Знакомство с дымковской игрушкой
Тема урока: Знакомство с дымковской игрушкой.
Роспись дымковской игрушки.
Тип урока: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок – путешествие.
Цель:
способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народного искусства;
закрепить знания геометрического орнамента на Дымковской игрушке
Программные задачи:
познакомить детей с народным промыслом – глиняная Дымковская (вятская) игрушка (Кировская область);
систематизировать и обобщить знания обучающихся о данном народном промысле;
развивать умение выполнять вариации орнаментальных композиций на основе дымковской росписи;
развивать умение видеть форму, цвет, декор игрушки и посильно передавать единство этих качеств в рисунках;
закрепить навыки кистевой росписи;
учить пользоваться печаткой – тычком при расписывании объемной формы;
развивать художественный вкус учащихся – учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках отдаленного прошлого и современности;
воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, бережное отношение к традициям народа.
Оборудование:
модели глиняных дымковских игрушек (детские работы)
цветные иллюстрации с изображением дымковских игрушек;
таблицы с элементами дымковской росписи;
образцы рисунков-упражнений;
мультимедийная презентация «Дымковская игрушка»
Для учащихся:
раздаточный материал: карты – вставки с дополнительными карточками;
гуашь, кисти, тычок;
глиняные игрушки;
круги – подставки для каждого ребенка;
Музыка: Русские народные мелодии;
Эпиграф: « К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать».
План урока.
Организационный момент. 1 мин.
Сообщение цели и темы урока. 3 мин.
Путешествие.
Станция «Повторение – мать учения». 4 мин.
Станция «Музейная». (теоретическая часть и проверка дом.задания) 8 мин.
Отдых в пути. Лужайка «Отдыхай-ка». Физминутка. 2 мин.
Станция мастеров. Практическая часть. 20 мин.
Станция «Выставочная». Итог урока. Рефлексия. 5 мин.
Станция «Домашняя». Домашнее задание. 2 мин.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Мы приветствуем всех на нашем уроке.
Долгожданный дан звонок,
Начинается звонок,
Я желаю вам удачи –за работу, в добрый час!
II. Сообщение темы и цели урока.
Как вы думаете, зачем нам изучать народные традиции, знакомиться с народным искусством? (ответы детей)
Совершенно верно. Без прошлого нет настоящего и будущего, поэтому мы должны бережно сохранять наши народные традиции, народного искусства, прославлять талант и мастерство русского народа.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с одним из народных промыслов.
Чтобы понять, с каким нам достаточно взглянуть на эти рисунки игрушек.
Конечно, на этих рисунках вы не найдете заграничную красавицу Барби или радиоуправляемые машинки. Но игрушки, что здесь нарисованы не менее знамениты в мире. Особенность их в том что они созданы руками народных мастеров. Речь пойдет об игрушечном промысле.
Давайте отправимся в путешествие, в котором познакомимся с еще одной народной игрушкой.
III.Путешествие.
Станция «Повторение- мать учения».
Рассказ о филимоновской, каргопольской игрушках (сообщение детей)
Определить эти игрушки на стенде (выставка)
Станция «Музейная» Презентация
Комментарии к слайдам
Слайд №2.
Посмотрите какие разные игрушки есть у вас дома. Есть забавные, ласковые
смешные.
Слайд №3.
А такие игрушки на Руси с давних пор делают народные умельцы. Из чего только не мастерили игрушки для детей! Из мочалок, тряпок, дерево, солома. Но а там где жили гончары, лепили из глины. Из всех глиняных игрушек наибольшей популярностью пользуются Дымковские игрушки.
Слайд №4-5.
Когда то очень давно на поросшем лесом берегу реки Вятки, появилось поселение – слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дамки весело поднимались к небу. Наверно, потому и назвали слободу «Дымковской».
Слайд №6.
А вот Дымковская слобода сегодня. Славиться слобода своими мастерами , игрушками.
Слайд №7
Все игрушки не простые, а волшебно расписные,
Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски.
Казалось – простой узор, но отвести не в силах взор.
Слайд №8
Жители слободы делали тысячи расписных фигурок, среди которых были барышни, мамки, няньки.
Слайд №9
Каждая фигурка особенная. Посмотрите, как хороша эта девица – душа; Щечки алые горят удивительный наряд. Сидит кокошник горделиво, барышня так красива!
Слайд №10
А вот и петушок
Голосисты эти птицы
И нарядны словно ситцы!
Слайд №11
Посмотрите индюшок
У него пушистый хвост
Точно солнечный цветок
А высокий гребешок?
Красной краскою горя,
Как корона у царя!
Слайд №12
Козонька рогатая
Козонька бодатая
Бежит по дорожке
Разминает ножки
Ребята вы посмотрели несколько фотографий Дымковских игрушек.
Какие элементы геометрического орнамента используют дымковские мастера.
(ответы детей – круги, полоски, клетки, точки, линии и т. д.
Слайд №13
Правильный ответ.
Вопрос: как в узорах расположены элементы относительно друг друга?
(таблица на доске):
В ряд
В шахматном порядке
В клетках между линиями
Вопрос: как в узорах расположены точки?
Между кольцами
На кольцах
По краю колец
Вопрос: какие цвета брали для росписи игрушек?
(коричневый, красный, зеленый, синий, желтый, черный)
Открывается слайд №14 с правильными ответами.
Вопрос: вы заметили какая характерная особенность у дымковской игрушки?
(она белоснежна)
Перед тем как расписать игрушку ее белили мелом, разведенном в молоке.
Что общего у всех этих игрушек (они все нарядны, праздничные, )
Вопрос: нравиться ли вам эти игрушки?
Слайд №15
Дымковские барышни и дамы всегда чопорны, надменны, статные и ладные, в кофтах, пышных юбках, передниках с оборками, кокошниках и шляпах. Они выделяются аккуратностью и заботливом отношением к детям.
Слайд №16
Без комментариев.
Слайд №17
Дамы и няньки горделивы и величавы. У них есть свой нрав и характер.
Слайд №18
А вот дамы с кавалерами.
Слайд №19
С ребенком.
Слайд №20
Мастера лепили сценки из двух, трех персонажей на пластинке – основании.
Слайд №21
Персонажем свойственно также и хрупкость, беззащитность.
Слайд №22
А вот многодетная мать, нарядная женщина, в высоком кокошнике, переднике, стоит в окружении детей «мал, мала меньше» и двух запеленутых младенцев держит на руках.
Слайд №23
А вот посмотрите «Большая семья». Дети выросли, но по прежнему сгрудились вокруг матери.
Слайд №24
Везде идет о Дымке слава
Заслужив на это права
Хороша игрушка расписная
Вся поет, бесхитростна светла
Видна в ней радость молодая
Ставшею искусством ремесла
Поставить Слайд №13. (оставить до конца урока)
III.Физкультминутка
Пляска «Барыня» (дети выполняют характерные плясовые движения под запись русской народной мелодии)
IV.Станция мастеров. Практическая часть.
(Учащиеся работают под негромкую инструментальную музыку)
И вот мы в мастерской по росписи дымковской игрушки.
Я предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать модели дымковской игрушки, создать свою роспись, не похожую ни на какую другую.
Сначала выполняют упражнения 1-2 дидактических материала у каждого.
Обратите внимание на основные этапы росписи (от крупных деталей к мелким – слайды.)
Каждый из вас может воспользоваться готовой моделью игрушки, выбрать ту, которая вам больше понравилась и расписать ее.
Поощряется работы в которых вы самостоятельно создадите узор и распишите.
Те учащиеся, кто затрудняется сразу создать свою роспись, могут сначала расписать по образцу. А затем создать свою модель.
(В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь)
V.Станция Выставочная . Итог урока.
Дети с готовыми работами выходят к доске выстраиваются в ряд, читают стихи о дымковских игрушках, ставят свои игрушки на выставочный стол.
Рефлексия.
Вопросы:
Вам понравилось наше путешествие?
Вам понравилось расписывать дымковские игрушки?
Вы любите получать пятерки?
Ответ да, поднимают красный кружок, нет – синий.
После подсчета кружочков вывод: мне понравилось сегодня с вами работать, вам тоже, спасибо.
Откройте дневники и поставьте себе пять я пройду и роспишусь.
VI.Станция Домашняя . Домашнее задание.
Составить ребусы или кроссворд по теме Дымковская игрушка, красочно оформить.
(звучит музыка и идет уборка рабочих мест)
Уборка рабочих мест: вылить воду, поставить баночки в коробку.
Литература:
Горяева Н.А. Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ под редакцией Б.М. Неменского – М. Просвещение 2006
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство учебник для учащихся 5-8 классов
Основы композиций. Обнинск: Титул 2001.
Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учебно-метод.пособие: В 2 ч./ под ред. Т.Я. Шпикаловой – М. Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок»
страница 1
скачать
Другие похожие работы: