NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



22. Рыночная модель региональной политики и ее основные парадигмы. Формы, методы и средства реализации региональной политики в Западной Европе. Эволюция региональной политики стран Западной Европы во 2-й половине XX – начале XXI вв


22. Рыночная модель региональной политики и ее основные парадигмы. Формы, методы и средства реализации региональной политики в Западной Европе. Эволюция региональной политики стран Западной Европы во 2-й половине XX – начале XXI вв

1 этап: 30-е г.г. 20 века. Первые программы помощи отдельн старопромышл и слаборазвитым терр-ям, необходимость которых определялась последствиями кризиса 1929-1933 г.г. Тогда региональные мероприятия были широко развернуты только в двух государствах Великобритании и США, где спад производства затронул сферы сосредоточения традиционных отраслей и слаборазвитые аграрные районы.

2 этап: 40-50-е г.г. 20 века. В это время расширяется круг стран, практикующих региональные мероприятия. Очередной экономический кризис (послевоенный) снова привел к спаду в традиционных отраслях промышленности и обострению социально-экономических проблем в Эльзасе, Лотарингии и Северном районе Франции, Южной Бельгии, Руре и Сааре в ФРГ, Новой Англии и Средне-Атлантических штатах в США, ряде районов на севере и западе Великобритании.

3 этап: 60-е начало 70-х гг. 20 века. В этот период формируется целостная система региональной политики стран Запада. Произошло утверждение системы регионального программирования, совершенствуется инструментарий региональной политики. Наряду с исторически первым направлением региональной политики, связанным с развитием проблемных регионов, начинают проводиться мероприятия по разгрузке крупнейших городских агломераций. Увеличение ассигнований на региональные программы стало возможным благодаря устойчивым темпам экономического роста.

4 этап: середина 70-х годов 1993 г.. Для этого периода характерно действие двух разнонаправленных тенденций. С одной стороны подписание Маастрихтских соглашений давало мощный импульс для проведения принципиально новой наднациональной политики по регулированию регионального развития в рамках ЕС. С другой стороны активизируется деятельность местных органов власти, направленная на реализацию специфических целей развития местных сообществ, которая находит свое формальное отражение в принятой ЕС в 1990 г. Европейской Хартии о местном самоуправлении. Этот этап развития региональной политики проходил на фоне нового экономического кризиса, охватившего страны Запада после 1974 г. Вследствие ослабления инвестиционной деятельности несколько сузился инструментарий региональной политики, что, однако не смогло остановить развитие системы регионального программирования и в какой-то степени стимулировало выделение двух вышеназванных новых направлений. Так, интерес к наднациональной политике во многом был связан с усилием макроэкономического компонента в государственном антикризисном регулировании. Условия кризиса, в свою очередь, стимулировали увеличение разрывов в уровнях социально-экономического развития стран ЕС.

В ЕС уже был евр. Соц. Фонд. Создают: Европейский фонд сельскохозяйственного руководства и гарантий (EAGGF), Европейский фонд регионального развития (ERDF), Финансовый инструмент для управления рыболовством (FIFG) (на 5м этапе поменяли на рыбный фонд)

В ЕС цели: Цель 1 - содействие развитию и реструктуризация отстающих регионов.

Цель 2 - конверсия регионов, пограничных районов или частей регионов (в том числе зон занятости и городских общин), серьезно пострадавших от промыш-ленного спада

Цель 3 - борьба с застойной безработицей и облегчение вступления в трудо-вую жизнь молодежи и людей, вытесненных с рынка труда, обеспечение равных возможностей для занятости мужчин и женщин

Цель 4 - создание благоприятных условий для адаптации рабочих к отрасле-вым изменениям и переменам в производственных системах

Цель 5 - содействие сельскому развитию посредством:

а) ускорения реструктуризации с/х произв-ва в рамках реформы общей сельскохозяйственной политики, а также обеспечения модернизации и структурных изменений в рыбной про-мышленности

б) содействия развитию и корректировке структуры аграрных регионов

С 1989 г помощь странам-кандидатам в ЕС

5 этап: с 1993 г. по настоящее время. Подписание Маастрихтских соглашений открыло дорогу к превращению Европы национальных государств в Европу регионов. И хотя эти идеи преимущественно реализуются сообщества, в случае их успеха, они знаменуют принципиально новый рубеж в развитии региональной политики в целом.

1994-создается Фонд сплочения, комитет регионов

Добавляется Цель 6 (с 1995 г.) - развитие и перестройка структуры регионов с очень низ-кой плотностью населения (ERDF, ЕSF, секция руководства EAGGF).

(осторожно!)После 2000

-Повысить эффективность структурных инструментов, концентрируя средства на сокращенном количестве целей структурной политики и ини-циатив Сообщества, улучшая управление и четко распределяя обязанно-сти между участвующими в процессе сторонами.

-Использовать бюджет для экономического и социального сплочения.

-Направить бóльшие усилия на региональное сплочение, учитывая вступ-ление новых государств в ЕС.

1 мая 2004 г. к Европейскому союзу присоединись Кипр, Чешская Респуб-лика, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия и Словения.

1 января 2007 г. – Болгария и Румыния.

Благодаря, хорошо продуманной региональной политике с 2000 по 2006 гг. произошло увеличение ВВП на 2,8 % в Греции и на 2,0 % в Португалии.
Рыночная модель региональной политики в своем развитии прошла через 3 методологические парадигмы.


Сущность первой из них (неотложная помощь кризисным регионам, доминировавшая с конца 20-х по 40-е гг.) сводилась к попыткам центрального правительства облегчить положение отдельных регионов, оказавшихся по тем или иным причинам в глубоком экономическом и социальном кризисе.

Кейнсианская идеология, оправдывавшая прямое вмешательство государства в экономику (в первую очередь в кризисных регионах), социальные основания (смягчение последствий угрожающе высокой безработицы) и сравнительно простые, ориентированные на население методы (выплата социальных пособий, поддержка оттока населения из кризисных районов), составляли идейную основу этой достаточно революционной для своего времени парадигмы, ознаменовавшей появление рыночной модели региональной политики.

В период стабильного экономического развития 50-х — начала 70-х гг.
ей на смену пришла вторая парадигма межрегионального перераспределения экономического роста, с которой до сих пор ассоциируется золотой век региональной политики в большинстве европейских стран. Наиболее радикальная ее форма — концепция полюсов роста — прошла путь от всеобщего признания до почти полного забвения. Более мягкой концепции— концепции регионов, нуждающихся в помощи, - удалось избежать этих крайностей благодаря адаптации к новым требованиям.

С середины 70-х гг. традиционная региональная политика стала объектом критики со стороны многих ученых-регионалистов. Вступление западной экономики в период кризисного развития, принципиальные изменения в
механизмах территориальной организации хозяйства, усиление правой политической идеологии обусловили переход к третьей парадигме - реструктуризации регионов, доминировавшей на Западе на протяжении 80-х гг. Ее главными признаками стали опора на неоклассические и технологические теории, ориентация на экономические основания (например, усиление конкурентоспособности регионов в новом международном разделении труда) и максимальное использование внутреннего потенциала каждого региона, развитие «инновационной» инфраструктуры, подготовка квалифицированного персонала, поддержка малого и среднего бизнеса. С чисто внешней стороны в рамках этой парадигмы произошло сокращение традиционно понимаемой общенациональной региональной политики, однако при этом она стала значительно более сложной и разносторонней.

В начале 90-х гг. появились признаки формирования новой парадигмы рыночной модели региональной политики— регионального саморазвития, ориентированной на более полный учет интересов территориальных сообществ, возложение ответственности за развитие регионов на местные власти, использование человеческого капитала, опору преимущественно на местную инициативу, а не на спущенные сверху программы, взаимную координацию деятельности центральных и местных властей и т.д.

Формы политики

1. Прогнозирование — научное предвидение предполагаемых направлений и параметров экономического развития региона на основе анализа источников финансирования, экономической структуры, etc.

2. Региональное программирование — целенаправленное вмешательство в развитие региона, с формулированием целей и промежуточных задач социально-экономического развития региона, а также с определением конкретных сроков достижения поставленных целей и необходимых затрат ресурсов.

3. Региональное планирование — установление конкретных задач и целей на плановый период с указанием источников финансирования, конкретных исполнителей (долгосроч планы – концепции и осн направления эк и соц развития – 15 лет; среднесроч – распределение ресурсов, которыми сейчас располагает общество – 5 лет)





страница 1


скачать

Другие похожие работы:




Пояснительная записка к учебному плану

Пояснительная записка: 1 стр.