NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



1. Первобытнообщинный строй на территории Северного Кавказа, в т ч. Кб (каменный век)


26. Александр Бекович – Черкасский – сподвижник Петра I.

В развитии русско-кабардинских отношений положительную роль сыграл Александр Бекович - Черкасскии, с юношеских лет и до самой смерти он был верным сподвижником Петра I. Детство и юность Александра Бековича-Черкасского прошли в Терском городе. По одной версии, его отцом был князь Бекмурза Джамбулатов из рода Казыя Пшеапшокова, а его имя до крещения было Девлет-Гирей. В конце 1680 - начале 1690-х гг. его вызвала в Москву жена дальнего родственника, княгиня Анна Васильевна Черкасская. Здесь юноша и принял право­ славную веру и получил имя Александр Бекович - Черкасский. Воспитывался он в доме дядьки Петра I князя Бориса Алек­сеевича Голицына. В семье Б. А. Голицына он получил хорошее домашнее образование. Вместе с другими молодыми дворянами Александр Бекович начал службу в Преображенском полку, а в 1707 г. он был отправлен на учебу за границу для изучения разных наук, особенно мореплавания. После завершения учебы Александра Бековича женили по воле царя на княжне Марии Борисовне Черкасской (Голицыной) и зачислили в армию в чине капитана гвардии Преображенского полка. После разгрома шведского короля Карла XII под Полтавой в 1709 г. и с креплением позиций России на Балтике Петр I начал уделять особое внимание, южным рубежам государства, предполагая создать флот на Черном и Каспийском морях. Для реализации своих планов русское правительство хотело зару­читься поддержкой кавказских народов. В сложившихся усло­виях первостепенное значение имела позиция Кабарды, занимавшей важное стратегическое положение в крае. На Северный Кавказ в качестве личного посланника Петра I был отправлен в 1711 г. Александр Бекович-Черкасский, ставший советником царя по восточным вопросам. Он провел успешные переговоры с кабардинскими и другими горскими правителями, которые дали обязательство выступить на стороне России в случае вой­ны с Турцией.
45. Владимир Кудашев – исторические сведенья о кабардинском народе.

Первый обобщающий труд по истории Кабарды опубликовал Владимир Николаевич (Эльбуздука Канаматович) Кудашев под названием "Исторические сведения о кабардинском народе" (Киев, 1913). В. Н. Кудашев родился в 1863 г. в сел. Докшоково (ныне Старый Черек). Окончил Нальчикскую горскую школу. В 1889 г. Кудашев сдает успешно экзамены на звание прови­зора на медицинском факультете Московского университета. Он проявлял большой интерес к истории своего народа. В "Исто­рических сведениях..." он изложил историю Кабарды с древних времен до конца XIX в., показал русско-кабардинские отноше­ния, общественный строй Кабарды, освобождение крестьян. Специальная глава посвящена сословным и земельным отно­шениям в Балкарии. Он считал, что причиной невежества, безграмотности, отсутствия необходимых культурных учрежде­ний, школ, больниц и т. п. является царизм, его постоянный военный контроль над кабардинским и балкарским народами. Кудашев добивался самоуправления, но под эгидой царского самодержавия. В. Н. Кудашев провел большую работу, собирая архивные материалы и фольклор. Он мечтал об открытии в Нальчике научного музея, где было бы сосредоточено все по истории Кабарды, был активным деятелем просветительского движения.


27. Общественная деятельность Д.С. Кодзокова.

(1818 – 1893) родился в с. Абуково (Первомайское). Его отец принадлежал к кабардинскому сословию уорков 2 степени. Желая дать своему сыну светское образование, он отдал мальчика в семью Хомяковых, принадлежащих к просвещенным слоям русского общества. Закончив пансион, Дмитрий в 1834 г. поступил Московский Университет. Учеба его совпала с периодом, когда в Россия началась острая идейная борьба между “славянофилами” и “западниками”. Общение с такими как А.В. Хомяков, Ю. Самарин и др. оказала значительное влияние на формирование его мировоззрения и содержание его общественной деятельности. Д.С. Кодзоков получил в университете блестящее образование. Он в совершенстве знал русскую и западную литературу, делал переводы на русский язык. С 1863 – 1888гг. Кодзоков был председателем сословной комиссии на Тереке и Кубани. В период подготовки и проведения земельной реформы в этом крае он в самой решительной форме протестовал против проекта правительства о наделении князей и дворян земельными участками и подвергал резкой критики местную феодальную верхушку. Он осуждал переселение части народов Северного Кавказа в Турцию. Кодзоков критиковал авторов, которые отрицали новые феодальные эксплуатации в быту. В 1866 году делает подробную характеристику категории перечисленных феодальных повинностей крестьян. В своих статьях пропагандировал прогрессивные методы ведения сельского хозяйства. Он сыграл известную роль в проведении движений 60-70-х годов 19 века. Он печатался “терских ведомостях”, “Кавказ”, “Ставропольские губернские ведомости”. Кодзоков придавал большое значение изучению русского языка. И изучению русской культуры. В 1839 году он открыл начальную школу в своем селе Абукове. В 1851 году открыл кабардинскую школу в Нальчике.


32. Общественно – политический деятель Мисоста Абаев.

Первый историк Балкарии Мисост Абаев написал и опубликовал в журнале "Мусульманин" (Париж) в 1911 г. первый обобщающий историко-этнографический труд под названием "Балкария", в котором освещаются вопросы происхождения, социально-экономического развития, взаимо­отношений балкарцев с кабардинцами, грузинами и русскими. Он считал, что Балкария присоединилась к России в 1827 г. в результате просьбы таубиев. Это мнение расходится со взглядом некоторых современных историков, которые полагают, что оно произошло во второй четверти XVIII в. Абаев указывает на развитие торгово-экономических связей Балкарии с соседними народами. Говоря о социальном строе балкарцев, М. Абаев указывает на классовое неравенство, описывает положение таубиев (феодалов) и различных категорий крестьян, находив­шихся в полукрепостнической зависимости. Вместе с тем он идеализирует взаимоотношения таубиев и крестьян, утверждая, что высшее сословие относилось к крестьянам гуманно. Он описал особенности землевладения и землепользования, рас­крыл сущность бегенды, эмчеклика и ортака, затрагивал также вопросы судоустройства, судопроизводства и административ­ного управления. В статье "Больной вопрос" ("Мусульманин". 1910. №10) Абаев отмечал, что переселение горцев в Турцию служило тор­мозом в их развитии, в улучшении экономического и культур­ного положения. М. Абаев выступал против многочисленных пережитков старины, ратовал за развитие просвещения и культуры, был членом благотворительного Общества по расп­ространению образования среди горцев, критиковал политику царизма, хотя и выполнял, как и просветители Кабарды, опре­деленные обязанности по отношению к режиму старшины села, начальника участка. В молодости Абаев был членом владикав­казского кружка революционеров-народников.
34. Общественно – политический деятель Б. Шоханов.

Отец Басията - Абай Шаулухович получил высшее медицинское образование. Он увез своего малолетнего сына в Петербург, где (1879-1919) прошло его детство. В 1896 г, Басият Шаханов закончил Александровский кадет­ский корпус, а в 1898 г. - Михайловское артиллерийское учи­лище в звании подпоручика. С 1898-го по 1904 г. он служил в 21-й артиллерийской бригаде. В 1904 г. Шаханов поступает и через три года заканчивает военно-юридическую академию в Петербурге. В 1909 г. он переходит в мусульманство с целью более тесного сближения с мусульманскими народами Северного Кавказа. После окончания академии Шаханов работал по­мощником товарища (заместителя) прокурора в Тифлисе, затем, занимается адвокатурой, был поверенным присяжных Влади­кавказского окружного суда. Хорошо образованный юрист Басият Шаханов с 1910-го по 1916 г. был юрисконсультом Кабар­ды и Балкарии, защищал интересы крестьян - участников Черекского восстания 1913 г. В 1917 — 1918 гг. Шаханов был чле­ном ЦК Союза объединенных горцев, необоснованно прозван­ного в литературе контрреволюционным. При Серебрякове назначен (2 ноября 1918 г.) председателем кассационного суда. Умер в Краснодаре в 1919 г. Басиятом Шахановым написано большое количество статей и заметок, в которых раскрываются особенности социально-экономической, политической и культурной жизни горского населения. Он публиковался на страницах газеты "Терские ве­домости", "Казбек", "Приазовский край" и др. Его статьи, на­печатанные под названием "Этюды из туземной жизни" (15 очерков), "Терские дела" (8 очерков), "Терские письма", ( характеризуют его как знатока общественно-политической и ^культурной жизни балкарцев, кабардинцев и осетин.

страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5


скачать

Другие похожие работы:



Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.