Закончена, Все говорят: «Великолепно. Мы сделали это сами!»
Создание единой информационной среды лицея.
Заместитель директора по УВР Сатеева А.И.
Мастер не говорит, он действует.
Когда работа закончена,
Все говорят: «Великолепно.
Мы сделали это сами!»
Лао-Цзы
Информационно-коммуникационные технологи по самой своей природе требуют инноваций. Они существуют, чтобы использовать все возможности технологии для открытия новых перспектив как для школьников, так и для учителей. В то же время нельзя игнорировать традиционные стили и модели обучения. Таким образом, необходимо найти некий баланс между существующими и новыми технологиями, направить их гармоничное сочетание во благо образовательного процесса.
Внедрение новых информационных технологий во все виды и формы образовательной деятельности невозможно осуществить без комплексного подхода к вопросам информатизации школы. Первый этап создания единого информационного пространства лицея, как и во многих школах, заключался в компьютеризации – насыщении лицея персональными компьютерами и другой сопутствующей техникой.
Для перехода компьютеризации в информатизацию образовательного процесса необходимо было осуществить выполнение ряда условий: создать возможность свободного доступа к компьютерам ученикам, учителям, администрации лицея, обеспечить поддержание всей техники в исправном состоянии, создать содержательное наполнение, методическую поддержку образовательного процесса, повысить профессиональный уровень педагогического коллектива в области ИКТ, осуществлять координацию всей работы по информатизации учебного процесса. Все это требовало планомерного выполнения ряда условий.
В лицее в 2005-2006 учебном году была создана Служба информатизации лицея (СИЛ), в состав которой вошли: заместитель директора по информатизации, методист СИЛ, учителя информатики, инженер-системотехник, утверждено Положение о Службе информатизации лицея и должностные обязанности сотрудников СИЛ (Приложение 1). Разработана Программа информатизации лицея (Приложение 2), цель которой – переход на качественно новый уровень в использовании компьютерной техники и информационных технологий.
Основные задачи Программы информатизации лицея:
Подготовка учителей, администрации, школьного библиотекаря к работе в новых условиях.
Внедрение компьютерных информационных технологий для различных подразделений лицея (учебного управления, бухгалтерии, библиотеки, канцелярии).
Практическое освоение преподавателями компьютерных технологий в области обучения.
Создание банка программно-педагогических средств для использования компьютерной техники в учебном процессе.
Формирование информационной культуры учащихся, повышение уровня их общеобразовательной и профессиональной подготовки в области современных информационных технологий.
Были выделены следующие основные направления деятельности по информатизации лицея:
Создание единого информационного пространства лицея с помощью локальной сети и подключения всех компьютеров лицея к сети Интернет.
Организация образовательного процесса с использованием ИКТ.
Развитие информационно-управленческой системы.
Повышение квалификации и методическая поддержка учителей.
Дополнительное образование с использованием ИКТ.
Создание Медиацентра. (Приложение 3)
Создание Интернет-центра. (Приложение 4)
Планомерное выполнение мероприятий, направленных на реализацию основных задач Программы информатизации, позволило лицею в целом существенно продвинуться в вопросах внедрения ИКТ в образовательный процесс. Полученные средства премии Президента ЧР Н.В.Федорова в 2006 году в размере 200 тыс. рублей были направлены на информатизацию образования в лицее: прошли обучение 13 учителей в области ИКТ (в том числе по организации дистанционного обучения) на базе ЧРИО, приобретен сервер школы для поддержки локальной сети и подключения всех компьютеров лицея к сети Интернет, приобретен информационный интегрированный продукт «КМ-школа».
В лицее создан Интернет-центр - объединение учащихся под руководством учителя информатики. Работа Интернет-центра осуществляется по трем направлениям.
1. Технический отдел: поддержка сайта. техническое обслуживание компьютерной техники, программное обеспечение, разработка презентаций.
2. Консультационный отдел: экспертиза электронных учебников, консультирование
пользователей (учителей и учащихся лицея).
3. Пресс-центр: издательская деятельность, PR-компания.
С помощью специалистов Интернет-центра в лицее ведется серьезная работа.
Сотрудники технического отдела разработали и занимаются поддержкой школьного сайта, оказывают помощь в техническом обслуживании компьютерной техники, принимали участие в прокладывании локальной сети лицея, разрабатывают презентации к урокам. Экспертиза электронных учебников, написание аннотаций к ним (с указанием фамилии и класса эксперта) и последующие консультации пользователей по вопросам применения проводится в консультационном отделе. Издательство школьной газеты «Баланс», занявшей в этом году первое место в конкурсе школьных газет, невозможно без поддержки Пресс-центра. Редактирование, компьютерная верстка, электронный вариант газеты входят в обязанности сотрудников этого отдела Интернет-центра.
В настоящее время компьютеры и прочее оборудование ИКТ в лицее используются учителями-предметниками, администрацией, библиотекарем на своем рабочем месте всякий раз, когда это необходимо. Это же распространяется и на учащихся. И на уроке, и вне его они обращаются к компьютерам, когда это требуется: в кабинетах, аудиториях, в библиотеке. Осуществляется погружение школы в информационное пространство.
Использование ИКТ в образовательной деятельности осуществляется в различных формах:
Применение электронных учебников (в освоении данных средств обучения принимали участие как учителя, так и учащиеся; консультационный отдел Интернет-центра занимается изучением и написанием аннотаций с дальнейшими консультациями к электронным учебникам).
Разработка учителями презентаций по теме урока.
Демонстрация презентаций, разработанных учениками.
Тестирование с помощью компьютера.
Использование сети Интернет для образовательного процесса
Освоение ИПП «КМ-школа», разработка собственных уроков с помощью базы данных «КМ-школа»
Использование элементов дистанционного обучения (получение информации, выполнение отдельных заданий посредством сети Интернет).
Возможность использования ИКТ учителями на уроках и во внеурочной деятельности обеспечивается наличием компьютерного оборудования не только в компьютерных классах, но и в предметных кабинетах (физика, химия, география, экономика, ДПИ). По желанию учителя урок переносится в Медиацентр - специально оборудованный кабинет для проведения уроков с применением ИКТ. В настоящее время Медиацентр оборудован компьютером с доступом в Интернет и с подключением к ИПП «КМ-школа», проектором, принтером. Здесь собраны медиаресурсы (электронные учебники, разработки учителей и учеников на электронных носителях). В ближайшее время планируется дооснащение Медиацентра для проведения уроков и работы учителей и учащихся во внеурочное время.
Лицей является ресурсным центром, который осуществляет сетевое взаимодействие со школами района и города. В связи с этим в рамках муниципального проекта «Открытое образование», участниками которого являются педагоги и члены администрации лицея, разработан школьный проект «Ресурсный центр: модель дистанционного обучения». В данный момент проект находится на подготовительном этапе (подготовка нормативно-правовой и учебно-методической базы, мониторинг запросов учащихся на образовательные услуги в форме дистанционного обучения, обучение педагогов лицея технологиям дистанционного обучения). Практический этап внедрения проекта предполагает внедрение разработанной модели дистанционного обучения для поддержки предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся лицея и школ города и республики, мониторинг реализации проекта. Элементы дистанционного обучения уже применяются педагогами лицея на разных предметах.
В школе целесообразно иметь интегрированную образовательную среду, так сказать, цифровую оболочку, в которую выкладывается вся деятельность учащихся, учителей и администрации школы и в которой устанавливаются связи между различными образовательными объектами и процессами. В ней размещаются материалы учителя, его задания учащимся, фиксируются ход и результаты работы учащихся, их оценки, хранятся «цифровые классные журналы» и «цифровые личные дела», идет взаимодействие с родителями. Создание такой оболочки довольно трудоемкий процесс и ее внедрение в работу всех структур лицея требует серьезной подготовки всех участников образовательного процесса. Эта работа предстоит Службе информатизации лицея на следующем этапе реализации Программы информатизации.
В дальнейшем планируется совершенствование материально-технической базы лицея, дооснащение компьютерной техникой (компьютеры, проекторы, ноутбуки, интерактивные доски) для более активного внедрения ИКТ в образовательный процесс.
Придание лицею статуса РММЦ (Приложение 5) в рамках проекта ИСО позволило значительно расширить диапазон возможностей лицея как ресурсного центра. Обучение учителей ОУ района, оказание методической и консультационной поддержки в области информатизации образования, проведение обучающих семинаров – все это невозможно было бы осуществить без соответствующей базы, подготовки педагогов и административной команды и постоянного обновления методической базы. Персонал ММЦ осваивает, внедряет и распространяет передовые технологии, разработанные в рамках проекта ИСО. На базе лицея планируется обучение не менее 250 педагогов района в области ИКТ. В настоящий момент это успешно осуществляется: прошли обучении 11 групп (около 150 педагогов), проведены семинары по использованию ИКТ в образовательной деятельности и по применению программы «Конструктор школьных сайтов».
Насыщая современный школьный процесс цифровыми технологиями, мы можем добиться глубоких изменений во всей существующей системе образования. Однако изменение – это процесс, а не событие. Одной покупки и установки оборудования и программного обеспечения недостаточно для того, чтобы превратить ИКТ в реальную образовательную технологию. Задача применения ИКТ в школе требует гигантских усилий, продолжительного времени и охватывает много разных областей. Происходит перестройка самих оснований школы. Но при этом нужно предпринять все меры предосторожности, чтобы не разрушить и не отбросить как ненужное все ценное в существующей практике. С другой стороны, мы должны осознавать те действительно глубокие перемены, которые начались в образовании во всем мире и которые мы должны внедрять в свою деятельность.
Приложение 2
ПРОГРАММА ИНФОРМАТИЗАЦИИ МОУ «ЛИЦЕЙ№2»
Паспорт программы информатизации
Наименование программы | Программа информатизации МОУ «Лицей № 2» «Создание образовательной информационной среды» |
Основания для разработки программы | Приказ директора от 6 января 2006 года |
Нормативная база для разработки программы | 1. Постановление Правительства РФ от 28.08.01 «О Федеральной целевой программе «Развитие единой образовательной информационной среды»». 2. Закон РФ «Об образовании». 3. Закон Чувашской Республики «Об образовании» 4.Концепция модернизации российского образования до 2010 года. 5. Концепция модернизации образования Чувашской Республики. |
Заказчик программы | Администрация МОУ «Лицей № 2» |
Цель программы | Переход на качественно новый уровень в использовании компьютерной техники и информационных технологий |
Основные задачи программы |
|
Сроки реализации программы | Январь 2006 года – декабрь 2007 года |
Этапы реализации программы | I этап – Подготовительный (15 января 2006 года – 31 марта 2006 года) II этап – Практический (1 апреля 2006 года – 31 августа 2007 года) III этап – Заключительный (1 сентября 2007 года – 31 декабря 2007 года) |
Управление программой | Управление реализацией программы осуществляется директором МОУ «Лицей № 2» |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
|
I. Анализ состояния информатизации
МОУ «Лицей № 2»
Кабинеты информатики.
В лицее имеются 2 кабинета информатики, в которых проводятся уроки и спецкурсы по информатике. В кабинетах установлено 16 компьютеров, 2 принтера, сканер, мультимедийный проектор. Компьютеры соединены в локальную сеть и подключены к Интернету.
Учебные кабинеты.
Кроме кабинетов информатики, компьютеры установлены в кабинетах физики и химии. Здесь также имеются мультимедийные проекторы и экраны.
Кабинеты администрации.
Компьютерами оснащены кабинет директора, 2 кабинета заместителей директора, приемная. Кроме компьютеров здесь находятся 2 принтера, сканер, ксерокс. Имеется соответствующее программное обеспечение. Все компьютеры администрации объединены в локальную сеть.
Библиотека.
В библиотеке имеется компьютер и принтер, выбрано программное обеспечение для автоматизации работы школьной библиотеки. Также имеется широкий выбор электронных учебных пособий.
Бухгалтерия.
Бухгалтерская деятельность в лицее компьютеризирована с 2004 года: установлены 2 компьютера, принтер, сканер, ксерокс. Используется необходимое программное обеспечение.
II. Анализ проблем
2.1. Для обучения различным предметам с применением ИКТ требуется специальный кабинет, оснащенный компьютером и мультимедийным оборудованием, которого на данный момент, к сожалению, нет.
2.2. В настоящее время не обеспечен компьютером школьный психолог. Наиболее современные и эффективные методики диагностирования созданы в компьютерном варианте, поэтому компьютеризировать психологическую службу в лицее необходимо.
2.3. Реализацию данной программы в лицее невозможно осуществить без подготовленного административного, преподавательского и инженерного состава. Владение компьютерными технологиями педагогическим персоналом лицея оставляет желать лучшего.
III. Обоснование программы.
За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, к организации своей деятельности. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. И поэтому сегодня, как никогда ранее, важен переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий во всех областях деятельности школы.
Повышение компьютерной грамотности учащихся, использование в школе современных информационных образовательных технологий дает принципиально новые возможности для совершенствования педагогического процесса и повышения образовательного уровня учащихся, обеспечивает ученикам подготовку к исполнению ими ключевой роли в будущем обществе.
Программа информатизации образования определяет основные направления деятельности по внедрению современных информационных технологий и совершенствованию управленческой деятельности в лицее.
Развитие лицея, перешедшего на построение образовательного процесса с применение новых компьютерных технологий в русле новой модели методической службы, способствующей потенциальному развитию личности как учителя, так и ученика , возможно при наличии следующих условий:
Создание материально-технических условий для информатизации лицея
Создание кадровых условий, способствующих внедрению НИТ
Внедрение новых компьютерных технологий в образовательный процесс
Внедрение ИКТ в управление образованием
Создание условий для применения компьютерных технологий в учебной и внеучебной деятельности
Наличие локальной сети и выхода в Интернет.
IV. Основные направления деятельности по информатизации лицея
Повышение квалификации и методической поддержки учителей в области использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе (курсы по основам информационно-коммуникационных технологий для начинающих, курсы по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе).
Организация образовательного процесса с использованием информационно- коммуникационных технологий (проведение уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий; написание учащимися совместно с учителями-предметниками презентаций, сайтов и программ по своей исследовательской деятельности в рамках подготовки к научно-практической конференции и для компьютерной поддержки уроков; переход от эпизодического применения ИКТ учителями-предметниками к системе).
Развитие информационно-управленческой системы (ведение школьной базы данных; делопроизводство на ПК, внедрение управленческих баз данных, компьютерная поддержка расписания).
Создание Интернет-центра, обеспечивающего деятельность учителей и учащихся лицея по следующим направлениям:
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе школьных средств массовой информации (обновление и наполнение школьного Web-сайта; выпуск газеты; организация видеостудии; использование возможностей компьютера для более эффективной организации школьного радиоузла).
Организация досуга школьников (вовлечение учащихся в проектную деятельность с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, работа студий детского компьютерного творчества, участие в сетевых образовательных проектах).
Организация доступа к средствам информационно-коммуникационных технологий и оказание помощи в их применении обучающимся и сотрудникам школы, проведение и консультирование проектной деятельности учащихся, связанной с применением информационно-коммуникационных технологий.
Создание банка данных образовательных ресурсов.
Обслуживание, ремонт, усовершенствование технических средств.
Информационное взаимодействие с другими образовательными учреждениями (организация постоянного доступа в Интернет, участие в телекоммуникационных проектах, создание и поддержка школьного сайта, ведение переписки с учителями и учащимися других школ).
Создание медиацентра – кабинета, оснащенного оборудованием для проведения уроков по различным предметам с применением ИКТ и обширной медиатекой.
Дополнительное образование по информационно-коммуникационным технологиям (организация курсов, факультативов, профильных групп для профессиональной подготовки учащихся; создание банка данных результатов работы курсов, факультативов, профильных групп; дистанционное образование школьников).
V. Мероприятия по реализации программы информатизации лицея по этапам
Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Подготовка пакета документов:
| Январь -март 2006 | Директор, заместитель директора по НМР |
Организация локальной сети и подключение к сети Интернет всех компьютеров лицея | Март-апрель 2006 | Администрация, системный администратор |
Разработка положения об Интернет-центре и приказа о создании Интернет-центра | Март 2006 | Руководитель и методист СИЛ |
Создание Интернет-центра и работа по направлениям | Март-апрель 2006 | Руководитель и методист СИЛ, учителя информатики |
Оборудование медиацентра | Март-май 2006 | Администрация |
Изготовление и размещение информационных стендов | Март-апрель 2006 | Администрация, руководитель и методист СИЛ |
Обновление и поддержка сайта лицея | Периодически | Технический и информационный отдел Интернет-центра |
Обслуживание, ремонт, усовершенствование технических средств. | Периодически | Технический отдел Интернет-центра |
Создание банка данных образовательных ресурсов | Регулярно | Консультационный отдел Интернет-центра |
Ведение школьной базы данных, ,делопроиз-водство на ПК, внедрение управленческих баз данных, компьютерная поддержка расписания | Март 2006 и далее периодически | Секретарь, заместители директора |
Автоматизация работы социально-психологической службы | До августа 2006 года | Администрация , психолог |
Автоматизация работы библиотеки | До мая 2006 года | Библиотекарь |
Внедрение системы компьютерного мониторинга качества образования | Март-декабрь 2006 | Заместители директора |
Курсы по основам информационно-коммуникационных технологий для начинающих, курсы по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе для преподавателей лицея. | Март-апрель 2006 | Методист СИЛ |
Организация доступа к средствам информационно-коммуникационных технологий и оказание помощи в их применении обучающимся и сотрудникам школы, проведение и консультирование проектной деятельности учащихся, связанной с применением информационно-коммуникационных технологий | В течение всех этапов | Методист СИЛ, консультационный отдел Интернет-центра |
Проведение уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий | В течение всех этапов | Учителя-предметники |
Применение информационных технологий в организации воспитательной работы | В течение всех этапов | Заместитель директора по ВР, классные руководители |
Написание учащимися совместно с учителями-предметниками презентаций, сайтов и программ по своей исследовательской деятельности в рамках подготовки к научно-практической конференции и для компьютерной поддержки уроков | В течение всех этапов | Методист СИЛ, консультационный отдел Интернет-центра, учителя-предметники |
Обновление и наполнение базы компьютерной техники | Регулярно | Администрация |
Пополнение медиатеки | Регулярно | Руководитель и методист СИЛ, библиотекарь |
Создание банка данных результатов работы учителей и учащихся в области ИКТ; использование созданных материалов в образовательной деятельности. | В течение всех этапов | Руководитель и методист СИЛ, библиотекарь |
Создание и публикация материалов методического и учебного характера. | Заключительный этап | Руководитель СИЛ |
Мониторинг использования ИКТ в учебном процессе | Заключительный этап | Руководитель СИЛ |
Приложение 4
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «Лицей № 2»
г. Чебоксары
__________________Т.В.Петрова
«_____»________________2006 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ИНТЕРНЕТ-ЦЕНТРЕ
Общие положения.
1.1. Интернет-центр создан для осуществления деятельности по реализации одного из направлений информатизации образования лицея, внедрения новых информационных технологий и информационно-методического обеспечения образовательного процесса, использования возможностей телекоммуникационных технологий.
1.2. Интернет-центр обеспечивает удовлетворение потребностей учащихся и педагогов лицея в использовании Интернет-ресурсов в образовательном процессе и во внеурочной деятельности, накопление и тиражирование различных фондов информационных материалов.
1.3. Основными направлениями работы Интернет-центра являются развитие навыков самообразования и повышение познавательной активности учащихся, получение учащимися и педагогами дополнительных знаний, как в области новых информационных технологий, так и по различным школьным предметам.
2. Задачи Интернет-центра.
организация учащихся и учителей для обмена навыками и умениями в области использовании интернет-технологий;
поддержка сайта лицея;
техническая и программная поддержка компьютерного оборудования и локальной сети;
популяризация использования ИКТ в учебном процессе;
использование интернет-технологий для разработки творческих проектов;
участие в существующих интернет-проектах, конкурсах, викторинах, проведение интеллектуальных игр с использованием интернет-технологий;
разработка интерактивных учебных пособий по предметам и мультимедийных презентаций;
изготовление печатной продукции (школьная газета, брошюры, буклеты и т.д.);
формирование общей информационной культуры учащихся и учителей.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: