Внеклассное мероприятие по профориентации «На пути к успеху!»
Внеклассное мероприятие по профориентации «На пути к успеху!» учителя химии Мокеевой Надежды Ленстовны
МБОУ «Лицей №2» г.Чебоксары Чувашской Республики.
Цель занятия: Повышение интереса к выбору профессии.
Развитие познавательной активности, эрудиции и мышления учащихся.
Воспитание коллективизма, ответственности и самоорганизации.
Задачи: Сформировать у учащихся убеждение в необходимости знаний по данной профессии.
Воспитать у учащихся чувства самостоятельности и ответственности.
Приобщить к увлекательному процессу поиска.
Вызвать положительные эмоции.
Оборудование: листочки с тестом «Потребность в достижении успеха»; перечень специальностей, которые можно получить в Вузах нашей страны с результатом ЕГЭ по химии; карточки красного, желтого и зеленого цвета; ручки, реквизит для презентаций (халаты белые, танометр, колбы, мензурки, воронки, пипетки).
Учащиеся получили задание дома приготовить плакаты с той профессией, которую вы хотите выбрать. Один ученик делает заранее анализ рынка труда по списку профессий из перечня.
Ход классного часа:
Организационный момент: учащиеся рассаживаются по группам (5-6) по цвету карточек которые они берут при входе в кабинет.
Вступительное слово первого ведущего. Последнее время все чаще в СМИ можно встретить термин «успешный человек». Не очень понимая из каких составляющих складывается это определение, мы стремимся быть им. Давайте попробуем определить каждый для себя с помощью тестирования уровень вашей потребности в достижении успеха (7 минут).
Вам нужно на каждый вопрос ответить «да» или «нет». Учащимся раздают листочки с вопросами, куда они записывают ответы и делают подсчеты.
Тест «Потребность в достижении успеха».
Думаю, что успех в жизни скорее зависит от случая, чем от расчета.
Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл.
В любом деле для меня важнее не его исполнение, а конечный результат.
Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.
По моему мнению, большинство людей живут далекими, а не близкими целями.
В жизни у меня было больше успеха, чем неудач.
Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.
Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.
Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.
Мои близкие считают меня ленивым.
Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам.
Терпение во мне больше, чем способностей.
Мои родители слишком строго контролируют меня.
Лень, а не сомнение в успехе вынуждают меня часто отказываться от своих намерений.
Думаю, что я уверенный в себе человек.
Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы не в мою пользу.
Я усердный человек.
Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.
Если бы я был журналистом, то писал бы скорее об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.
Мои близкие обычно не разделяют моих планов.
Мои требования к жизни ниже, чем у моих товарищей.
Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.
Ключ (первый ведущий):
Ответы «да» на вопросы: 2, 6, 7, 8, 14, 16, 18, 19, 21, 22 – 1 балл.
Ответы «нет» на вопросы: 1, 3, 4, 5, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 17, 20 – 1 балл.
Интерпретация результатов (второй ведущий):
16-21 балл. Высокий уровень мотивации достижения, вы активны, настойчивы, упорны. Сможете стать хорошим специалистом в любой профессии. Как правило, по мере достижения профессиональных успехов ваша самооценка повышается, и вы становитесь более уверенными в своем стремлении к жизненному успеху.
12-15 баллов. Средний уровень мотивации достижения. Вам необходимо немного активизировать себя. Если вы хотите стать преуспевающим человеком, работайте над собой, вырабатывайте уверенность в себе и целеустремленность.
2-11 баллов. Низкий уровень мотивации достижения. Для вас любая профессия покажется трудной. Постарайтесь увлечься каким-нибудь делом. Чем больше интереса к нему вы проявите, тем больше шансов достичь успеха у вас появиться в этой области.
Первый ведущий: Дэвид Маккалоу (Родился 7 июля 1933 в Питтсбурге - американский писатель, рассказчик, историк и лектор. Дважды получил Пулитцеровскую премию, обладатель Национальной книжной премии и Президентской медали Свободы, высшей награды США для гражданских лиц) считает, что “Настоящий успех – это найти дело своей жизни в работе, которую ты любишь”.
Второй ведущий просит учащихся поднимать карточки соответствующего цвета на вопросы - зеленые карточки «Да», желтые – «Не знаю» и красные «Нет»:
Я точно знаю, кем буду?
Я уже выбрал себе профессию?
Я выберу профессию, которую мне посоветуют родители?
Я выберу профессию, которую мне посоветуют ровестники?
Я прислушаюсь к мнению родителей и сверстников, но выберу профессию сам?
Я выберу такую профессию, которая имеет высокий престиж в обществе?
Я выберу такую профессию, которая подходит моим интересам и способностия?
Один из ведущих записывает результаты опроса на доске.
Учитель анализирует результаты опроса и сообщает учащимся о том, что хорошо, если проблема выбора профессии тревожит – это свидетельствует о социальной и психологической зрелости. В любом случае, каждый молодой человек на пороге определения Дела своей жизни, должен, прежде всего, определить сферу своих интересов (7 минут).
Первый ведущий проводит идеографический тест «Рисунок человека» (Э. Махони):
Для того чтобы определить свой тип личности, нарисуйте человека, используя геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник и круг. Основное условие: используемых фигур должно быть десять. После того как рисунок выполнен, подсчитывается количество используемых треугольников, прямоугольников и кругов.
Интерпретация теста (второй ведущий).
Нарушение условий задания, то есть использование фигур меньше или больше десяти, означает тревожность, озабоченность чем-то. Отсутствие треугольников – нежелание доминировать над другими. Отсутствие кругов – слабо развита способность к сопереживании. Отсутствие квадратов (прямоугольников) – неконструктивное поведение.
Если в рисунке преобладают:
Треугольники – это означает склонность к организаторской деятельности, доминированию, стремление к успеху, быстрота, решительность, активность;
Круги – человек легко устанавливает поверхностные контакты, он возбудимый, истощаемый, мягкий, чувствительный тип;
Квадраты (прямоугольники) – интровертированный тип, последователен в принятии решений, склонен к техническим видам деятельности.
По количеству треугольников определяют преобладающий тип личности.
Тип руководителя (количество треугольников от шести и выше).
Это люди с высоким уровнем притязаний, стремлением к доминированию и хорошими коммуникативными способностями. У них сильная нервная система. Они разбираются в людях, умело классифицируют и перерабатывают информацию. Чем больше треугольников, тем большая степень авторитарности.
Ответственный профессионал (пять треугольников).
Обладает организаторскими способностями, до мелочей продумывает свою деятельность, неконфликтен, с хорошей интуицией, проявляет высокую требовательность к себе и другим, часто работает за пределами своих возможностей, склонен к заболеваниям психосоматического характера.
Нереализованный гений (четыре треугольника).
Тревожно-мнительный тип. Отличается разнообразием интересов и талантов. Возможны трудности адаптации, проявляет склонность к индивидуальной работе, нерешительность, неуверенность в себе, ранимость. Ему свойственны сомнения в своих силах и возможностях, не смотря на то, что у него получается все, за что берется.
Тип ученого (три треугольника)
Легко абстрагируется от реальности, рационален, объективен. Свойственна спонтанность и противоречивость поведения и деятельности. Продуктивен в условиях жесткой регламентации. Хорошо переключается с одного вида деятельности на другой. Психологическая защита по типу рационализация.
Интуитивный тип (два треугольника).
Отличается чувствительностью и истощаемостью нервной системы. Ему свойственны стремление к приукрашиванию, эстетизации действительности, интерес к искусству и человеку. Он легко вживается в различные социальные роли и тонко чувствует все новое и необычное, отзывчив, не выносит посягательств на свою свободу.
Художественный тип (один треугольник)
Изобретатель, конструктор, художник. Эмоционален и одержим оригинальными идеями. Самооценка неустойчива, демонстративность в поступках, обладает богатым воображением. Так же как интуитивный тип, часто живет по своим законам, не приемлет контроля со стороны, предпочитает самоконтроль.
Дополнительные сведения по вашему рисунку
НЕТ РУК И НОГ – защитные реакции, отказ от контактов.
РУКИ ИЛИ НОГИ СОСТОЯТ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ ЭЛЕМЕНТОВ – высокая двигательная активность, хорошо развитый «ручной интеллект»; склонность к занятиям спортом, танцами, рукоделием (тонкая моторика).
РУКИ ПОДНЯТЫ ВВЕРХ – агрессия.
ПРЕДМЕТ НА ГОЛОВЕ – тревожность, скрытая агрессия.
ПРЕДМЕТ НА ЖИВОТЕ – заботливость.
ЛИЦО – непрорисованное (нет рта, глаз) – снижена потребность в общении; прорисованное – общительность, эмоциональность.
ТОЛЬКО ГЛАЗА И УШИ – тревожность.
ГОЛОВА – в виде треугольника и квадрата – протестные реакции.
НАЛИЧИЕ ШЕИ говорит чувствительности, ранимости, обидчивости.
РАСЧЛЕНЕННОЕ ТЕЛО (из нескольких фигур) ИЛИ ЕГО ОТСУТСТВИЕ – психотравмирующий фактор.
МЕЛКИЙ РИСУНОК, ОСОБЕННО РАСПОЛОЖЕННЫЙ В НИЖНЕЙ ЧАСТИ ЛИСТА – заниженная самооценка (7 минут).
Учитель: Список профессий очень большой. Из разных источников в мире насчитывается от 40 до 50 тысяч профессий, причем каждый год исчезают десятки старых и возникают сотни новых. Некоторые профессии меняют названия, приобретая современное звучание. Для того чтобы приобрети профессию высокой квалификации необходимо получить образование в Вузе. Результаты экзаменов по химии могут дать вам возможность получить образование по следующим направлениям: ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ; ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА; ЗДРАВООХРАНЕНИЕ; СЕЛЬСКОЕ И РЫБНОЕ
ХОЗЯЙСТВО; ХИМИЧЕСКАЯ И БИОТЕХНОЛОГИИ; ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ПРОДУКТОВ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ; АРХИТЕКТУРА И СТРОИТЕЛЬСТВО; БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ПРИРОДООБУСТРОЙСТВО И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. Это как минимум 86 специальностей. Ученики знакомятся с перечнем специальностей, которые можно получить в Вузах нашей страны с результатом ЕГЭ по химии (5 минут).
Учитель: Вам было предложено дома приготовить плакаты с той профессией, которую вы хотите выбрать. Учитель анализирует с учащимися список выбранных профессий и предлагает каждой группе провести презентацию (на 2-3 минуты) наиболее популярных профессий среди одноклассников с учетом профессиограммы, которую ученики находят в интернете (15 минут).
Ведущий знакомит учащихся со списком 10- самых востребованных профессий в будущем в России на http://www.colady.ru/ на 19 февраля 2014 года:.
10-самых востребованных профессий будущего
В наши дни никого не удивишь сменой профессии. Ситуация на рынке труда меняется буквально каждый год.
Если в 2005 г. работодатели искали бойких менеджеров по продажам, то год спустя им нужны уже грамотные специалисты с экономическим образованием. С 2006г. на рынке труда лидируют специалисты по сбыту. Компаниям как воздух нужны торговые представители, директора по продажам и коммерческие директора, специалисты по маркетингу. Это зависит от того, что производит или продает та или иная фирма. Также в 2006 г. были востребованы специалисты по рекламе и PR, т.е. по связям с общественностью.
На первый взгляд, на рынке труда все меняется стремительно и непредсказуемо, но между тем рынок труда - сфера прогнозируемая. Как показали исследования социологов, опубликованные на сайте www.gorbibl.nnov.ru в десятку самых востребованных профессий ближайшего будущего попадут:
1. Инженерные специальности.
По прогнозам специалистов на лидирующие позиции выйдут инженерные специальности, связанные с промышленным производством. Западный капитал еще только делает первые шаги по вхождению на российский рынок и присутствует в основном только в столицах и городах-миллионщиках, но уже сейчас возникает острая нехватка профессиональных инженеров, технических специалистов и руководителей среднего звена на производстве. Особенно будет цениться сочетание технического и экономического или юридического образования, знание английского или любого другого европейского языка. Востребованность инженеров-маркетологов и менеджеров растет во всех отраслях промышленности.
2. IT и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения.
Программист - это специалист, создающий и отлаживающий программное обеспечение и поддерживающий его работоспособность.
В современном мире все большее значение приобретает имидж фирмы, и сайт - не что иное, как показатель уровня и надежности организации. Как следствие, веб-дизайнер - одна из самых высокооплачиваемых «компьютерных» профессий. Многие компании готовы заплатить немалые деньги, лишь бы на них обратили внимание пользователи Интернета.
3. Нанотехнологии.
Следующие наиболее востребованные профессии ближайшего будущего связаны с нанотехнологиями.
Нанотехнологии - это технологии, основанные на работе с молекулами и атомами, это технологии, использующие наиболее скрытые и ценные свойства вещества. Нанотехнологии - это огромная сфера, которую можно разделить на три части: производство микросхем, роботов в наноразмерах, а также инженерия на атомном уровне.
По прогнозам, будут востребованы все специальности, связанные с нанотехнологиями. Уже ясно, что нанотехнологии охватят все сферы: машиностроение, космические технологии, пищевую промышленность, медицину и т.д.
Считается, что страну, добившуюся прорыва в развитии нанотехнологий, ждет мировое лидерство.
4. Специальности на стыке электроники и биотехнологий.
Биотехнологии - технологии, использующие биологические системы и их элементы.
В настоящее время биотехнологии довольно широко применяются в сельском хозяйстве, где с помощью генной инженерии и методов микробиологии получают генно-модифицированные продукты. Биотехнологии используются в молекулярной медицине, в биофармацевтических производствах и в других отраслях.
Специальности на стыке электроники и биотехнологий требуют от специалиста глубоких знаний как в электронике, так и в биоинженерии. Вполне вероятно, что рабочие биочипы - дело весьма недалекого будущего.
5. Маркетинг и продажи.
Экспертами прогнозируется, что лет через 9-10 на российском рынке товаров и услуг возникнет перенасыщение. Маркетолог - это, прежде всего, стратег компании. Дело маркетолога - руководить системой, ориентированной на производство разнообразных благ и удовлетворение интересов производителей и потребителей. Он проводит исследование рынка, планирует ассортимент и объемы продукции, определяет цены, стимулирует сбыт. Высококвалифицированный специалист в области маркетинга разрабатывает бизнес-планы, предлагает наиболее выгодные варианты вложения денег предприятия.
6. Специальности, связанные с сервисом.
Доходы населения растут, растет численность среднего класса. Один из показателей этой тенденции - все большая потребность в качественном сервисе. Это и химчистка с парикмахерской рядом с домом, и хороший детский сад и многое другое. Причем спрос на профессии сферы обслуживания, как показывает опыт западноевропейских стран и США, будет ежегодно возрастать, при этом темпы роста потребности в профессиях сферы обслуживания будут опережать темпы роста потребностей в других востребованных профессиях.
7. Логистика.
Дальнейшая интеграция Росси в мировой рынок неизбежно потребует притока профессиональных логистов. «Логистика - теория и практика управления материальными и информационными потоками в процессе товародвижения».
Профессия логиста подходит тем, кто тяготится в работе жесткими рамками, не любит шаблонов и заданных ограничений. Чтобы сделать успешную карьеру, логисту понадобятся аналитический ум и системное мышление, интуиция, умение быстро находить выход из сложных ситуаций, навыки общения с людьми, коммуникабельность. Не обойтись без практического опыта, а также без глубоких знаний математики, техники, действующего законодательства, и, конечно, без понимания принципов бизнеса. Многие предприниматели убеждены, что хорошим логистом может быть лишь игрок по природе, наделенный талантом передвигать товары и грузы, подобно фигурам на шахматной доске.
8. Экология.
Термин «экология» возник давно, еще в 1866 г.
И в дальнейшем все большее место будут занимать проблемы сохранения окружающей среды. Рост вредных выбросов в атмосферу ставят проблемы экологии на одно из первых мест в будущем глобальном мире. С одной стороны, начнет повышаться спрос на профессиональных экологов, а с другой - расширяться спектр требований к защитникам природы. Специальность эколога будет требовать знания физики, химии и биологии, навыков компьютерного моделирования, проходящих в природе процессов. Профессия эколога станет одной из важнейших и самых востребованных профессий.
9. Медицинские специальности, связанные с поиском средств продления жизни.
Медицина успешно использует достижения в области электроники, биотехнологий, которые сегодня только еще создаются, исследуются, а через 10 лет, наверняка, войдут в практику, станут привычным в медицине делом. Но также понятно и то, что и через десятилетие это будут еще очень дорогие технологии. Начнется активная работа, чтобы сделать их доступными для многих. И здесь понадобятся соответствующие специалисты.
10. Химия.
Специалисты в области химии будут особенно востребованы в сфере энергетики. Хотя, как известно, на ближайшие 10 лет запасов нефти хватит, уже сейчас человечество работает над развитием альтернативных источников энергии. К 2016 г. разработки и исследования в области альтернативных, экологически чистых источников энергии достигнут своего пика - и без химиков здесь будет совсем не обойтись.
www.keywork.ru
http://www.colady.ru/ на 19 февраля 2014 года
Ведущий второй делает анализ рынка труда по списку профессий из перечня (домашнее задание).
Рефлексия (учитель).
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что было особенно для вас интересно?
- О чем вы теперь хотите узнать?
Заключительное слово учителя: В вопросе выбора профессии, конечно должны помочь вам родители, различные профориентационные онлайн-тестирования, а главное личные устремления. Чтобы не ошибиться, надо расширять свой кругозор по отношению к миру профессий. Желаю вам успеха!
страница 1
скачать
Другие похожие работы: