«Актуализация духовно-нравственного направления деятельности в преподавании курса орксэ в условиях реализации фгос»
Краснокутский район Саратовской области
Анализ работы районного методического объединения
учителей курса ОРКСЭ
в 2013-2014 уч. году
Тема: «Актуализация духовно-нравственного направления деятельности в преподавании курса ОРКСЭ в условиях реализации ФГОС».
Цель методической работы:
«Совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей курса ОРКСЭ и их компетенций в области учебного курса и методики преподавания на основе создания системы информационно-технического и организационно-деятельностного содержания методической работы».
Задачи РМО:
1.Создать условия для развития профессиональной компетентности и методической грамотности педагогов в области преподаваемого учебного курса;
2.Отработать механизм взаимодействия муниципалитета, образовательных учреждений с религиозными организациями в области духовно- нравственного воспитания и просвещения;
3.Выработать оптимальную и эффективную схему работы с родителями в реализации учебного курса ОРКСЭ;
4.Внедрить в педагогическую деятельность эвристические и другие интерактивные методы, новейшие образовательные технологии, позволяющие повысить эффективность уроков по курсу ОРКСЭ.
Направления методической работы:
■ Обеспечение условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства учителя с учётом основных направлений инновационной работы районного объединения.
■ Обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового опыта в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики».
■ Обеспечение контрольно-аналитической экспертизы.
Формы организации научно-методической работы в МО:
■ обзоры научной, педагогической и другой литературы;
■ творческие отчёты учителей;
■ тематические заседания МО;
■ самообразование учителей;
■ открытые уроки и взаимопосещение уроков;
■ индивидуальные беседы по организации и проведению урока.
Актуальность методической темы РМО.
В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начальной школы второго поколения необходимо обратить внимание на те приоритеты в духовно-нравственном воспитании, которые лежат в основе стандарта, а также на те метапредметные и личностные результаты обучения, достижению которых должен способствовать курс ОРКСЭ.
Прежде всего, следует отметить, что среди различных задач начальной ступени образования стандарт выделяет следующие:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся в рамках курса ОРКСЭ (который в стандарте получил более конкретное наименование «Основы духовно-нравственной культуры народов России») должно осуществляться по следующим направлениям:
развитие готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
формирование внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
осознание ценности человеческой жизни.
Среди личностных и метапредметных результатов обучения можно выделить следующие:
формирование основ гражданской идентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей 5
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
овладение навыками смыслового чтения текстов;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации информации;
В 2012-2013 учебном году , выше перечисленные задачи и результаты обучения, сформулированные в ФГОС показали, возможность их достижения в рамках комплексного курса ОРКСЭ, поскольку этот учебный курс позволяет решать не только конкретные задачи духовно-нравственного воспитания личности, но и выстраивать межпредметные связи между дисциплинами гуманитарного цикла (таких, как обществознание, изобразительное искусство, музыка, литературное чтение). Умения и навыки, приобретенные в рамках курса ОРКСЭ, должны стать прочной образовательной платформой для ученика старшей школы.
1.В 2012-2013 учебном году преподавание ОРКСЭ в районе велось в соответствии с нормативными документами федерального, регионального и муниципального уровней.
Каждым педагогом были подготовлены рабочие программы по ОРКСЭ, где в пояснительной записке отражены особенности преподавания данного курса в той или иной школе.
Выбор модулей был сделан с письменного согласия родителей (законных представителей).
Анализ кадрового состава учителей ОРКСЭ показал, что из 20 учителей преподающих данный курс 18имеют высшее образование, 2 сред.спец. образование.
Из 20 человек 10 учителей ведут историю и обществознание, 7- являются учителями начальных классов, 1- учитель русского языка и литературы, 1- музыки, 1- биологии.
Из 20 учителей имеют высшую категорию – 1, первую категорию- 11,
6- вторую,
3 не аттестованы.
Педагогический стаж педагогов, преподающих ОРКСЭ
-2 лет - -
от 2 до5 лет- -
от 5 до 10 лет-2 чел
от 10-20 лет- 10 чел
свыше 20 лет- 9 чел
УМК по предмету ОРКСЭ
А.Я. Данилюк Модуль – «Основы светской этики» - 3 ОУ.
Кураев А.В. Модуль – « Основы православной культуры»- 6 ОУ.
«Основы мировых религиозных культур». Авторы А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева и др – 12 ОУ.
В школах района в прошедшем учебном году были созданы необходимые условия для изучения этого предмета. Закуплены учебники, входящие в Федеральный перечень учебников на 2012-2013 учебный год, все учителя в 2012 году прошли курсовую переподготовку .
Для повышения теоретического и методического уровня в районе создано РМО учителей ОРКСЭ.
Заседания РМО – в 2012-2013 учебном году состоялось 4 заседания.
Тема 1 заседания: «Религиозная культура в школе – инновационный проект российского образования».
Тема 2 заседания : «Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС нового поколения».
Тема 3 заседания: «Развитие творческих способностей школьников при изучении курса ОРКСЭ».
Тема 4 заседания: «Анализ преподавания предмета ОРКСЭ. Проблемы и трудности и способы их решения».
Вопросы, рассматриваемые на заседании РМО:
1. 1 Нормативно-правовая база по предмету ОРКСЭ и возможности ее реализации.
2. Утверждение плана работы РМО преподавателей ОРКСЭ
3. Особенности составления рабочих программ по предмету ОРКСЭ
4. Работа с родителями в рамках преподавания предмета ОРКСЭ
5. Концепция духовно-нравственного воспитания патриота России
6.Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребенка..
7. Рассмотрение наиболее трудных тем курса ОРКСЭ и ОПК .
8 Результаты олимпиады по ОПК
9. Х Межрегиональные Пименовские чтения (информация о педагогическом форуме)
10. Домашние задания как стимул повышения интереса обучающихся к предмету ОРКСЭ.
Вовлечение родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность в рамках учебного предмета ОРКСЭ.
11.Изучение и обсуждение итогов социологического исследования отношения родителей к курсу ОРКСЭ.
12.Оценка результативности изучения комплексного учебного курса ОРКСЭ.
13.Презентация опыта (каждый учитель)
14. Итоги районного конкурса творческих работ учащихся по ОРКСЭ.
Учителя района в 2012-2013 учебном году были участниками: пленарного заседания Х Межрегиональных Пименовских чтений, православного кинофестиваля « Встреча», семинара « Основы духовно-нравственной культуры народов России» издательства «Дрофа».
7.Открытые уроки:
Школьный уровень: Сахипова С.Р. МОУ-ООШ с. Усатово ( модуль ОМРК)
Районный семинар: Стрекнева Г.И. МОУ-СОШ №3 (Модудь ОМРК) « Религия и мораль» 5 класс
Региональный методический семинар:» Методическое сопровождение образовательной программы образовательного учреждения» Сибирева М.Н. МОУ-СОШ №1 (модуль ОПК) «Милосердие и сострадание» 5 класс видиофрагмент урока
( пилотный режим внедрения ФГОС)
Все эти вопросы рассматривались на заседаниях РМО и в результате их обсуждения находились возможности их решения.
Кружковая работа по предмету в районе в 2012-2013 учебном году не велась.
Каждый учитель имел возможность использовать интерактивное оборудование при проведении уроков.
Анализ посещенных уроков.
Тип урока, который чаще использовали в своей работе учителя ОРКСЭ, - урок открытия нового знания. Все посещённые уроки проведены на хорошем или высоком методическом уровне. Учителя Стрекнева Г.И. МОУ-СОШ№3, Сибирева М.Н. МОУ-СОШ№1, Сахипова С.Р. МОУ с. Усатово и многие другие используют на уроке наглядные и проблемные методы обучения, различные формы организации учебной деятельности: работу в парах и группах, коллективное творческое дело, виртуальные экскурсии.
Делают урок ОРКСЭ увлекательным, ярким, запоминающимся мультимедийные презентации, межпредметные связи с литературой, историей, изобразительным искусством, музыкой.
Многие учителя используют на уроках притчи, различные жанры устного народного творчества, нахождение лексического значения ключевых слов урока: «совесть», «раскаяние», «добро», эгоизм».
Для проверки домашнего задания, закрепления изученного на уроке планируются задания тестового характера, викторины.
Проводимые физкультминутки всегда были связаны с темой урока.
Учителя в соответствии с требованиями новых стандартов умело, через использование эвристических методов, подводят детей к самостоятельному формулированию темы, целей, выводов по уроку. Организованная самостоятельная работа создаёт условия для формирования личностных, метапредметных, регулятивных универсальных учебных действий. Большое внимание на каждом уроке уделяется мотивации школьников на усвоение учебного материала.
На всех уроках ОРКСЭ звучит уважительное отношение со стороны учителей к тому, о чём они говорят, к позиции и мнению учащихся, примерам детей из их жизненного опыта. Посещённые уроки – это уроки толерантности.
Домашние задания носят творческий характер, требующий совместной деятельности учащихся и родителей, что сближает учителя, учеников и родителей.
Уроки ОРКСЭ - безотметочные. Учителя словесно поощряют понимание обучающимися темы урока, активное участие в уроке, совместную с родителями деятельность по выполнению домашней работы, создание творческих проектов, рисунков, чтение дополнительной литературы и другое.
Во многих школах района используется технология портфолио для самооценки учеником своей работы на уроках ОРКСЭ. В портфолио хранятся все творческие работы учащихся, составляется список достижений по предмету.
Беседа с учащимися показала, что им интересно на уроке. Они с удовольствием вступают в диалог с учителем, активны на уроках, готовят дополнительные сведения к урокам.
Итоги анкетирования педагогов о результативности и эффективности учебного курса при обучении учащихся говорят о том, что все учителя одобряют введение данного курса. Они отмечают, что дети стали внимательнее и заботливее друг к другу, научились сопереживать, общаться в коллективе.
Из анкет родителей можно сделать вывод, что большинство из них относятся к преподаванию предмета положительно.
Этот курс, по их мнению, формирует уважительное отношение к природе, родителям, старикам и инвалидам, воспитывает трудолюбие, внимательное отношение к своему здоровью, способствует общему и духовно - нравственному развитию детей, расширению кругозора, приобщению ребёнка к истории и культуре своего народа.
Однако при введении нового предмета возникали проблемы.
При достаточной теоретической базе педагогам не хватало практического опыта в проведении уроков, поэтому им приходилось тратить много времени на самостоятельный поиск ответов на возникающие вопросы.
Также это нехватка оборудования в некоторых сельских школах, наглядности; очень объемный материал некоторых тем курса; безоценочная система преподавания, рекомендательный характер домашних заданий и выполнение творческих заданий.
В связи с тем, что данный курс введён только в этом учебном году, педагог работает чаще всего один, в отрыве от коллектива. А реализовать данный курс, в основе которого духовно- нравственное воспитание, можно только в единстве с коллегами
Эти и другие проблемы будут решаться и в этом учебном году, и в последующие годы.
Задачи РМО на следующий учебный год
1.повышение мотивации учащихся к изучению ОРКСЭ;
2.повышение профессионального уровня педагогов
• изучение нормативной и правовой документации по вопросам образования, в том числе духовно-нравственного содержания;
• создание условий для профессионального, культурного и творческого роста педагогов (семинары, открытые уроки, обобщение передового педагогического опыта, экспериментальная работа и др.);
• организация и оказание консультативной помощи в учебной, экспериментальной работе по указанному профилю;
• освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности по предмету;
• организация внешкольной работы с обучающимися по предмету;
• создание базы данных о педагогах;
• организация и проведение конкурсов, конференций, чтений и других видов совместной работы педагогами с учениками и родителями;
• информационное обслуживание образовательных учреждений (создание медиатеки современных учебно-методических материалов, осуществление информационно-библиографической деятельности);
• организация мониторинга состояния и результата преподавания предмета, качественного состава педагогов, использования современных средств обучения и т.д.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: