NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Западная Европа, первая половина XIX века считается местом и временем зарождения социологии как самостоятельной науки. Возникновение социологии явилось результатом ряда интеллектуальных и социальных факторов (усиливавшаяся в XVIII-XIX вв динамика социальных процессов,


Западная Европа, первая половина XIX века считается местом и временем зарождения социологии как самостоятельной науки. Возникновение социологии явилось результатом ряда интеллектуальных и социальных факторов (усиливавшаяся в XVIII-XIX вв. динамика социальных процессов, развивающиеся капиталистические отношения, проблемы урбанизации, миграции населения, социальной напряженности и т. д.), которые пересеклись в определенный исторический период в определенной точке мирового культурного пространства. Далее началось развитие и распространение социологии в самых разных обществах.
Важнейшее место в структуре социологии занимает методология – система принципов, методов, стратегий, используемых для получения новых социологических знаний, их интерпретации и практического применения не теоретическом и эмпирическом, фундаментальном и прикладном, макросоциологическом и микросоциологическом уровнях.
Методы социологии

Метод – система приемов и правил теоретической и практической деятельности для исследования социальных объектов. Социологическая методология – система всех применяемых в социологии методов. В социологии выделяются методы:

I) всеобщие: 1) анализ – расчленение целостного объекта на составные части (стороны, признаки, свойства, отношения) с целью всестороннего изучения;

2) синтез – соединение ранее выделенных частей объекта в единое целое;

3) индукция – метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод делается на основе частных;

4) дедукция – способ рассуждения, когда из общего вывода делаются заключения частного характера;

5) аналогия – прием познания, при котором сравниваются похожие признаки объектов, и делается вывод об их сходстве;

6) абстрагирование – выделение и изучение интересующих свойств и отношений объекта, не беря во внимание остальные;

7) обобщение – установление общих свойств и признаков объектов;

8) классификация – разделение всех изучаемых объектов на отдельные группы в соответствии с общим признаком;

9) статистические методы, позволяющие определять средние значения;

II) общенаучные: 1) системный принцип, то есть любое явление, процесс рассматриваются как единое целое (система), обладающее определенной внутренней структурой, взаимодействие структурных элементов;

2) принцип объективности означает изучение объективных закономерностей в социальном развитии общества. Любое явление рассматривается как многогранное и противоречивое, то есть со всех сторон;

3) принцип историзма предполагает изучение социальных явлений с момента возникновения, их становление, развитие, понимание общих тенденций развития, выявление взаимосвязей с другими явлениями;

III) специальные социологические методы. В социологии выделяются:

а) методы общей социологии: 1) структурно-функциональный анализ – исследование социальной структуры, механизма взаимодействия структурных элементов, выполняющих определенные функции;

2) кросскультурный анализ – сравнительное исследование, объект и предмет его культура;

3) сравнительно-корреляционный анализ – исследование статистической связи между различными социальными параметрами и выявление корреляционной зависимости;

б) методы прикладной социологии: 1) анализ документов; 2) наблюдение; 3) опрос; 4) социальный эксперимент.

Функции социологии

В настоящее время в социологической литературе ис­пользуются различные критерии и способы классифика­ций функций социологии. Мы выделим следующие функции социологии:

а) Познавательная - изучение и понимание общества, его структуры, особенностей взаимодействия личностей и социальных групп друг с другом и условиями жизнедеятельности.

б) Идеологическая – формирование на основе научного мировоззрения базовых для данного общества ценностей, идеалов.

в) Мировоззренческая - формирование научных взглядов на природу социальных процессов и структуру общества.

г) Прогностическая - на основе знания закономерностей общественного развития выработка кратко-, средне- и долгосрочных прогнозов в социальной сфере (напр.: демографии, социальных структур, урбанизации, уровня жизни, избирательных кампаний и т.п.) для разработки рекомендаций в политическом и социальном управлении.

д) Управленческая – выработка рекомендаций для органов государственной власти на основе выявления тенденций и закономерно­стей социального развития и определения прогнозов.

е) Концептуально-описательная - формулирование понятий, категорий, теорий и правил описания, отражающих особенности социальной реальности.

ж) Оценочная - осуществление оценки соответствия того или иного общества, существующих в нем социальных институтов и организаций, прав и норм ожиданиям индивидов и социальных групп, их нуждам, потребностям, интересам

з) Образовательная - тиражирование и распространение социологических знаний и оценок через систему учебных заведений и повышения квалификации.

Роль социологии в преобразовании России

Социология является важной обществоведческой наукой, дающей знания об обществе как едином социальном организме, о тенденциях его развития и функционирования, позволяя людям, ученым, властным структурам действовать осознанно на основе научно сформулированных социологических рекомендациях. В обществе социология выполняет три главные социальные функции: 1) функция апологетики (идеологической защиты) перестройки и принятого впоследствии властными структурами курса реформирования; 2) функция науки, преследующей коммерческие цели; 3) функция науки, исследующей как социально-экономические и социально-политические изменения влияют на человека, его физическое, духовное, социальное развитие и социально-экономическое положение. Констатируем факт, что апологетическая роль социологии до сих пор поддерживается и одобряется властными структурами, а научно-обоснованная критика курса проводимых реформ не принимается во внимание.


Российская социология, как и само общество сегодня переживает трудные времена, так как многие социологи перестали заниматься теоретическими, методологическими и историко-социологическими проблемами. В стране не проводятся репрезентативные социологические исследования, в то же время проводиться огромное количество различных опросов людьми, не имеющих никакого отношения к социологии, представляющихся социологами. Поэтому социологию стали отождествлять с опросом общественного мнения. Сами же социологи, выживающие в создавшихся условиях, вынуждены проводит исследования, угодные заказчику, где выводы подделаны под заказчика. Все это ведет к компрометации и деградации социологии.

Начиная с 1989 г. и по сей день Институт социально-политических исследований РАН на основе проведенных исследований создал своеобразную летопись реформирования России (книги под ред. Г.В. Осипова). Обстоятельное изучение ситуации показало гибельность превращения России в поставщика дешевого сырья, рабочей и интеллектуальной силы западным странам. Социологи обосновали, что при наличии мощного индустриального, научного, сырьевого и человеческого потенциала, которым располагает страна, Россия может осуществить экономический, научно-технический и социальный прорыв вперед и не только сравняться с развитыми странами, также занять прочные ведущие позиции в мировой экономико-политической жизни и научно-технической сфере.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:







Документы

архив: 1 стр.