24. Эколого-экономическое районирование. Эколого-экономические проблемы Западной Европы. Территориальные формы охраны природы. Природоохранная политика ес
24. Эколого-экономическое районирование. Эколого-экономические проблемы Западной Европы. Территориальные формы охраны природы. Природоохранная политика ЕС.
Эколог ситуация в рег-не опред-ся состоян эколого-экономических систем, представл-щих собой территор комплексы различного ранга, где осущ взаимод между природ средой и хоз деят-ю нас-я. Организация этого взамод-вия в рамках устойчив развития треб-т создан соответств-й системы управ-я природопольз-ем. Оптимал управлен-е предполагает соответств разделен функций, целей и задач регулир между тер-ми различн иерархич уровня, урегулир противореч между центром и рег-ми=> эколог-экономич районир заключ в выявлен эколого-экономич систем различн иерархич уров-й, опред их простанств положен-я и функционал насыщения для тер управ-ния.
Индустр модель нацел на больш потребл рес-ов привела к полной деградац природ среды в европ странах. Изнач-но ЕС не имел полномоч в сфере охран окруж среды=>70-е ухудш экологич ситуации=> необ-ть мер на уровне ЕС=> декларация 1972=>основа общеевроп пол-ки (создана един правовая база по координат эколог деят-ти госуд-членов; разработ и внедр новые подходы в защите). В наст время ЕС одни из лид-ов в сфере междунар природоохран сотруд-ва.В 90-м был создан спец институт – Европ аген-во по охран окруж среды.
Эколого-экономич проблемы СЕ– 1) Северное море-высокая антропогенная нагрузка (важная транспортная артерия, добыча нефти и газа с 50-х гг; сброс сточных вод; попадание удобрений; Балтиск море- захоронен хим оружия+тяжел мет-лы со свалок и сточных вод попад в пищ цепочку организ-ов и там накопл, Баренцево море –захоронение ядерн реакторов (российск часть), перевозки нефти из российской части (Ненецкий авто окр). 2) кислотные дожди => трангран чн перенос из Великобр и Западн Европы (выпадают в средн Швеции и на Севере Норв=> скапливаются и попад в море снижая нерест рыб).
ООПТ – предназнач для сохран типичн и уникал природ ландшафтов, разнообраз жив-го и раст мира, охраны природ и культур наследия. Пол-тью или частично изъяты из хоз-го исполь-я, они имеют реж-м особой охраны. Долгое время было мало угроз для экосистем Сев Е., но начи-я с 50-х когда усил хоз освоение зак-во ужесточилось. В целях ограничен строит загородн домов, дорог и др видов чел дея-ти начали создавать ООПТ. Нац парки открыты для пешего туризма, кемпинга и горнолыж трасс.
Финляндия -36 нац парков (2,7 % от всей площади страны – располож во всех частях финн; посещ-ют около 1.7 млн.ч; Норвегия -34 нац парков и 7 на Шпиц-гене – 12.1 % от материк части Норв). Так же имеется и много заповедников, кот так же стали активно созд-ся, начиная с 50-60 гг.
27. Коммуникационное обеспечение производства и населения. Основные принципы, факторы и закономерности формирования транспортных сетей. Интермодальные перевозки. Мультимодальные коридоры. Транспортно-логистические системы.
Транспортные сети (и их конфигурация) оказывают влияние на пространственную организацию хоз-ва и расе-я. ТС является ключевым, связующим звеном между рассел-м и хоз-ом. ТС явл-ся основой многих сложных территор процессов. ТС опред особ-ти большинства объектов изуч-х соц-экономич географ-ей.
Главными функциями транспортной сети явл-я коммуникационное обслуживание территории и осущ-е взаимодействия между эл-ми тер-ной структуры (узлами, центрами, рай-ми, регионами), она служит конфигуратором терр-ых систем хоз-ва и населения. Конфигурация ТС в значит-й мере влияет на «рисунок» хозяйственной «ткани» территории и расселения. Особ-ти конфигурации транс-й сети могут приводить к концентрации основных транспортных потоков на ряде определенных направлений; от них зависят пространственная связность территории, пространственный характер взаимодействия с соседними районами, взаиморасп-е отдел элементов самой тер-ной структуры, экономическая емкость территории.
Эволюция транспортной сети есть одно из проявлений универсального процесса транспортного освоения и переосвоения территории, ее уплотнения и насыщения
Для кот характер 4 этапа – очаговое освоение-автономные деревья (дерево-транспортная сеть) с простой структурой;->фрагментарное освоен-е (сильно развлетвлен дерево/множест изолир сетей деревье)=> линейное-появл связи между деревьями=>споршное (все покрыто густой сеткой). Пределом роста явл предельное уплотнение.
Тран-ая сеть (ТС) - общая сеть путей сообщения. ТС хар-ся длиной, густотой, составом, пропускной способ-ю, мощностью грузоп-в, пассажир-ов и другими пок-ми
Густота ТС – хар-ка транс-й сети некоторой тер; отно-е общей длины транспортной сети к площади этой территории. Густота ТС измеряется в км/кв.км или км/100 кв.км.
Транспортные магистрали - основные транспор пути в составе транспортной сети какой-либо территории. Характер-ся: 1)повыш технич оснащ-тью; 2) мощными потоками грузов и пассажиров; 3) имеют наибольш значен в системе производств-терр связей. Подраздел на- междунар магистрали;-общегосуд магистрали; -межрайон магистрали.
Интермодал перевозки - перевозку партии груза в одной транспортной единице с применением различных видов транспорта – ж-д, морского, авто.
Расширен ЕС значит вл-ет на мобил-ть нас-я и треб измен-ния соотнош-я между видами транспорта->в послед 10 лет главн образом раз-ся автотранспорт.
Транспортно-логистич системы (ТЛС) – при организац тлс все субъекты региона дел-ся в завис от отводимых им тлс функциям на след группы: 1) законодат и исполнит органы власти (транспорт инспекция, тамож комитет, транспорт милиц-я – их функция – контроль за исполн зак-ов; 2) орган-ции политич и соц инфр-ры (дополн первую группу); 3) финансов институты->дают деньги->влияют на развит трансп системы; 4) предприятия –субъекты перевозок (производят продукцию); 5) транспорт предприятия (осущ перев-ки); 6) логист центр региона (мозг, кот выявл стратег линии функционир и развития логист системы рег-на+координац-я всех перевозок+мониторинг превозок).
Крупн транспорт узел – Роттердам в длину (железн и шоссейные дороги); морской (на Северном море); речной (река Маас). Гамбург – 3-й по разм европ порт
страница 1
скачать
Другие похожие работы: