Владимир Паронджанов
Владимир Паронджанов
____________________________________________________________________________________________
КАК
Улучшить
работу
ума
Алгоритмы
без программистов —
это очень просто!
____________________________________________________________________________________________
НОВЫЕ СРЕДСТВА
ДЛЯ ОБРАЗНОГО
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ,
РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА
И ВЗАИМОПОНИМАНИЯ
Академия народного хозяйства
при Правительстве Российской Федерации
____________________________________________________________________________________________
Москва
Издательство «Дело»
2001
Перед вами второе издание книги “Как улучшить работу ума”, вызвавшей большой интерес специалистов и читающей публики. В ней удачно сочетаются рассказы об алгоритмах и новейшие идеи о повышении творческой силы ума.
Мы живем в мире алгоритмов, но знаем о них удивительно мало. Многие люди всю жизнь пользуются алгоритмами, не догадываясь об этом. Между тем алгоритмы играют огромную роль в жизни общества. Они оказывают заметное влияние на эффективность экономики и уровень жизни. К сожалению, многие алгоритмы и программы похожи на загадочный ребус: они непонятны никому, кроме горстки их создателей. Непонимание порождает путаницу и досадные ошибки. Чтобы поправить дело, надо сделать алгоритмы “дружелюбными”. Это позволит превратить алгоритмы-головоломки в наглядные алгоритмы-картинки, обеспечивающие быстрое и глубокое понимание. Глубина понимания сложных проблем — как раз то, чего всем нам (от студента до министра) ой как не хватает!
“Дружелюбные” алгоритмы пишут на эргономичных графических языках. Они создают повышенный интеллектуальный комфорт, улучшают работу ума, повышают продуктивность труда. С их помощью вы научитесь легко и быстро, затратив минимум усилий, решать сложнейшие проблемы: проектировать сложную деятельность и бизнес-процессы, формализовать свои профессиональные знания и выполнять алгоритмизацию самостоятельно, без помощи программистов — по методу “Программирование без программистов”.
Эта книга — прекрасный подарок для студентов, преподавателей, специалистов, бизнесменов и руководителей. Но не только. Она может пригодиться всем, кто хочет улучшить работу своего ума, научиться рисовать свои мысли и планы в виде наглядных и точных блок-схем и разобраться, наконец, что же такое алгоритмы и почему они играют такую важную роль в развитии цивилизации и человеческого интеллекта.
УДК 37+681.3.06+331.015.11
ББК 32.973
П18
Рецензенты:
Ю. И. Журавлев, академик РАН, зам. директора Вычислительного
центра РАН, председатель Научно-методического совета
по информатике Министерства образования;
П. П. Пархоменко, член-корреспондент РАН, гл. научн. сотрудник
Института проблем управления РАН им. акад. В. А. Трапезникова;
Ю. В. Трунов, д-р техн. наук, профессор, Генеральный директор —
Генеральный конструктор Научно-производственного центра
автоматики и приборостроения им. акад. Н. А. Пилюгина,
зав. Базовой кафедрой Московского института радиотехники, электроники и автоматики;
Я. В. Безель, д-р техн. наук, профессор, Генеральный конструктор
Московского НИИ приборной автоматики;
В. П. Кутепов, д-р физ.-мат. наук, профессор, зав. кафедрой
прикладной математики Московского энергетического института (Технического университета)
Паронджанов В. Д.
П18 Как улучшить работу ума: Алгоритмы без программистов — это очень просто! — М.: Дело, 2001. — 360 с. — Илл.: 154.
ISBN 5–7749–0211–0
В книге излагаются новые полезные для практики идеи и достижения
на стыке информатики, управления и психологии. Показано, что алгоритмы, сила ума, интеллектуальный комфорт и эффективность бизнеса тесно связаны. Дается общедоступный практический курс, помогающий увеличить силу ума, ускорить разработку алгоритмов и программ, упростить формализацию профессиональных знаний, облегчить проектирование сложной деятельности и бизнес-процессов. Курс основан на “дружелюбных” графических языках, обладающих удивительной наглядностью, “заставляющих” мозг мыслить отчетливо, глубоко и продуктивно.
Для студентов, изучающих информатику, учителей и преподавателей информатики; алгоритмистов, программистов, математиков, системщиков, постановщиков задач, специалистов по CASE-технологиям, работающих непосредственно на фирмах; бизнесменов и руководителей, желающих эффективно контролировать потоки информации в своих организациях; психологов, изучающих работу ума, а также для широкой публики.
УДК 37+681.3.06+331.015.11
ББК 32.973
ISBN 5–7749–0211–0 | © Издательство “Дело”, 2001 |
Оглавление
Оглавление 4
Маленькая увертюра 14
Легкомысленный словарик 14
Третий глаз для бизнесменов
и руководителей 16
Интеллектуальный
терроризм:
фантазия или реальность?
(Вместо предисловия) 18
Почему умные люди страдают и гибнут? 18
Разве такая проблема существует? 18
Информационный стресс – зловещий спутник
информационного общества 18
Камикадзе умственного труда 19
Что такое интеллектуальный
терроризм? 19
Гуманитарная
постановка задачи 20
Компьютерная мифология:
облегчают ли
компьютеры умственный труд? 21
Что такое интенсификация интеллекта? 21
Критерий Декарта и эргономизация науки 22
О чем эта книга? 22
Секреты мудрого дракона:
объяснение на пальцах 23
Притча о том, как Господь Бог языки создавал 23
Смена терминов
или изменение концепции? 25
Самая сложная вещь на свете 25
Зачем Дракону две головы? 26
Справка о состоянии дел 26
Глава 1:
На подступах к новому языку 28
Зачем нужен язык Дракон? 28
В чем секрет Дракона? — в когнитивном подходе 28
Почему люди не интересуются
собственным мозгом? 29
Станет ли Дракон чемпионом мира
по критерию «понимаемость алгоритмов»? 29
На кого рассчитан язык Дракон? 30
Перечень задач, решаемых с помощью
языка Дракон 30
Выводы 31
Глава 2:
Можно ли создать язык,
улучшающий
понимание и взаимопонимание? 32
Почему специалисты не понимают
друг друга? 32
Язык Дракон как «эксперанто»
делового мира 32
Что такое интеллектуальное
взаимопонимание? 33
В чем особенность Дракона? 33
Выводы 33
Глава 3:
Соображения,
повлиявшие на создание
языка Дракон 35
Что важнее:
компьютеры или человеческий мозг? 35
Что такое производительность
умственного труда? 35
Зависит ли
производительность персонала
от производительности компьютеров? 36
Можно ли увеличить скорость работы
человеческого мозга? 37
Проблема формализации
профессиональных знаний 37
Можно ли
обойтись без когнитологов? 38
Чем отличается алгоритм
от технологического процесса? 39
Что такое технологический язык? 39
Технологические
и декларативные знания 40
Почему нельзя жить по-старому? 41
Социальные технологии
и электронные методологии 42
Методология быстрой разработки
систем RAD 42
Схемы действий и язык Дракон 43
Необходимость культурных изменений 44
Техноязык как элемент струкутуры 44
Выводы 45
Глава 4:
Понимание и взаимопонимание –
ключевые проблемы
информатики 46
Отсутствие понимания ведет
к миллионным убыткам 46
Издевательство над здравым смыслом
под названием
«Абсолютная правильная программа» 46
Спецификации программ – вот
главный «Гадючник»! 47
Спецификации программ
и методология RAD 47
Концепция
когнитивного программирования 48
Выводы 49
Глава 5:
Проблема улучшения работы ума:
новый когнитивный
подход 50
Текст как зрительная сцена 50
Симультанное и сукцессивное
восприятие 50
Как повысить продуктивность
человеческого мозга? 51
Когнитивный недостаток
текстового представления знаний 51
Каким должен быть формат диосцены? 52
Когнитивные рекомендации 53
Зачем нужны психологические
эксперименты? 54
Ошибка Джеймса Мартина 55
«Это чудакам-инженерам нужны
большие чертежи,
а мы, хитрецы-программисты,
обойдемся маленькими» 55
Возможна ли
стретегическая реформа мировой практики
программирования 57
Выводы 57
Глава 6:
Изюминки языка Дракон 59
Критика блок-схем 59
Преимущества Дракон-схем 59
Иконы и макроиконы 59
Зачем нужна ветка? 62
Как работает ветка? 64
Как следует располагать ветки
в поле чертежа? 64
Что такое шапка? 64
Что лучшее: примитив или силуэт? 69
Как описать силуэт с помощью
текстового языка? 69
Есть ли в алгоритме
«Царская дорога»? 71
Главный маршрут силуэта 71
Пересечения линий? — БОЖЕ УПАСИ! 71
Визуальный и текстовый
синтаксис Дракона 77
Семейство Дракон-языков 78
Выводы 78
Глава 7:
Эргономичные алгоритмы 80
Визуальная проверка алгоритмов 80
Что такое эргономичный алгоритм? 80
Чем отличается икона “Вопрос”
от развилки? 80
Маршруты и формулы маршрутов 83
Что такое рокировка? 83
Использование рокировки
для улучшения эргономичности 86
Вертикальное и горизонтальное
объединение 86
Эргономичность литеральных алгоритмов 87
что делать, если эргономические требования
противоречат друг другу? 92
Икона-вставка как эргономический прием 92
Что такое подстановка? 93
Улучшение эргономичности алгоритмов
с помощью цепочки
эквивалентных преобразований 97
Выводы 98
Глава 8:
Визуализация циклов 99
Обычный цикл 99
Переключатель и переключающий цикл 105
Цикл Для 106
Веточный цикл 108
Главный маршрут силуэта 112
Выводы 114
Глава 9:
Визуализация логических
формул 116
Визуализация функции И 116
Визуализация функции ИЛИ 122
Визуализация функции НЕ 122
Визуализация сложных логических функций 126
Выводы 126
Глава 10:
Что такое эргономичный текст? 127
Можно ли сделать логические выражения
эргономичными? 127
Пример для исследования эргономичности
логических выражений 127
Логическое выражение
с абстрактными идентификаторами 128
Логическое выражение
с короткими смысловыми идентификаторами 130
Логическое выражение
с длинными смысловыми идентификаторами 131
Важный момент,
о котором часто забывают 131
Как присвоить значение логической
переменной? 131
Правила записи
рамочных логических выражений 132
Как построить эргономичный логический текст? 132
Выводы 135
Г лава 11:
Визуальные операторы
реального времени 136
Список операторов реального
времени 136
Операторы ввода-вывода 136
Оператор “Пауза” 137
Операторы
“Пуск таймера” и “Синхронизатор” 137
Цикл Ждать 140
Оператор “Период” 141
Оператор “Параллельный процесс” 141
Особенности операторов
реального времени 143
Выводы 146
Глава 12:
Дружелюбное
Программирование 147
Гибридный язык программирования
Дракон-Си 147
Гибридный язык программирования
Дракон-Модула 147
Пример эргономической оптимизации
программы 150
Диалоговые программы 150
Идентификаторы 152
Обработка массивов 153
Абстрактные Дракон-схемы 154
Философия языка Дракон 160
Классификация знаний 160
Выводы 160
Глава 13:
Человеческая деятельность
и формализация знаний:
живописные примеры 162
Что такое
профессиональные знания? 162
Учебные экспертные системы 164
Визуализация экспертных систем 165
Визуализация описания
технологических процессов 167
Что такое методология? 167
Визуализация методологий 167
Система “Человек—машина” 178
Визуализация биологических алгоритмов 178
Визуализация медицинских алгоритмов 181
Другие примеры визуализации 181
Описание структуры деятельности 186
Нужен ли стандарт для описания
деятельности? 188
Выводы 188
Глава 14:
Визуальный дракон-редактор 189
Зачем нужен Дракон-редактор? 189
Заготовка-примитив и заготовка-силуэт 189
Что такое атом? 189
Пример построения Дракон-схемы
«Примитив» 192
Операция «Пересадка лианы» 192
Операция “Заземление лианы” 192
Пример построения
Дракон-программы «Силуэт» 194
Формирование надписей «Да» и «Нет» 197
Выводы 197
Глава 15:
Описание визуального синтаксиса
языка Дракон 198
Общие понятия 198
Шампур-блок 198
Операция «Ввод атома» 198
Дополнительные сведения об атомах 198
Критические и нейтральные точки 199
Правила использования операции “ввод атома”
при построении дракон-схемы 201
Операция с лианой 203
Пересадка лианы 203
Заземление лианы 203
Прочие операции 205
Основные результаты 205
Выводы 205
Глава 16:
Визуальное структурное
программированиее 206
Постановка проблемы 206
Историческая справка 206
Отживающий метод? 207
Прав ли Игорь Вельбицкий? 207
Четыре принципа структуризации блок-схем,
предложенные Э.Дейкстрой 208
Почему научное сообщество не приняло
видеоструктурную концепцию Э.Дейкстры? 208
Парадокс
структурного программирования 211
Плохие блокс-схемы
или плохие стандарты? 212
Блок-схемы и теоретическое
программирование 212
Новые цели стандартизации блок-схем 213
Чем отличаются блок-схемы
от Дракон-схем? 213
В чем сходство визуального и текстового
структурного программирования? 216
В чем различие визуального и текстовго
структурного программирования? 216
Почему самолет не машет крыльями? 221
Выводы 222
Глава 17:
Исчисление икон и попытка
предсказать будущее 223
Визуальное логическое исчисление 223
Общеизвестные
сведения о математической логике 223
Об одном распространенном
заблуждении 223
Принцип абсолютизации текста 224
Визуализация
понятий математической логики 225
Исчисление икон 225
Еще раз о шампур-методе 226
Шампур-схема как абстрактная
модель программы 226
Преобразование шампур-схемы
в шампур-программу 227
Шампур-метод и докуазательство
правильности программ 227
Возможна ли теория визуального программирования? 228
Гипотеза о будущем императивных
языков программирования 228
Визуализация логики
и интенсификация интеллектуальной
деятельности 229
Выводы 230
Глава 18:
Место языка Дракон
в системе
человеческой культуры 232
Между сциллой и харибдой 232
Принцип структуризации
деятельности 232
Генеральная концептуальная схема 233
Проблема деятельности в эргономике 235
Искусственный интеллект:
алгоритмизация – это ночной кошмар! 236
Эргономический анализ
проектно-конструкторской деятельности 237
Подводные камни
проектно-конструкторской деятельности 238
Почему взорвался Чернобыльский реактор? 239
Сон разума рождает чудовищ 241
Интенсификация интеллекта и языки программирования 242
Улучшение работы ума — проблема
номер один 242
Выводы 243
Глава 19:
Возможна ли эргономизация
математики? 245
Почему Джойн фон Нейман провалился
на экзамене? 245
Существует ли пропасть
между математикой и эргономикой? 245
Алгебра Диофанта 246
Эргономический анализ алгебры Диофанта 248
Эргономизация алгебры
после Диофанта 249
Осознание полезности
эргономического поворота в математике 251
Эргономическая победа Лейбница 252
Методологическая ошибка
историков математики 253
Аналогия между математической
Диосценой и панелью
отображения информации 254
Математическая и эргономическая эффективность 254
Как повысить производительность математического труда? 256
Два метода визуализации
математики 257
Проект «Когнитивный стиль»
(COGNISTYLE) 257
Пример математической
визуализации с помощью метода
COGNISTYLE 258
Выводы 260
Глава 20:
Можно ли стать
интеллектуальным суперменом? 261
На пороге создания
теории улучшения работы ума 261
Человеческий мозг
нужно грамотно проектировать 262
Разгадка тайны человеческого интеллекта 266
Развитие и интенсификация интеллекта 268
Знаковая и предметная информация 268
Знаковое и предметное обеспечение
информатики 268
Знаковая и предметная программа 270
Переломная веха в истории информатики 270
Одноглазые миссионеры,
или заброшенное дитя информатики 271
Когнитивная письменность —
новый способ представления знаний 272
“Кастрированный” интеллект 273
Что такое проектоника? 273
Проектоника и искусственный
интеллект 274
Особенности проектоники 275
Микроинформация и микроителлект 275
Стратегическая
интеллектуальная инициатива 276
Дорога в будущее
(Вместо заключения) 278
Интеллектуальные трудности
как глобальная проблема 278
Вызов интеллектуального терроризма 278
Бессилия интеллекта 278
Цель — значительное улучшение интеллекта 279
Список литературы 280
Интеллектуальный терроризм:
фантазия или реальность? 280
Глава 1 280
Глава 3 280
Глава 5 280
Глава 6 281
Глава 13 281
Глава 16 281
Глава 17 281
Глава 18 281
Глава 19 282
Глава 20 282
Отзывы 285
страница 1страница 2 ... страница 86страница 87
скачать
Другие похожие работы: