96. Особенности возникновения региональных конфликтов в современном мире
96. Особенности возникновения региональных конфликтов в современном мире.
Подходы к проблеме обеспечения международной безопасности в настоящее время также меняются. Это связано, прежде всего, с качественно новым этапом развития системы международных отношений. В период холодной войны биполярная система международных отношений определяла и подходы к обеспечению международной безопасности. Роль двух сверхдержав в процессе ее сохранения была очень велика. После крушения Советского Союза и окончания холодной войны этот процесс не только усложнился, но и приобрел новые параметры. Соединенные Штаты как единственная ныне сверхдержава ставят перед собой задачу взять на себя главную ответственность за сохранение всеобщего мира и стабильности. Тем не менее, их возможности ограничены, и они не способны только своими силами решать все проблемы, осложняющие процесс обеспечения безопасности на глобальном или региональном уровнях. Новая ситуация, сложившаяся в мире, затрагивает, прежде всего, государства Азии и Африки. Особенностью этого ареала является социально-экономическая отсталость, характерная для большинства его стран, нерешенность пограничных проблем, как следствие, прежде всего, их колониального прошлого. высокий уровень конфликтности. Действительно, подавляющая часть конфликтных ситуаций, зафиксированных ООН с начала 90-х годов, происходили на территории афро-азиатских государств. В период холодной войны лидеры двух противоборствующих блоков контролировали конфликты, происходившие в странах Азии и Африки. Они стремились не допустить их перехода на глобальный уровень. С другой стороны, обе сверхдержавы были заинтересованы в большем числе союзников, для того, чтобы более успешно конкурировать между собой. Подобная ситуация позволяла государствам, относившимся к «третьему миру», успешно балансировать между двумя глобальными «центрами силы», решая на этой основе проблему обеспечения региональной безопасности.
После окончания холодной войны афро-азиатские государства оказались в ситуации, когда высокоразвитые индустриальные страны проявляют готовность оказывать помощь в сохранении статус-кво лишь в тех регионах, в которых они заинтересованы, в силу тех иных экономических или политических причин. Это относится, прежде всего, к конфликтам, происходящим на африканском континенте. Государства этого региона, в первую очередь, ощущают потерю интереса к ним со стороны развитых государств. Они вынуждены самостоятельно решать проблему обеспечения собственной безопасности. В этой обстановке региональные «центры силы» пытаются повысить свое значение, наращивая военную силу и стремясь к обладанию ядерным или другими видами оружия массового поражения.
Подобная же ситуация характерна и для некоторых регионов Азии. Многие происходящие там межэтнические и религиозные конфликты не привлекают к себе внимания мирового сообщества. Игнорирование ведущими мировыми державами проблем региональной стабильности обостряет борьбу между региональными «центрами силы», что, в свою очередь, приводит к осложнению процесса обеспечения региональной безопасности как части безопасности глобального характера.
Особенностью конфликтов современного мира является переход международных конфликтов с глобальных (противостояние двух общественных систем - капитализма и социализма) на региональный, даже на локальный уровни. В прошлом сверхдержавы СССР и США как-то сдерживали друг друга, чтобы региональные конфликты не превратились в глобальное противостояние двух систем. В отличие от глобальных конфликтов, где сверхдержавы могут прийти к какому-то консенсусу, региональные, особенно локальные конфликты чаще всего сопровождаются таким феноменом как стремление “идти до конца любой ценой”. Особенно этот феномен проявляется в тех случаях, когда силы сторон неравны.
Конфликтно - провоцирующий характер носит международная торговля оружием, основным поставщиком которого являются прежде всего США и Россия. Всплески в национально-этнических процессах завязаны с различными причинами, многие из которых имеют свои исторические корни и традиции. Когда эти процессы наблюдаются, исследуются и прогнозируются, ими можно управлять и не допускать неконтролируемого развития и разрушительных последствий.
С одной стороны, на уровне общественного сознания межнациональный конфликт означает определенный тип отношения к другому народу, который отличается конфронтационной установкой. На место пассивного неприятия приходят отношения активного противостояния.
С другой стороны, о межнациональном конфликте как реальном феномене политического процесса можно говорить, когда возникают и формируются относительно влиятельное национальное движение, ставящее своей целью изменение ранее существующего положения. Отличительной чертой межнационального конфликта, является то, что хотя бы одна из его сторон опирается на общественные структуры, т.е. в первую очередь на самоорганизующихся профессионалов. Межгосударственный характер будет иметь политический конфликт на почве несовпадения национальных отношений, если в нем противоборствующими сторонами открыто выступят независимые государства.
Межгосударственные конфликты могут быть классифицированы как вооруженные и невооруженные. Опасность вооруженных конфликтов в возможности вовлечения новых сил, выхода из под контроля. Невооруженные межгосударственные конфликты проявляются как дипломатическое противоборство, как таможенные, финансовые и другие действия выражающие экономические и политические интересы тех или иных государств. Современное международное право запрещает государствам обращаться к войне для урегулирования конфликтов.
К основным факторам, которые к этим конфликтам могут привести, относятся:
- характер политического режима в стране, вовлеченной в конфликт;
- создание нового государства как политической единицы в мире;
- поддержание или сохранение суверенитета государства;
- территориальные вопросы;
- вопросы выживания государства и соответствующего политического режима;
- контроль за "стратегической территорией";
- национальное объединение или "консолидация нации";
- защита или поддержка военно-политического союзника.
Доминирующая сверхдержава США стремится к реализации собственных интересов и использует для этого любые методы, в том числе и на внешнеполитической арене. Кроме того, нельзя забывать про такие новые явления как терроризм, распространение оружия массового поражения, глобализация. Эти факторы порождают новые конфликты и придают иные оттенки старым.
После Второй мировой войны, особенно после распада "восточного блока" в мире не было почти ни одного более или менее значительного вооруженного конфликта, в котором не участвовали бы США, а в предыдущем десятилетии и НАТО как орудие их глобального могущества. Но в последние годы нарастает сначала скрытое, а теперь уже открытое несогласие ведущих государств-членов этого союза с таким положением. НАТО дало трещину уже во время войны в Югославии, оказавшись на грани распада во время вооруженного нападения на Ирак. Весьма вероятно, что Соединенные Штаты будут стремиться к увеличению военного превосходства по сравнению с Европой и другими государствами. Но, несмотря на свою мощь, Америка вряд ли сможет выдержать последствия своего глобального милитаризма. В этом случае возрастает опасность региональных, а долгосрочно - и различных глобальных вооруженных конфронтаций, в том числе с применением ядерного оружия.
Мир вступает в период, когда терроризм - государственный, групповой и индивидуальный - будет присутствовать в разнообразных формах, станет "нормальным" положением вещей. Существует также мнение, что глобальная война в ближайшие 50 лет более вероятна, чем лидерство Европейского Союза в глобальной демократии, хотя оно имеет больше шансов по сравнению с лидерством, например, США, Японии или Китая.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: