Эколого-экономические проблемы Западной Европы. Территориальные формы охраны природы. Природоохранная политика ес. Коротко!
24. Эколого-экономическое районирование. Эколого-экономические проблемы Западной Европы. Территориальные формы охраны природы. Природоохранная политика ЕС.
Коротко!
Эколого-экономическое районирование. Цель - решить конкретную экологическую проблему таким образом, чтобы это не препятствовало экономическому развитию. Административный подход: в основе районирования должна лежать административная дифференциация территории; НО: административные границы не могут быть препятствием для природы. Функции районирования: решение экологической и экономической проблем, т.е. развитие производства (экономики) в экологически благоприятной / приемлемой обстановке.
Принципы выделения эколого-экономических районов:
- Глобальные
- Региональные: макро-, мезо- и микро-.
- Локальные
Решаемые проблемы на макроуровне: сохранение потенциала внутренних морей – рыболоведческий потенциал Азовского моря, загрязненное Балтийское море. Проблемы необходимо решать, прежде всего, экономическими методами, а также методами организационного хар-ра.
Правовые (нормативные) методы – установление законов, экологическое законодательство, установление различных нормативов. Т.е. это институциональный метод.
Организационные методы – создание различных институтов (Росгидромет).
Экономические методы
Технические методы
Эколого-экономические проблемы Северной Европы.
На примере Балтийского моря.
Балтийское море имеет отличительные особенности: замкнутость, связь с Северным морем через узкие и мелкие проливы. В результате этого, водообмен с Сев. морем ограничен, и все загрязняющие вещества, попавшие в акваторию, сохраняются там на длительное время.
В настоящее время Балтийское море является одним из самых загрязненных. Главными проблемами представляется эвтрофикация, загрязнение опасными химическими веществами, сокращение биоразнообразия и тд.
Согласно конвенции ООН по морскому праву, прибрежные гос-ва должны осущ. сотрудничество для охраны морской экосистемы. Сотрудничество осущ. в рамках организации Хелком. Но решения Хелком не носят обязательного характера. Принята стратегия ЕС по Балтийскому морю.
Недостаточно ООПТ. Необходимы новые очистные сооружения. Необходимо более тесное международное сотрудничество по охране рыбных ресурсов.
Территориальные формы охраны природы
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) предназначены для сохранения типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира, охраны объектов природного и культурного наследия. Полностью или частично изъятые из хозяйственного использования, они имеют режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Основные категории ООПТ:
1. Государственные природные заповедники, в том числе биосферные.
Природные комплексы и объекты полностью изымаются из хозяйственного использования. Имеют природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды. Цель – изучение естественного хода природных процессов и явлений.
2. Национальные парки.
Являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
НП относятся исключительно к объектам федеральной собственности.
Не территории Финляндии расположены 35 национальных парков общей площадью более 8000 км². Наиболее крупные: Лемменйоки, Прибрежные острова, Урхо Кекконена
Национальные парки Швеции: 28 штук. Абиску наиболее известный и крупный. Находится в Шведской Лаппландии, площадь 77 км2.
3. Природные парки.
Находятся в ведении субъектов Федерации.
Включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.
На территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков. Могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.
4. Государственные природные заказники.
Территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Могут иметь различный профиль: комплексный, биологический, палеонтологическими, гидрологическими, геологическими.
5. Памятники природы.
Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты, в том числе.
Контроль за соблюдением режима охраны и использования должны выполнять государственные органы охраны природы.
6. Дендрологические парки и ботанические сады.
Являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.
7. Лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи и другие природные условия). Выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств.
Природоохранная политика ЕС
Для XX века была характерна централизованная и структурированная экологическая политика (индустриальная модель при потреблении ресурсов). Это привело к небывалой деградации природной среды во всех европейских странах. Изначально Римский учредительный договор 1957 года не предоставлял ЕС полномочий в области охраны окружающей среды. Однако к началу 1970-х годов ХХ века, в связи с обострением экологического кризиса в Европе, возникла необходимость осуществления экологических мер на уровне ЕС.
1972 год, Парижское совещание глав государств Европейского экономического сообщества - принята декларация, ставшая концептуальным обоснованием общей европейской экологической политики.
Европейский Союз в последние 50 лет осуществлял собственную политику в области охраны окружающей среды. Была создана правовая база для регулирования и координации экологической деятельности государств-членов, разработаны и внедрены новые подходы к защите и улучшению качества окружающей среды.
ЕС в настоящее время является одним из мировых лидеров в сфере международного природоохранного сотрудничества. При этом экологическая политика и деятельность ЕС в целом неразрывно связаны с глобальными мероприятиями в сфере защиты окружающей среды, в том числе проводимыми под эгидой ООН.
Вопросами охраны окружающей среды на уровне ЕС занимаются: Европейская комиссия, Европейский парламент, Европейский совет и Европейское агентство по окружающей среде (ЕАПОС), которое было организовано в 1990 году.
Таким образом, единая экологическая политика ЕС может служить примером институционально зрелой региональной политики.
Ясно! (по-подробнее)
Эколого-экономическое районирование - наиболее перспективное направление дифференциации экономического пространства. Цель - решить конкретную экологическую проблему таким образом, чтобы это не препятствовало экономическому развитию. О необходимости наличия этого вида районирования говорил еще Колоссовский. Эколого-экономическое районирование – система управления взаимодействия хозяйства и природы в пределах одного района. Управление природой проходит через социогенную составляющую. Административный подход: в основе районирования должна лежать административная дифференциация территории; НО: административные границы не могут быть препятствием для природы.
Функции районирования: решение экологической и экономической проблем, т.е. развитие производства (экономики) в экологически благоприятной / приемлемой обстановке. (монография «Эколого-экономическое районирование» Разумовский 1989 г.!!).
Принципы выделения эколого-экономических районов:
- Глобальные
- Региональные: макро-, мезо- и микро-.
- Локальные
Решаемые проблемы на макроуровне: сохранение потенциала внутренних морей – рыболоведческий потенциал Азовского моря, загрязненное Балтийское море. Проблемы необходимо решать, прежде всего, экономическими методами, а также методами организационного хар-ра.
Правовые (нормативные) методы – установление законов, экологическое законодательство, установление различных нормативов. Т.е. это институциональный метод.
Организационные методы – создание различных институтов (Росгидромет).
Экономические методы
Технические методы
Эколого-экономические проблемы Северной Европы.
На примере Балтийского моря.
Балтийское море имеет отличительные особенности: замкнутость, связь с Северным морем через узкие и мелкие проливы. В результате этого, водообмен с Сев. морем ограничен, и все загрязняющие вещества, попавшие в акваторию, сохраняются там на длительное время.
В настоящее время Балтийское море является одним из самых загрязненных. Главными проблемами представляется эвтрофикация (которая возникает в рез-те попадания в акваторию биогенов с с/х объектов, из коммунально-бытовых стоков городов, с целл.-бум.предприятий), загрязнение опасными химическими веществами (тяж. металлами, диоксином и т.д., поступающими с предприятий различных отраслей), сокращение биоразнообразия
Поскольку Балт. море относится к категории замкнутых и полузамкнутых морей, то согласно конвенции ООН по морскому праву, прибрежные гос-ва должны осущ. Сотрудничество для охраны морской экосистемы. Сотрудничество осущ. В рамках организации Хелком
В балтийском море формируются сети ООПТ
Но решения Хелком не носят обязательного характера. Принята стратегия ЕС по Балтийскому морю.
Недостаточно ООПТ. Необходимы новые очистные сооружения (в СПб введены в эксплуатацию, еще с поддержкой финнов строится центральный коллектор). Необходимо более тесное международное сотрудничество по охране рыбных ресурсов. Нужны трансграничные районы для улучшения экол. состояния рек, впадающих в Балт. море.
Территориальные формы охраны природы.
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) предназначены для сохранения типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира, охраны объектов природного и культурного наследия. Полностью или частично изъятые из хозяйственного использования, они имеют режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Основные категории ООПТ:
1. Государственные природные заповедники, в том числе биосферные.
Природные комплексы и объекты полностью изымаются из хозяйственного использования. Имеют природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Цель – изучение естественного хода природных процессов и явлений. Пребывание на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников.
2. Национальные парки.
Являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
НП относятся исключительно к объектам федеральной собственности.
На территориях НП могут быть выделены различные функциональные зоны:
а) заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;
б) особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение;
в) познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка;
г) рекреационная, в том числе предназначенная для отдыха, развития физической культуры и спорта;
д) охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;
е) обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;
ж) хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.
Не территории Финляндии расположены 35 национальных парков общей площадью более 8000 км². Наиболее крупные: Лемменйоки, Прибрежные острова, Урхо Кекконена
Национальные парки Швеции: 28 штук. Абиску наиболее известный и крупный. Находится в Шведской Лаппландии, площадь 77 км2.
3. Природные парки.
Находятся в ведении субъектов Федерации.
Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.
На территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков. Исходя из этого на территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.
4. Государственные природные заказники.
Территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Могут иметь различный профиль:
а) комплексный (ландшафтный), предназначены для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);
б) биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;
в) палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;
г) гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;
д) геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.
5. Памятники природы.
Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты, в том числе:
- участки живописных местностей;
- эталонные участки нетронутой природы;
- участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи и т.п.);
- места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе на границах их ареалов;
- лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим характеристикам (породный состав, продуктивность, генетические качества, строение насаждений и т.п.), а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики;
- небольшие дендрологические парки;
- природные объекты, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима;
- уникальные формы рельефа и связанные с ними ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, ледниковые цирки и троговые долины, моренно - валунные гряды, дюны, барханы, карровые поля, группы пещер, гигантские наледи, гидролакколиты и т.п.);
- геологические обнажения, имеющие научную ценность (опорные разрезы, стратотипы, выходы редких минералов, горных пород и полезных ископаемых, известные в крайне ограниченном числе);
- геолого - географические полигоны, в том числе классические участки с особенно выразительными следами сейсмических явлений, а также обнаружения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород;
- местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов;
- участки рек, озер, водно - болотных комплексов, водохранилищ, морских акваторий, небольшие реки с поймами, озера, водохранилища и пруды;
- природные гидроминеральные комплексы;
- термальные источники, месторождения лечебных грязей;
- береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, бухты, лагуны и т.п.);
- отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья - долгожители и имеющие историко - мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и реликтов, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, воклюзы, скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты и т.п.).
Контроль за соблюдением режима охраны и использования должны выполнять государственные органы охраны природы.
6. Дендрологические парки и ботанические сады.
Являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.
Земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады.
7. Лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия). Выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств.
Природоохранная политика ЕС
Для XX века была характерна централизованная и структурированная экологическая политика (индустриальная модель при потреблении ресурсов). Это привело к небывалой деградации природной среды во всех европейских странах. Изначально Римский учредительный договор 1957 года не предоставлял ЕС полномочий в области охраны окружающей среды. Однако к началу 1970-х годов ХХ века, в связи с обострением экологического кризиса в Европе, возникла необходимость осуществления экологических мер на уровне ЕС.
1972 год, Парижское совещание глав государств Европейского экономического сообщества - принята декларация, ставшая концептуальным обоснованием общей европейской экологической политики.
Европейский Союз в последние 50 лет осуществлял собственную политику в области охраны окружающей среды. Была создана правовая база для регулирования и координации экологической деятельности государств-членов, разработаны и внедрены новые подходы к защите и улучшению качества окружающей среды.
ЕС в настоящее время является одним из мировых лидеров в сфере международного природоохранного сотрудничества. При этом экологическая политика и деятельность ЕС в целом неразрывно связаны с глобальными мероприятиями в сфере защиты окружающей среды, в том числе проводимыми под эгидой ООН.
Цели и задачи политики ЕС в отношении окружающей среды:
- сохранение, защита и улучшение состояния окружающей среды;
- забота о защите здоровья людей; достижение рационального использования природных ресурсов;
- содействие на международном уровне мерам, направленным на решение региональных и глобальных проблем охраны окружающей среды.
Особенности деятельности ЕС в области охраны окружающей:
- экологическая компетенция ЕС является совместной с государствами-членами;
- экологическая деятельность ЕС неразрывно связана с другими направлениями европейской интеграции.
Экологическая деятельность ЕС осуществляется на основе экологической компетенции, предусмотренной статьями Договора о ЕС. Функционирование каждого из институтов ЕС затрагивает экологическую проблематику. Вопросами охраны окружающей среды на уровне ЕС занимаются: Европейская комиссия, Европейский парламент, Европейский совет и Европейское агентство по окружающей среде (ЕАПОС), которое было организовано в 1990 году.
Таким образом, единая экологическая политика ЕС может служить примером институционально зрелой региональной политики.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: