I. общая характеристика школы-интерната 1 Паспорт школы-интерната
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
1.1 Паспорт школы-интерната
Полное наименование | государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида г. Новошахтинска | |
Сокращенное наименование | ГКОУ РО школа-интернат VIII вида г. Новошахтинска | |
Местонахождение | Почтовый адрес: 346930, Ростовская область, г. Новошахтинск, ул. Железнякова, 33, отделение связи Место нахождения Учреждения: 346930, Ростовская область, Красносулинский р-он, 1750 м к востоку от 15 км а/м «Новошахтинск - Гуково». | |
Телефон\факс | 8 (86369) 2-83-30 | |
Устав | Утвержден Приказом министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 11.07.2011 г. № 563 | |
Учредитель | министерство общего и профессионального образования Ростовской области | |
Организационно-правовая форма | учреждение | |
Адрес сайта | shkolanov8.moy.su, | |
Адрес электронной почты | [email protected]; | |
Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц | реестровый номер 1036151000511 дата присвоения реестрового номера 02.08.2011 г. | |
Свидетельство о государственной аккредитации | номер свидетельства 263 | |
срок действия свидетельства: | начало 17 ноября 2009г. окончание 11 июля 2012г. | |
Балансовая стоимость недвижимого имущества, переданного в оперативное управление учреждения, тыс. руб. | 1494,9 |
1.2. Режим функционирования.
ГКОУ РО школа-интернат VIII вида г. Новошахтинска создана для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями, оказания им специализированной помощи, способствующей коррекции имеющихся нарушений и дальнейшей социальной адаптации в обществе.
Школа-интернат работает в круглосуточном режиме.
Деятельность учреждения осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» и типовым положением о специальных (коррекционных) ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Школа-интернат работает в режиме шестидневной учебной недели согласно календарному графику.
1.3. Месторасположение школы-интерната. Традиции.
Образовательное учреждение находится в живописном месте, за чертой города Новошахтинска, вблизи поселка Соколово-Кундрюченского. Месторасположение ГКОУ РО школы-интерната несколько удаленно от центра посёлка и учреждений культурно-массового досуга, но это компенсируется живописным пейзажем и благоприятными экологическими условиями, способствующими сохранению здоровья воспитанников, их творческому развитию, расширению диапазона профессиональных интересов подростков, формирование профессионального самоопределения.
Поселок Соколово-Кундрюченский – центр казачества города Новошахтинска. Жителями соблюдаются казачьи обряды в быту, сохраняется местный фольклор, что создает основу для развития образовательного процесса на народных, казачьих традициях.
В нашей школе-интернате обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Большинство родителей воспитанников очень мало уделяют им внимания. Много детей из неблагополучных семей, поведение родителей которых часто противоречит нормам морали. Противостоять этим негативным тенденциям, повлиять на часть того мира, в котором живет воспитанник, можем и должны сегодня мы – школа и педагоги. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребёнка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности, необходимые источники добра и красоты, которые всегда спасали человечество.
Большую часть времени дети находятся в школе – интернате, поэтому активное изучение и освоение историко-культурной, природной среды региона и народных традиций является основным средством формирования нравственных качеств воспитанников.
В процессе изучения родного края происходит расширение социального опыта у школьников с ограниченными возможностями здоровья, формирование естественных и общественно-исторических знаний и представлений. Вследствие большой значимости для социально-личностного развития обучающихся, воспитанников краеведческий компонент включен в содержание образовательно-воспитательной работы специальной (коррекционной) школы VIII вида и является одним из приоритетных направлений.
Школа-интернат имеет давние традиции, связанные с краеведческим поиском. Создан уголок казачьего быта, в котором собраны материалы, отражающие историю развития города и поселка. Воспитанники постоянно совершают экскурсии по достопримечательным местам Донского края, в музеи города Новошахтинска;
Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, изобразительными объектами наследия края, участвуя в экологических мероприятиях, обучающиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего поселка и города, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.
1.4. Программа развития
Приоритетные цели Программы развития:
воспитание у каждого воспитанника чувства уважения человека, его прав и свобод, готовности защищать честь и достоинство своё и других людей, противостоять асоциальным процессам и явлениям;
коррекция высших психических функций для более эффективного формирования у воспитанников познавательных способностей и компетентностей, обеспечивающих интеграцию знаний в целостное гуманистическое мировоззрение;
формирование у воспитанников гражданского самосознания, патриотизма, толерантности;
развитие у воспитанников способности к ответственному социальному действию.
Задачи Программы развития:
разработать целевые проекты и программы деятельности, охватывающие важные сферы бытия: отношение к миру, отношение к другим людям, отношение к самому себе;
осуществить преобразование учебного процесса в школе-интернате на основе информационно-компьютерных знаний и гуманистических отношений;
обеспечить создание открытого социуму пространства;
создать условия для творческого роста педагогов, т.к. успешную личность может воспитать успешный педагог.
1.5. Приоритетные направления развития.
Реализация поставленных целей и обозначенных задач осуществляется в рамках следующих направлений деятельности школы-интерната:
консультативно-диагностического;
образовательного и социально-трудовой реабилитации;
3)воспитательного;
4)коррекционного;
лечебно-оздоровительного;
организационно-методического.
Консультативно-диагностическое направление заключается в:
- проведении комплексного диагностического изучения детей (включающего различные формы диагностики) с целью выявления состояния здоровья, физического развития, уровня и особенностей развития познавательной деятельности, речи, эмоционально-личностной сферы, а также реабилитационного потенциала;
- организации психолого-медико-педагогичекого мониторинга с целью отслеживания динамики развития учащихся и эффективности используемых методов и средств педагогического воздействия;
- определении необходимых медико-педагогических условий для обучения и воспитания учащихся;
- разработке программ общей и индивидуальной коррекции недостатков в развитии;
- разработке программы поэтапной социально-трудовой реабилитации учащихся;
- осуществлении консультативной помощи родителям по вопросам особенностей развития ребенка, возможных причин нарушений, направлений коррекционной работы и выбора наиболее оптимальной образовательной программы;
- осуществлении консультативной помощи педагогам других образовательных учреждений по вопросам обеспечения необходимых педагогических условий обучения и воспитания детей с нарушением интеллектуального развития;
- разработке и реализации программы постинтернатного сопровождения выпускников.
Образовательное направление и социально - трудовая реабилитация заключается в:
- обеспечении всестороннего развития личности, наиболее
полной компенсации имеющихся нарушений путем создания психолого-педагогических условий обучения и воспитания, максимально соответствующих глубине и структуре дефекта познавательных возможностей;
- развитии у обучающихся положительной мотивации через активное включение их в развивающие формы совместной деятельности со взрослыми и друг с другом (моделирование проблемных ситуаций, практические занятия, экскурсии, наблюдения, участие во внеклассной и внешкольной работе);
- обеспечении овладения обучающимися обязательным минимумом содержания основных компонентов базисного плана с учетом уровня их познавательных возможностей;
- реализации программы социально-трудовой реабилитации обучающихся (подготовительный этап);
- разработке и реализации peгионального компонента содержании образования;
- создании условий для начальной профессиональной подготовки обучающихся;
- развитии у детей бережного и осознанного отношения к своему здоровью, формировании ценностей здорового образа жизни.
Воспитательное направление заключается в:
- реализации принципа воспитывающего обучения через направленность учебного материала на формирование положительных личностных качеств обучающихся;
- преодолении социальной недостаточности детей и подростков с нарушением интеллекта через систему воспитательных мероприятий, направленных на развитие нравственных качеств личности, дисциплинированности, трудолюбия и упорства;
- развитии у детей лучших качеств личности путем выявления способностей, опоры на их интересы и увлечения;
- формировании системы отношений ребенка с окружающим миром, базы знаний, повышающей уровень воспитанности; знакомство с ценностями отечественной и национальной культуры;
- коррекции личностных отношений в ученическом коллективе и разработке мер по нейтрализации неблагоприятных факторов, обусловливающих отклонения в поведении;
- осуществлении контроля соблюдения прав ребенка и
результатов воспитательного воздействия.
Коррекционное направление заключается в:
- коррекции и интегрировании деятельности всех специалистов при решении коррекционных задач;
- осуществлении коррекционной работы в соответствии с ее общими задачами и индивидуальными программами коррекции и развития;
- обеспечении социальной адаптации обучающихся через формирование навыков общения и социально-желательною поведения;
- освоении современных нетрадиционных методов коррекции нарушений психофизического развития детей;
- оказание обучающимся необходимой социально-правовой помощи.
Лечебно-оздоровительное направление заключается в:
- своевременной диагностике и профилактике заболеваний детей;
- мониторинге состояния соматического и нервно-психического здоровья;
- комплексной оценке состояния здоровья с определением группы здоровья и назначением соответствующих рекомендаций;
- использовании возможностей образовательного процесса для формирования у воспитанников ценностей здорового образа жизни;
- приоритетной ориентации в образовательном процессе на здоровьесберегающие технологии;
- упорядочении режима учебных занятий, предотвращении перегрузки детей, контроле соблюдения санитарно-гигиенических требований;
- использовании возможностей физической культуры для коррекции развития обучающихся.
Организационно-методическое направление заключается в:
- создании научно-методических условий для деятельности всех служб, подразделений и специалистов школы-интерната;
- осуществлении мероприятий по созданию необходимой материально-технической базы для проведения учебно-воспитательной, коррекционной, лечебно-оздоровительной работы, трудового и начального профессионального обучения;
- обеспечении взаимодействия всех субъектов образовательного и реабилитационного процессов на всех этапах;
- внедрении в практику школы-интерната современных методов и технологий обучения, воспитания и коррекции нарушений развития;
- создании условий для повышения профессионального уровня педагогических работников школы-интерната;
- обеспечении систематичности информации по вопросам:
диагностические материалы по обследованию детей, выявлению результативности образовательной и коррекционной деятельности,
изменения в нормативно-правовой базе коррекционно-развивающей деятельности школы-интерната;
методические разработки по основным направлениям диагностики;
состояние здоровья детей и их социально-биологический анамнез;
удовлетворенность родителей работой школы-интерната;
повышение качества реабилитационной деятельности.
1.6. Ожидаемые результаты Программы развития ГКОУ РО школы – интерната VIII вида г.Новошахтинска
У воспитанников:
- положительная динамика личностного и социального развития школьников;
- освоение воспитанниками способов ненасильственного действия и демократического поведения;
- формирование ценности патриотизма, толерантного сознания;
- развитие субъектности в социализации, обучении и воспитании;
- опыт партнерских, сотруднических отношений друг с другом, со взрослыми;
- формирование навыков свободного общения в социуме;
- положительная динамика в трудоустройстве и обучении выпускников.
в содержании деятельности школы-интерната:
- совершенствование профессионального мастерства педагогов, развитие их профессионального сознания;
- выявление ценностного содержания учебных предметов;
- технология проектирования и реализация педагогических событий как гуманистическая альтернатива мероприятийному подходу к воспитанию;
- повышение эффективности принимаемых управленческих решений при сохранении качества гуманистических отношений между субъектами образовательной деятельности;
- создание среды открытой социуму, вызывающей уважение к субъектам образовательной деятельности.
1.7. Основные достижения в работе школы-интерната.
Разработана Программа развития школы-интерната на 2010-2014 г.г.
В рамках реализации Программы развития школы-интерната разработаны комплексные программы «Здоровье», «Личностное развитие воспитанников», «Надежда 2», «Организация психологической коррекции в формах, обеспечивающих эмоциональное развитие воспитанников».
Разработана и успешно внедряется программа «Социальная адаптация воспитанников с ограниченными возможностями здоровья».
Ежегодно обучающиеся, воспитанники школы-интерната принимают участие в проведении выставок достижений детского творчества, участвуют в региональных, областных и городских конкурсах и мероприятиях:
№ | Название мероприятия | Кол-во дипломов, грамот |
1. | Международные: Международный фестиваль культуры и искусства Декоративно-прикладное искусство, конкурсная работа «Полевые цветы», 15-й конкурс. Международная педагогическая творческая олимпиада. Декоративно-прикладное искусство, конкурсная работа «Полевые цветы», 125-й конкурс. Международный детский творческий фестиваль «Апельсин». Художественная фотография «Родные просторы». Международный фестиваль детского творчества «Звёзды нового века». Художественная фотография «Родные просторы». | Диплом призера -2 Диплом лауреата - 2 Диплом - 1 Диплом - 1 |
2. | Межрегиональные: II Всероссийская виртуальная выставка детского художественного творчества «За мечтой по радуге». Выставка-конкурс «Красота родного края». 1.«Яблоневый цвет» 2.«Подводный мир». III межрегиональный конкурс среди обучающихся общеобразовательных, дошкольных образовательных учреждений, детских домов, школ-интернатов, учреждений дополнительного образования детей, их наставников и родителей «Филимоновское чудо». Общероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ обучающихся. Творческий проект «Девочки с цветами». Общероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ обучающихся. Конкурс «Учебный проект». 8 Межрегиональный Рождественский фестиваль «Возродим Русь святую!». Межрегиональный творческий конкурс «Пасха радость нам несёт». Номинация «Изобразительное искусство». Межрегиональный творческий конкурс «Пасха радость нам несёт». Номинация «Декоративно-прикладное творчество». | Диплом - 3 Диплом - 3 Диплом - 8 Диплом победителя- 8 Благодарение - 5 Диплом - 4 Диплом, 1 место - 2 Диплом, 2 место - 1 Диплом, 3 место - 1 Грамота - 4 Благодарение - 1 Грамота 3 место -1 |
3. | Региональные: Областной конкурс «Вестник добра», посвящённого празднику Благовещения Пресвятой Богородицы. | Грамота -6 Диплом -4 |
4. | Областные: Ростовское Региональное Отделение Всероссийского Фонда Культуры. Выставка «Я покажу тебе СВОЙ мир!». Открытый Ростовский фестиваль-конкурс профессионального направления «Предотвращение. Спасение. Помощь-2013. Пожарные глазами детей». | Благодарственное письмо Благодарственное письмо - 13 |
5. | Муниципальные: Городской фестиваль православной культуры «Светлое Христово Воскресенье Пасха Господня». Номинация «Изобразительное искусство». | Диплом - 3 |
Высокий уровень подготовки обучающихся по профессионально-трудовому обучению подтверждают призовые места на областном конкурсе «Путь к профессии».
Название конкурса | Участник | Итог |
Областной конкурс «Путь к профессии» номинация «поварское дело» | Стаценко Д. 8 класс учитель Фомкина И.В. | I место |
Областной конкурс «Путь к профессии» номинация «столярное дело» | Чередниченко В. 9 класс учитель Лысенко Ю.В. | III место |
Областной конкурс «Путь к профессии» номинация «швейное дело» | Псарева Д. 7 класс учитель Кузнецова Н.Н. | III место |
Областной конкурс «Путь к профессии» номинация «слоган» | Чередниченко В. 9 класс учитель Будаева Е.В. | II место |
Ежегодно проводится День открытых дверей для родителей будущих обучающихся, воспитанников.
2. КОНТИНГЕНТ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ
2.1. Общие сведения о контингенте обучающихся, воспитанников.
В 2012-2013 учебном году в школе- интернате обучалось 150 детей.
Основной контингент обучающихся имеет диагноз – легкая умственная отсталость. Также обучаются дети с умеренной умственной отсталостью.
Контингент обучающихся, воспитанников школы-интерната неоднороден:
1. Находящиеся в школе-интернате на постоянном проживании, проживающих круглогодично (дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей) 18 ;
2. Проживающие в школе-интернате в течение учебной недели, т.е. круглосуточно, и уходящих в выходные дни домой (дети, имеющие родителей (законных представителей) 91 человек;
3. Не проживающих в школе-интернате, приходящих ежедневно и уходящих после уроков (дети, имеющие родителей (законных представителей) 0;
4. Не проживающих в школе-интернате, находящихся на надомном обучении 41 человек.
Воспитанники групп интерната находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются 5 - разовым питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем, канцтоварами, учебниками, средствами личной гигиены. Обучающиеся, не проживающие в школе-интернате, обеспечиваются бесплатным 2- разовым питанием.
Возрастной состав обучающихся, воспитанников – от 7 до 18 лет. Дети поступили в школу-интернат из детских садов (редко) в возрасте 6-7 лет; из массовой школы (часто) после повторного обучения или первого, второго, третьего, четвертого и других классов обучения в возрасте 8-12 лет.
В школе-интернате укомплектовано 9 классов: 4 младших класса и 5 старших классов. Наполняемость классов – от 9 до 14 воспитанников. Срок обучения – 9 лет.
2.2. Контингент обучающихся, воспитанников по социальному статусу
Учебный год | Кол-во детей (всего) | Кол-во детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | Кол-во детей, находящихся под опекой родственников | Кол-во детей из неблагополучных семей | Кол-во детей из мало-обеспеченных семей (благополучных) |
2012-2013 | 150 | 18 | 8 | - | 60 |
2.3. Контингент обучающихся, воспитанников по уровню обучаемости:
95,5 % обучаются по программам С(к)ОУ VIII вида и достаточно успешно усваивают программный материал;
4,5 % обучаются по программе «Особый ребёнок».
3. СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ
3.1. Описание структуры управления
Общее руководство всеми направлениями деятельности школы-интерната, в соответствии с ее Уставом, осуществляет директор школы.
В управленческой структуре школы-интерната стратегические вопросы развития образовательного процесса решает Педагогический совет.
Конкретная реализация управленческих функций директора по отдельным направлениям осуществляется через деятельность заместителей директора по учебно-воспитательной работе и воспитательной работе, по административно-хозяйственной работе, а также педагога-психолога и социального педагога.
Непосредственно организацией и управлением методической работой в школе-интернате занимается заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Конкретная реализация отдельных задач осуществляется в рамках деятельности методических объединении учителей и воспитателей.
Организацией воспитательного процесса в школе-интернате занимается заместитель директора по воспитательной работе.
Решению задач, связанных с совершенствованием содержания и организации коррекционной и лечебно-оздоровительной работы в школе, подчинена деятельность психолого-медико-педагогичекого консилиума (ПМПк).
Непосредственное создание условий для реализации задач, определяемы ПМПк и их решение осуществляется системой специальных служб: психологической, логопедической, социально-педагогической, лечебно-оздоровительной, действующих по отдельным направлениям коррекционной и лечебно-оздоровительной работы.
3.2. Администрация.
Должность | Ф.И.О. (полностью) | Телефон |
И. о. директора | Евсеева Людмила Валентиновна | 2-83-30 |
Главный бухгалтер | Лысенко Лариса Ильинична | 2-83-30 |
Заместитель директора по учебно – воспитательной работе | Титаренко Нина Леонидовна | 2-80-08 |
И.о. заместителя директора по воспитательной работе | Тарасюк Наталья Алексеевна | 2-80-09 |
Заместитель директора по административно – хозяйственной части | Коробко Наталья Анатольевна | 2-80-08 |
3.3. Нормативно-правовое обеспечение управления ОУ:
- Устав государственного казенного образовательного учреждения Ростовской области специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида г.Новошахтинска
- Локальные акты (инструкции; положения; приказы).
4. УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
4.1. Наличие зданий, сооружений.
| Здание школы-интерната (вкл. спортзал) | Столовая | Спальные корпуса | Гараж-прачечная |
Тип здания | Приспособлен. | Приспособлен. | Приспособлен. | Типовое |
Общая площадь | 959,8 кв.м | 628,8 кв.м | 681,2 кв.м | 291,1 кв.м |
4.2. Кадровый потенциал.
Педагогический коллектив – 57 человек.
Из них:
учителей - 36 человек;
воспитателей – 17 человек;
прочих педработников - 4 человека.
Качественный состав педагогических кадров по уровню образования.
Учебный год | На начало учебного года | ||
имеют средне- специальное образование | имеют высшее образование | имеют высшее дефектологическое образование | |
2012 – 2013 | 25 % | 75 % | 2 % |
Квалификационный рост педагогических кадров.
| Общее кол-во педкадров (чел.) | Кол- во педагогов, имеющих II квал. кат. (чел) | Кол-во педагогов, имеющих I квал. кат. (чел.) | Кол-во педагогов, имеющих высшую квал. кат. (чел.) |
2012 - 2013 | 57 | 6 | 24 | 6 |
Уровень прохождения курсов повышения квалификации.
Учебный год | Количество педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации | Количество педагогов, прошедших профессиональную переподготовку |
2012 - 2013 | 48 | 16 |
Педагогические работники - творческие личности, постоянно находящиеся в поиске и апробации передовых инновационных идей.
Индивидуальный творческий рост каждого педагога отражается в самообразовании по наиболее интересующим темам коррекционной работы обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта.
Учителя представляют уроки с использованием информационных компьютерных технологий, разрабатывают методические рекомендации.
Статья Евсеевой Людмилы Валентиновны «Воспитание в духе толерантности в условиях школ-интернатов VIII вида» была включена в материалы Всероссийской научно-практической конференции.(Данные электронного издания: Я - талантливый учитель и воспитатель. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 22 декабря 2012г. - М.: Издательский дом Панагель, 2013. -540с. ISBN978-5-903889-43-3).
Статья Евсеевой Людмилы Валентиновны «Адаптация первоклассника к условиям школы-интерната VIII вида» опубликована в издании Человек в современном мире. Материалы международного форума. Выпуск 2./ Под ред. В.С. Кукушина. - Ростов н/Дону: Гинго, 2014г. 356с.
Статья учителя математики Горюновой Т.М. «Основные направления инновационных процессов в специальной (коррекционной) школе VIII вида» опубликована в сборнике материалов научно-методического семинара. Инновационные подходы к преподаванию предметов естественно - научного цикла в специальном (коррекционном) образовании: материалы научно-методического семинара. - Ростов н/Д: ИПО ЮФУ,2013. - 112с.
Статьи учителя Васильевой Л.А. «Особенности развития обучающихся, воспитанников с ОВЗ специальных (коррекционных) школ-интернатовVIII вида», «Тестирование как эффективная форма проверки знаний обучающихся, воспитанников на уроках СБО» опубликованы на Всероссийском интернет педсовете. Методические пособия «Рабочие программы по СБО для 8-ых, 9-ых классов» опубликованы на сайте завуч.инфо. Учебно-методический материал «Портфолио» опубликован на сайте nsportal.ru.
4.3. Службы сопровождения управления.
Методическая работа в школе – это целостная система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива , школы в целом, а в конечном счете – на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитание и развитие конкретных обучающихся.
В настоящее время в школе-интернате работают 5 методических объединений:
-методическое объединение учителей начальных классов,
-методическое объединение учителей русского языка,
-методическое объединение учителей профессионально-трудового обучения,
-методическое объединение учителей естественно – математического цикла,
-методическое объединение классных руководителей.
Кроме того, для изучения той или иной проблемы, создаются временные творческие группы.
Координирует деятельность методических объединений методический совет школы-интерната.
Психолого – медико – педагогическое и социальное сопровождение – это комплексный метод, в основе которого единство четырех функций:
- Диагностика существа возникшей проблемы и путях её решения;
- Консультации на этапе принятия решения;
- Выработки плана решения проблемы;
- Первичной помощи на этапе реализации плана решения.
Деятельность школы – интерната по психолого – педагогическому и медико – социальному сопровождению осуществляется через психолого – медико – педагогический консилиум, являющийся структурным подразделением учреждения.
В состав ПМПк входят директор школы-интерната, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по воспитательной работе, педагог – психолог, учитель – логопед, социальный педагог, медицинский работник.
Цель работы школьного ПМПк – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия обучающимся, воспитанникам в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, специальными образовательными потребностями, состоянием соматического и нервно – психического здоровья.
Для реализации намеченной цели ПМПк в процессе своей деятельности решает ряд задач:
Изучить и проанализировать ситуацию развития ребенка в адаптационный период;
Выявить факторы «риска» в развитии ребёнка и особенности усвоения им учебного материала;
Выявить актуальные и резервные возможности ребенка;
Организовать психолого – медико – педагогический мониторинг по отслеживанию состояния и результативности развития личности ребенка, уровень его достижений по компонентам содержания обучения и по ступеням общего образования;
Определить пути интеграции ребенка в соответствующий класс при положительной или отрицательной динамике;
Изучить условия развития ребенка в семье;
Организовать взаимодействие между педагогическим составом школы – интерната и специалистами ПМПк, обеспечить консультативную и практическую помощь педагогам и родителям.
В работе психолого – медико-педагогического консилиума сложилась прочная, отработанная схема деятельности по осуществлению комплексного сопровождения обучающегося, воспитанника. Психолого-медико-педагогическое сопровождение заключается в поэтапной, целенаправленнй деятельности всех членов психолого-медико-педагогического консилиума
Основные направления деятельности ПМПк :
Экспертно – диагностическое.
Консультативное.
Сопроводительное.
Информационно – просветительское.
Аналитическое.
Экспертно – диагностическое направление деятельности психолого – медико – педагогического консилиума заключается в комплексной диагностике с целью определения специальных образовательных условий, необходимых ребенку в соответствии с интеллектуальными возможности.
Консультативное направление работает на оказание специалистами ПМПк консультативной помощи детям, их родителям и педагогам в вопросах обучения, воспитания и лечения. В общешкольном плане работы психолого – медико – педагогические консультации для родителей запланированы ежемесячно (в первую неделю месяца), на данный момент консультации родителей носят спонтанный характер, так как родители неохотно обращаются к специалистам за помощью. Педагоги и воспитанники консультационную помощь получают чаще, по мере возникновения межличностных конфликтов или возникающих затруднений в построении коррекционно – образовательной работы.
Сопроводительное направление является важным направлением, от которого зависит положительная динамика в развитии обучающихся. Сопроводительное направление представляет собой комплексное взаимодействие специалистов ПМПк в рекомендации и разработке индивидуальных коррекционных программ обучения детей, в проведении индивидуальных и групповых коррекционных занятий с детьми.
Информационно – просветительское направление. Учитывая, что в школе – интернате недостаточно педагогов с дефектологическим образованием, педагогический коллектив школы-интерната нуждается в помощи по вопросам психологии, обучения и воспитания умственно отсталых детей, для чего педагоги участвуют в семинарах по данной тематике, семинары практические, то есть характер они носят дискуссионный.
Проводятся и консультации педагогов по проблемам особенностей физического и личностного развития детей, повышающих риск насилия.
В рамках работы по вопросам интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья организуются семинары.
Аналитическое направление. Анализ состояния и результативности развития личности ребенка, уровень его достижений по компонентам содержания обучения и по ступеням общего образования.
Не менее важным компонентом в деятельности школьного психолого – медико – педагогического консилиума является ведение документации.
Комплект рабочей документации:
Положение о психолого – медико-педагогическом консилиуме ГКОУ РО школы-интерната VIII вида г. Новошахтинска.
Карты первичного обследования ребенка (карта медицинского обследования, логопедическое представление, представление школьного психолога, педагогическое представление, представление социального педагога).
Договор ОУ и родителей о психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении воспитанников.
Карты психолого-педагогического и медико-социального развития ребенка.
Журнал первичного обследования обучающихся, воспитанников.
Журнал постановки на контроль ПМПк.
Протоколы заседаний ПМПк.
4.4. Медико-социальные условия пребывания воспитанников.
Значительное ухудшение в последние годы социально-экономического и демографического состояния общества, а также региональной экологической среды привело к тому, что у данного контингента детей наряду с нарушениями интеллектуального развития отмечается значительное ухудшение соматического здоровья.
Ежегодно дети – сироты и дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию проходят обязательную диспансеризацию. Исходя из результатов диспансеризации следует сделать вывод, что наиболее распространенными являются заболевания нервной системы и опорно-двигательного аппарата, также уделен вес заболеваемости сердечно – сосудистой систем, ЛОР-органов и органов пищеварения. Такое положение свидетельствует о низком адаптационном потенциале детей и требует от образовательного учреждения значительных усилий по сохранению и изменению состояния здоровья детей.
В школе-интернате организовано медицинское обслуживание обучающихся воспитанников. Выделен медицинский блок. Медицинское обслуживание осуществляют:
- врач-психиатр;
- медицинская сестра (3 штатных единицы).
Одним из способов сохранения и укрепления здоровья детей является летнее оздоровление и санаторно-курортное лечение обучающихся, воспитанников школы-интерната.
В школе-интернате регулярно проводятся: вакцинация воспитанников против гриппа, калорийное питание, витаминизация блюд, соблюдение режима дня и ряд других мероприятий.
4.5. Материально-техническое обеспечение.
Материально-техническое обеспечение школы-интерната позволяет создать условия для успешной социализации, обучения и воспитания школьников. ГКОУ РО школа-интернат VIII вида г.Новошахтинска финансируется за счет средств областного бюджета.
Учебно-воспитательный процесс требует создания условий для его реализации, что возможно только при наличии современной материально-технической базы. На территории школы-интерната расположены:
- здание школы-интерната (учебный и спальный корпус);
- спортивный зал;
- спортивная площадка (футбольное поле, баскетбольное поле,);
- игровая площадка;
- котельная;
- баня;
- прачечная;
- столовая;
- служебные помещения (сарай и т.д.)
Материально-техническое обеспечение школы-интерната представляет обучающимся воспитанникам следующие пути использования: обучение и воспитание, медицинское обслуживание, питание, проживание.
В образовательном учреждении оборудованы специальные помещения и кабинеты:
- кабинет педагога-психолога и социального педагога;
- логопедический кабинет;
- компьютерный класс;
- 2 учебные мастерские (швейная, обувная);
- 2 кабинета социально-бытовой ориентировки;
- 2 кабинета младших классов;
- кабинет ИЗО и истории;
- кабинет русского языка и чтения;
- кабинет математики;
- спортивный зал;
- актовый зал;
- медицинский кабинет;
- столовая на 100 посадочных мест.
Помещение школы-интерната оснащено отоплением, водоснабжением, канализацией.
Оснащение школы-интерната современным оборудованием и ТСО является важнейшим путем дальнейшего повышения качества и эффективности обучения и воспитания обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии.
Материальное обеспечение учебно-воспитательного процесса включает в себя:
- учебное оборудование, используемое при организации учебно-воспитательного процесса. К ним относятся:
предметы и явления объективной действительности, используемые для непосредственного изучения;
материально-технические средства обеспечения профессионально-трудового обучения;
изображения и отображения объектов;
аудиовизуальные средства;
компьютеры;
письменные описания предметов и явлений мира.
- школьная мебель и приспособления;
- средства научной организации педагогического процесса и управления им.
Сохранению здоровья наших школьников способствует школьный медицинский кабинет, состоящий из кабинета врача и медсестры, процедурной, которая оборудована необходимым инвентарем (холодильник, весы, ростомер, аппарат для измерения АД, облучатели бактерицидные).
Площади, состав и назначения имеющихся помещений соответствуют санитарным правилам устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии. Несмотря на серьезные проблемы в части помещений, школа значительно расширила и укрепила свою материально-техническую базу. Произведен текущий ремонт имеющихся помещений. Осуществлен монтаж пожарной сигнализации с выводом на пункт центрального наблюдения в пожарной части, охранной сигнализации бухгалтерии, «тревожной кнопки». Приобретена новая мебель. С целью усовершенствования деятельности административной и финансовой служб обновлена оргтехника. Имеется подключение к электронной системе документооборота (СЭД), сети Internet, установлены лицензионные программы.
5. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. РЕЖИМ ОБУЧЕНИЯ
5.1. Характеристика учебного плана для обучающихся в школе-интернате.
Учебный план является механизмом реализации программы развития учреждения.
Учебный план ГКОУ РО школы-интерната VIII вида г. Новошахтинска разработан на основе примерного учебного плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида утвержденного приказом Министерства образования Ростовской области от 10. 07. 2002 г. № 1277 и приведен в соответствие с программами специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой
Структура и содержание учебного плана обеспечивают освоение:
федерального;
национально-регионального;
школьного
компонентов содержания общего среднего образования. Они позволяют реализовать преемственность содержательных линий образовательной программы:
коррекционной;
развивающей;
общеобразовательной.
Федеральный компонент учебного плана предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения ими обходимого образования и профессионально-трудовой подготовки, необходимых для их социальной адаптации и реабилитации.
В I – IV классах осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической задачей социального обучения.
В V –IX классах обучение общеобразовательным предметам имеет элементарный характер, а трудовое обучение профессиональную направленность
Обязательная недельная нагрузка обучающихся, воспитанников как младших, так и в старших классах определяется медицинскими показаниями.
Региональный компонент содержания образования реализуется посредством комплексного включения компонентов национальной культуры и культуры населения Донского края в различные образовательные области путем равномерного, в течение всего учебного года, распределения на уроках, что позволяет углубить содержание по предметам, выделяя при этом культурологический, нравственно-эстетический, историко-научный компоненты содержания образования и расширять сферу познавательных компетентностей:
Школьный компонент учебного плана предназначен для усиления адаптационных возможностей школы, используется для отражения специфики учебного заведения, коррекции образовательного процесса, социализации воспитанников, отражения особенностей спроса и предложения на местном рынке труда в подготовке обучающихся, воспитанников.
Школьный компонент реализовывается за счет вариативной части Учебного плана. Обязательные занятия по выбору учреждения, часы которого используются:
на введение дополнительных часов по предметам:
для обучающихся, воспитанников 1-9 классов в условиях школы-интерната, на введение в образовательную область «Математика» для творческого овладения математикой как учебным предметом необходима способность к формализованному восприятию математического материала, способность быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений, действий, способность мыслить свернутыми структурами, гибкость мыслительных процессов, способность к быстрой перестройке направленности мыслительного процесса, математическая память. С этой целью за счет часов по выбору вапиативной части в 5-8 введены по 1 часу в неделю , в 9 классе — 2 часа в неделю.
Для выработки у обучающихся, воспитанников 7-9 классов правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения в предметную область «Чтение и развитие речи» введен 1 час в неделю.
Усиление базового ядра по математике, русскому языку направлено на развитие содержания одного из базовых предметов, на наиболее эффективное развитие познавательных способностей учащихся, коррекцию интеллектуальной деятельности и эмоционально-волевой сферы, на социальную адаптацию обучающихся, воспитанников в плане общего развития и сформированности нравственных качеств, на привитие орфографических и вычислительных навыков, что позволит обеспечить обучающимся, воспитанникам достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
5.2 Характеристика учебного плана для обучающихся индивидуально на дому
Индивидуальное обучение на дому рекомендуется детям, для которых в образовательном учреждении не могут быть созданы соответствующие их психофизическому состоянию условия. Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому, утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Организация и содержание индивидуального обучения на дому регламентированы следующими нормативными документами:
Закон об образовании РФ.
Постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.96 г. № 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях».
Письмо Министерства просвещения СССР от 05.05.78 г. № 28-М «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому».
Письмо Министерства народного образования РСФСР от 14.11.88 г. № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому».
Положение школы-интерната об индивидуальном обучении больных детей на дому.
Цели и задачи обучения на дому.
Целью является создание условий для базового образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, для получения ими качественного образования в соответствии с особенностями и возможностями и их позитивной социализации.
Задачи образовательного учреждения:
- предоставить на время обучения бесплатно учебники, справочную, учебную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения;
- сопровождать учебно-воспитательный процесс обучающихся на дому специалистами (учителями дефектологами, логопедами, педагогами-психологами, другими специалистами), оказывать методическую и консультативную помощь;
- обеспечить промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию;
- своевременное выявление проблем в развитии детей.
Организация обучения ребенка на дому:
Образовательный процесс в форме индивидуального обучения на дому обеспечивает образование ребенка в соответствии с государственным образовательным стандартом и не лишает его естественной социальной среды.
Учебный план для каждого ребенка, обучающегося на дому, составляется из расчета:
в I – IV классах – до 8 часов в неделю,
в V – IX классах – до 10 часов в неделю,
Учебный план разработан на основании примерного учебного плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида утвержденного приказом Министерства образования Ростовской области от 10. 07. 2002 г. № 1277 и включает в себя перечень основных предметов, распределение их по годам обучения, количество часов, отводимых на изучение каждого предмета и распределении этих часов в течение учебной недели. Распределение часов по учебным дисциплинам произведено с учётом индивидуальных психофизических особенностей, интересов детей.
Особое значение при реализации образовательной программы в начальных классах уделяется развитию речи через ознакомление с окружающим миром, в старших классах - развитию коммуникативных навыков и практической реализации в социуме, полученных на занятиях знаний и умений.
Расписание занятий согласуется с родителями, законными представителями ребенка и утверждается директором ГКОУ РО школы-интерната VIII вида г. Новошахтинска.
Для обучающихся, зачисленных на индивидуальное обучение предусмотрены консультации специалистов: педагога - психолога, логопеда, врача – педиатра.
Основное содержание обучения способствует социальному и культурному развитию детей. На первый план выдвигаются задачи, связанные с формированием практических умений и навыков, обеспечивающих относительную самостоятельность детей в быту, их социальную адаптацию, а также развитие социально значимых качеств личности. Особое внимание уделяется формированию элементарных умений по самообслуживанию и культурно – гигиенических навыков, развитию предметно – практической, игровой деятельности, стимулированию навыков коммуникации и общения, коррекции и развитию устной речи.
5.3. Целевое использование часов для проведения групповых и индивидуальных занятий.
Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия, учебные часы которых используются:
на «Логопедию», организуемую с воспитанниками 1 -7 классов, обучающихся, воспитанников в условиях школы-интерната и направленную на:
- формирование звукопроизношения, уточнения артикуляции звуков;
развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений;
расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания;
формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому), составлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т.п.;
совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способности к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений;
развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и др.;
развитие тактильных ощущений.
Логопедические занятия проводятся как индивидуально, так и по группам. Группы комплектуются с учетом однородности речевых нарушений.
на Лечебную физкультуру (далее: ЛФК), проводимую с воспитанниками 1-4 классов, «Особый ребенок», обучающихся в условиях школы-интерната, где индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся в соответствии с медицинскими рекомендациями и решают коррекционно-компенсаторные и лечебно - оздоровительные задачи сохранения и укрепления физического здоровья детей. Учитывая, что интеллектуальный дефект нередко сочетается с отклонениями в здоровье, специальные методы и средства коррекции, нарушенных и компенсации, недоразвитых функций, используемые на занятиях ЛФК, позволяют своевременно предупредить появление вторичных отклонений в развитии умственно отсталых детей.
Занятия ЛФК проводят медработники, учителя физкультуры или учителя-дефектологи, как по группам, так и индивидуально, в соответствии с медицинскими рекомендациями и однородностью дефекта.
на Развитие психических и сенсорных процессов у воспитанников 1-4 классов, «Особый ребенок», занятия которых направлены на совершенствование сенсомоторных функций нервной системы и формирование положительной учебной мотивации, где особое внимание обращается на коррекцию, имеющихся у отдельных учащихся, специфических нарушений и всей личности в целом.
6. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
6.1. Сохранение и развитие МТБ
тыс.руб.
Текущий ремонт помещений | 576,7 (213,9 – ремонт спального корпуса 225/3, договор №83 от25.06.2013г. 181,8 – ремонт спального корпуса, договор №38 от 13.03.2013г. 181,0 – ремонт туалетной комнаты, коридора, договор №99 от 31.07.2013г.) |
Текущий ремонт оборудования и транспортных средств | 25,0 (3,5 – техобслуживание транспортных средств ; 15,0 – ремонт транспортных средств; 6,5 - ремонт техники.) |
Приобретение мебели | 143,8 (87,3 – банкетки, стенка, тумбочки, договор №74 от 25.05.2013г.; 56,5 - кровати, договор №96 от 18.06.2013г.) |
Приобретение бытовой техники и прочего оборудования | 112,6 (42,0 – сплитсистема договор №90 от 11.09.2013г.; 38,5 – телевизор договор №79 от 03.06.2013г.; 23,2 - электрокотел договор №89 от 19.06.2013г. 8,9 – водонагреватель 2шт. договор №85 от 18.06 2013г. |
Приобретение оборудования для учебного процесса (ОДЦП « Доступная среда») | 905,1 – общая сумма (208,07 - кабинет сельхозтруда: теплицы, мотоблок, снегоуборочная машина, косилка - договор №27 от 07.02.2013г., договор №28 от 11.02.2013г. 165,75 - кабинет швейного дела: - машинки швейные - 23,5; - гладильный пресс - 28,3; - оверлок - 19,8; - утюги - 7,7; - машинка швейная - 86,4.(договор №23 от 28.01.2013г., договор №22 от 28.01.2013г.) 331,3 - кабинет столярного дела : станок многофункциональный договор №53 от 25.03.2013г. 200,0 - спортивно-игровой комплекс: - уличные тренажеры - 90,1 договор №32 от 13.02.2013г. - спортивно-игровой комплекс - 109,8 договор №40 от 12.03.2013г.) |
Приобретение технологического оборудования | 500,0 (375,1 - овощерезательная машина, низкотемпературные холодильные шкафы(ларь) 2 шт., электромясорубка , электрическая сковорода, жарочный шкаф, низкотемпературные холодильные шкафы (холод) 2 шт. - дог. №70 от 21.05.2013г.; 28,5 - низкотемпературные холодильные шкафы (холод) - дог. №98 от 26.07.2013г.; 54,6 - мармит 1 блюд , рукосушитель дог. №97 от 24.07.2013г.; 41,8 - стеллаж для посуды, столы производственные дог. №112 от 03.09.2013г.) |
Оснащение столовой (ОДЦП «Развитие образования в Ростовской области на 2011-2015годы») | 50,0 стулья 25 шт. дог.№74 от 21.05.2013г. |
Устройство ограждения по периметру | 1178,6 устройство ограждения дог.№82 от 03.06.2013г. материалы на ограждение дог.№99 от 31.07.2013г. материалы на ограждение дог.№66 от 26.04.2013г. |
Обеспечение пожарной безопасности, меры по снижению угрозы терроризма
(сигнализация, тревожная кнопка, ограждения и т.д.)
Расходы на обслуживание противопожарной сигнализации (техническое обслуживание средств и установок сигнализации, устранение неисправности и недостатков средств сигнализации) | 70,4 - АПС договор №23 от 08.02.2013г. |
Техобслуживание ОКО | 43,4 – договор №23 от 09.01.2013г. |
Противопожарные мероприятия | 1100,0 (197,8 – обработка чердачных помещений договор №68 от 04.09.2013г., договор №52 от 27.05.2013г.; 207,7 - замена горючих материалов на негорючие договор №168 от 31.07.2013г.; 240,7 - модернизация и ремонт пожарной сигнализации договор №277 от 08.10.2013г.; 633,8 - замена электропроводки и ремонт. |
6.2.Совершенствование образовательного процесса, методического обеспечения
тыс.руб.
Приобретение учебно-наглядных пособий и пополнение библиотечного фонда | 75,6 (72,5 - рабочие тетради, видеокассеты, учебники, бумага, канцтовары общее кол-во 6500 шт. ; 3,15 - худ. лит-ра, сказки, стихи, рассказы. |
Подписка периодических изданий (для обеспечение условий реализации образовательного процесса и процесса работы административно-управленческого персонала) | 35,0 (Периодические издания (газеты, журналы) на I полугодие на сумму 19,1; периодические издания (газеты, журналы) на II полугодие на сумму 15,9). |
Предоставление услуги Интернет (оказание услуг связи по передаче данных) | договор №6026-1 от 01.01.2013г. (оказание телематических услуг связи и услуг связи по передаче данных) на сумму 35,8 |
страница 1страница 2
скачать
Другие похожие работы: