NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений



Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений

артикуляционных органов – кинем. Выработка той или иной кинемы открывает

возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены

из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как

изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и

дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом,

произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших

артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая

эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и

являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики

органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцирован -

ность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи –

язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том

числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования

происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие,

диафрагма, межреберные мышцы).
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых

звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и

патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов

артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка,

мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и

каждого звука той или иной группы.


Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и

определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для

правильного произношения звуков.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы

вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4

раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений

за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание

артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать

определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и

третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то

упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше

отрабатывать старый материал.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у

ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном

положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы

самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому

ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны

находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться

небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен

находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики


1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за

качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность,

темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись

симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае

артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем,

ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например,

облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что

любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность

движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает,

движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Для тренировки и развития артикуляционной моторики предлагаем

специальные упражнения.
Желаем успеха!
Упражнения для губ

1. Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Хоботок (Трубочка).
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4. Бублик (Рупор).
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние

резцы видны.
5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок.
Чередование положений губ.
6. Кролик.
Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Упражнения для развития подвижности губ

1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
2. Улыбка - Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
3. Пятачок.
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
4. Рыбки разговаривают.
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
5. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться,

чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук

"поцелуя".
6. Уточка.
Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой,

а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее,

массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
7. Недовольная лошадка.
Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не

станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
8. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.


Если губы совсем слабые:
- сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,
- удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг

(квадрат),
- удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее выдернуть.
Упражнения для губ и щек


1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.
2. Сытый хомячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
3. Голодный хомячок.
Втянуть щеки.
4. Рот закрыт. Стучать кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух

выходит с силой и шумом.

Статические упражнения для языка

1. Птенчики.
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
2. Лопаточка.
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
3. Чашечка.
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не

касаются зубов.
4. Иголочка (Стрелочка. Жало).
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
5. Горка (Киска сердится).
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята

вверх.
6. Трубочка.
Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
7. Грибок.
Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
Динамические упражнения для языка.


1. Часики (Маятник).
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно

тянуться под счет взрослого к уголкам рта.
2. Змейка.
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
3. Качели.
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо

к верхним и нижним резцам.
4. Футбол (Спрячь конфетку).
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
5. Чистка зубов.
Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
6. Катушка.
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к

верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается

в глубь рта.
7. Лошадка.
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть

подъязычную связку.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: