Законодательно утвержденного понятия «экстренная консультативная медицинская помощь»
Нормативно-правовое регулирование
экстренной консультативной медицинской помощи
О.А.Гармаш, А.В.Попов
ФГБУ «Всероссийский центр медицины катастроф «Защита»
В настоящее время в российском здравоохранении не существует законодательно утвержденного понятия «экстренная консультативная медицинская помощь».
Исторически оказание экстренной консультативной медицинской помощи в России, как и в зарубежных странах, было связано с развитием авиационной промышленности. К 1936 году СССР занимал первое место в мире по количеству санитарных самолетов, что позволило обеспечить легкими самолетами все административные территории страны и создать не имеющую аналогов за рубежом систему применения авиации для оказания экстренной медицинской помощи сельскому населению страны с привлечением высококвалифицированных специалистов ведущих специализированных медицинских организаций регионального и федерального уровней.
Экстренная консультативная медицинская помощь – помощь, оказываемая лицам, находящимся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщинам в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденным, лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, и включающая комплекс организационных и лечебных мероприятий по их медицинской эвакуации в специализированные медицинские организации авиационным и другими видами транспорта.
В настоящее время оказание экстренной консультативной медицинской помощи в Российской Федерации регламентировано следующими нормативными правовыми документами: федеральными законами от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. № 734 «Об утверждении Положения о Всероссийской службе медицины катастроф» и приказом Минздравсоцразвития России от 05.905.2012 г. №500Н «Об утверждении перечня федеральных государственных учреждений, осуществляющих медицинскую эвакуацию».
В федеральном законе от 21.11.2011г. №323-ФЗ впервые законодательно регламентирована деятельность Всероссийской службы медицины катастроф по оказанию медицинской помощи пострадавшим в ЧС (статья 41 закона), введено понятие «медицинская эвакуация». В то же время в законе отсутствует понятие «экстренная консультативная медицинская помощь». В результате этого медицинские организации, оказывающие экстренную консультативную медицинскую помощь, лишены возможности лицензировать свою деятельность в соответствии с выполняемой работой. Отсутствие законодательно закрепленного понятия «экстренная консультативная медицинская помощь» не позволяет утвердить разработанные специалистами ВЦМК «Защита» проекты Порядка медицинской эвакуации, Порядка оказания медицинской помощи в ЧС, Порядка экстренной консультативной медицинской помощи, других методических документов.
Таким образом, существует необходимость во внесении соответствующего дополнения в федеральный закон от 21.11.2011г. №.323-ФЗ. Принятие такой поправки в закон в вою очередь позволит утверждать подзаконные акты и нормативно-правовые документы, регламентирующие оказание экстренной консультативной медицинской помощи.
Предложение о необходимости выделения экстренной консультативной медицинской помощи в отдельную форму медицинской помощи было принято членами межведомственной рабочей группы Минздравсоцразвития России по проблемам санитарной авиации, Комитетом Совета Федерации по делам Севера и приравненных к нему территорий, участниками Круглого стола Совета Федерации по проблемам детского дорожно-транспортного травматизма в рамках международного конгресса по дорожно-транспортному травматизму в г. Санкт – Петербурге, экспертным Советом МЧС России в июле 2013 г. Этот вопрос постоянно поднимается на научно-практических конференциях и семинарах по проблемам санитарной авиации.
По нашему мнению, целесообразно введение в федеральный закон от 21.11.2011г. №.323-ФЗ понятия «консультативная медицинская помощь» как самостоятельной формы медицинской помощи.
Медицинская эвакуация – это сложный комплекс организационных, медицинских и технических мероприятий, проводимых во всех звеньях лечебно-эвакуационного обеспечения пораженных. С медицинской точки зрения эвакуация является вынужденным мероприятием, которое для пораженных и больных не является положительным фактором, а является лишь средством, способствующим достижению наилучших результатов при выполнении одной из главных задач СМК – быстрейшего восстановления здоровья пораженных в ЧС, максимального сокращения неблагоприятных исходов. Поэтому эвакуация должна быть быстрой, щадящей и обеспеченной в медицинском отношении. По нашему убеждению, в каждом случае решение о медицинской эвакуации должно приниматься индивидуально и крайне взвешенно.
Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ ограничивает финансирование экстренной консультативной медицинской помощи в субъектах Российской Федерации рамками региональных бюджетов, для которых в большинстве случаев такие расходы являются непосильными. Необходимо внести соответствующую поправку в закон, с тем, чтобы создать возможность для разработки механизмов привлечения различных финансовых источников для оказания экстренной консультативной медицинской помощи.
Организации и проведению санитарно-авиационной эвакуации федерального уровня мешает отсутствие современных документов межведомственного взаимодействия. В целях развития системы санитарной авиации в Российской Федерации необходимы разработка и принятие ряда межведомственных документов, регулирующих вопросы использования авиационного транспорта для санитарно – авиационной эвакуации пострадавших и больных.
При санитарно-авиационной эвакуации больных и пострадавших в ЧС, как чартерными санитарными рейсами, так и регулярными пассажирскими, т.е. в салоне с другими пассажирами, возникают определенные проблемы со службами безопасности аэропортов и авиационной безопасности, требующие внесения корректировок в некоторые действующие нормативные акты и документы.
С целью сокращения расходов на санитарную авиацию, по предложению директоров ведущих территориальных центров медицины катастроф, целесообразно освободить авиакомпании от уплаты НДС при оказании санитарно-авиационных услуг. С этой целью необходимо внести соответствующее изменение в ст. 149 гл. 21 п. 2 Налогового кодекса Российской Федерации, включив в перечень услуг, освобожденных от уплаты НДС на территории России, санитарно-авиационные услуги для обеспечения деятельности санитарной авиации. Принятие такой поправки существенно уменьшит тарифы для санитарной авиации.
Региональные руководители Службы медицины катастроф предлагают разработать и принять Федеральный закон о санитарной авиации с включением в него всех основных положений, касающихся функционирования системы санитарной авиации с учетом особенностей различных субъектов Российской Федерации.
Считаем, что разработка и нормативно-правовое закрепление основных теоретических позиций по базовым организационным понятиям являются важным шагом по преодолению противоречивости и несоответствия отечественного законодательства в сфере здравоохранения реалиям настоящего времени.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: