Закона РФ «Об образовании» «В компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин»
УТВЕРЖДАЮ: __________________
Лебедева С.Ю.,
директор МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №79»
ПОЛОЖЕНИЕ
О РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Положение разработано в соответствии с п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании» («В компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин»), Уставом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 79», далее «Учреждение».
Положение регулирует процесс разработки и утверждения программ учебных предметов, разрабатываемых учителями Учреждения.
Рабочая программа учителя должна давать представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются Федеральный, государственный образовательный стандарт при изучении конкретного предмета.
Рабочая программа является локальным (созданным для определённого Учреждения) и индивидуальным (разработанным учителем для своей деятельности) документом. Она показывает как с учётом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития, обучающихся, учитель создаёт индивидуальную педагогическую модель образования на основе Федерального государственного образовательного стандарта. Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определённого класса содержание, формы, методы и приёмы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Рабочая программа может быть единой для всех учителей, работающих в данном Учреждении и обязательной для административного контроля полноты и качества её реализации.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА СОДЕРЖАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Определить совокупность знаний, умений, и навыков, которыми обучающийся должен овладеть в результате изучения данного учебного предмета.
Раскрыть структуру и содержание учебного материала.
Распределить объем часов учебного предмета по темам и видам уроков (занятий).
Определить формы и методы контроля уровня овладения учебным материалом по предмету.
Рабочая программа должна:
соответствовать требованиям обязательного минимума содержания основных образовательных программ, требованию к уровню полготовки выпускников, Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования;
определять цели изучения и место урока в системе учебного предмета, изучаемого по конкретному направлению;
раскрывать последовательность изучения разделов учебного предмета, содержание соответствующих дидактических единиц - логически самостоятельных частей учебного материала, по своему объему и структуре соответствующих таким компонентам содержания как понятие, теория, практика;
определять структуру и содержание учебной нагрузки обучающегося в ходе изучения данного предмета;
соответствовать требованиям научности в конкретной области знания;
отражать инновационные подходы преподавания учебного предмета.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Текст рабочей программы включает 8 основных структурных элементов:
титульный лист (название программы)
пояснительная записка
учебно-тематический план
содержание курса
требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе
перечень учебно-методического обеспечения
список литературы
данные об авторе (авторах)
Каждый раздел программы строго обязателен, все структурные элементы программы должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.
ПОЯСНЕНИЯ К ЭЛЕМЕНТАМ СТРУКТУРЫТитульный лист - структурный элемент программы, представляющий сведения о названии программы, которое должно отражать ее содержание, место в образовательном процессе, адресность.
Пояснительная записка - структурный элемент программы, поясняющий актуальность изучения данного курса, его задачи и специфику, а также методы и формы решения поставленных задач (практическое задания, самостоятельная работа, тренинги и т.д.), рекомендации по их проведению. Для составительских программ должны быть указаны выходные данные материалов (программ, учебных пособий и т.д.) которые были использованы при составлении программы. В Пояснительной записке должны быть обоснованы предлагаемые содержание и объем курса, должно быть указано количество часов, отводимых на изучение данного курса согласно учебно-тематическому плану, формы контроля и возможные варианты его проведения. Количество и характер контрольных мероприятий по оценке качества подготовка обучающихся должны быть четко обоснованы. При этом необходимо указать, как именно эти мероприятия позволяют выявить соответствие результатов образования целям и задачам обучения.
В тексте пояснительной записки:
следует указать на основе, какой конкретной программы (примерной, авторской) разработана рабочая программа; дать краткую характеристику данного предмета, принципы его построения и отбора содержания;
определить учебные задачи учебного предмета (в результате изучения учебного предмета обучающийся должен: знать, уметь, иметь представление, обладать навыками); методы обучения, в т.ч. инновационные, обеспечивающие эффективность преподавания предмета;
требования Федерального государственного образовательного стандарта к содержанию данного предмета; в рабочей программе требования стандарта уточняются, детализируются, в них отражается собственное «видение» предмета; внесенные изменения в примерную (авторскую) программу обязательно обосновываются;
используемый учебно-методический комплект;
формы организации обучения: уроки, лабораторные или практические занятия, контрольные и самостоятельные работы, написание зачётных работ (проектов), эссе, рефератов, внеаудиторная самостоятельная работа;
виды контроля: текущий, промежуточный (рубежный), итоговый;
количество часов, на которое рассчитана рабочая программа;
другие пояснения автора (например, пояснения к каждому из разделов программы, пояснения, обусловленные требованиями реализации регионального компонента и др.).
Учебно-тематический план - структурный элемент программы, содержащий наименование темы, общее количество часов (в том числе на теоретические и практические занятия), составляется в виде таблицы. Тематический план рабочей программы отражает структуру учебного предмета: раскрывает последовательность изучения разделов и тем программы. Структурная схема учебного предмета позволяет обучающемуся усматривать некоторую логику в изучении предмета, ориентироваться на основное в курсе, а не воспринимать его как набор отдельных тем, вопросов, законов и правил. Оформляется в виде таблицы и информирует о распределении объема часов по темам и формам учебной работы (уроки, практические занятия, самостоятельные и контрольные работы и.т.д.). Особое внимание при составлении тематического плана следует уделять строгому соответствию видов занятий и часовых нормативов учебного плана конкретного предмета. Не допускается произвольное изменение часовой нагрузки и изменение соотношения между различными видами учебной работы.
Содержание курса - структурный элемент программы, включающий толкование каждой темы, согласно нумерации в учебно-тематическом плане. Требования к уровню подготовки выпускников обучающихся по данной программе - структурный элемент программы, определяющий основные знания, умения в навыки, которыми должны овладеть обучающиеся в процессе изучения данного курса. Дидактические единицы группируются из обобщенных требований к уровню подготовки выпускников. Прописываются основные знания, умения и навыки, уровень сформированности основных компетентностей, которыми должен овладеть обучающийся после изучения курса в соответствии с государственными стандартами по годам обучения. Требования к уровню освоения дисциплины формируются в терминах «иметь представление», «знать», «владеть», «уметь» и т. д. Прописывают критерии и нормы оценки знаний обучающихся, которые составляются применительно к различным формам контроля знаний (устный опрос, решение количественных и качественных задач, лабораторная работа, практическая работа, тестирование, контрольная работа, комплексный анализ текста, выразительное чтение художественных произведений наизусть, творческая работа (реферат, сообщение, доклад, иллюстративно-наглядный материал, изготовленный обучающимися проект, зачет, экзамен).
Перечень учебно-методическое обеспечения - структурный элемент программы, который определяет необходимые для реализации данного курса методические и учебные пособия, оборудование и приборы, дидактический материал.
Список литературы - структурный элемент программы, включающий перечень использованной автором литературы. Элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию. Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную, учебные и справочные пособия, учебно-методическую литературу. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает издания, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса. В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для обучающихся, и литература для учителя (как основная, так и дополнительная). Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания.
МЕХАНИЗМ УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Рабочие программы представляются на утверждение директору Учреждения.
При несоответствии рабочей программы установленным требованиям, директор школы накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: