятия менталитет. Проблемы изучения менталитета. Факторы становления менталитета народа (на примере русского этноса). Особенности менталитета народа (на примере русского этноса).
Тема 2. Этническое самосознание
Понятия национального сознания, национального самосознания, этнического самосознания. Структура этнического самосознания. Взаимосвязь возраста ребенка и его национально-культурной идентификации. Гиперпозитивная и негативная этническая самоидентификация. Диагностика сформированности этнического самосознания.
Тема 3. Традиционные модели и системы социализации детей в современном мире
Культурная идентичность современного школьника: понятия и современные проблемы. Понятие поликультурного образования. Традиционные системы воспитания детей у разных народов мира. Особенности семейного, трудового и религиозного воспитания в различных социумах. Предрассудки и суеверия народов.
Тема 4. Этнопедагогические аспекты семейного воспитания (на примере русского народа)
Этнопедагогические ценности и особенности семейного воспитания. Почитание старших как основа семейного воспитания в народной педагогике. Этнопедагогические возможности семейных обрядов. Этноконфессиональные особенности воспитания в новгородских семьях.
Тема 5. Традиции народа как средство воспитания детей
Педагогические возможности смеховой культуры в воспитании подрастающего поколения. Понятие календарной обрядовой культуры. Праздник как средство воспитания в народной педагогике.
Тема 6. Средства народной педагогики
Духовные стихи как средство нравственного воспитания детей. Загадки как средство умственного воспитания подрастающего поколения. Народные песни и их роль в воспитании детей. Народная игра как средство умственного и физического воспитания детей. Народные сказки как блестящие попытки народного педагогического гения. Роль пословиц и поговорок в воспитании подрастающего поколения.
Тема 7. Этнопедагогизация образовательного процесса
Пути и способы этнопедагогизации образовательного процесса в современной школе. Условия этнопедагогизации образовательного процесса. Различные модели национальных школ.
Основная литература
Бережнова Л.Н., Набок, И.Л., Щеглов, В.И. Этнопедагогика: учеб. пособие для вузов. – М.: Академия, 2008. – 232 с.
Дополнительная литература
Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. / Г.Н. Волков. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия. 2000. – 175 с.
Елкин С.М. Этнопедагогика и этнопсихология: учеб. пособие / Под ред.Т.Б. Беляевой; Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2009. – 155 с.
Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология: учеб. для вузов по спец. «Психология». – М.: Аспект-Пресс, 2003. – 367 с.
Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: практикум: учеб. пособие для студентов вузов / Т.Г. Стефаненко. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 208 с.
Кукушин B.C. Этнопедагогика. Учебное пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 304 с. (Серия «Библиотека педагога-практика»).
ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Основы специальной психологии
Тема 1. Специальная психология как наука.
Специальная психология, её объект и предмет. Цели специальной психологии. Основные категории специальной психологии: дизонтогенез, аномалия развития, виды и структура дефектов, первичный дефект и вторичные нарушения, коррекция, ей виды; компенсация, социальная реабилитация, социальная адаптация. Дети с особыми образовательными нуждами, проблемами здоровья и жизнедеятельности. Дети-инвалиды и дети с дефектами. Отрасли специальной психологии. Значение работ Л.С. Выготского для специальной психологии. Единство закономерностей нормального и нарушенного психического развития. Место специальной психологии в системе научных дисциплин. Связь дефектологии с медицинскими, психологическими, педагогическими науками, с лингвистикой, общественными науками и правом. Традиционные, нетрадиционные и современные технологии в специальном образовании.
Тема 2. Понятие о дизонтогенезе. Классификация видов дизонтогенеза.
Норма и отклонение в физическом, психическом, интеллектуальном и моторном развитии человека. Понятия: «недоразвитие», «отклонение в развитие», «нарушение развития». Дефект, виды и классификация дефектов. Параметры дизонтогенеза. Причины нарушений развития. Классификация причин. Наследственная патология. Генные и хромосомные нарушения. Социальная депривация. Первичный (основной) дефект, осложненный дефект. Первичные и вторичные отклонения в развитии. Лица с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. Детская инвалидность. Понятие о сложной структуре дефекта. Влияние дефекта на психическое развитие ребенка. Закономерности психического развития, общие для всех типов аномалий.
Тема 3. Дети с нарушениями общения.
Причины и виды нарушений общения у детей. Подходы к определению понятия «нарушение общения» в отечественной и зарубежной литературе. Характеристика детей, страдающих ранним детским аутизмом (РДА), пути его преодоления, коррекция недостатков в личностном развитии детей с РДА. Основные направления коррекционной работы и подготовка к школьному обучению детей с нарушения общения. Психокоррекционная работа и социализация лиц с РДА. Дифференциальная диагностика нарушений общения и других отклонений развития.
Тема 4. Нарушения интеллектуального развития. Умственная отсталость. Задержка психического развития.
Причины и виды нарушений интеллектуального развития. Подходы к диагностике и определению нарушений интеллектуального развития в отечественной и зарубежной литературе. Готовность ребенка к школьному обучению. Неготовность к школе как причина трудностей в обучении и школьной дезадаптации. Умственная отсталость. Понятие «умственная отсталость» в отечественной и зарубежной литературе. Причины и классификация умственной отсталости. Врожденная умственная отсталость – олигофрения. Классификация олигофрений по степени снижения интеллекта. Характеристика отдельных групп детей-олигофренов (по М.С. Певзнер), особенности их психики и поведения. Приобретенная умственная отсталость – деменция. Виды деменций. Психолого-педагогическая характеристика школьников с деменцией. Особенности проявления деменции в детском возрасте. Отличие деменции от олигофрении. Коррекционная работа с умственно отсталыми. Учреждения для умственно отсталых детей и подростков. Задержка психического развития (ЗПР). Дети с трудностями обучения и коррекционная работа с ними в общеобразовательной школе. Понятие о ЗПР как одном из видов нарушений развития. Причины ЗПР. Классификация детей, имеющих ЗПР. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика основных групп детей с ЗПР. Выявление и изучение детей с ЗПР в дошкольном и младшем школьном возрасте; организация коррекционно-воспитательной работы с ними; индивидуальный подход и психокоррекция. Роль дошкольного воспитания и социальной среды в возникновении, профилактике и преодолении ЗПР у детей. Проявление неготовности к началу школьного обучения у детей с ЗПР. Организация обучения детей и подростков с ЗПР. Предупреждение ЗПР. Пограничные состояния. Дети и подростки группы риска. Предупреждение ЗПР. Деятельность диагностических, коррекционных классов и классов компенсирующего обучения. Дифференциальная диагностика умственной отсталости, задержки психического развития, последствий нарушений слуха, речи, поведения, социально-педагогичекой запущенности.
Тема 5. Нарушения поведения у детей и подростков.
Причины патологии поведения детей и подростков. Акцентуации характера. Девиантное и деликвентное поведение. Основные виды патологии поведения: повышенная агрессивность, аффективные вспышки, клептомания, склонность к бродяжничеству, сексуальные нарушения. Негативизм. Психологические особенности подростков с различными видами патологии поведения. Психолого-педагогическая коррекция. Пути профилактики и коррекции нарушений поведения у детей и подростков с сохранным интеллектом.
Основы специальной педагогики
Тема 1.Специальная педагогика как наука
Объект, субъект, предмет, цели, принципы и методы, задачи специальной педагогики.Основные категории специальной педагогики.Воспитание, образование и развитие детей с особыми образовательными потребностями как целенаправленный процесс социализации, подготовки их к жизни и труду: содержание, принципы, формы и методы.Коррекция, компенсация, социальная реабилитация и социальная адаптация как цели и содержание деятельности педагога системы специального образования.Основные отрасли специальной педагогики.
Тема 2. Педагогические системы специального образования
Общая характеристика школьной системы специального образования.Виды специальных школ.Коррекционные классы в общеобразовательных школах.Требования к направлению ребенка в учреждение специального образования и к комплектованию коррекционных классов в общеобразовательной школе.
Тема 3. Традиционные и нетрадиционные методы воспитательной работы, используемые в специальных учебных заведениях Общая характеристика методов воспитательной работы.
Специфика использования методов воспитания в специальном образовании. Нетрадиционные методы воспитательной работы: иппотерапия, дельфинотерапия, арт-терапия, трудотерапия, зоотерапия, садовая терапия - реабилитационные, обучающие и воспитывающие аспекты проводимой работы.
Тема 4 Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности – объект и субъект специальной педагогики
Источники и механизмы развития личности. Психическое здоровье и факторы риска в развитии ребенка в детском и подростковом возрасте. Понятия «норма» и «аномалия» в физическом, психическом, интеллектуальном и моторном развитии ребенка и подростка. Виды нарушений и отклонений в психическом и физическом развитии детей и подростков. Первичный и вторичный дефект. Комбинированные нарушения, их причины. Профилактика и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков в учебно- воспитательном процессе.
Тема 5. Перспективы развития специального образования
Создание системы ранней помощи за рубежом и в России. Общее и специальное образование – интеграция или дифференциация? Специальная педагогика и гуманистические образовательные системы: педагогическая система М. Монтессори; педагогическая система Р. Штайнера.
Основная литература
Основы специальной педагогики и психологии : учеб. пособие для пед. вузов / Н. М. Трофимова, С. П. Дуванова, Н. В. Трофимова, Т. Ф. Пушкина. - СПб. : Питер, 2005. - 304 с.
Основы специальной педагогики и психологии учеб. пособие для пед. вузов / Н. М. Трофимова, С. П. Дуванова, Н. В. Трофимова, Т. Ф. Пушкина. - СПб. : Питер, 2006. - 304 с.
Казакова, Лариса Александровна. Основы специальной педагогики и психологии учеб.-метод. пособие / Л. А. Казакова ; УлГПУ им. И.Н. Ульянова, Каф. педагогики. - Ульяновск : УлГПУ, 2010. - 112 с.
Специальная педагогика и коррекционная психология: учебно-методический комплекс / Т. Г. Неретина ; НОУ ВПО "МПСИ". - 2-е изд. - М. : Флинта : НОУ ВПО "МПСИ", 2010. - 374, [1] с.
Дополнительная литература
Специальная педагогика: учеб.пособие [для пед. вузов] / [Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.]; под ред. Н.М. Назаровой. - 6-е изд., стер. - М. : Академия, 2006. - 394,[1] с.
Специальная педагогика : учеб.пособие для пед. вузов / [Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.]; под ред. Н.М. Назаровой. - 7-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 394,[1] с.
Специальная педагогика : в 3 т. : учеб. пособие для вузов. Т. 1 : История специальной педагогики / Н. М. Назарова, Г. Н. Пенин / под ред. Н.М. Назаровой. - М. : Академия, 2007. - 351,[1] с.
Усанова, О. Н. Специальная психология : учеб. пособие для вузов / О. Н. Усанова. - СПб. : Питер, 2008. - 395 с.
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6страница 7страница 8
скачать
Другие похожие работы: