NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



1. Первобытнообщинный строй на территории Северного Кавказа, в т ч. Кб (каменный век)


7. Этногенез Балкаро-Карачаевской народности.

Вопрос об этнической истории балкарцев и карачаевцев об­суждался в 1959 г. на специальной научной сессии в г. Нальчи­ке. Ученые тогда пришли к выводу, что карачаевцы и балкарцы образовались в результате смешения северокавказских племен с ираноязычными и тюркоязычными племенами, из которых наиболее значительными были, видимо, "черные булгары" (иногда пишут "болгары") и в особенности одно из западно-кипчакских племен. Для разрешения проблемы данного этногенеза необхо­димо рассмотреть два его основных компонента: кавказ­ский и тюркский пласты. О кавказских корнях традиционной куль­туры балкаро-карачаевцев, как правило, судят по так называ­емой кобанской археологической культуре конца II - начала I тысячелетия до н. э. На самом же деле кобанская культура не является автохтонной для Северного Кавказа. Она зародилась на южном склоне в верховьях р. Лиахви и оттуда распростра­нялась на территорию Северной Осетии, Чечни, Ингушетии, Балкарии, Карачаево-Черкесии. На равнине Северного Кавказа - севернее Нальчика, Бермамыта, Владикавказа - она почти неизвестна и является горной культурой. Формирование балкаро-карачаевцев связано с проникнове-нием"на Северный Кавказ степных кочевнических традиций, бытовавших в евразийских степях. Это проникновение стиму­лировало активное развитие горско-кавказских раннетюркских взаимоотношений. Захоронения кочевников-ямников, впервые освоивших подвижный характер скотоводческого, преимуще­ственно овецеводческого хозяйства, характеризовались курган­ными насыпями над могилами своих усопших. Под курганом устраивали большую прямоугольную яму, а в ней строили срубный "дом" для мертвых. Историко-культурные черты балкаро-карачаевцев нераз­рывно связаны с историей и культурой тюркских народов. В древности тюркские племена и народы были известны под различными названиями: скифы, сарматы, гунны, болгары (булгары), хазары, авары, уйгуры. Заметную роль на Северном Кавказе и в Европе сыграли средневековые тюрки Дунайской и Волжской Болгарии. В своем движении на юго-запад древнейшие кочевники-ов­цеводы, носители курганного обряда погребения, вступали в тесные связи с древними кавказскими племенами.


9. Военно-политический союз Кабарды и Русского государства, в 1557 году, его особенности и значение.

В ноябре 1552 г. в Москву прибыло первое адыгское посольство и заявило о желании политический союз установить союзнические отношения с Русским государством. Послы просили, чтобы "их государь пожаловал, вступился за них, а их с землями взял к себе в холопы, а от крымского царя оборонил". Посольство задержалось в Москве до августа 1553 г. Они ходили в поход с Иваном Грозным, а после известий о крымском набеге "на Черкасы" были отпущены на родину. С ними был послан царский посол Андрей Щепотьев, чтобы "правды их видети". Через два года в Москву вернулся А. Щепотьев и прибыло новое адыгское посольство из 150 человек. Возглавившие его князья Сибок, Ацымгук, Кудадек и Тутарык Езбозлуев просили принять их в подданство и оказать помощь в борьбе с крымским ханом и турецким султаном. Ан­дрей Щепотьев свидетельствовал царю, что адыги "дали правду всей землею". Посольству было оказано большое внимание, и русский государь пожаловал его "великим своим жалованием". Уже в 1556 г. пятигорские черкесы, среди которых были ка­бардинцы, абазины и бесланеевцы, оказывают помощь России в борьбе с Крымом и захватывают города Тамань и Темрюк. В июле 1557 г. в Москву прибыло кабардинское посольство, снаряженное князьями Темрюком Идаровьгм и Тазрютом. По­сольство, возглавляемое Канклычем Кануковым, просило ока­зать помощь в борьбе с врагами, т. е. "учинить у себя в холопстве и помочь им учинить на недругов". Переговоры в Москве за­вершились заключением взаимовыгодного военно-политиче­ского союза между Русским государством и Кабардой, что поло­жило начало процессу сближения Кабарды с Россией.) Стороны обязались оказывать друг другу помощь в борьбе с общим вра­гом. Так, (по условиям договора Кабарда должна была ежегодно выделять для присылки в Москву 1000 породистых лошадей (аргамаков) и выставлять в военное время 20-тысячную конни­цу. Заключение союза не предусматривало включения терри­тории Кабарды (как и других адыгов) во владения Русского государства.

10. Кабардино-русские отношения во 2-ой половине 16 века.

Многолетняя деятельность князя Темрюка Идарова оказала существенное влияние на всю последующую историю Кабарды. С его потомками (сыновьями и племянниками), выезжавшими на русскую службу, связано образование княжеского рода Черкасских. Ко двору Ивана Грозного выезжали кабардинские князья для несения военной службы, одни временно, другие навсегда. Русское правительство часто привлекало к участию в войнах кабардинскую конницу, которая славилась своими боевыми ка­чествами. Обычно кабардинские отряды включались в передо­вые полки. В ходе Ливонской войны они особо отличались в битвах под Ригой и Аллусте, Мильтене и Дерптом. Развитие русско-кабардинских связей вызывало недоволь­ство и агрессивные устремления турецкого султана и крымского хана в отношении Кабарды. Поэтому для защиты кабардинцев в 1567 г., по просьбе Темрюка Идарова, на берегу Сунжи, не­далеко от ее впадения в Терек, русским правительством была построена крепость. Спустя некоторое время, по требованию Турции, она была срыта. В 1588 г. по просьбе кабардинского посольства, в состав которого входил Мамстрюк Темрюкович, в устье Терека построили новую крепость - Терский город, а также построенный в этих краях позже Сунженский острог. Совместные действия кабардинцев и русских гарнизонов на Тереке против турецко-крымской агрессии позволили отстоять Северный Кавказ и устье Волги с Астраханью. Благодаря этому Россия получила реальную возможность политически влиять на кавказские дела и сложившуюся здесь международную обстановку.
11. Взаимоотношение Кабарды и Балкарии с Русским государством в 17 веке.

В конце XVI—XVII в. русско-кабардинские отношения развивались в сторону углубления и расширения. Кабардинские отряды совместно с гарнизонами Астрахани и Тер­ского города участвовали в военных дей­ствиях против дагестанского шамхала. Внутреннее положение Кабарды в начале 1600-х гг. осложнялось междоусобной борь­бой князей. Так, Казый Пшеапшоков со своими сторонниками добился гибели двух сыновей Темрюка Идарова - Домануки и Мамстрюка ("зазвав к себе меду пить и держав их у себя два дня скованными и на третий день убили"). Гибель Темрюковичей побудила их двоюродных братьев Куденета Камбулатовича и Сунчалея Янглычевича спастись от "недругов". Они ушли в Терский город. С 1603 г. Сунчалей по разрешению из Москвы стал служить и остался со своими детьми в Терском городе. В дальнейшем потомки Сунчалея всегда получали царскую под­держку. Терский город в этот период был не только крепостью и центром политических связей. Благодаря своему удобному расположению он приобретал значение и как пункт транзитной торговли. В начале XVII в. здесь была учреждена таможня и имелись три гостиных двора – старый, новый и гилянский. Торговля в городе велась как привозными восточными и русскими товарами, так и продуктами, изделиями местного происхождения. Связь Кабарды с Россией не прервалась и в период “смуты” в начале XVII в. Основная масса кабардинских феодалов сохраняла дружеские отношения с Россией. В 1613 г. в Астрахани обосновался И.М. Заруцкий. Он попытался поднять казаков и горцев на борьбу с Москвой. В этот период большую поддержку терским воеводам оказал князь Сунчалей Янглычев. В 1615 г. царь Михаил Федорович выдал жалованную грамоту и назначил Сунчалея князем над всеми слободами, расположенными под Терским городом. Он получил право правления над ними, а также суда и военного предводительства. Тем самым царское правительство делало попытку создания под Терским городом особого вассального “Черкесского” княжества.
12. Территория и население Кабарды и Горских обществ в XVI первой половине 19 века.

В ХVI—XVIII вв. Кабарда занимала равнины и предгорья в бассейне рек Малки, Баксана и Терека. К XVII в. произошло разде­ление Кабарды на Большую и Малую. В этот период кабардинские населенные пункты имелись и направом берегу Терека, севернее рек Камбилеевки и Сунжи. В ХVI—XVII вв. район Пятигорья входил в места расселения "пятигорских черкесов". Но из-за частых нападений крымских татар и ногайцев адыго-кабардинцы постепенно уходили к востоку. В XVIII в. Кабарда занимала обширные пространства: на западе ее границы простирались до низовьев р. Большой Зеленчук (приток Кубани) и Кумы, а на востоке - до Сунжи. В первой половине XVII в. в Большой Кабарде насчитывалось свыше 112 населенных пунктов. К 1753 г. в Кабарде имелось 129 поселений (119 деревень и 10 княжеских замков) с населением около 250 тыс. человек. К концу XVIII в. Кабарда занимала об­ширную территорию в Центральном Пред­кавказье от Пятигорска до рек Камбилеевки и Сунжи. Еще в 1736 г. на земле кабардинского князя Канчокина была построена крепость Моздок. Ярко очерченной гра­ницы не существовало. Ввиду этого часто возникали ссоры с соседями. Строительство Кавказской линии продолжалось. Были построены новые крепости - Владикавказская (1784 г.), Кисловодская (1804 г.), Константиногорская (Пятигорск, 1780 г.) и др. Постепенно границы Кабарды сужались. Аулы, расположенные в районе Пятигорья, были оттеснены к р. Малке, которая была уже признана западной границей Боль­шой Кабарды. Внутри Кабарды были построены крепости Наль­чик, Каменномостская и военные укрепления на реках Лескене и Баксане (1822 г.), где содержались военные гарнизоны, слу­жившие оплотами царизма. Как показывает карта 1842 г., ка­бардинские аулы располагались по рекам Малке, Баксану, Че­гему, Нальчику, Урвани, Череку, Лескену, Уруху и Тереку. Территория Балкарии охватывала Черекское, Хуламское, Безенгийское, Чегемское и Баксанское ущелья. К концу XVIII в. население Кабарды составляло примерно около 200 тыс. человек. Но в результате распространившейся в конце XVIII - начале XIX в. эпидемии, а также вследствие карательных экспедиций царских генералов Глазенапа (1804 г.), Булгакова (1810 г.), Ермолова (1822 г.) и бегства многих вла­дельцев за Кубань, население Кабарды сократилось до 40 тыс. человек. В середине XIX в. в Кабарде имелись около 120 мелких аулов, в которых проживали более 54 тыс. человек. В Балкарии насчитывалось 28 аулов с населением более 10 тыс. человек.
13. Политический строй Кабарды и Горских обществ в 16 – первой половине 19 вв.

Для Кабарды XVI—XVIII вв. характерно дальнейшее развитие феодальных отношении. В этот период здесь еще не сложились сильные централизованные государства. Кабардинское общество было расколото на два класса - феода­лов и крестьян, которые, в свою очередь, делились на сословные группы. В Кабарде наверху иерархической структуры находи­лись князья - пши. Высокое социальное положение кабардин­ских князей признавалось не только подвластным им населе­нием, но и многими соседними народами. Звание князя можно было получить только по праву рождения. Известные кабар­динские княжеские фамилии (Идаровы, Шогенуковы, Таусул-тановы, Атажуковы, Алегукины, Мисостовы, Казыевы и др.) связывались родственными узами с высшей феодальной знатью России, Грузии, Крыма, Ногайской орды, Дагестана и т. д. Князь являлся неограниченным хозяином своих владений. С середины: XVI в. и до начала 70-х гг. главным князем был Темрюк Идаров, после него - представитель рода Кайтукиных - Кануко. В 80-е гг. главным князем становится Камбулат Идаров, брат Темрюка. После смерти Камбулата, в 1588 г., был избран Асланбек Кайтукин, а его сменил Янсох (Жансох). Позже долж­ность валия (уалия) получил Шолох из рода Таусултановых и т. д. В XVIII в. Верховным князем был Кургоко Атажукин, далее - его двоюродный брат Хатохшука Мисостов; в 30-40-е гг.- Арсланбек Кайтукин и Магомед Кургокин. Выборы кабардинских верховных князей часто приводили к феодальным распрям. Политический строй Кабарды в XVI—XVIII вв. можно при­мерно характеризовать как союз феодальных удельных кня­жеств с представительной организацией господствующих клас­сов в форме "хасы". Важным политическим органом являлся третейский суд - хей, решавший все спорные вопросы. Писа­ных законов не было, их в основном заменяли адаты, т. е. ком­плекс народных обычаев. Конец XVIII - первая половина XIX в, характеризуются расширением и укреплением завоевательных позиций царизма на Северном Кавказе, в частности в Кабарде. Хотя по Кючук-Кайнарджийскому миру и Балкарии Кабарда юридически была признана со­ставной частью России, здесь еще не была организована система административно-колониального управления.
15. Методы колониальной политики царизма на Северном Кавказе во второй половине 18 века. Кючук – Кайнаджинский мир.

Во время рус­ско-турецкой войны 1768 — 1774 гг. наиболее знатные кабар­динские князья Джанхот Татарханов, Касай Атажукин, Джан-хот Сидаков, Карамурзины и знатные дворяне Куденетовы, Тамбиевы со своими подвластными поддерживали Россию. Против другой части феодалов, уклонившихся от русского под­данства, в 1769 г. была направлена военная экспедиция во главе с генералом Медемом. При всех обстоятельствах кабардинские крестьяне часто отказывались занимать протурецкую или прокрымскую ориентацию. Так, астраханский губернатор сообщал начальству, что "черный (трудовой) народ о подданстве Крыму и слышать не хочет". Кабардинцы прини­мают активное участие в военных действиях в Прикубанье против турецких войск. Когда летом 1774 г. турецко-крымское войско вторглось в Кабарду, оно было разбито объединенными силами русских и кабардинцев. В результате Кючук-Кайнарджийского мира (1774 г.) Турция признала Кабарду составной частью России. Указанный договор имел важное значение не только для России. Он укрепил русское влияние среди народов Северного Кавказа. Например, с укреплением русских позиций в Кабарде балкарские таубии и осетинские феодалы надеялись освободиться от политической зависимости кабардинской фео­дальной знати. Царское правительство поощряло эти настро­ения и использовало их для подрыва мощи кабардинских кня­зей, разрешая им взимать подати только с тех соседних народов, которые не присягнули на верность России. Построенные Россией в XVI—XVII вв. крепости, имея важное стратегическое, поли­тическое и отчасти экономическое значение, все же преследо­вали оборонительные цели. Положение меняется существен­ным образом в XVIII в. Со второй половины XVIII в. царское правительство, укрепив свои позиции в бассеине р. Терека, проводит мероприятия по колонизации северокавказского края. С этой целью начинается строительство Кавказской военной линии от Кизляра до Моздока. Под строящиеся крепости от­бирались земли кабардинцев и других горских народов. Одно­временно расширялась сфера военно-казачьей колонизации. Военно-административный режим, устанавливаемый ца­ризмом в Кабарде, вызывал протест. Царские военные власти, приставы и другие чиновники не учитывали сложной обста­новки в крае, подозрительно относились к местному населению, допускали грубый произвол и часто не считались с обычаями.
14. Кабарда в системе международных отношений (в первой половине). Белградская мир.

Кавказ был одним из театров войны, которая велась одновременно в Крыму и на Дунае. Сфера военных действии еще более расширилась, когда в воину против Турции вступила Австрия. В 1737 г. по предложению турецкого прави­тельства уполномоченные воюющих держав встретились в укра­инском местечке Немирове для выработки приемлемых условии мирного договора. При этом русская делегация во главе с П. П. Шафировым настаивала на проведении будущей русско-турецкой границы но р. Кубани с тем, чтобы Кабарда была приз­нана владением Русского государства. Но Немировскнй конгресс не привел к соглашению, а в даль­нейшем военные поражения Австрии и заключенный ею сепа­ратный мир с Турцией изменили стратегическую обстановку не и пользу России. В результате па завершившей войну Белград­ской мирной конференции русские дипломаты вынуждены были отступить от своей первоначальной позиции в кабардинском во­просе и согласиться с принципом нейтрализации Кабарды, давно выдвигавшимся турками. Согласно статье 6 Белградского мирного трактата, подписан­ного в 1739 г., Кабарда провозглашалась «вольной» и должна была служить как бы барьером между владениями России и Турции. Обе империи обязывались не вмешиваться во внутрен­ние дела кабардинцев, но получали право «по древнему обыкно­вению» требовать у них аманатов.
16. Национально – освободительное движение в Кабарде на первом этапе русско-кавказской войны.

С 1889-го по 1897 г. крестьяне Урусбиевского и Балкарского обществ подняли восстание против захвата таубиями Урусбиевыми и Айдеболовыми общинных лесных дач. Царская администрация вынуждена была сместить Айдеболова с должности старшины и заменить его таубием Тауканом Шахановым. В общественном развитии Кабарды и Балкарии определенное значение имела русско-турецкая воина1877-1878гг. Она ве­лась в условиях подъема национально-освободительной борьбы балканских народов. Представители северокавказских народов участвовали почти во всех сражени­ях. В состав действующей армии входили конно-иррегулярные полки - Кабардино-Кумыкский (четыре сотни кабардинцев, по сотне кумыков и салатовцев), Чеченский, два Дагестанских полка. В иррегулярных частях из горского населения Северного Кавказа и Дагестана находилось около 8 тыс. человек. Среди командиров Кабардино-Кумыкского полка значились: из Ка­барды - поручики Казы Ахлов, Карашай Седаков, подпоручик Герандуко Седаков, прапорщики Жантемир Куденетов, Эль-мурза Докшукин, корнеты Магомет Гукежев, Джамбот Науру-зов; из Балкарии - будущий просветитель Мисост Абаев, Таукан Шакманов и Келеметов. Больше всех всадников выставили/' селения Исламово, Астемирово, Кайсын-Анзорово.
18..19..Завершающий этап русско-кавказской войны и насильственное переселение кавказских народов как проявление политики геноцида царизма на Северном Кавказе.

Выселение горцев в Турцию является последствием Кавказской войны, социально-экономической и военной политики царского правительства. В Кабарде выселение проходило в иных условиях, чем у чеченцев и адыгов Северо-западного Кавказа. Дело в том, что здесь с 1822 г. уже было установлено царское административно-колониальное управление в лице Кабардин­ского временного суда. Но влияние Турции не было ликвидировано окончательно. В начале 60-х гг. XIX в. ад­министрация приступила к проведению в Кабарде земельной и крестьянской реформ. Были созданы разные комиссии и коми­теты. Это вызвало недовольство со стороны части феодалов. Развернулось движение за выселение в Турцию. Князья и дво­ряне даже предъявили правительству ультиматум: разрешить им переселиться в Турцию или приостановить освобождение крестьян. Царское правительство было заинтересовано, чтобы избавиться от "беспокойного населения". В 1865 г. началась новая волна выселения. В результате провокации начальника Терской области из Терской области было выселено в Турцию более 22 тыс. чеченцев, до 3 тыс. ка­бардинцев и около 300 осетин. 'Граф Евдокимов действовал как безжа­лостный колонизатор. Его целью было "очистить" от адыгов все прибрежье и заселить казачьими станицами, служившими на­дежной опорой царизма. Адыгскому населению было предъяв­лено ультимативное требование: спуститься с гор и поселиться на неудобных землях по берегу Кубани или же немедленно пе­реселиться в Турцию. Некоторые сдались и спустились с гор. Основная масса адыгов, будучи не в состоянии продолжать борьбу против наступающих превосходящих сил царской ар­мии, вынуждена была покинуть родину. Так царизм жестоко расправился с сотнями тысяч адыгов. Из Кубанской области в 1858 — 1864 гг. было выселено, по самым минимальным оценкам, полмиллиона адыгов, в том числе 170 тыс. шапсугов, 67 тыс. натухайцев. В Кубанской области осталось всего 80 тыс. горцев. Выселение стало трагическим событием в историческом развитии адыгских народов.
20. Хозяйственно-экономическое развитее Кабарды и Балкарии в 16 – первой половине 19 вв.

Отмена крепостного права и земельная реформа перевели Кабарду и Балкарию на путь развития капитализма и изменения структуры посевных площадей. В первое десятилетие после освобождения крестьян земледелие развива­лось медленно. Лишь с 80-х гг. наблюдается подъем земледелия. Русский ка­питализм приспосабливал к своим интересам земледелие окра­ин России. Быстрыми темпами стали развиваться производство кукурузы и пшеницы как сырья для спиртзаводов. К концу XIX в. удельный вес кукурузы составил почти 28 процентов, пшеницы - 15 и ячменя - 11 процентов. Просо, которое зани­мало в 60-е гг. 88 процентов посевных площадей, теперь зани­мает 38 процентов. Проникновение капиталистических отно­шений приводило, таким образом, к специализации сельского хозяйства. Так, на первой сельскохозяйственной выставке в 1898 г. в г. Владикавказе была отмечена кукуруза, выращенная в селениях Аргудан и Анзорово (ныне - сел. Урух). В пореформенный период хозяйство постепенно втягивается в рынок. Интерес к деньгам значительно вырос. За деньги можно было купить промышленные това­ры. Крестьянам надо было уплатить налоги. Выросла заинте­ресованность в производстве зерновых культур для продажи. Зарождающаяся сельская рыночная прослойка постепенно уве­личивала вывоз. Большое значение в развитии хозяйства народов Северного Кавказа, в частности Кабарды и Балкарии, имело строительство Владикавказско-Ростовской железной дороги в 1875 г. Вывоз хлеба вырос. В 1885 г. с Северного Кавказа через Ростов было отправлено за границу до 9 млн пудов хлеба. Влиянию рынка подвергались садоводство, огородничество и пчеловодство. К концу 1889 г. в Нальчикском округе под «городами было занято 577 десятин, в том числе в Кабарде (без Малой Кабарды) - 428, в Балкарии - 20, в русских поселках и на хуторах – 64.
21. Социально – классовая структура кабардинского и балкарского общества в XVI – в 1-ой половине 19 вв.

В первой половине XIX в. в Кабарде и Балкарии феодальные отношения стали ведущими. Господствующий класс в Кабар­де состоял из князей и дворян. Последние делились на четыре степени: тлекотлеши, диженуго, беслан-уорки и уорки-шаутлу-гусы. Князья и дворяне первой степени имели, как и раньше, крупные земельные владения. Остальные уорки находились у них в зависимости. Такие княжеские фамилии, как Атажукины, Мисостовы, Кайтукины, Бекмурзины, Таусултановы, а также дворяне первой степени Тамбиевы, Куденетовы, Анзоровы и Коголкины, имели большие богатства - скот и землю. Они вла­дели землей на вотчинном праве, как князья и дворяне в России в период феодализма. Это давало им возможность занимать в обществе высокое положение. В их подчинении находились крестьяне и другие уорки, также имевшие в своей зависимости крестьян и обладавшие земельными участками. Крестьянство в Кабарде делилось на несколько групп: уна-уты, логанапыты, оги и азаты. В Балкарии тоже существовало деление: ясакчи, чагары, караваши, казаки, каракиши. Все они, за исключением домашних рабов (унаутов в Кабарде и карава-шей в Балкарии), платили оброк и отрабатывали барщину в различных размерах. Ясакчи платили таубию от 2 до 9 мешков различных хлебов в год, а за покосную и пастбищные земли от 1 до 3 баранов. Положение чагаров было похоже на положение кабардинских логаналытов. В отличие от Кабарды, в Балкарии феодальная верхушка (таубии) не делилась на разные группы или степени. У балкар­цев были известны таубии Абаевы, Айдеболовы, Жанхотовы, Балкароковы, Урусбиевы и др. Некоторые из них находились в родственных отношениях с кабардинскими князьями.

страница 1страница 2страница 3страница 4страница 5


скачать

Другие похожие работы:



Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.