Язык есть исповедь народа
Конспект открытого внеклассного мероприятия
с использованием икт ко дню славянской письменности и культуры
по русскому языку в 7 классе
составлен учителем русского языка и литературы
1 категории Ажаевой А.И.
Тема урока: Язык есть исповедь народа.
Цель урока:
показать живую связь современного русского языка с его историческими корнями.
Задачи:
- образовательная
объяснить учащимся на сравнительно – сопоставительном анализе чередование корней оро//ра, оло//ле, ере//ре.
- развивающая
продолжить работу над развитием навыков самоконтроля
- воспитательная
вызвать интерес к изучению русского языка, дать импульс к самостоятельным поискам учеников.
Тип урока: урок усвоения новых знаний, умений и навыков.
Методы обучения: грамматический разбор, упражнения, работа со словарем, работа с таблицей, сообщения учеников, выразительное чтение.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер,
таблица «Правописание корней с чередованием гласных», словари (толковый, словарь пословиц и поговорок).
Содержание урока
1. Организационный момент.
(учитель проверяет готовность класса к уроку, устанавливает дисциплину, создает рабочее настроение)
2. Объявление темы и цели урока
Слайд 1.
Тема урока: Язык есть исповедь народа.
Цель урока: показать живую связь современного русского языка с его историческими корнями. Учащиеся записывают в тетради дату, тему урока.
3. Вступительное слово учителя.
Праздник славянской письменности и культуры – особый день в нашей истории. Может быть, мы еще не совсем привыкли к нему, хотя имена Кирилла и Мефодия нам хорошо знакомы. И вы не раз читали о том, что в далеком 9 веке братья эти взялись за трудное, но великое дело – создание славянского алфавита. Это событие положило начало всей славянской культуре. Поэтому во многих славянских странах праздник, посвященный их памяти, отмечается давно. И в России День славянской письменности и культуры стал общегосударственным праздником.
Слайд 2.
Язык есть исповедь народа,
В нем слышится его природа,
Его душа и быт родной…
П.А.Вяземский.
так о языке писал поэт П.А.Вяземский.
- Почему исповедь?
- Каково его значение? (толковый словарь Ожегова)
(В древнерусском языке было слово «ведати» - знать, иметь. От него возникло слово «поведать» - сообщить, рассказать.
Слайд 3.
И вот исповедь – откровенный рассказ обо всем, что есть, в том числе и о самом сокровенном. В таком значении и употребил это слово в сочетании «исповедь народа» Петр Андреевич Вяземский.
- Какова основная мысль эпиграфа?
( Поэт хотел подчеркнуть, что язык открывает нам все тайники, отражает все, что было в жизни народа… Да, каждый из нас отражает себя в языке своем: вспомним пословицу: «Встречают по одежке, а провожают…». Да, по уму! Каково его значение? (работа со словарем).
(Ведь стоит только человеку заговорить, и сразу можно увидеть, какой он. Более того, по речи можно узнать, в какое время он живет).
Слайд 4.
Давайте перенесемся в далекое прошлое – Древнюю Русь.
Слайд 5.
- Чтение учителем древнерусского текста.
НЫНЕ, РЕКУ ВАМ, ЧАДЬЦА МОИ, КАКО КНИЖЬНАЯ СЛОВЕСА ОТ НЕКНИЖЬНЫХ РАЗЛИЧАЮТСЯ.
КНИЖЬНАЯ СЛОВЕСА СУТЬ – ГЛАВА, СТРАНА, ВЛАСТЬ, ГРАД,
А ПО – РУСЬКУ НАРЕКУТЬСЯ – ГОЛОВА, СТОРОНА, ВОЛОСТЬ, ГОРОД.
Слайд 6.
- объяснение правила «Чередование корней»
ОРО // РА
ЕРЕ // РЕ
ОЛО // ЛЕ
- Глаголе, сыне мой, како руська словеса: ворон, воробей, корова, молоко – напишеши в книзе.
Слайд 7.
- Сравнительно – сопоставительный анализ
Древнерусский | Чередование | Современный |
ВРАН | ОРО // РА | ВОРОН |
ВРАБИИ | ОРО //РА | ВОРОБЕЙ |
КРАВА | ОРО // РА | КОРОВА |
МЛЕКО | ОЛО // ЛА | МОЛОКО |
- Добро! А ты, сыну, рьци ми, како словеса книжьная по – руську применена будуть: враг, брань, злато?
Слайд 8.
- Сравнительно – сопоставительный анализ
Древнерусский язык | Чередование | Современный русский язык |
ВОРОГ | ОРО // РА | ВРАГ |
БОРОНЬ | ОРО //РА | БРАНЬ |
ЗЛАТО | ОЛО // ЛА | ЗОЛОТО |
- А ты рьци ми, чадо, како будет книжьными словесы:
Слайд 9.
«Отьци и деди наши взяши в плен плъкы половецькыя?»
ОЛО // ЛЕ
ПОЛОН – ПЛЕН
(«Отьци и деди наши взяши в полон плъкы половецькыя?»)
- А ты рьци ми, чадо, како будет книжьными словесы:
Слайд 10.
«ХОДИЛИ КНЯЗИ НАШИ ВОЕВАТЬ город ЦАРЬГРАД?»
ОРО //РА
ГОРОД – ГРАД
(«ХОДИЛИ КНЯЗИ НАШИ ВОЕВАТЬ град ЦАРЬГРАД?»)
- Добро, чадьца мои! Зело (очень) полезно розумети божественных писаний учение; разумеете, что глаголють книгы.
- Добро есть, чадьца, почитанье книжьное.
Слайд 11.
КРАСОТА ВОИНУ -ОРУЖЬЕ И КОРАБЛЮ - ВЕРТИЛА, ТАКО И ПРАВДЬНИКУ ПОЧИТАНИЕ КНИЖЬНОЕ
- Объясните данное выражение
- Диалог (чтение реплик учащимися)
Слайд 12.
- КТО ПИСЬМЕНА СТВОРИЛ ЕСТЬ? –
- РЕКУ ВАМ: СВЯТЫЙ КОНСТАНТИН ФИЛОСОФ, НАРИЦАЕМЫЙ КИРИЛЛ, ТА ПИСЬМЕНА СЪТВОРИ И МЕФОДИИ, БРАТ ЕГО.
- В КОЕ ВРЕМЯ?
- РЕКУ ВАМ: ЯКО ВРЕМЕНА МИХАИЛА, ЦАРЯ ГРЕЧЬСКА, И БОРИСА, КНЯЗЯ БОЛГАРСКА, И РАСТИЦА, КНЯЗЯ МОРАВЬСКА…
- Добре, чадьца мои.
Наш путь к знаниям с чего начинается?
(с азбуки)
Слайд 13.
Недаром говорят: Азбука – к мудрости ступенька. Сегодня, 24 мая нашей азбуке исполняется 1148 лет. (создана в 863 году)
- сообщения учеников о славянской азбуке и ее создателях.
(Славянскую азбуку создали 11 веков назад братья Кирилл и Мефодий. Эту азбуку назвали кириллицей. Потом в нее вносили изменения. И постепенно появилась та самая азбука, которой мы пользуемся сейчас.)
- Мы с вами говорили о том, каким был наш язык в древности.
Интересно, остались ли от того языка слова, которые употребляются и сейчас?
(Конечно, таких слов очень много, ведь древнерусский язык – это основа современного русского языка. Но некоторые слова из древнерусского языка сохранились только как составная часть в современном слове. Вот, например, слово «ВАГА» - оно означает вес, тяжесть, а сейчас оно входит в слово «важный» (г//ж)
-Определите, в какие современные слова входят древнерусские «велий» - большой (великий, великан, великодержавный, великовозрастный).
«тук» - жир (тучный)
- Знать свой язык – это не только грамотно писать. Нужно еще уметь ярко, образно и правильно говорить. Для этого в нашем языке есть и синонимы, и эпитеты, и сравнения, и пословицы, и поговорки – всего не перечесть.
- Подберите эпитеты к слову «дом» (кирпичный, пятиэтажный, маленький), «пес» (лохматый, веселый, хозяйский, верный), приведите примеры пословиц, которые обогащают нашу речь.
- Язык – это еще и душа народа, его дух. А где, как не в сказках, этот русский дух живет? Помните у Пушкина:
Там русский дух,
Там Русью пахнет!
- Сказки свои народ сочинял сам. Правда, в русской литературе есть не только народные сказки. Есть сказки, написанные писателями (сказки Пушкина)
- Какие вы знаете?
По своему языку они очень близки народным. Но у пушкинских сказок есть уникальное свойство: язык их отражает обычаи, традиции народа.
(В сказке о «Мертвой царевне» в соответствии с народными представлениями о женской красоте описана мачеха:
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла.
В описании царевны тоже есть упоминание об одном ценном качестве женского характера: «Нраву кроткого такого», кроме того царевна знает приличия и обычаи. Точно соответствует народному быту и представлениям эпизод появления царевны у 7 богатырей:
Все порядком убрала,
Засветила Богу свечку,
затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась..
(«порядком» - значит по порядку, без суеты, зная, что нужно делать сначала, а что потом, т.е. по обычаю.
А царевна, подбираясь,
Поднялася на крыльцо
И взялася за кольцо…
(«подбираясь» - не подкрадываясь, а подбирая подол платья – точная деталь поведения)
- Вывод.
Оказывается, что в нашем языке живут обычаи и традиции; культура и дух народа.
Слайд 14.
Язык – это и наш повседневный быт, наша жизнь. Родное слово помогает нам жить, узнавать себя и других. Без языка не будет народа.
Поэтому свой родной язык нужно беречь – изучать его и не засорять дурными словами.
Слайд 15.
- чтение наизусть стихотворения И.А.Бунина «Слово».
- Я думаю, мы будем следовать его призыву – беречь родной язык.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: