NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



1. Первые экономические школы и их характеристика


ЭР выражается в увеличение потенциального объема продукции, он происходит благодаря – увеличению использования ресурсов, - техническому прогрессу.

Типы ЭР: Различают экстенсивный (это ЭР, при котором увеличение объема производства материальных благ достигается за счет использования большого количества факторов производства.) и интенсивный (это ЭР, при котором прирост производства осуществляется за счет применения более совершенных факторов производства, технологий) ЭР.

Факторы ЭР.

Факторы, влияющие на ЭР:

-внешние (катастрофы, революции, открытие новых месторождений)

-внутренние, связанные с производством –управляются рынком. (занятость, полнота использования ресурсов, количество, качество ресурсов, развитие техники)

Главный фактор ЭР-научно-технический прогресс.

НТП-это постепенное совершенствование и распространение в производстве техники и технологических процессов в рамках действующих научно-технических принципов. НТР-качественный скачок в развитии производительных сил общества, переворот в технике и технологии производства.

Активным фактором ЭР выступает движение совокупного спроса.

ЭР, происходящий на основе индустриализации, умножает побочные отрицательные эффекты-усиливает нагрузку на природу, ухудшает экологическую среду обитания человека. В результате интенсификации производства растет загазованность воздуха, увеличиваются промышленные и бытовые отходы. Увеличение транспорта. И еще ЭР не может решить такой социально-экономической проблемы, как растущее расслоение общества, усиление дифференциации по уровню доходов.

Рынок в экономическом прогрессе дает возможность решать одновременно и проблемы развития производства, и проблемы роста благосостояния граждан, и выделять больше средств на спасение природы.

35. Цикличность развития экономики.

Экономика в идеале должна развиваться поступательно, но она развивается зигзагами.

Экономический цикл – постоянная динамическая характеристика экономики, включающая периодические взлеты и падения рыночной конъюнктуры, которые, прежде всего, проявляются в различных формах несоответствия спроса и предложения. Основными характеристиками цикла являются его причины, фазы (оживление, бум, спад, подъем), динамические параметры, частота повторения, амплитуда показателя деловой активности. К внешним («экзогенным») факторам цикличности относятся производительность, генерирующие «первоначальные импульсы» (научно-технические открытия, миграция, динамика населения, новые источники ресурсов; к внутренним («эндогенным») факторам – модификаторы импульсов в рамках пофазных колебаний (изменения потребления и инвестиции).

Исходя из этого, выделяют две главные фазы «спад» и «подъем» производства. Характерными чертами спада являются: ликвидация запасов, сокращение производственных инвестиций, падение спроса на труд, резкое уменьшение прибылей, ослабление спроса на кредит. Черты подъема описываются теми же явлениями, но противоположного действия.

Виды: 1)от 1 дня до года (микроэкономич.); 2)краткосрочные (3года 4 мес.) – Китчина; 3)среднесрочные (10лет); 4)строительные ц. Кузнеца (15-20лет); 5)большие эконом. ц. Кондратьева (55-60лет).

Причины экономических циклов

  1. Внешние (открытие месторождений, революции, катастрофы)

  2. Внутренние (связаны с производством, управляются рынком).

Фазы циклов: кризис, спад, депрессия, подъем, бунт.

Сейчас в мировой экономике структурный кризис (нефтяной), экологический, сырьевой, инвестиционный.

В России был валютный - август 1998.

Современные особ-ти протекания циклич. колеб-й:

  1. сокращаются сроки их протекания и амплитуда их колебания под возд-ем НТП и гос. регулирования

  2. синхронизация циклов

  3. появление отраслевых ц. (строит. бизнес, легкая пром-ть)

  4. появление экспортиров. ц. (фаза в одной стране передается в др. страну).

Марксистск. подход (модифицированный)

1фаза – кризис

2фаза – депрессия

3фаза – оживление

4фаза – рост

5фаза – застой

Современный подход на Западе:

А – дно кризиса

В – эконом. пик

После В начин. спад.

Процессы на фазе кризиса:

  • уменьшение объема выпускаемой продукции

  • сокращ-е кол-ва раб. мест (сл-но увеличение безработицы)

  • уменьшение доходов нас-я

  • уменьш-е спроса

  • увеличив. кол-во банкротств




  • сокращ-е кредитн. рес-сов

  • повыш-е цен, большая инфляция

  • ухудшение кач-ва жизни

Ф. депрессии:

  • достигается равновесие между спросом и предложением

Ф. оживления:

  • увел-е объема производим. продукции

  • увел-е кол-ва раб. мест

  • увел-е доходов

  • увел-е спроса

  • оживл-е кредитн. системы

Ф. роста:

  • то же, но большими темпами

Ф. застоя:

  • достигается равновесие

  • ожидание кризиса

  • вложение денег.

Россия сейчас на ф. оживления.

36.Государственное антициклическое регулирование.

До второй мировой войны, а во многих странах до середины 50-х гг. воздействие государства на состояние хозяйственной конъюнктуры осуществлялось спорадически, от случая к случаю и диктовалось обычно чрезвычайными обстоятельствами. В первой половине 50-х гг. такое воздействие приобрело непрерывный характер, превратившись в антициклическое регулирование, которое западными учеными обычно именуется «конъюнктурная политика». Оно нацелено на сглаживание циклических колебаний хозяйственной конъюнктуры, предотвращение особенно глубоких циклических кризисов и такой массовой безработицы, которая угрожала бы самим устоям рыночного хозяйства и демократического общества, а также на создание благоприятных условий для среднесрочного и долгосрочного регулирования экономики, способствующего ее непрерывной модернизации и прогрессу.

37.Денежно-кредитная система.

Кредитн. система - комплекс валютно-финансов. учреждений, призванных регулировать экономику посредством изменения кол-ва находящихся в обращении денег. Структура: ЦБ, коммерческие банки, специализиров. кредитно-финансов. институты.

Функции: 1)денежно-хоз. (работа с деньгами вкладчиков, сделки по хранению, предоставление кредита, информации, консультирование) - кредитн. банки. 2)регулирующие (установление учетной ставки, резервов) - ЦБ. 3)регламентирующ. (контроль над частными банками) - ЦБ и Мин-во финансов.

Функции ЦБ: эмиссия банкнот, хранение гос. золотовалютн. резервов, хранение резервного фонда др. кредитн. учреждений (коммерч. банков), денежно-кредитн. регулир-е экономики ,кредитование коммерч. баков и осущ-е кассового обслужив-я гос. учреждений. Конечная цель - проведение денежной политики (это политика управления уровнем %, величиной ден. массы и кредитов). Услуги коммерческих банков: 1)прямое кредитование (выдача ссуды на условиях возвратности, платности, срочности); 2)банковские инвестиции (приобретение банком акций и облигаций); 3)лизинг (опосредованная баком аренда различн. видов имущ-ва и оборуд-я); 4)факторинг (инкассирование дебиторской задолженности клиента с выплатой суммы счетов немедленно или по мере погашения задолженности); 5)трастовые операции (операции по управлению капиталом клиентов). Кредитно-фин. институты: пенсионные фонды, страхов. компании, инвестиционн. и ипотечн. банки, судно-сберегат. ассоциации….

Причины, вызывающие нарушения в функционировании банковской системы: нестабильность курса нац. валюты, неудачная денежно-кредитн. политика ЦБ, неразумная фискальная (налоговая) политика, отсутствие системы страхования депозитов.

Меры по стабилизации кредитно-банковской системы: совершенствование банковского законодат-ва, приведение в соответствие уровня мин. банковских резервов и уровня учетной ставки, развитие новых форм кредитно-банковск. услуг и регулир-е емкости кредитн. рынка.

38. Инфляция и антиинфляционная политика.

И – это рост общего уровня цен, результат превышения совокупного спроса над совокупным предложением. Но в период быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать. Причины инфляции - в «бумажной» природе современного денежного обращения, поскольку снят ограничитель эмиссии бумажных денег в виде определенного законом размера их золотого обеспечения.; постоянный рост расходов гос-ва на финансирование общенациональных экономических и социальных программ (оборонная система, затраты на науку, помощь безработным и тд). Эти 2 причины явл-ся И спроса.; -спрос на деньги со стороны производителей (инфляция издержек).

Виды И.:

открытая и подавленная.

Открытая И., виды:

  • темп роста цен (индекс цен)

1.Ползучая (умеренная) инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% или несколько больше процентов в год. И присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой.

2.Галопирующая инфляция (рост цен более 100% в год). Потребительские цены опережают рост денежных доходов населения.

3.Гиперинфляция - цены растут астрономически (более 1000% в год), расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия.

  • степень расхождения роста цен по различным товарным группам: 1)сбалансированная (цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными); 2)несбалансированная (цены различных товарных групп по отношению друг к другу постоянно меняются).

  • ожидаемость и предсказуемость И. 1)ожидаемая; 2)неожидаемая.

Подавленная И.: цены контролируются гос-вом, поэтому при росте спроса на какой-л. товар, цена не повышается и оказывается ниже равновесной. Возникает дефицит. В поисках нужного товара покупатели переплачивают продавцам, сл-но деньги концентрируются в торговле, обходя сферу пр-ва, сл-но у производителя нет стимула для увеличения выпуска товара, сл-но усиливается дисбаланс между спросом и предложением.

Типы И.: И. спроса (равновесие спроса нарушается со стороны спроса ,при полной занятости, растет объем з/п, появляется избыток совокупного спроса ,к-рый толкает цены вверх) и И. предложения (=И. издержек, рост цен вызван увеличением издержек пр-ва, к-рые растут вследствие роста з/п за счет роста цен на сырье и энергию).

Источники роста издержек и дисбаланса экономики (главные причины):

  1. гос-во: увеличив. издержки через эмиссию ценных бумаг, путем оплаты услуг фирм по завышенным ценам, через кредитно-финансов. механизм.

  2. профсоюзы: требуют повышения з/п, что увеличивает издержки, за ними растут цены. В рез-те раскручивается «инфляционная спираль».

  3. крупнейшие фирмы: устанавливают монопольно высокие цены и этим способствовать инфляционным процессам.

Экономические последствия инфляции.

1)перераспределение доходов и богатства; 2)отставание цен государственных предприятий от рыночных; 3)скрытая государственная конфискация денежных средств через налоги; 4)ускоренная материализация денежных средств; 5)падение реального процента; 6)обратная пропорциональность темпа инфляции и уровня безработицы; 7)умеренная И. полезна для экономики (т.к. рост ден. массы стимулирует деловую активность, способствует ЭР, ускоряет процесс инвестирования). Рост инфляции практически всегда сочетается с высокой, хотя и неполной занятостью и большим объемом национального производства.

Антиинфляционная политика. Адаптационная политика. На частном уровне индексация доходов осуществляется через коллективный договор профсоюза с ассоциацией предпринимателей или с отдельным предпринимателем. Рост заработка ставится в зависимость от роста инфляции. Политика доходов - одно из направлений адаптационной антиинфляционной борьбы. Сдерживание цен покупается ценой снижения производительности и жизненного уровня населения. Другая политика - контроль соотношения цен и окладов, но долгосрочно и эта политика не приживается. Следующий вариант - государственные рекомендательные ориентиры установления цен и заработной платы. Наиболее радикальный и пока еще популярный вариант - минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил, усиленная антимонопольными мерами. Подобная политика есть своеобразный возврат к “невидимой руке” А. Смита.

Ни один из перечисленных видов политики не является идеальным. Экономисты с мировым именем признают: к концу 80-х гг. не был найден ни один вид такой политики, позволяющий динамично сочетать умеренный рост цен и невысокую безработицу.

В экономич. политике, направленной против И., различают 2 похода: приспособление и ликвидация ее антиинфляционными мерами. Приспособление: индексация доходов, контроль за уровнем цен. Ликвидация: активное снижение И. посредством экономич. спада и роста безработицы. Издержки более высоки, но результат более эффективен.

Для снижения И. на 1% безработица в течение года должна быть на 2% выше своего естественного уровня.

И., сопровождаемая стагнацией (прекращение экономич. роста) пр-ва, высоким уровнем безработицы и одновременным повышением уровня цен – стагфляция.

39.Налоги, функции налогов. Налоговая система.

Налог - изъятие в пользу гос-ва заранее определенной и установленной в законодат. пор-ке части дохода ХС.

Пошлина - ден. сборы, взимаемые соответствующими гос. органами при выполнении ими опред. функций ,предусмотр. законодат-вом данной страны.

Сбор - обязат. взнос, взимаемый с орг-ций и физ. лиц, уплата к-рого явл. одним из усл-й предоставления им опред. прав или выдачи разрешений.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются: доходы (прибыль), стоимость определенных отваров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имуществом юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ, услуг и другие объекты, установленные законодательными актами. Принципы налогообложения: уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, то есть уровня доходов; необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение носило однократный характер; обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа; система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными; налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям. Основные формы налогов: налоги на имущество: подоходный налог с граждан и налог на прибыль предприятий; на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая налоги на землю; налоги на перевод прибыли и капиталов за рубеж и т.п. Эти налоги называются прямыми налогами. Налоги на товары и услуги: налог с оборота (или НДС); акцизы; на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и т.п. Это косвенные налоги. Налоги делятся также на центральные и местные.

Налоги выполняют 4 функции: 1)Фискальную 2)Регулирующую 3)Стимулирующую 4)Распределительную (распределяет денежные средства среди социальными слоями).

Эл-ты налога: субъект (налогоплательщик), объект (доход/имущ-во), источник (чистый доход общества), ставка (опред. величину налога). Преедльная налог. ставка - прирост выплачиваем. налогов, поделенный на прирост дохода. Средняя налог. ставка - общий налог, поделенный на величину налогооблагаем. дохода. Налог. льготы - уменьшение налог. ставок или полное освобожд-е от налогов.

В России: федеральные (устанавливаются парламентом, взимаются на всей территории России), республиканские (общеобязательны, сумма платежей зачисляется равными долями в бюджет республики и города/р-на), местные (частично общеобязательны).

40.Государственный бюджет и проблемы его регулирования.

Государственный бюджет - смета доходов и расходов государства за определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений каналов расходования средств. Государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами. В процессе исполнения бюджета может иметь место его частичный пересмотр. Государственные доходы - исчисленные в денежной форме доходы государства за счет взимания налогов, пошлин, платежей, оплаты услуг государственного аппарата, внешнеторговых операций, иностранных кредитов, иностранной помощи. Государственные расходы - денежные затраты государства, состоящие из закупок товаров и услуг и трансфертов. Дефицитом бюджета - называется превышение расходов над доходами, то есть это недостаточность средств, ресурсов по сравнению с запланированным или необходимым уровнем. Государственный долг - это задолженность государства внешним и внутренним кредиторам. Различают внешний и внутренний государственный долг.

Дефицит бюджета характеризует такое его состояние, когда общие расходы гос-го сектора превышает доходы гос-го сектора государства. В принципе дефицит бюджета связан с циклом деловой активности. Когда происходит подъем в экономики, и наблюдается пик развития, то налоговые поступления увеличиваются быстро, а гос-ные расходы на пособие по безработице сокращаются. Разница между всей стоимостью всех товаров и услуг, которые наша страна продает другим странам и стоимостью все товаров и услуг, которые мы покупаем у остального мира, называется внешним торговым балансом страны. Если страна покупает у друг. гос-в больше, чем продает, то наблюдается внешне-торговый дефицит. А если государство продает друг. странам больше, чем покупает у них, то оно имеет активное дефицит внешне-торгового бюджета.

Государственный долг - ценные государственные бумаги, продаваемые предприятиям и населению страны (по которым государство выплачивает %), и международные займы (задолженность другим государствам и международным кредитным организациям). Чем больше гос-ный долг, внутренний и внешний, тем выше расходы на его обслуживание и погашение, тем меньше средств остается для инвестиций и для потребления населения.

41.Рынок труда и принципы его функционирования.

Рынок труда (рабочей силы) - система экономических отношений по поводу купли-продажи такого специфического товара, как рабочая сила, важная сфера экономической и социально-политической жизни общества. На рынке труда фиксируются ставки заработной платы и условия занятости. В России синонимом понятия “рабочая сила” является понятие “экономически активное население”. Экономически активное население - это часть населения страны, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного населения включает занятых и безработных. К занятым относятся лица: работающие по трудовому договору (контракту) на предприятии любой формы собственности, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), занимающиеся предпринимательской деятельностью; самостоятельно обеспечивающие себя работой; выполняющие работы по гражданско-правовым договорам. Занятыми считаются и лица, проходящие военную службу и службу в органах внутренних дел, а также учащиеся очной формы профессионального обучения и лица, которые отсутствуют на рабочем месте по уважительной причине (отпуск, нетрудоспособность, переподготовка и др.). К безработным относятся трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах по вопросам занятости, ищут работу и готовы приступить к ней.

Рынок труда – это система эк. отношений, возникающих в процессе реализации закона спроса и предложения на рабочую силу. На рынке труда формируется предложение труда и спрос на труд определенного вида. Рынок труда может функционировать в любых условиях. Простейшими являются условия совершенной конкуренции.

Для такого рынка характерно:

1. значительное кол-во предприятий, которые конкурируют между собой за то, чтобы нанять нужных работников

2. наличие многочисленных обученных рабочих нужной квалификации

3. Ни одно предприятие, ни один рынок, ни один рабочий не имеют сильного влияния на рынке. Т.е. рынок труда – это система экономических норм, которые обеспечивают воспроизводство рабочей силы и использование труда.

Реальная потребность в рабочей силе определяется спросом. Именно медленный рост спроса в сравнении с предложением, спады в экономике обуславливают безработицу и отрицательно влияют на жизнь людей.

На рынке труда в условиях несоверш. конкуренции огромное влияние оказывают профсоюзы, правительство. РТ является одним из индикаторов, состояние которого позволяет судить о стабильности в стране, стабильности нац. экономики. На РТ продавцами выступает наемная раб. сила, при этом оговариваются условия работы, размеры зарплаты, должностные обязанности.

Специфика РТ заключается в том, что в качестве объекта купли-продажи выступает живая раб. сила.

1. Работник продает не созданную продукцию, а способность к ее созданию.

2. Работник – это независимый продавец, он сам выбирает место приложения своего труда.

3. продажа не может быть отсрочена на долгое время, это и определяет конкуренцию между работниками.

4. РТ регулирует государство, это выражается в установлении мин. зарплаты.

Конечной целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение профессионально - трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости.

страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5


скачать

Другие похожие работы:








Документы

архив: 1 стр.