1. Первобытнообщинный строй на территории Северного Кавказа, в т ч. Кб (каменный век)
1. Первобытнообщинный строй на территории Северного Кавказа, в т.ч. КБ (каменный век).
Древнейшим и наиболее продолжительным историческим этапом является каменный век. По технике изготовления каменных орудий и другим признакам в развитии каменного века археологи выделяют палеолит (древнекаменный век), мезолит (среднекаменный век) и неолит (новокаменный век). Он начался 2,5 — 3 млн лет назад и закончился за 12 — 10 тыс. лет до нашей эры. В палеолите, в свою очередь, выделяются три археологические эпохи: нижний (или ранний), средний и верхний (или поздний) палеолит. Первобытно-родовая община возникает в эпоху позднего палеолита. Древнейшие люди проникли на Северный Кавказ еще в эпоху раннего палеолита. Заселение шло с юга и по времени совпало с предпоследним периодом большого межледникового потепления, которое произошло около 500 — 200 тыс. лет назад. К этому времени относятся древнейшие каменные орудия, найденные в карьере Цимбал на Тамани и в урочище Игнатенков куток близ станицы Саратовской на р. Псекупс (бассейн Кубани). Более многочисленны открытия стоянок древнего человека последующей эпохи - среднего палеолита (80 — 35 тыс. лет назад). Местонахождение их совпадает с районами размещения раннепалеолитических памятников, но известная часть захватывает и новые районы: Карачаево-Черкесию, Кабардино-Балкарию, Северную Осетию, Чечено-Ингушетию и Дагестан. Это свидетельствует о том, что в эпоху среднего палеолита, несмотря на весьма неустойчивый климат, происходит активное освоение людьми северокавказского края. Древний человек в эту эпоху достиг значительных успехов в технике обработки камня, в совершенствовании способов добывания пищи. Он уже не только мог пользоваться огнем, но и научился добывать его различными способами. Для жилищ он использовал не только пещеры, но и искусственные жилища. Произошли сдвиги в мышлении и мировоззрении человека -появились зачатки религиозных представлений и искусства. Северный Кавказ в эпоху позднего палеолита был заселен неравномерно, что было связано с различными природно-климатическими условиями. Наиболее густонаселёнными, как и прежде, оставались районы Прикубанья, где сохранялись более благоприятные климатические условия. Переходное от палеолита к неолиту время называется мезолитом, или среднекаменным веком (X—VI тысячелетия до н. э.). В мезолите на Северо-Западном Кавказе продолжала развиваться губская культура. Некоторые материалы этой эпохи обнаружены в Карачаево-Черкесии (стоянка Явора). Как показали раскопки, грот Сосруко заселялся неоднократно, начиная с конца палеолита. В мезолитических культурных слоях,вокруг кострищ найден выразительный инвентарь (но-жевидные пластинки, скребла, резцы, наконечники дротика и различные вкладыши) из обсидиана, кремня и кости. могло использоваться как жатвенный нож при сборе злаков. Сходные материалы из кремня и обсидиана обнаружены также на правом берегу р. Баксана, напротив грота Сосруко (Алебастровый навес), в гроте Кала-Тюбю на левом берегу р. Чегема, близ сел. Верхний Чегем. На этих же стоянках выявлены скопления раковин съедобных улиток. За мезолитом в большинстве областей Азии и Европы следует неолит - новокаменный век (V - первая половина IV тысячелетия до н. э.). Характерные особенности неолитического времени - это дальнейшее усовершенствование процесса изготовления орудий из камня. Однако самым значительным достижением в неолите являлся постепенный переход от хозяйства собирателей и охотников к хозяйству земледельцев и скотоводов. Не случайно переход к производящему хозяйству принято называть неолитической революцией. На Северном Кавказе известны отдельные стоянки и случайные находки поздненеолитической эпохи: Каменномостская пещера (верхний слой) в Адыгее, Овечка под Черкесском (Карачаево-Черкесия), на р. Кенже, грот Кала-Тюбю (Кабардино-Балкария). Например, раскопки в Каменномостской пещере показали, что неолит Северного Кавказа обогатился рядом новых приобретений - керамикой, двусторонней обработкой и шлифовкой каменных орудий.
2. Бронзовый век на территории Северо Западного Кавказа (Майкопская Дольменная и Северокавказская культуры ).
В VIII—VII тысячелетиях до н. э. Переход к бронзовым орудиям явился мощным двигателем технического и социального прогресса и знаменовал наступление новой эры - бронзового века.
Бронзовый век (III - начало I тысячелетия до н. э.) делится на три периода - ранний, средний и поздний. На заре бронзового века (III тысячелетие до н. э.) на Северо-Западном Кавказе сложилась яркая и оригинальная скотоводческо-земледельческая культура, называемая майкопской. Создатели майкопской культуры жили развитым патриархально-общинным строем. Постепенно выделилась родо-племенная верхушка, стремящаяся увеличить свои богатства. Погребальные памятники свидетельствуют о далеко зашедшем процессе распада родового строя и имущественного расслоения в майкопском обществе. Большая пропасть лежит между захоронениями родовых общинников и племенных вождей. Богатство последних составляли не только стада, но и предметы роскоши, как можно судить по Майкопскому кургану, Новосвободненской, Нальчикской и Кишпекской гробницам, а также Старомышастовскому кладу (2500 золотых и серебряных бусин, серебряный сосуд, фигурка быка из серебра и т. д.). Многие из них были доставлены сюда из стран Древнего Востока. В майкопском обществе уже существовало рабство в простейшей форме (так называемое патриархальное или домашнее рабство). Наиболее характерной чертой материальной культуры этого времени являются изящно выгнутые боевые и ритуальные топорики и крупные булавы, изготовленные из твердых пород камня (змеевика, диорита), бронзовые тесловидные топоры, листовидные ножи, разнообразные по формам глиняные сосуды, а также украшения - всевозможные бронзовые подвески, пронизы, бусы и булавки с разными навершиями. Все эти предметы зачастую украшались пышной орнаментацией в виде елочек, оттиска шнура, спирали, змеек и т. д. Огромную роль в хозяйстве играла добыча и обработка цветных металлов. Исключительное богатство металлических изделий свидетельствует о превращении Центрального Кавказа, включая и территорию Кабардино-Балкарии, в крупнейший очаг металлопроизводства, снабжавшего своей продукцией отдаленные области Восточной Европы. Бронзовые орудия труда, оружие и украшения отливались в двусторонних литейных формах. Дольмены – монументальные погребальные сооружения в виде каменных домиков с плоской крышей сложенных из массивных плит. Дольменная культура занимала значительную территорию – от Таманского полуострова до Абхазии. Они располагались большими группами образуя целые родовые кладбища. Дольмены возводились и верховьях р. Кубани (Карачаево-Черкессии) и в районе Железноводска. Северокавказская своими корнями восходит к Майкопской. Она охватывает обширную территорию. На западе её граница соприкасалась с зоной распространения Дольменной культуры Прикубанья, а на востоке проходила к предгорьям Дагестана. Характерной чертой материальной культурой этого времени являются добыча и обработка цветных металлов (богатство изящных металлических изделий, боевые и ритуальные топорики и булавы).
3. Раннежелезный век на Центральном и Северо – Западном Кавказе (кобанская и прикубанская культуры).
Две тысячи лет продолжалась на Северном Кавказе эпоха бронзы. В конце II – начале I тысячелетия до н. э. (XII— VII вв. до н. э.) в культурно-историческом развитии нашего края происходят важнейшие изменения. Это был переходный период от бронзового века к раннежелезному, который отмечен небывалым до тех пор взлетом мастерства в обработке цветных металлов. В это время в горной и предгорной части Центрального Кавказа, на территории от Чечено-Ингушетии до верховьев Кубани, процветала кобанская культура. Свое название она получила от сел. Кобан (Северная Осетия), где в 1869 г.был открыт первый могильник этой культуры. Возникнув в XII в. до н. э. на базе предшествующих культур местных племен, кобанская культура просуществовала в целом до IV в. до н. э., а в горных районах с различными видоизменениями даже до III в. н. э. Однако наиболее значительных успехов кобанцы достигли в металлургии и обработке металлов, о чем свидетельствуют не только тысячи бронзовых вещей, обнаруженных при раскопках кобанских могильников, но и следы древних шахт и мастерских, а также клады мастеров-литейщиков. Известны они и в Кабардино-Балкарии - в Тырныаузе, в верховьях Малки, близ селений Былым, Хабаз, Бедык, Кызбурун III и Жемтала. В конце II - начале I тысячелетия до н. э. начался новый период в истории нашего края. Овладев процессами добычи руды и ее обработки, древние кобанские мастера металлообработки начали осваивать новый металл - железо. Первоначально - из-за сложности и недостаточности технических навыков получения - железо ценилось очень дорого и применялось чаще всего лишь для орнаментации (техника инкрустации) в качестве украшения. Начало непрерывного развития железной металлургии на Северном Кавказе и на территории нашего края относится к VIII в. до н. э., когда оружие и орудия труда стали делать не только из бронзы, но и из железа. В это время железные предметы не только повторяют форму бронзовых вещей, но и нередко один и тот же предмет изготовлен из двух металлов -бронзы и железа. Процесс замены бронзовых вещей железными лучше всего прослеживается на примере оружия. В древних кобанских погребениях VIII—VII вв. до н. э. - у селений Каменномостское, Хабаз, а также в Баксанском ущелье - найдены мечи с железным клинком и бронзовой рукояткой. Наступление железного века совпало с важным событием, сыгравшим огромную роль в истории. Возникло кочевое скотоводство у пастушеских племен, обитавших в степях Евразии от Монголии на востоке и до Дуная на западе. Этот процесс, начавшись еще в эпоху бронзы, окончательно завершился лишь к VIII в. до н. э. Для кочевников степей характерно прежде всего разведение скота - основной род хозяйственной деятельности, круглогодичное содержание его на подножном корме, регулярные сезонные перекочевки, отсутствие постоянных поселений. Скот - главное богатство при кочевом хозяйстве; стремление к увеличению его поголовья вызывало потребность значительного расширения и поиска новых пастбищ. Поэтому частыми становятся столкновения племен из-за владения пастбищами, а также грабительские набеги с целью обогащения. В этих условиях существовавшее и прежде имущественное и общественное неравенство усилилось. Происходит накопление богатства в руках выделившейся родоплеменной верхушки (вождей, жрецов, родовых старейшин), для которой разбои и грабежи становятся источником не, только пополнения богатства, но и укрепления своей власти. Постоянная угроза нападения заставляла группы родственников или соседних племен объединяться в союзы. Они были уже способны не только противостоять вражеским нападениям, но и своими силами совершать набеги. Так возник особый тип политического строя - военная демократия. Военная демократия была переходной формой от родового строя к классовому обществу, к государственным клинком и бронзовой рукоятью.
8. Татаро – монгольское нашествие и его влияние на этнокультурное развитие местных народов. Походы Тимура на Северо – Западный и центральный Кавказ.
Золотоордынский хан Тохтамыш, с помощью Тимура получивший неограниченную власть и огромное государство, впоследствии очень часто стал тревожить тылы Тимура при его походах в Индию, Иран и другие области. Решив покончить с дерзостью Тохтамыша, Тимур, следуя той же дорогой, что отряды Джебе и Субудея, перешел Дербентский проход. В апреле 1395 г. Тимур дошел до богатейшей области Золотой Орды на Северном Кавказе - Джулат у современного г. Майского и Эльхотовских ворот Северной Осетии. Здесь Тимур запасся богатым провиантом для своего огромного войска, снабдил кормом свою конницу и стал дожидаться Тохтамыша перед решающей схваткой. После крупнейшего сражения на Джулате и Куре Тохтамыш потерпел поражение и отступил к золотоордынскому г. Маджары. Отсюда после повторной победы Тимура Тохтамыш направился к центру своего государства - на Волгу, где располагалась его столица,- в г. Сарай-берке. После разгрома Тохтамыша Тимур с огромным войском остановился у горы Бештау и стал готовиться к покорению русских и черкесов на Кубани, Вскоре ему это удалось сделать без особых на то усилий. В намерении покорить неверных знамя, мир завоевывающее, направилось на Бурикана и Буриберди, которые были правителями народа асов. На этом пути были густые, непроходимые леса... Вырубив деревья, войска проложили дорогу... и Тимур, оставив эмира Хаджи-Сейф-Аддина при обозу, сам взошел на Эльбурз". Разбив здешних жителей, взяв много богатств, Тимур вернулся к обозу, где ему был устроен роскошный пир. Однако вскоре пришло сообщение, что асы вновь поднялись на борьбу против захватчиков.
4. Прото адыги – Хатты (каски)
Адыги (черкесы) и абхазы являются одними из древнейших жителей Кавказа. В глубокой древности они составляли единую группу племен, имевших общее наименование и общий язык. Разделение общего их языка-основы произошло в более позднее время, и различия, имеющиеся между абхазским, убыхским и адыгским языками, сложились впоследствии - в результате их самостоятельного развития. Хатты занимали северные и северо-восточные области Малой Азии, в районе изгиба р. Галис (ныне Кызыл-Ирмак в Турции). Они издавна имели более тесные связи с древневосточными цивилизациями и в III тысячелетии до н. э. у них отмечается резкий подъем культуры. Во второй половине III тысячелетия до н. э. хатты находились на стадии формирования ранней государственности. У них уже были отдельные, хорошо укрепленные города. Важнейшим из них был Хатти, располагавшийся на труднодоступном горном плато близ современной турецкой деревни Богазкёй. Хаттские города возглавляли военные вожди, которые в ряде документов называются царями. В области длительного периода в области расселения хатов происходило активное проникновение чужеязычных племен, говоривших на индоевропейском языке. Их в настоящее время обычно называют "хеттами", но сами они себя именовали неситами. По уровню своего культурного развития пришельцы - неситы значительно уступали хаттам. От хаттов они заимствовали название страны, умение выплавки железа, многие религиозные обряды и имена хаттских богов. Хатты сыграли значительную роль в образовании во II тысячелетии до н. э. могущественного Хеттского царства, формировании его политической системы и религии, развитии культуры. Но считается, что постепенно, к середине XVII в. до н. э., хаттский язык был вытеснен и ассимилирован индоевропейским - неситским (хеттским). Ученые объясняют это тем, что здесь индоевропейский язык получил широкое распространение, тогда как хаттский же оставался в какой-то степени раздробленным и изолированным. Помимо языкового родства отмечается сходство хаттско-абхазо-адыгских древних религиозных верований (хаттский бог "Уашхо" и адыгский "Уащхъуэ") и хаттских мифов с некоторыми сюжетами героического нартского эпоса абхазо-адыгов. Ученые отмечают, что древнее имя "хатти" до сих пор сохранилось в названии одного из адыгских подразделений - хатукаевцев. С древним самоназванием хаттов, возможно, связаны и многочисленные адыгские фамилии. Ближайшими соседями хаттов на северо - востоке Малой Азии являлись многочисленные и воинственные племена каски, или кашки. Они жили вдоль южного побережья Черного моря от устья р. Галис по направлению к Западному Закавказью, включая и Колхиду. Каски играли важную роль в политической истории Малой Азии. Они совершали далекие походы, и во II тысячелетии до н. э. им удалось создать мощный союз, состоявший из 9-12 близкородственных племен. Правда, по свидетельству хеттских источников, до середины XVII в. до н. э. у них еще не было централизованной царской власти. Но уже в конце XVII в. до н. э. ранее существовавшие порядки у касков изменил вождь Пиххунияс, который "стал править по обычаю царской власти".
5. Социально – экономическая характеристика меотских племен. Синдское и Боспорское царства.
В эпоху раннего железа (I тысячелетие до н. э. - начало I тысячелетия н. э.) Северо Западный Кавказ населяли многочисленные оседлые племена. Древние античные
авторы знали их под общим собирательным именем меоты. Меоты - коренное население Северо-Западного Кавказа, и они являются древними предками современных адыгов. Впервые меоты упоминаются в письменных источниках, относящихся к VI в. до н. э. Но их культура сложилась в Закубанье еше в VIII - первой половине VII в. до н. э. на базе предшествующих культур эпохи бронзы (111—11 тысячелетия до н. э.) - майкопской и дольменной. Следовательно, меоты своим происхождением связаны с племенами майкопской культуры и строителями дольменов. Меоты населяли довольно обширную территорию. Она ограничивалась на западе и юго-западе берегами Азовского и Черного морей, на юге северными склонами Кавказского хребта. На севере - в степной части правобережья Кубани - меоты соседствовали с кочевыми ираноязычными племенами саврома-тов. Восточная граница меотов простиралась, по крайней мере, до Ставропольского плато (до ст. Прочноокопской). Синды занимали Таманский полуостров, который в то время делился на ряд островов дельтой Кубани. Территория их простиралась до современной Анапы. Далее к югу - до современного Новороссийска - жили тореты, в районе Геленджика - керкеты. Еще южнее на побережье проживали ахеи, а за ними на востоке - в глубине гор - зихи. Обладая значительными вооруженными силами, отдельные меотские племена имели возможность освободиться от притязаний Боспора. Так, в междоусобной борьбе за власть на Боспоре в 309 г.дон. э. между братьями Сатиром II и Евмелом активное участие принял царь меотского племени фатеев - Арифарн, который смог выставить отборное войско: 20 тыс. конницы и 22 тыс. пехоты. Самое большое племя меотов - синды населяли Таманский полуостров и Черноморское побережье, включая территорию современной Анапы. На востоке их территория простиралась до Семибратнего городища (в 12 км к западу от станицы Варениковской), расположенного в низовьях Кубани, на левом ее берегу. Синдика еще в VI—V вв.дон. э. не входила в состав Боспора, но греческое влияние ощущается в облике оборонительных сооружений и археологическом материале синдских поселений и городищ того времени. Из них наиболее значительным и хорошо изученным является Семибратнее городище. Оно возникло во второй половине VI в. до н. э., а в начале V в. до н. э. было обнесено мощной каменной стеной с прямоугольными башнями и пристенными лестницами. Толщина стен 2,5 м, высота достигала 6 м. Все это было сооружено в соответствии с требованиями античной фортификации. До присоединения к Боспору синды в V в. до н. э. имели свое государство, которое чеканило свою собственную монету с надписью "Синдон". Столицей Синдского царства являлся город Синдик, или Синдская гавань. В IV в. до н. э. Синдик был переименован в Горгиппию. Верхушка синдской знати была еще до присоединения Синдики к Боспору тесно связана со Спартокидами, что подготовило включение Синдики в состав Боспорского царства. Это произошло в начале IV в. до н. э. во время правления на Боспоре Левкона I. С включением Синдики в состав Боспора элементы греческой культуры стали еще более заметными в синдском обществе. Отмечается и активное проникновение синдской знати в греческие города, располагавшиеся на азиатской части Боспора. Эта племенная верхушка втягивалась в торговые операции, вступала в браки с греческой аристократией, перенимала некоторые элементы эллинской культуры. В свою очередь, сближение с ними отразилось на мировоззрении, традициях, художественном вкусе греческой знати. IV—III вв. до н. э. были временем подъема Боспорского царства и сложением экономического, политического господства и процветания греко-синдо-меото-скифской боспорской аристократии, связанной с крупным землевладением и хлебной торговлей.
6. Формирование единой адыгской народности (Зихи, Касоги)
Положение раннеадыгских племен значительно ухудшилось в конце IV или начале V в. н. э., когда из Крыма произошло вторжение готов-тетрактистов, которые захватили часть Черноморского побережья на Тамани. Жившие там синды и керке-ты были вытеснены на восток. В результате этих бурных событий со страниц сочинений древних авторов навсегда исчезает собирательное имя "меоты". К этому времени все чаще и чаще появляются сведения об одном из раннеадыгских племен - зихах. В отличие от других меотских племен, зихи, вероятно, менее всего пострадали от гуннского нашествия, поскольку их территория оказалась в стороне от волны гуннов, прорвавшихся через Таманский полуостров в Крым. Укрепление политического значения зихов среди других соседних и родственных племен началось еще в начале нашей эры. Этому в немалой степени способствовало то, что зихи, как и ряд других племен, сумели установить союзнические отношения с аланами. Как свидетельствуют письменные источники. Определенную роль в усилении влияния зихов на соседние племена сыграло и то, что во II в. н. э. их вождь Стахемфак установил связь с римлянами и признал себя подданным римского (византийского) императора. К середине I тысячелетия н. э. зихи значительно усилились и расширили свою территорию, объединяя соседние племена. Тот же Прокопий Кесарийский указывает, что "по берегу же Понта Евксинского (т. е. Черного моря) утвердились зехи (зихи)". Так, постепенно, зихский племенной союз охватил районы Нижней Кубани, поглотив многие племена, в том числе родственных им ахеев, а к VII в. включил в свой состав и другие, более мелкие адыгские племена, обитавшие на Черноморском побережье вблизи Кубанской дельты. Сознание принадлежу ности к единой адыгской общности у предков современных кабардинцев, черкесов и адыгейцев возникло в период возвышения зихов. Именно тогда они - как одно из адыгских племен - дали свое название всему адыгскому массиву. "касог" с его вариантами "касах", "касаг", "кашак". Касоги представляют по отношению к зихам северо-восточную группу адыгских родо-племенных объединений. Но в то же время это имя в ряде источников X—XI вв. обозначает собою весь адыгский массив Северо-Западного Кавказа. Имя "касог" получило распространение у разных народов в основном через алан-осетин. Осетины и по сей день называют адыгов "кесег", "кесгон", почти так же, как и сваны,- "кашаг". Впервые касоги в форме "касогдиане" упоминаются в "Хождении апостола Андрея" (VIII в.), составленном монахом Епи-фанием. Вместе с Зихией в X в. Константин Багрянородный упоминает область Касахия. По соседству с аланами, между Кабхом и Румским морем, находится племя по имени кашак; это племя благоустроенное... Что же касается их слабости по отношению к аланам, то она от того, что они не имеют общего царя. Известно, что если народы, говорящие их языком, сплотятся, то ни аланы, ни другой какой народ не будет в состоянии ничего предпринимать против них". Адыги-кашаки, по представлению Масуди, были весьма многочисленны и говорили на одном языке. Это важное свидетельство того, что к X в. адыги как крупная этническая общность с единым языком и с единым самоназванием уже сформировались. Об этом же говорят и русские летописи, которые с X в. называют их касогами. к X в. адыги уже выступают как крупный этнос, политическая сила на Северном Кавказе. В это время они занимали значительную территорию - западную часть Северного Кавказа, Прикубанье и часть Черноморского побережья. Археологические данные же свидетельствуют, что какая-то часть адыгов продолжала жить и в верховьях Кубани. Вероятно, это были потомки адыгоязычного населения западного варианта кобанской культуры.
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
скачать
Другие похожие работы: