72. Дипломатия как наука и искусство, принципы дипломатических сношений субъектов международного права. Организация дипломатической службы
72.
Дипломатия как наука и искусство, принципы дипломатических сношений субъектов международного права. Организация дипломатической службы
Дипломатия-служба,наука ,искусство.
Дипломатия- 1)инструмент реализации внешнеполитического курса государства, совокупность средств, приемов и методов достижения внешнеполитических целей гос-ва; 2)система взаимоотношений м/у суверенными гос-вами, основанная на взаимном обмене дипломатическими представителями, воплощающими суверенитет своего государства.
Дип.служба- это особая сфера гос. управления в области обеспечения суверенитета и м/н безопасности страны, защиты интересов,прав и свобод граждан и юрид.лиц РФ за рубежом.
Дипломатия как особый вид государственной деятельности вошла в обиход на рубеже 16-17вв, когда при дворах монархов появились постоянные дипломатические представители, а в системе государственных органов- специальные ведомства.
Характер и формы дип.деятельности государств в тот период позволили определить дипломатию, как «применение ума и такта к ведению официальных сношений м/у правительствами независимых гос-в»
Дипломатия-это служба, которая входит в систему государственного службы и деятельности и обеспечивает интересы государства. Дипломатия требует большого объема знаний и в какой-то степени представляет собой учение. Это искусство, т.к. предполагает наличие определенных талантов (например, искусство ведения переговоров)
Дип.служба исполняет функции и задачи МИДа в области отношений РФ с иностр.гос-вами и м/н орг-циями; координация деятельности в этой области др. органов гос.власти; защита рос.интересов, благоприятной внешней среды,гарантируещей безопасность страны.
Дип.служба осуществляется исключительно на федеральном уровне и только в рамках полномочий специального органа государственной власти- МИД России. Это деятельность, в функции которой входит решение политических задач, множества задач по обеспечению функций внешнеполитич.ведомства .
В широком смысле слова дипломатия-это наука внешних сношений и м/н отношений государств,в более узком-это искусство переговоров.
Основой современного дипломатического права является Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года. Она определяет функции дипломатического представительства, порядок назначения и отзыва его главы, устанавливает классы глав представительств, их старшинство, привилегии и иммунитеты дипломатов.
Подписана в Вене 18 апреля 1961 года. Конвенция вступила в силу в апреле 1964. В ней участвуют 175 государств. Состоит из 53 статей и двух факультативных договоров. Факультативные протоколы о приобретении гражданства (48 государств участвуют, состоит из 8 статей) и об обязательном разрешении споров (61 государство участвует, 10 статей) вступили в силу также в апреле1964 года. Россия не участвует.
По конвенции:
Функции дип. представительства:
1) выступления от имени аккредитующего государства;
2) защита интересов аккредитующего государства и его граждан;
3) ведение переговоров с правительством государства пребывания;
4) получение всеми законными средствами информации о государстве пребывания;
5) поощрение дружеских отношений между странами в политической, экономической и культурной сферах.
Установление дипломатических отношений производится путем соглашения между государствами. В соглашении определяются уровень представительства и место нахождения представительства.
Венская конвенция 1961 г. закрепила практику деления глав дипломатических представительств на три класса: послы и папские нунции; посланники и папские интернунции; поверенные в делах. Согласно Конвенции 1961 г., между дипломатическими представителями разных классов не должно проводиться никакого различия, кроме различия в отношении старшинства и этикета. По старшинству в дипломатическом корпусе послы стоят на первом месте.
В настоящее время поверенные в делах и посланники назначаются весьма редко. Обычно государства обмениваются послами, что соответствует принципу суверенного равенства государств. Следует отличать постоянного поверенного в делах, который возглавляет подведомственное ему дипломатическое представительство в качестве постоянного руководителя, от временного поверенного в делах, который исполняет обязанности главы представительства при отсутствии постоянного дипломатического представителя (например, на период болезни, отпуска).
Послы и нунции, а также посланники и интернунции аккредитуются при главах государств, а постоянные поверенные в делах - при министре иностранных дел страны пребывания.
Организация дипломатической службы
Дипломатия (Д) — совокупность средств, приемов и методов достижения внешнеполитических целей гос-ва; система взаимоотношений м/у суверенными гос-вами, основанная на взаимном обмене постоянными дип.представителями, воплощающими суверенитет своего правителя.
Дипломатическая служба (ДС) — профессиональная деят-сть в государственных органах, осуществляющих внешнеполит деят-сть в соответствии с Конституцией, законодательством и м/н договорами, венскими конвенциями о дип и конс сношениях.
Д и ДС применяются во внеш пол-ке и др деят-сти гос-ва. Но они отлич по предмету, методам и формам. Н. пр. для Д главное – поддержка дип сношений с др гос-вами, м/н орг-циями и др., а д/ ДС также важны:
Информационно-аналитическая функция,
Экономическая дипломатия,
Дипломатия культурного сотрудничества,
Протокольная служба,
Работа со СМИ,
Дипломатия и работа спецслужб
Дипломатическая служба - это профессиональная деятельность,направленная на практическую реализацию внешней политики страны,защиту национальных интересов гос-ва в сфере международных отношений, а также прав и интересов граждан и юридических лиц за границей;
Основными принципами дипломатической службы являются:
отстаивание национальных интересов гос-ва;
приоритет прав и свобод человека и гражданина;
демократизм и законность;
гуманизм и социальная справедливость;
профессионализм, компетентность, инициативность,
объективность, честность, преданность делу;
персональная ответственность за исполнение служебных
обязанностей и соблюдение дисциплины.
Основными задачами дипломатической службы являются:
обеспечение национальных интересов и безопасности гос-ва путем поддержания мирного и взаимовыгодного сотрудничества с членами международного сообщества по общепризнанным принципам и нормам международного права;
проведение внешнеполитического курса, направленного на развитие политических, экономических, гуманитарных, научных, иных связей с другими государствами, международными организациями;
защита прав и интересов граждан и юридических лиц за границей;
содействие обеспечению стабильности международного положения гос-ва, подъему его международного авторитета, распространению в мире образа гос-ва как надежного и предсказуемого партнера;
обеспечение дипломатическими средствами и методами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности и нерушимости границ гос-ва, его политических, торгово-экономических
и других интересов;
координация деятельности других органов исполнительной власти по обеспечению проведения единого внешнеполитического курса страны;
изучение политического и экономического положения в мире, внешней и внутренней политики иностранных государств, деятельности международных организаций;
осуществление других задач в соответствии с законодательством страны.
Основными функциями дипломатической службы являются:
обеспечение поддержания дипломатических сношений с другими государствами;
осуществление внешнеполитической деятельности государства;
организация проведения переговоров и подготовка заключения международных договоров;
подготовка совместно с другими центральными органами исполнительной власти предложений по заключению, выполнению, прекращению действия международных договоров и внесение их в установленном порядке на рассмотрение Президента и Кабинета Министров;
подготовка предложений по совершенствованию законодательства страны в области международных отношений;
осуществление функций дипломатического протокола в сфере обеспечения внешних сношений с другими государствами, международными организациями;
обеспечение функционирования единой государственной системы регистрации, учета и хранения международных договоров;
содействие деятельности иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений, представительств международных организаций в стране, а также осуществление контроля за соблюдением дипломатических и консульских привилегий и иммунитетов;
осуществление других функций в соответствии с действующим законодательством гос-ва.
Систему органов дипломатической службы составляют:
Министерство иностранных дел, представительства
Министерства иностранных дел, зарубежные дипломатические учреждения.
Министерство иностранных дел является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение внешней политики государства и координацию деятельности в сфере внешних сношений.
Министерство иностранных дел осуществляет свои полномочия непосредственно и через другие органы дипломатической службы.
Дипломатические представительства и консульские учреждения за границей являются постоянно действующими учреждениями, основными задачами которых являются представительство страны в государстве пребывания и поддержание официальных межгосударственных отношений, защита интересов государства, прав и интересов ее граждан и юридических лиц за границей.
Финансовое и материально-техническое обеспечение дипломатической службы осуществляется за счет средств Государственного бюджета.
Переговоры
Переговоры – главное ср-во дипломатии.
3 этапа:
1)подготовка
2)переговоры
3)анализ рез-тов
Тактика переговоров:
*противостояние сторон (нерационально)
*дружеская беседа (редко, непродуктивно)
*поиск взаимоприемлимых решений
Приемы:
-максимальное завышение начального уровня (созд. Завыш. Требования, потом как бы отказываются от них, якобы делая уступку=>приходят к желаемому рез-ту)
-расстановка ложных акцентов (сделать вид, что проявляешь интерес к какому-то на самом деле не важному вопросу, а потом отказаться от него, якобы делая уступку, и перейти к по-настоящему важному)
-вымогательство (выдвижение новых требований в конце переговоров, когда соглашение уже достигнуто. В этой ситуации оппонент может принять Ваши требования ради сохранения достигнутых договоренностей)
-метод пробного шара (предложения на переговорах формулируются не в виде конкретного предложения, а в виде идеи «а что, если мы попробуем сделать так»
-пакетирование (все вопросы предлагается решать вместе. Сторона, предлагающая «пакет», рассчитывает, что другая сторона, будучи заинтересована в нескольких предложениях из «пакета», примет и остальные)
-оказание прямого давления (угроза, шантаж, блеф)
-тактика «пирога» (эффективно при проведении переговоров по разделу чего-либо (например, территории). Ее сущность заключается в том, что одна сторона предлагает принцип раздела и проводит раздел, а другой выбирает (один делит «пирог», а другой выбирает себе кусок). Прием предполагает, что одна сторона, опасаясь получить меньший «кусок», будет стремиться к тому, чтобы делить как можно точнее.
-Тактика «ухода» (выжидания, отсрочки, молчания). Цель применения данного тактического приема – вынудить партнера первым давать информацию, ни принимать, ни аргументов, ни альтернатив другой стороны, откладывать собственные аргументы и решения на более поздний срок.
И т.д. (тактик очень много)
страница 1
скачать
Другие похожие работы: