NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Задача для каждого из вас на сегодняшнем уроке убедиться, насколько хорошо вы владеете материалом темы. Для этого я предлагаю поработать с заданиями разных типов, при выполнении которых используются знания по изучаемой теме


Павлюченко Тамара Михайловна, ГБОУ СОШ п. Октябрьский г/о Похвистнево Самарской обл.


Урок самореализации по истории России в 6 классе

по теме «Удельная Русь в 30-е годы XIIXIII вв.»
Эпиграф: «Киевская Русь была зерном, из которого вырос колос,

насчитывающий несколько новых зерен - княжеств». Рыбаков Б..А..

Ребята, мы заканчиваем изучение темы «Удельная Русь в 30-е годы XIIXIII вв.» Задача для каждого из вас на сегодняшнем уроке - убедиться, насколько хорошо вы владеете материалом темы. Для этого я предлагаю поработать с заданиями разных типов, при выполнении которых используются знания по изучаемой теме.

Задания начнём выполнять все вместе. Ваша задача - озвучивать ход рассуждений. Затем вы будете работать самостоятельно. В конце урока мы проверим, насколько вы справились с заданием. И каждый может оценить уровень владения материалом и степень готовности к итоговой работе по теме.

Первый этап урока. Глубокая фронтальная работа по теме. Учащиеся дают аргументированные ответы на вопросы.

1.Что значит понятие «Удельная Русь»?
2. Как вы думаете, почему тема начинается с 30-х годов XII века? (Почему феодальная раздробленность начинается именно с 30-х годов XII века?)
Феодальная раздробленность – после второй четверти XII века, после Мстислава (сына Мономаха) в 1132 году не одному из правителей не удавалось, даже номинально, объединить Русь. В каждом княжестве все зависит от силы дружины, но каждый стремится посадить в Киеве своего человека, то есть это было престижно.

3. Раздробленность была характерна только для Руси?

4. Итак, феодальная раздробленность - закономерный исторический этап развития средневековых государств. А после какого периода развития и исторического явления государств он наступает?

После того, как в раннефеодальном государстве не остаётся свободных земель и свободных общинников.

5. Каковы особенности феодальной раздробленности на Руси?

1) Особенность Руси в том, что здесь все происходило более мягко, законно, в основном без насильственного захвата власти. Князь делил всю свою землю, как оружие, одежду, между сыновьями, что и препятствовало централизации.
2) Вторая особенность связана с игом. С 1240 года единого пространства Руси – не было, вся земля была подчинена; западная часть – польско-литовскому государству, а восточная зависела от Золотой Орды, хотя Орда не считала русскую землю своей территорией. С XIII до XV века все князья получали свое назначение в Золотой Орде.
В результате сохраняя вроде бы автономию, Русь была вассальным государством.

3) началась намного позже, чем на Западе.

6. Покажите на карте самые сильные княжества Удельной Руси.

7. Задания по внешней политике Руси:

1) С какими событиями в жизни русских земель связано формирование русской, белорусской и украинской народностей?

2) Почему монголо-татары выбрали именно 30-е гг. XIII в. для нашествия на Русь?

3) А почему крестоносцы выбрали именно 40-е гг. XIII в. для нашествия на Русь?

4) Почему А. Невский предпочитал дружить с Ордой, но крестоносцам дал отпор, придя на помощь Новгороду даже после того, как новгородцы его крепко обидели?

5) Сегодня известен такой факт, что в этом трудном положении римский папа Иннокентий VI в середине XIII века предлагал русским князьям помощь в борьбе с монголо-татарами.

А) Как, по-вашему, поступили русские князья?

Б) А почему они не согласились на помощь папы римского?
8. Вы попали в 1237 г. во Владимир. За кого из соотечественников вам стало бы стыдно?
9. Какие действия Юрия Долгорукого вы бы осудили, оказавшись в 1157 г. в Киеве? Посоветуйте ему, как следовало, по вашему мнению, организовать управление Киевом?

Второй этап. Самостоятельная работа учащихся.

Если возникают затруднения, дети обращаются к соседу по парте или к учителю. Учитель проверяет количество выполненных учащимися заданий. Невыполненные задания остаются в качестве домашнего задания.

I. История в лицах

Задание: Внимательно прочитайте текст, найдите ключевые даты или важные события. В рамках этого исторического времени определите исторического деятеля, характеристика которого приводится в источнике:



1. « В начале своего правления князь имел не очень большие владения, но к концу жизни оказался правителем одного из крупнейших княжеств;

- он не только захватывал соседние владения, но много земель купил, например, в Угличском, Белозёрском и Галичском крае;

- сумел добиться ярлыка на великое владимирское княжение, хотя на него претендовали более могущественные князья;

- именно этот князь перевёл митрополита в столицу своего княжества, сделав её, таким образом, и главным религиозным центром;

- этот князь использовал монголо – татарские войска, чтобы окончательно разгромить своего политического противника на Руси» (Иван Калита)


  1. «Имя этого правителя известно меньше, чем его титул;

– в раннем детстве он остался без отца, которого убили политические противники. Вместе с матерью и малолетними братьями он долго скитался и бедствовал;

- в конце XII века ему удалось объединить многие племена и стать сильным правителем;

- он провёл ряд реформ, самая известная из которых - военная. Он ввёл десятичную систему деления войска, причём самое маленькое подразделение – десяток, как правило, совпадало с айлой, т.е. семьёй;

- именно этот правитель начал завоевание Северного Китая, которое открыло период разгрома многих процветающих государств Азии, а затем, при его потомках, и Европы». (Чингизхан)


  1. «Он был внуком Всеволода Большое Гнездо и правил первоначально в Переславле

Залесском;

– новгородцы пригласили его на свой престол, когда князю было всего 20 лет;

– шведские военачальники прислали ему такой вызов: «Если можешь противиться мне, королю, то вот я уже здесь и пленю землю твою». Князь выступил с «малой дружиной», не дожидаясь полного сбора войска;

– он одержал две очень крупные победы, одна из которых навсегда закрепила за ним почётное прозвище;

- этот князь после смерти своего отца получил ханский ярлык и способствовал проведению первой переписи русского населения монголами, которая осуществлялась для сбора налогов». (А. Невский)
После проверки правильности выполнения задания, назовите те характеристики личностей, по которым вы определили, о ком шла речь, т. е. что уже знали (базовый уровень). Всё остальное – новые знания (выше базового уровня).
II. Найдите в тексте все ошибки и неточности. Назовите событие, о котором в тексте идёт речь:

«Зимой 1237 г., после разгрома Индии, Мамай повёл свои войска на Северо – Восточную Русь. Перейдя Волгу, они оказались на границе Рязанского княжества. Ханские послы потребовали от рязанского князя Юрия Игоревича десятую часть «во князех, и в людех, и в конех, и в доспехах».

Князь Юрий созвал совет из всех русских князей, который принял решение: разбить монгольское войско на границе с Рязанью. Хану же был послан такой ответ: «Только когда нас всех не будет, всё то ваше будет». Собралось общерусское войско и выступило в поход».

*События происходят после разгрома Волжской Булгарии. На Индию монгольские войска не ходили.

*Ханом в это время был Батый.

*На совет к рязанскому князю прибыли только князья муромский и пронский, остальные не откликнулись на его просьбы.

*В поход выступили только рязанцы со своим небольшим войском.

III. Используя карту на с. 118 в учебнике, расставьте в хронологической последовательности отрывки из русских летописей в таблице:

А) «С тех пор татары не смеют называть этот город Козельском, но называют его город злой, потому что бились около него семь недель, и убили у татар под ним трёх сыновей темниковых. Татары искали их и не могли найти их среди множества трупов».
Б) «Потом пошли на Коломну, в ту же зиму. Пошёл Всеволод сын Юрьев, внук Всеволода, против татар, и сошлись около Коломны, и была сеча великая, и убили у Всеволода воеводу Еремея Глебовича, и иных мужей много. И прибежал Всеволод во Владимир с малой дружиной, а татары пошли к Москве».
В) «Той же осенью пришли из восточной стороны в Булгарскую землю безбожные татары и взяли славный Великий город Булгарский, и перебили оружием всех жителей от старца и до младенца, и захватили много имущества, а город их сожгли огнём и всю землю их пленили».
Г) «Зимою пришли из восточной стороны на Рязанскую землю лесом безбожные татары и начали воевать Рязанскую землю и захватили её до Пронска, попленили Рязань всю и сожгли, и князя убили».
Д) «И пошли безбожные татары на реку Сить против великого князя Юрия. Услышав об этом, князь Юрий с братом своим Святославом и с племянниками своими Васильком, Всеволодом, и Владимиром, и с мужами своими пошёл против поганых. И встретились оба войска, и была сеча злая, и побегли наши перед иноплеменниками».
Е) «В субботу мясопустную начали татары готовить лес и до самого вечера ставили пороки, а за ночь огородили весь город Владимир тыном. В неделю мясопустную рано утром начали штурм города месяца февраля в седьмой день. И взяли город до обеда, ворвавшись от Золотых ворот».

Примечание: темник – монгольский военачальник, сеча – битва, пороки – стенобитные орудия, тын – забор из брёвен . Мясопу́стная суббо́та (Малая масленица) — день общерусского поминовения усопших предков, приходящийся на субботу Пёстрой недели (перед Масленицей), главный зимний поминальный день в Белоруссии и России.


1

2

3

4

5

6


В

Г

Б

Е

Д

А


Релаксация (возможно – слайды с пейзажами России…)

IV. Княжества, выделившиеся из состава Киевской Руси имели свои особенности.

Укажите их, заполнив колонки таблицы


Княжество

Особенности экономического развития

Особенности политического устройства

Новгородское княжество


Большинство Новгородских земель было малопригодно для земледелия и скотоводства.
Развитие ремесла, торговли, промыслов

В Новгороде всегда верховодили очень близкие Киевскому князю люди, поэтому в нем не образовалось династии князей.
Боярская республика.

Высший орган - Вече ( 400 – 500 знатных семей) избирает посадника (решение всех внутренних проблем). Князь приглашенный (только военный руководитель) –.

Галицко – Волынское княжество

Активная внешняя торговля, рост городов, развитие добычи каменной соли.


Ограниченная монархия. Боярство богатое и независимое. Князь постоянно ищет военную опору для защиты от вторжения польских и венгерских феодалов, поощряет усиление боярства, которое борется за свои права и ограничение власти князя

Владимиро – Суздальское княжество

Основная отрасль хозяйства земледелие, постоянный приток населения в поисках защиты от набегов кочевников, нахождение княжества на пересечении важных торговых путей, рост городов.



Неограниченная монархия. Неограниченный характер власти князя и совещательные полномочия вече и боярству

V. Какие из приведённых ниже исторических фактов являются причинами (А), а какие – последствиями (Б) феодальной раздробленности:


  1. Политическое обособление: каждое княжество определяет свой «строй земельный», имеет свои органы власти, издаёт законы, борется с преступниками, собирает и содержит войско.

  2. Экономическое обособление: при господстве натурального хозяйства связи между городами и отдельными землями слабые.

  3. Разделение на княжества не прекратило княжеских усобиц.

  4. Княжества начали дробиться между наследниками.

  5. Ослабление центральной власти: киевскому княжеству стало труднее управлять огромным государством.

  6. Усобицы – конфликты между князьями и боярством.

  7. Порядок наследования престола по старшинству (установить старшинство не всегда было возможно; конфликты усиливались).

  8. Возникновение конфликтов между князьями и местным боярством.

  9. Ослабление обороноспособности Руси.




1

2

3

4

5

6

7

8

9


А

А

Б

Б

А

А

А

Б

Б



VI. Монголо-татарское нашествие историки оценивают по-разному.

Разделите влияние монголо-татарского нашествия на “+” и “-”.


  1. Разрушено 49 городов.

  2. Управление осталось в руках русских князей.

  3. Русский народ выплачивал дань.

  4. Русь сохранила православие.

  5. Окрепли связи Руси с Востоком.

  6. Огромные потери населения, часть угнаны в Орду.

  7. Нанесён большой ущерб ремеслу и торговле.

  8. Часть “выхода” оставалась в руках русских князей.

  9. Культура Руси пришла в упадок.

  10. Русь была изолирована от Запада.



+” - 2, 4, 5, 8. “-” - 1, 3, 6, 7, 9, 10.

VII. Феодальная раздробленность - противоречивое явление. Распределите названные характеристики событий и явлений в две группы (А и Б)



  1. отдельным княжеством легче и удобнее управлять;

  2. имеет место экономический и культурный подъем.

  3. ослаблялась обороноспособность;

  4. продолжались усобицы и раздоры;

  5. дробились княжества между наследниками;




А) Положительные черты

Б) Отрицательные черты



1

2

3

4

5

А

А

Б

Б

Б

VIII. В середине 12 века на Руси было 15 крупных княжеств.
В начале 13 века – 50 княжеств.
В 14 веке -250 княжеств.
Какой минус феодальной раздробленности проявился в этом процессе?
Совместима ли феодальная раздробленность с культурным подъемом?

Вывод учителя: «Переход к раздробленности – период расцвета средневекового общества, его экономики, политических форм и культуры, наглядно проявившийся в многообразии типов этого развития. Государственное единство не было окончательно утрачено:

*русские княжества были связаны сложной системой вассальных отношений;

*признавали великого князя Киевского главой этой системы».
VIII. Заключительное слово учителя:

Подведение итогов урока


страница 1


скачать

Другие похожие работы: