NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Знакомство с дымковской игрушкой




Тема урока: Знакомство с дымковской игрушкой.

Роспись дымковской игрушки.
Тип урока: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок – путешествие.
Цель:

  • способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народного искусства;

  • закрепить знания геометрического орнамента на Дымковской игрушке

Программные задачи:

  • познакомить детей с народным промыслом – глиняная Дымковская (вятская) игрушка (Кировская область);

  • систематизировать и обобщить знания обучающихся о данном народном промысле;

  • развивать умение выполнять вариации орнаментальных композиций на основе дымковской росписи;

  • развивать умение видеть форму, цвет, декор игрушки и посильно передавать единство этих качеств в рисунках;

  • закрепить навыки кистевой росписи;

  • учить пользоваться печаткой – тычком при расписывании объемной формы;

  • развивать художественный вкус учащихся – учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках отдаленного прошлого и современности;

  • воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, бережное отношение к традициям народа.


Оборудование:

  • модели глиняных дымковских игрушек (детские работы)

  • цветные иллюстрации с изображением дымковских игрушек;

  • таблицы с элементами дымковской росписи;

  • образцы рисунков-упражнений;

  • мультимедийная презентация «Дымковская игрушка»


Для учащихся:

  • раздаточный материал: карты – вставки с дополнительными карточками;

  • гуашь, кисти, тычок;

  • глиняные игрушки;

  • круги – подставки для каждого ребенка;


Музыка: Русские народные мелодии;
Эпиграф: « К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать».
План урока.



  1. Организационный момент. 1 мин.

  2. Сообщение цели и темы урока. 3 мин.

  3. Путешествие.




  1. Станция «Повторение – мать учения». 4 мин.

  2. Станция «Музейная». (теоретическая часть и проверка дом.задания) 8 мин.

  3. Отдых в пути. Лужайка «Отдыхай-ка». Физминутка. 2 мин.

  4. Станция мастеров. Практическая часть. 20 мин.

  5. Станция «Выставочная». Итог урока. Рефлексия. 5 мин.

  6. Станция «Домашняя». Домашнее задание. 2 мин.


Ход урока.
I.Организационный момент.

Мы приветствуем всех на нашем уроке.

Долгожданный дан звонок,

Начинается звонок,

Я желаю вам удачи –за работу, в добрый час!
II. Сообщение темы и цели урока.

  1. Как вы думаете, зачем нам изучать народные традиции, знакомиться с народным искусством? (ответы детей)

  2. Совершенно верно. Без прошлого нет настоящего и будущего, поэтому мы должны бережно сохранять наши народные традиции, народного искусства, прославлять талант и мастерство русского народа.

  3. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с одним из народных промыслов.

  4. Чтобы понять, с каким нам достаточно взглянуть на эти рисунки игрушек.

  5. Конечно, на этих рисунках вы не найдете заграничную красавицу Барби или радиоуправляемые машинки. Но игрушки, что здесь нарисованы не менее знамениты в мире. Особенность их в том что они созданы руками народных мастеров. Речь пойдет об игрушечном промысле.

  6. Давайте отправимся в путешествие, в котором познакомимся с еще одной народной игрушкой.


III.Путешествие.


  1. Станция «Повторение- мать учения».

Рассказ о филимоновской, каргопольской игрушках (сообщение детей)

Определить эти игрушки на стенде (выставка)

  1. Станция «Музейная» Презентация

Комментарии к слайдам

Слайд №2.

Посмотрите какие разные игрушки есть у вас дома. Есть забавные, ласковые

смешные.

Слайд №3.

А такие игрушки на Руси с давних пор делают народные умельцы. Из чего только не мастерили игрушки для детей! Из мочалок, тряпок, дерево, солома. Но а там где жили гончары, лепили из глины. Из всех глиняных игрушек наибольшей популярностью пользуются Дымковские игрушки.

Слайд №4-5.

Когда то очень давно на поросшем лесом берегу реки Вятки, появилось поселение – слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дамки весело поднимались к небу. Наверно, потому и назвали слободу «Дымковской».

Слайд №6.

А вот Дымковская слобода сегодня. Славиться слобода своими мастерами , игрушками.

Слайд №7

Все игрушки не простые, а волшебно расписные,

Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски.

Казалось – простой узор, но отвести не в силах взор.

Слайд №8

Жители слободы делали тысячи расписных фигурок, среди которых были барышни, мамки, няньки.

Слайд №9

Каждая фигурка особенная. Посмотрите, как хороша эта девица – душа; Щечки алые горят удивительный наряд. Сидит кокошник горделиво, барышня так красива!

Слайд №10

А вот и петушок

Голосисты эти птицы

И нарядны словно ситцы!

Слайд №11

Посмотрите индюшок

У него пушистый хвост

Точно солнечный цветок

А высокий гребешок?

Красной краскою горя,

Как корона у царя!

Слайд №12

Козонька рогатая

Козонька бодатая

Бежит по дорожке

Разминает ножки

Ребята вы посмотрели несколько фотографий Дымковских игрушек.

Какие элементы геометрического орнамента используют дымковские мастера.

(ответы детей – круги, полоски, клетки, точки, линии и т. д.

Слайд №13

Правильный ответ.

Вопрос: как в узорах расположены элементы относительно друг друга?

(таблица на доске):

  • В ряд

  • В шахматном порядке

  • В клетках между линиями

Вопрос: как в узорах расположены точки?

  • Между кольцами

  • На кольцах

  • По краю колец

Вопрос: какие цвета брали для росписи игрушек?

(коричневый, красный, зеленый, синий, желтый, черный)

Открывается слайд №14 с правильными ответами.

Вопрос: вы заметили какая характерная особенность у дымковской игрушки?

(она белоснежна)

Перед тем как расписать игрушку ее белили мелом, разведенном в молоке.

Что общего у всех этих игрушек (они все нарядны, праздничные, )

Вопрос: нравиться ли вам эти игрушки?
Слайд №15

Дымковские барышни и дамы всегда чопорны, надменны, статные и ладные, в кофтах, пышных юбках, передниках с оборками, кокошниках и шляпах. Они выделяются аккуратностью и заботливом отношением к детям.
Слайд №16

Без комментариев.
Слайд №17

Дамы и няньки горделивы и величавы. У них есть свой нрав и характер.
Слайд №18

А вот дамы с кавалерами.
Слайд №19

С ребенком.

Слайд №20

Мастера лепили сценки из двух, трех персонажей на пластинке – основании.
Слайд №21

Персонажем свойственно также и хрупкость, беззащитность.
Слайд №22

А вот многодетная мать, нарядная женщина, в высоком кокошнике, переднике, стоит в окружении детей «мал, мала меньше» и двух запеленутых младенцев держит на руках.
Слайд №23

А вот посмотрите «Большая семья». Дети выросли, но по прежнему сгрудились вокруг матери.
Слайд №24

Везде идет о Дымке слава

Заслужив на это права

Хороша игрушка расписная

Вся поет, бесхитростна светла

Видна в ней радость молодая

Ставшею искусством ремесла
Поставить Слайд №13. (оставить до конца урока)
III.Физкультминутка

Пляска «Барыня» (дети выполняют характерные плясовые движения под запись русской народной мелодии)
IV.Станция мастеров. Практическая часть.

(Учащиеся работают под негромкую инструментальную музыку)

И вот мы в мастерской по росписи дымковской игрушки.

Я предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать модели дымковской игрушки, создать свою роспись, не похожую ни на какую другую.
Сначала выполняют упражнения 1-2 дидактических материала у каждого.
Обратите внимание на основные этапы росписи (от крупных деталей к мелким – слайды.)

Каждый из вас может воспользоваться готовой моделью игрушки, выбрать ту, которая вам больше понравилась и расписать ее.

Поощряется работы в которых вы самостоятельно создадите узор и распишите.

Те учащиеся, кто затрудняется сразу создать свою роспись, могут сначала расписать по образцу. А затем создать свою модель.

(В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь)
V.Станция Выставочная . Итог урока.

Дети с готовыми работами выходят к доске выстраиваются в ряд, читают стихи о дымковских игрушках, ставят свои игрушки на выставочный стол.
Рефлексия.

Вопросы:

  1. Вам понравилось наше путешествие?

  2. Вам понравилось расписывать дымковские игрушки?

  3. Вы любите получать пятерки?

Ответ да, поднимают красный кружок, нет – синий.

После подсчета кружочков вывод: мне понравилось сегодня с вами работать, вам тоже, спасибо.

Откройте дневники и поставьте себе пять я пройду и роспишусь.
VI.Станция Домашняя . Домашнее задание.

Составить ребусы или кроссворд по теме Дымковская игрушка, красочно оформить.

(звучит музыка и идет уборка рабочих мест)

Уборка рабочих мест: вылить воду, поставить баночки в коробку.
Литература:

Горяева Н.А. Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ под редакцией Б.М. Неменского – М. Просвещение 2006

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство учебник для учащихся 5-8 классов

Основы композиций. Обнинск: Титул 2001.

Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учебно-метод.пособие: В 2 ч./ под ред. Т.Я. Шпикаловой – М. Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Фестиваль педагогический идей «Открытый урок»

страница 1


скачать

Другие похожие работы:








Числа от 11 до 20

Урок: 1 стр.