Высшего профессионального образования «омская гуманитарная академия» кафедра педагогики, психологии и социальной работы
РАЗДЕЛ 2.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИН, ОТРАЖАЮЩИХ ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛЯ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ
Педагогика начальной школы
Тема 1. Федеральный государственный образовательный стандарт как нормативная основа системы педагогической деятельности учителя начальных классов.
Концептуальные основы Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Основная образовательная программа начального общего образования: модель школьного образовательного пространства. Базисный учебный план образовательного учреждения. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС НОО. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Достижение планируемых результатов средствами предметов начальной школы: содержание, технологии, типовые задачи. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Тема 2. Система педагогической деятельности. Системно-деятельностный подход как методологическая основа системы педагогической деятельности.
Понятие «система педагогической деятельности». Инвариантный состав структуры системы педагогической деятельности. Методология системно-деятельностного подхода. Понятие, задачи, принципы системно-деятельностного подхода в образовании, обеспечивающие системное включение ученика в процесс самостоятельного построения нового знания.
Тема 3. Цель системы педагогической деятельности. Педагогическое целеполагание в контексте Стандарта нового поколения.
Цель. Целенаправленность. Функции цели. Формы представления цели. Детализация представления цели. Цель и ценность. Педагогическое целеполагание. Целеосуществление. Целеустремлённость. Педагогическая задача. Логика проектирования педагогической цели.
Тема 4. Учитель начальных классов как субъект системы педагогической деятельности.
Личность педагога. Требования к кадровому обеспечению учреждений начального общего образования как социальный заказ системе педагогического образования. Компетентности учителя начальной школы, обусловленные Требованиями к структуре основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП НОО). Компетентности учителя начальной школы, обусловленные Требованиями к результатам освоения ООП НОО. Компетентности учителя начальной школы, обусловленные Требованиями к условиям реализации ООП НОО. Развитие профессиональной компетентности педагога как условие проектирования и реализации индивидуальных стратегий карьерного роста. Программа саморазвития профессиональной компетентности. Базовые принципы проведения аттестации педагогических работников. Профессиональный стандарт педагогической деятельности.
Тема 5. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Планируемые результаты как системообразующий элемент системы педагогической деятельности. Требования к результатам освоения ООП НОО: личностным, метапредметным, предметным. Формы представления планируемых результатов в ФГОС НОО: обобщенная и технологическая. Универсальные учебные действия обучающихся как условие достижения планируемых результатов. Программы, обеспечивающие достижение планируемых результатов начального общего образования.
Тема 6. Особенности взаимодействия педагога и обучающихся.
Педагогика сотрудничества как система методов и приёмов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Установки педагогики сотрудничества как личностные предпосылки гуманизации процесса обучения.
Тема 7. Система оценки достижения результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Оценка и ценности. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Понятие «оценочная деятельность педагога». Структурно-функциональная модель оценочной деятельности педагога. Оценка и самооценка. Сформированность у обучающихся универсальных учебных действий как объект оценки.
Тема 8. Особенности содержания и организации образовательного процесса, направленного на достижение обучающимися планируемых результатов.
Содержание образовательного процесса как взаимодействие педагога и обучающихся, направленное на достижение планируемых результатов. Учебная ситуация как основная дидактическая единица. Системно-деятельностной подход как основа проектирования, организации и управления действиями обучающихся в учебных ситуациях. Планируемые результаты, универсальные учебные действия и действия с предметным содержанием как основа проектирования учебных ситуаций. Взаимообусловленность воздействий педагога и действий обучающихся в достижении планируемых результатов.
Тема 9. Педагогические технологии, обеспечивающие достижение обучающимися планируемых результатов.
Понятие «педагогическая технология». Технологии деятельностного типа как средства достижения планируемых результатов.
Тема 10. Проектирование образовательного процесса, направленного на достижение обучающимися планируемых результатов.
Системно-деятельностный подход как методологический ориентир проектирования образовательного процесса, направленного на достижение обучающимися планируемых результатов. Алгоритм действий педагога при проектировании образовательного процесса. Технологическая форма проектирования деятельности по изучению предметного содержания. Содержательное наполнение технологической формы (на примере разных предметов начальной школы).
Основная литература
Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. «Внеурочная деятельность», М.-2010.
Как проектировать универсальные учебные действия начальной школе: от действия к мысли: пособие для чителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
Дополнительная литература
Амонашвили, Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка.-М.,1980.- 180с.
Амонашвили, Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе // Вопросы психологии. 1984, № 4, с. 36-41.
Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика.-2009.-№4.-С.18-22.
Блохин, А.А. Риски введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения/ А.А.Блохин // Педагогика.-2009.-№4.-С.69-76.
http://1september.ru/ – издательский дом «Первое сентября»
http://aie.msk.su/russian/ – Ассоциация международного образования
http://educat.msk.ru/ – Российское образование в сети
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
страница 1 ... страница 3страница 4страница 5страница 6страница 7страница 8
скачать
Другие похожие работы: