1. Первобытнообщинный строй на территории Северного Кавказа, в т ч. Кб (каменный век)
7. Этногенез Балкаро-Карачаевской народности.
Вопрос об этнической истории балкарцев и карачаевцев обсуждался в 1959 г. на специальной научной сессии в г. Нальчике. Ученые тогда пришли к выводу, что карачаевцы и балкарцы образовались в результате смешения северокавказских племен с ираноязычными и тюркоязычными племенами, из которых наиболее значительными были, видимо, "черные булгары" (иногда пишут "болгары") и в особенности одно из западно-кипчакских племен. Для разрешения проблемы данного этногенеза необходимо рассмотреть два его основных компонента: кавказский и тюркский пласты. О кавказских корнях традиционной культуры балкаро-карачаевцев, как правило, судят по так называемой кобанской археологической культуре конца II - начала I тысячелетия до н. э. На самом же деле кобанская культура не является автохтонной для Северного Кавказа. Она зародилась на южном склоне в верховьях р. Лиахви и оттуда распространялась на территорию Северной Осетии, Чечни, Ингушетии, Балкарии, Карачаево-Черкесии. На равнине Северного Кавказа - севернее Нальчика, Бермамыта, Владикавказа - она почти неизвестна и является горной культурой. Формирование балкаро-карачаевцев связано с проникнове-нием"на Северный Кавказ степных кочевнических традиций, бытовавших в евразийских степях. Это проникновение стимулировало активное развитие горско-кавказских раннетюркских взаимоотношений. Захоронения кочевников-ямников, впервые освоивших подвижный характер скотоводческого, преимущественно овецеводческого хозяйства, характеризовались курганными насыпями над могилами своих усопших. Под курганом устраивали большую прямоугольную яму, а в ней строили срубный "дом" для мертвых. Историко-культурные черты балкаро-карачаевцев неразрывно связаны с историей и культурой тюркских народов. В древности тюркские племена и народы были известны под различными названиями: скифы, сарматы, гунны, болгары (булгары), хазары, авары, уйгуры. Заметную роль на Северном Кавказе и в Европе сыграли средневековые тюрки Дунайской и Волжской Болгарии. В своем движении на юго-запад древнейшие кочевники-овцеводы, носители курганного обряда погребения, вступали в тесные связи с древними кавказскими племенами.
9. Военно-политический союз Кабарды и Русского государства, в 1557 году, его особенности и значение.
В ноябре 1552 г. в Москву прибыло первое адыгское посольство и заявило о желании политический союз установить союзнические отношения с Русским государством. Послы просили, чтобы "их государь пожаловал, вступился за них, а их с землями взял к себе в холопы, а от крымского царя оборонил". Посольство задержалось в Москве до августа 1553 г. Они ходили в поход с Иваном Грозным, а после известий о крымском набеге "на Черкасы" были отпущены на родину. С ними был послан царский посол Андрей Щепотьев, чтобы "правды их видети". Через два года в Москву вернулся А. Щепотьев и прибыло новое адыгское посольство из 150 человек. Возглавившие его князья Сибок, Ацымгук, Кудадек и Тутарык Езбозлуев просили принять их в подданство и оказать помощь в борьбе с крымским ханом и турецким султаном. Андрей Щепотьев свидетельствовал царю, что адыги "дали правду всей землею". Посольству было оказано большое внимание, и русский государь пожаловал его "великим своим жалованием". Уже в 1556 г. пятигорские черкесы, среди которых были кабардинцы, абазины и бесланеевцы, оказывают помощь России в борьбе с Крымом и захватывают города Тамань и Темрюк. В июле 1557 г. в Москву прибыло кабардинское посольство, снаряженное князьями Темрюком Идаровьгм и Тазрютом. Посольство, возглавляемое Канклычем Кануковым, просило оказать помощь в борьбе с врагами, т. е. "учинить у себя в холопстве и помочь им учинить на недругов". Переговоры в Москве завершились заключением взаимовыгодного военно-политического союза между Русским государством и Кабардой, что положило начало процессу сближения Кабарды с Россией.) Стороны обязались оказывать друг другу помощь в борьбе с общим врагом. Так, (по условиям договора Кабарда должна была ежегодно выделять для присылки в Москву 1000 породистых лошадей (аргамаков) и выставлять в военное время 20-тысячную конницу. Заключение союза не предусматривало включения территории Кабарды (как и других адыгов) во владения Русского государства.
10. Кабардино-русские отношения во 2-ой половине 16 века.
Многолетняя деятельность князя Темрюка Идарова оказала существенное влияние на всю последующую историю Кабарды. С его потомками (сыновьями и племянниками), выезжавшими на русскую службу, связано образование княжеского рода Черкасских. Ко двору Ивана Грозного выезжали кабардинские князья для несения военной службы, одни временно, другие навсегда. Русское правительство часто привлекало к участию в войнах кабардинскую конницу, которая славилась своими боевыми качествами. Обычно кабардинские отряды включались в передовые полки. В ходе Ливонской войны они особо отличались в битвах под Ригой и Аллусте, Мильтене и Дерптом. Развитие русско-кабардинских связей вызывало недовольство и агрессивные устремления турецкого султана и крымского хана в отношении Кабарды. Поэтому для защиты кабардинцев в 1567 г., по просьбе Темрюка Идарова, на берегу Сунжи, недалеко от ее впадения в Терек, русским правительством была построена крепость. Спустя некоторое время, по требованию Турции, она была срыта. В 1588 г. по просьбе кабардинского посольства, в состав которого входил Мамстрюк Темрюкович, в устье Терека построили новую крепость - Терский город, а также построенный в этих краях позже Сунженский острог. Совместные действия кабардинцев и русских гарнизонов на Тереке против турецко-крымской агрессии позволили отстоять Северный Кавказ и устье Волги с Астраханью. Благодаря этому Россия получила реальную возможность политически влиять на кавказские дела и сложившуюся здесь международную обстановку.
11. Взаимоотношение Кабарды и Балкарии с Русским государством в 17 веке.
В конце XVI—XVII в. русско-кабардинские отношения развивались в сторону углубления и расширения. Кабардинские отряды совместно с гарнизонами Астрахани и Терского города участвовали в военных действиях против дагестанского шамхала. Внутреннее положение Кабарды в начале 1600-х гг. осложнялось междоусобной борьбой князей. Так, Казый Пшеапшоков со своими сторонниками добился гибели двух сыновей Темрюка Идарова - Домануки и Мамстрюка ("зазвав к себе меду пить и держав их у себя два дня скованными и на третий день убили"). Гибель Темрюковичей побудила их двоюродных братьев Куденета Камбулатовича и Сунчалея Янглычевича спастись от "недругов". Они ушли в Терский город. С 1603 г. Сунчалей по разрешению из Москвы стал служить и остался со своими детьми в Терском городе. В дальнейшем потомки Сунчалея всегда получали царскую поддержку. Терский город в этот период был не только крепостью и центром политических связей. Благодаря своему удобному расположению он приобретал значение и как пункт транзитной торговли. В начале XVII в. здесь была учреждена таможня и имелись три гостиных двора – старый, новый и гилянский. Торговля в городе велась как привозными восточными и русскими товарами, так и продуктами, изделиями местного происхождения. Связь Кабарды с Россией не прервалась и в период “смуты” в начале XVII в. Основная масса кабардинских феодалов сохраняла дружеские отношения с Россией. В 1613 г. в Астрахани обосновался И.М. Заруцкий. Он попытался поднять казаков и горцев на борьбу с Москвой. В этот период большую поддержку терским воеводам оказал князь Сунчалей Янглычев. В 1615 г. царь Михаил Федорович выдал жалованную грамоту и назначил Сунчалея князем над всеми слободами, расположенными под Терским городом. Он получил право правления над ними, а также суда и военного предводительства. Тем самым царское правительство делало попытку создания под Терским городом особого вассального “Черкесского” княжества.
12. Территория и население Кабарды и Горских обществ в XVI первой половине 19 века.
В ХVI—XVIII вв. Кабарда занимала равнины и предгорья в бассейне рек Малки, Баксана и Терека. К XVII в. произошло разделение Кабарды на Большую и Малую. В этот период кабардинские населенные пункты имелись и направом берегу Терека, севернее рек Камбилеевки и Сунжи. В ХVI—XVII вв. район Пятигорья входил в места расселения "пятигорских черкесов". Но из-за частых нападений крымских татар и ногайцев адыго-кабардинцы постепенно уходили к востоку. В XVIII в. Кабарда занимала обширные пространства: на западе ее границы простирались до низовьев р. Большой Зеленчук (приток Кубани) и Кумы, а на востоке - до Сунжи. В первой половине XVII в. в Большой Кабарде насчитывалось свыше 112 населенных пунктов. К 1753 г. в Кабарде имелось 129 поселений (119 деревень и 10 княжеских замков) с населением около 250 тыс. человек. К концу XVIII в. Кабарда занимала обширную территорию в Центральном Предкавказье от Пятигорска до рек Камбилеевки и Сунжи. Еще в 1736 г. на земле кабардинского князя Канчокина была построена крепость Моздок. Ярко очерченной границы не существовало. Ввиду этого часто возникали ссоры с соседями. Строительство Кавказской линии продолжалось. Были построены новые крепости - Владикавказская (1784 г.), Кисловодская (1804 г.), Константиногорская (Пятигорск, 1780 г.) и др. Постепенно границы Кабарды сужались. Аулы, расположенные в районе Пятигорья, были оттеснены к р. Малке, которая была уже признана западной границей Большой Кабарды. Внутри Кабарды были построены крепости Нальчик, Каменномостская и военные укрепления на реках Лескене и Баксане (1822 г.), где содержались военные гарнизоны, служившие оплотами царизма. Как показывает карта 1842 г., кабардинские аулы располагались по рекам Малке, Баксану, Чегему, Нальчику, Урвани, Череку, Лескену, Уруху и Тереку. Территория Балкарии охватывала Черекское, Хуламское, Безенгийское, Чегемское и Баксанское ущелья. К концу XVIII в. население Кабарды составляло примерно около 200 тыс. человек. Но в результате распространившейся в конце XVIII - начале XIX в. эпидемии, а также вследствие карательных экспедиций царских генералов Глазенапа (1804 г.), Булгакова (1810 г.), Ермолова (1822 г.) и бегства многих владельцев за Кубань, население Кабарды сократилось до 40 тыс. человек. В середине XIX в. в Кабарде имелись около 120 мелких аулов, в которых проживали более 54 тыс. человек. В Балкарии насчитывалось 28 аулов с населением более 10 тыс. человек.
13. Политический строй Кабарды и Горских обществ в 16 – первой половине 19 вв.
Для Кабарды XVI—XVIII вв. характерно дальнейшее развитие феодальных отношении. В этот период здесь еще не сложились сильные централизованные государства. Кабардинское общество было расколото на два класса - феодалов и крестьян, которые, в свою очередь, делились на сословные группы. В Кабарде наверху иерархической структуры находились князья - пши. Высокое социальное положение кабардинских князей признавалось не только подвластным им населением, но и многими соседними народами. Звание князя можно было получить только по праву рождения. Известные кабардинские княжеские фамилии (Идаровы, Шогенуковы, Таусул-тановы, Атажуковы, Алегукины, Мисостовы, Казыевы и др.) связывались родственными узами с высшей феодальной знатью России, Грузии, Крыма, Ногайской орды, Дагестана и т. д. Князь являлся неограниченным хозяином своих владений. С середины: XVI в. и до начала 70-х гг. главным князем был Темрюк Идаров, после него - представитель рода Кайтукиных - Кануко. В 80-е гг. главным князем становится Камбулат Идаров, брат Темрюка. После смерти Камбулата, в 1588 г., был избран Асланбек Кайтукин, а его сменил Янсох (Жансох). Позже должность валия (уалия) получил Шолох из рода Таусултановых и т. д. В XVIII в. Верховным князем был Кургоко Атажукин, далее - его двоюродный брат Хатохшука Мисостов; в 30-40-е гг.- Арсланбек Кайтукин и Магомед Кургокин. Выборы кабардинских верховных князей часто приводили к феодальным распрям. Политический строй Кабарды в XVI—XVIII вв. можно примерно характеризовать как союз феодальных удельных княжеств с представительной организацией господствующих классов в форме "хасы". Важным политическим органом являлся третейский суд - хей, решавший все спорные вопросы. Писаных законов не было, их в основном заменяли адаты, т. е. комплекс народных обычаев. Конец XVIII - первая половина XIX в, характеризуются расширением и укреплением завоевательных позиций царизма на Северном Кавказе, в частности в Кабарде. Хотя по Кючук-Кайнарджийскому миру и Балкарии Кабарда юридически была признана составной частью России, здесь еще не была организована система административно-колониального управления.
15. Методы колониальной политики царизма на Северном Кавказе во второй половине 18 века. Кючук – Кайнаджинский мир.
Во время русско-турецкой войны 1768 — 1774 гг. наиболее знатные кабардинские князья Джанхот Татарханов, Касай Атажукин, Джан-хот Сидаков, Карамурзины и знатные дворяне Куденетовы, Тамбиевы со своими подвластными поддерживали Россию. Против другой части феодалов, уклонившихся от русского подданства, в 1769 г. была направлена военная экспедиция во главе с генералом Медемом. При всех обстоятельствах кабардинские крестьяне часто отказывались занимать протурецкую или прокрымскую ориентацию. Так, астраханский губернатор сообщал начальству, что "черный (трудовой) народ о подданстве Крыму и слышать не хочет". Кабардинцы принимают активное участие в военных действиях в Прикубанье против турецких войск. Когда летом 1774 г. турецко-крымское войско вторглось в Кабарду, оно было разбито объединенными силами русских и кабардинцев. В результате Кючук-Кайнарджийского мира (1774 г.) Турция признала Кабарду составной частью России. Указанный договор имел важное значение не только для России. Он укрепил русское влияние среди народов Северного Кавказа. Например, с укреплением русских позиций в Кабарде балкарские таубии и осетинские феодалы надеялись освободиться от политической зависимости кабардинской феодальной знати. Царское правительство поощряло эти настроения и использовало их для подрыва мощи кабардинских князей, разрешая им взимать подати только с тех соседних народов, которые не присягнули на верность России. Построенные Россией в XVI—XVII вв. крепости, имея важное стратегическое, политическое и отчасти экономическое значение, все же преследовали оборонительные цели. Положение меняется существенным образом в XVIII в. Со второй половины XVIII в. царское правительство, укрепив свои позиции в бассеине р. Терека, проводит мероприятия по колонизации северокавказского края. С этой целью начинается строительство Кавказской военной линии от Кизляра до Моздока. Под строящиеся крепости отбирались земли кабардинцев и других горских народов. Одновременно расширялась сфера военно-казачьей колонизации. Военно-административный режим, устанавливаемый царизмом в Кабарде, вызывал протест. Царские военные власти, приставы и другие чиновники не учитывали сложной обстановки в крае, подозрительно относились к местному населению, допускали грубый произвол и часто не считались с обычаями.
14. Кабарда в системе международных отношений (в первой половине). Белградская мир.
Кавказ был одним из театров войны, которая велась одновременно в Крыму и на Дунае. Сфера военных действии еще более расширилась, когда в воину против Турции вступила Австрия. В 1737 г. по предложению турецкого правительства уполномоченные воюющих держав встретились в украинском местечке Немирове для выработки приемлемых условии мирного договора. При этом русская делегация во главе с П. П. Шафировым настаивала на проведении будущей русско-турецкой границы но р. Кубани с тем, чтобы Кабарда была признана владением Русского государства. Но Немировскнй конгресс не привел к соглашению, а в дальнейшем военные поражения Австрии и заключенный ею сепаратный мир с Турцией изменили стратегическую обстановку не и пользу России. В результате па завершившей войну Белградской мирной конференции русские дипломаты вынуждены были отступить от своей первоначальной позиции в кабардинском вопросе и согласиться с принципом нейтрализации Кабарды, давно выдвигавшимся турками. Согласно статье 6 Белградского мирного трактата, подписанного в 1739 г., Кабарда провозглашалась «вольной» и должна была служить как бы барьером между владениями России и Турции. Обе империи обязывались не вмешиваться во внутренние дела кабардинцев, но получали право «по древнему обыкновению» требовать у них аманатов.
16. Национально – освободительное движение в Кабарде на первом этапе русско-кавказской войны.
С 1889-го по 1897 г. крестьяне Урусбиевского и Балкарского обществ подняли восстание против захвата таубиями Урусбиевыми и Айдеболовыми общинных лесных дач. Царская администрация вынуждена была сместить Айдеболова с должности старшины и заменить его таубием Тауканом Шахановым. В общественном развитии Кабарды и Балкарии определенное значение имела русско-турецкая воина1877-1878гг. Она велась в условиях подъема национально-освободительной борьбы балканских народов. Представители северокавказских народов участвовали почти во всех сражениях. В состав действующей армии входили конно-иррегулярные полки - Кабардино-Кумыкский (четыре сотни кабардинцев, по сотне кумыков и салатовцев), Чеченский, два Дагестанских полка. В иррегулярных частях из горского населения Северного Кавказа и Дагестана находилось около 8 тыс. человек. Среди командиров Кабардино-Кумыкского полка значились: из Кабарды - поручики Казы Ахлов, Карашай Седаков, подпоручик Герандуко Седаков, прапорщики Жантемир Куденетов, Эль-мурза Докшукин, корнеты Магомет Гукежев, Джамбот Науру-зов; из Балкарии - будущий просветитель Мисост Абаев, Таукан Шакманов и Келеметов. Больше всех всадников выставили/' селения Исламово, Астемирово, Кайсын-Анзорово.
18..19..Завершающий этап русско-кавказской войны и насильственное переселение кавказских народов как проявление политики геноцида царизма на Северном Кавказе.
Выселение горцев в Турцию является последствием Кавказской войны, социально-экономической и военной политики царского правительства. В Кабарде выселение проходило в иных условиях, чем у чеченцев и адыгов Северо-западного Кавказа. Дело в том, что здесь с 1822 г. уже было установлено царское административно-колониальное управление в лице Кабардинского временного суда. Но влияние Турции не было ликвидировано окончательно. В начале 60-х гг. XIX в. администрация приступила к проведению в Кабарде земельной и крестьянской реформ. Были созданы разные комиссии и комитеты. Это вызвало недовольство со стороны части феодалов. Развернулось движение за выселение в Турцию. Князья и дворяне даже предъявили правительству ультиматум: разрешить им переселиться в Турцию или приостановить освобождение крестьян. Царское правительство было заинтересовано, чтобы избавиться от "беспокойного населения". В 1865 г. началась новая волна выселения. В результате провокации начальника Терской области из Терской области было выселено в Турцию более 22 тыс. чеченцев, до 3 тыс. кабардинцев и около 300 осетин. 'Граф Евдокимов действовал как безжалостный колонизатор. Его целью было "очистить" от адыгов все прибрежье и заселить казачьими станицами, служившими надежной опорой царизма. Адыгскому населению было предъявлено ультимативное требование: спуститься с гор и поселиться на неудобных землях по берегу Кубани или же немедленно переселиться в Турцию. Некоторые сдались и спустились с гор. Основная масса адыгов, будучи не в состоянии продолжать борьбу против наступающих превосходящих сил царской армии, вынуждена была покинуть родину. Так царизм жестоко расправился с сотнями тысяч адыгов. Из Кубанской области в 1858 — 1864 гг. было выселено, по самым минимальным оценкам, полмиллиона адыгов, в том числе 170 тыс. шапсугов, 67 тыс. натухайцев. В Кубанской области осталось всего 80 тыс. горцев. Выселение стало трагическим событием в историческом развитии адыгских народов.
20. Хозяйственно-экономическое развитее Кабарды и Балкарии в 16 – первой половине 19 вв.
Отмена крепостного права и земельная реформа перевели Кабарду и Балкарию на путь развития капитализма и изменения структуры посевных площадей. В первое десятилетие после освобождения крестьян земледелие развивалось медленно. Лишь с 80-х гг. наблюдается подъем земледелия. Русский капитализм приспосабливал к своим интересам земледелие окраин России. Быстрыми темпами стали развиваться производство кукурузы и пшеницы как сырья для спиртзаводов. К концу XIX в. удельный вес кукурузы составил почти 28 процентов, пшеницы - 15 и ячменя - 11 процентов. Просо, которое занимало в 60-е гг. 88 процентов посевных площадей, теперь занимает 38 процентов. Проникновение капиталистических отношений приводило, таким образом, к специализации сельского хозяйства. Так, на первой сельскохозяйственной выставке в 1898 г. в г. Владикавказе была отмечена кукуруза, выращенная в селениях Аргудан и Анзорово (ныне - сел. Урух). В пореформенный период хозяйство постепенно втягивается в рынок. Интерес к деньгам значительно вырос. За деньги можно было купить промышленные товары. Крестьянам надо было уплатить налоги. Выросла заинтересованность в производстве зерновых культур для продажи. Зарождающаяся сельская рыночная прослойка постепенно увеличивала вывоз. Большое значение в развитии хозяйства народов Северного Кавказа, в частности Кабарды и Балкарии, имело строительство Владикавказско-Ростовской железной дороги в 1875 г. Вывоз хлеба вырос. В 1885 г. с Северного Кавказа через Ростов было отправлено за границу до 9 млн пудов хлеба. Влиянию рынка подвергались садоводство, огородничество и пчеловодство. К концу 1889 г. в Нальчикском округе под «городами было занято 577 десятин, в том числе в Кабарде (без Малой Кабарды) - 428, в Балкарии - 20, в русских поселках и на хуторах – 64.
21. Социально – классовая структура кабардинского и балкарского общества в XVI – в 1-ой половине 19 вв.
В первой половине XIX в. в Кабарде и Балкарии феодальные отношения стали ведущими. Господствующий класс в Кабарде состоял из князей и дворян. Последние делились на четыре степени: тлекотлеши, диженуго, беслан-уорки и уорки-шаутлу-гусы. Князья и дворяне первой степени имели, как и раньше, крупные земельные владения. Остальные уорки находились у них в зависимости. Такие княжеские фамилии, как Атажукины, Мисостовы, Кайтукины, Бекмурзины, Таусултановы, а также дворяне первой степени Тамбиевы, Куденетовы, Анзоровы и Коголкины, имели большие богатства - скот и землю. Они владели землей на вотчинном праве, как князья и дворяне в России в период феодализма. Это давало им возможность занимать в обществе высокое положение. В их подчинении находились крестьяне и другие уорки, также имевшие в своей зависимости крестьян и обладавшие земельными участками. Крестьянство в Кабарде делилось на несколько групп: уна-уты, логанапыты, оги и азаты. В Балкарии тоже существовало деление: ясакчи, чагары, караваши, казаки, каракиши. Все они, за исключением домашних рабов (унаутов в Кабарде и карава-шей в Балкарии), платили оброк и отрабатывали барщину в различных размерах. Ясакчи платили таубию от 2 до 9 мешков различных хлебов в год, а за покосную и пастбищные земли от 1 до 3 баранов. Положение чагаров было похоже на положение кабардинских логаналытов. В отличие от Кабарды, в Балкарии феодальная верхушка (таубии) не делилась на разные группы или степени. У балкарцев были известны таубии Абаевы, Айдеболовы, Жанхотовы, Балкароковы, Урусбиевы и др. Некоторые из них находились в родственных отношениях с кабардинскими князьями.
страница 1страница 2страница 3страница 4страница 5
скачать
Другие похожие работы: